Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N А58-4982/2012

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. N А58-4982/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества Холдинговой компании "Якутуголь" Шаповалова С.Ю. (доверенность от 28.01.2013), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) Безносова Д.Г. (доверенность N 02-22/08 от 14.01.2013), Егоровой А.В. (доверенность N 02-22/01 от 09.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Холдинговой компании "Якутуголь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2012 года по делу N А58-4982/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Собардахова В.Э.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.),

установил:

открытое акционерное общество Холдинговая компания "Якутуголь" (ОГРН 1021401009057, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402197781, далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 28.05.2012 N 07-13/2-Р "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
По мнению общества, судами двух инстанций не учтено, что добываемый обществом уголь рядовой марки СС является минеральным сырьем и не может быть признан добытым полезным ископаемым в смысле статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации. Обществом реализовывалось минеральное сырье, содержащее в себе полезное ископаемое - уголь в чистых угольных пачках и пустые породы. Поскольку реализация угля в чистых угольных пачках у общества отсутствовала, расчет налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого произведен обществом правильно.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу общества, в котором она заявила о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом представлены уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август - декабрь 2008 года.
Инспекцией проведена повторная выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.08.2008 по 31.12.2008.
По результатам налоговой проверки инспекцией составлен акт от 16.04.2012 N 07-13/2 и вынесено решение от 28.05.2012 N 07-13/2-Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых, а также соответствующие пени.
Основанием для доначислений послужил вывод инспекции о неверном исчислении обществом налоговой базы в результате определения стоимости добытого полезного ископаемого, исходя из расчетной стоимости, тогда как ее следовало определять, исходя из сложившихся цен реализации добытого полезного ископаемого.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 10.08.2012 N 04-22/65/08495 обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения.
Считая, что решение инспекции от 28.05.2012 N 07-13/2-Р нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В силу статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 1 статьи 340 Налогового кодекса предусмотрено, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
- 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
- 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
- 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации общество в проверяемый период являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, осуществляя добычу каменного угля на Нерюнгринском месторождении (пласт Мощный) Республики Саха (Якутия) на основании лицензии на право пользования недрами.
Согласно учетной политике общества для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом (пункт 5.3. положения об учетной политике в целях налогового учета, утвержденного приказом общества от 25.12.2008 N 182).
При этом пунктом 5.4.1. указанного положения предусмотрено, что при наличии реализации добытого полезного ископаемого оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется, исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
Судами установлено, что обществом по последним налоговым декларациям оценка стоимости добытых полезных ископаемых (угля) произведена в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, пунктом 4 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ оценки, указанный в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи (исходя из расчетной стоимости угля), применяется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.
Согласно пункту 5.4.1 "Порядок определения стоимости полезного ископаемого" учетной политики в целях налогового учета на 2008 год, утвержденной приказом общества от 25.12.2007 N 182, отсутствие реализации имеет место в следующих случаях:
- А) когда в течение налогового периода добытое полезное ископаемое используется на собственные нужды предприятия, осуществившего добычу;
- Б) когда в течение налогового периода добытое полезное ископаемое перерабатывается и потребляется (реализуется на сторону) в виде продукта переработки.
Между тем, общество, утверждая, что добытое полезное ископаемое не реализовано, пояснить, каким образом оно использовалось (на собственные нужды или переработано) не смогло.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что добытый уголь марки СС-0-300, содержащий в себе уголь в чистых угольных пачках, без переработки непосредственно с разреза отгружался на реализацию.
Инспекцией стоимость единицы добытого полезного ископаемого определена исходя из цен реализации угля марок СС 0-300, СС 0-70 с учетом доли полезного ископаемого (в чистых угольных пачках) в горной массе.
Исходя из изложенного, применение расчетной стоимости добытого полезного ископаемого судами признано неправомерным.
При таких обстоятельствах выводы судов двух инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований являются обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
Судами установлено, что существенных нарушений порядка проведения проверки, рассмотрения материалов проверки и вынесения решения инспекцией допущено не было. Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2012 года по делу N А58-4982/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
А.И.РУДЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)