Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-28013/12

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N А41-28013/12


Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Валитов Р.Ф., доверенность от 21.08.2012, Бений А.В., приказ от 30.10.2011 N 2/09,
от заинтересованных лиц:
от администрации Подольского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Ефимов К.П., доверенность от 24.12.2012 N 33-и-7654/12,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы на решение Арбитражного суда Московской области от 25.12.2012 по делу N А41-28013/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квинт" (ОГРН 1087746888327; ИНН 7729606635) к администрации Подольского муниципального района Московской области, Департаменту земельных ресурсов города Москвы, при участии в качестве третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации Подольского муниципального района Московской области, об оспаривании бездействия и обязании осуществить определенные действия,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Квинт" (далее - общество, заявитель, ООО "Квинт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточнений к администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - администрация), Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент), в котором просит:
- - признать незаконным бездействие администрации Подольского муниципального района;
- - обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить договор купли-продажи с обществом о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 2200 кв. м с кадастровым номером 50:27:0020425:42, расположенного в г. Москва, с/о Рязановский, п. Знамя Октября, по десятикратной ставке земельного налога, действующей на момент подачи заявления в суд.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Комитет по управлению имуществом администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением в части обязания департамента заключить договор купли-продажи с ООО "Квинт" о предоставлении в собственность спорного земельного участка по десятикратной ставке земельного налога, действующей на момент подачи заявления, департамент обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Квинт" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, общей площадью 2200 кв. м с кадастровым номером 50:27:0020425:42, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, с/о Рязановский, п. Знамя Октября (г. Москва, с/о Рязановский, п. Знамя Октября), что подтверждается свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 16.12.1994 N 752 (л.д. 39) и вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Московской области от 31.03.2010 по делу N А41-36304/09 (л.д. 65 - 67), от 10.05.2011 по делу N А41-2252/11 (л.д. 68 - 69).
На данном земельном участке расположен объект капитального строительства: забор, назначение: нежилое, протяженность 118 п. м, инв. N 215:064-22175, принадлежащий заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2012 50 АГ N 480083 (л.д. 83).
13 апреля 2012 года ООО "Квинт" обратилось в администрацию с заявлением (л.д. 54) о предоставлении в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:42 по десятикратной ставке земельного налога.
После устного запроса со стороны администрации недостающих документов заявитель направил все недостающие документы.
Поскольку в законодательно установленные сроки ответ от администрации на указанное заявление получен не был, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обществом предоставлены в администрацию все необходимые документы, у в связи с чем пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия администрации. Поскольку спорный земельный участок расположен на территории, которая с 01.07.2012 была включена в состав территории города Москвы на основании соглашения между городом Москвой и Московской областью об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011 и постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" суд обязал департамент заключить договор купли-продажи с ООО "Квинт" о предоставлении в собственность спорного земельного участка по десятикратной ставке земельного налога, действующей на момент подачи заявления в суд.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований, касающихся Департамента земельных ресурсов города Москвы, департамент указывает, что не является органом, совершившим оспариваемое бездействие, в связи с чем у суда отсутствовали основания для возложения обязанности устранить нарушения, допущенные администрацией, на департамент. Кроме того, на территории города Москвы действуют положения Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", согласно которому с 01.07.2012 собственники объектов капитального строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, по мнению департамента, спорный земельный участок не может быть предоставлен обществу по десятикратной ставке земельного налога, установленной Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области". Департамент земельных ресурсов города Москвы не может в своих действиях руководствоваться законом Московской области. Департамент также указывает, что если общество полагает, что приобретением спорного земельного участка по цене равной его кадастровой стоимости нарушает права ООО "Квинт", общество вправе обратиться к администрации с иском о возмещении убытков.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения.
Администрация и комитет своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителей департамента и общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением по настоящему делу судом признано незаконным бездействие администрации Подольского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:42 в собственность ООО "Квинт" по десятикратной ставке земельного налога.
В указанной части решение суда департаментом не обжалуется, с наличием у общества права на выкуп спорного земельного участка и признанием незаконным бездействия администрации Департамент земельных ресурсов города Москвы не спорит.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случае признания действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При этом под соответствующим органом понимается не исключительно тот орган ненормативный акт или действие (бездействие) которого признаны незаконным, а орган в чьи полномочия входит принятие решения, совершение действий, направленных на восстановление нарушенных прав на момент принятия судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и самим департаментом, земельный участок общей площадью 2200 кв. м с кадастровым номером 50:27:0020425:42, включен в состав территории города Москвы в соответствии с соглашением между городом Москвой и Московской областью об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011 и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
Согласно статье 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" и Положению о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (действующему на момент принятия обжалуемого решения), Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
Следовательно, на момент принятия обжалуемого решения распоряжение спорным земельным участком относится к полномочиям Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Факт отсутствия обращения к департаменту с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка не является основанием для неприменения арбитражным судом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560 "О рассмотрении обращения" лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Восстановление нарушенных прав общества, которые были незаконно нарушены при обращении ООО "Квинт" с заявлением к администрации о выкупе земельного участка, не может ставиться в зависимость от факта изменения границ города Москвы как в части возможности самого выкупа, так и в части той цены, по которой заявитель в соответствии с законом приобрел бы земельный участок, если бы его права не были нарушены незаконным бездействием администрации.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" и статьей 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которым до 01.07.2012 лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1, 1.2 и 2 части 3 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, земельный участок предоставляется по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Из смысла данной нормы права следует, что по своему содержанию указанный порядок приобретения земельных участков является льготным по отношению к порядку, установленному пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что ООО "Квинт" является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020425:42, а также является правообладателем права постоянного (бессрочного) пользования, которое не было прекращено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Квинт" имеет право приобрести спорный земельный участок по льготной цене.
Апелляционным судом не может быть принят во внимание довод департамента о том, что спорный земельный участок им может быть предоставлен обществу только по цене, установленной Законом г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", то есть по цене, равной его кадастровой стоимости, а суд в этом случае в резолютивной части решения должен был указать на обязанность администрации в счет возмещения убытков общества перечислить ООО "Квинт" разницу стоимости между кадастровой стоимостью земельного участка и десятикратной ставкой земельного налога после заключения договора между обществом и департаментом.
Как указано выше, незаконность бездействия администрации и изменение границ города Москвы не могу служить основанием для возложения на общество дополнительных обязанностей (обращение в департамент с новым заявлением о выкупе) и дополнительных затрат на приобретение спорного земельного участка, поскольку к нарушению прав общества привело именно бездействие администрации.
В том случае если Департамент земельных ресурсов города Москвы полагает, что в результате незаконного бездействия администрации и в связи с таким бездействием возложение на департамент соответствующей обязанности привело к убытку бюджета города Москвы в размере разницы между кадастровой стоимостью земельного участка и десятикратной ставкой земельного налога, департамент не лишен права обратиться в суд соответствующим иском к лицу, которое он считает виновным в возникновении убытков.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25.12.2012 по делу N А41-28013/12 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)