Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Шараева С.Ю.,
судей Цуцковой М.Г., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (ИНН 3403019472 ОГРН 1043400765011), г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А12-1892/2013, принятое судьей Пономаревым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" (ИНН 3403021104 ОГРН 1063455040879), Волгоградская область, р.п. Городище
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (ИНН 3403019472 ОГРН 1043400765011), г. Волгоград
об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, г. Волгоград об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, г. Волгоград - Цюбенко В.В. по доверенности от 09 января 2013 года N 4,
от ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Геосфера", Волгоградская область, р.п. Городище - Хлистунов О.В., по решению единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" от 16 июля 2012 года N 8
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Геосфера", Волгоградская область, р.п. Городище (далее - ООО "Геосфера", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, г. Волгоград (далее - регистрирующий орган, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области) в котором просило:
- - признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года;
- - обязать Межрайонную ИФНС России N 5 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 26 декабря 2012 года.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года требования ООО "Геосфера" удовлетворены, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года признано незаконным.
На регистрирующий орган возложена обязанность по внесению в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Геосфера" в связи с ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 26 декабря 2012 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области не согласилась с вынесенным решением Арбитражного суда Волгоградской области и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Геосфера" отказать в полном объеме.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Геосфера" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Геосфера" отказать в полном объеме. Считает, что представление при государственной регистрации недостоверных сведений об отсутствии задолженности в ликвидационном балансе (задолженность по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год), а также невыполнение требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" являются основаниями к отказу в государственной регистрации ликвидации общества.
Ликвидатор ООО "Геосфера" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению ликвидатора ООО "Геосфера" обществом соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации. На момент представления обществом заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией (26 декабря 2012 года) ему не могло быть известно о претензиях налогового органа. Регистрирующий орган не доказал, что на момент ликвидации у общества имелась задолженность перед бюджетом, не принял необходимые меры по взысканию задолженности в установленном порядке, заявив как кредитор общества о наличии задолженности.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
05 апреля 2006 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ООО "Геосфера" за основным государственным регистрационным номером 1063455040879, выданы свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 34 N 002845405 и постановке на учет в налоговом органе серии 34 N 001747079 (т. 1 л.д. 25-26).
16 июля 2012 года единственным участником ООО "Геосфера" принято решение о ликвидации общества в добровольном порядке и назначении ликвидатора, о чем направлено уведомление в регистрирующий орган (т. 1 л.д. 23-24).
24 июля 2012 года регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица за государственным регистрационным номером 2123455024592, выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 34 N 003980045, внесена запись о назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером 2123455024603, а также выдано свидетельство о внесении указанной записи в ЕГРЮЛ серии 34 N 003980046 (т. 1 л.д. 21-22).
15 августа 2012 года в "Вестнике государственной регистрации", часть 1 N 32 (390) помещена публикация о ликвидации ООО "Геосфера" и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: 403003, Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Спортивная, д. 11 "А".
13 ноября 2012 года решением единственного участника ООО "Геосфера" N 9 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (т. 1 л.д. 20).
04 декабря 2012 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за государственным регистрационным номером 2123455037022, о чем выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 34 N 003980621 (т. 1 л.д. 19).
Решением единственного участника ООО "Геосфера" от 24 декабря 2012 года N 10 утвержден ликвидационный баланс (т. 1 л.д. 18).
В связи с завершением ликвидационной процедуры, 26 декабря 2012 года в регистрирующий орган ликвидатором ООО "Геосфера" по почте направлен предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) пакет необходимых документов, в том числе подписанное заявителем-ликвидатором заявление "О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (форма Р16001).
Данные документы были получены регистрирующим органом 09 января 2013 года (т. 1 л.д. 49-54).
По результатам рассмотрения представленных обществом документов регистрирующий орган 16 января 2013 года принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов (т. 1 л.д. 45,47).
Согласно данному решению основаниями для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией являются:
- -представление обществом заявления "О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (форма Р16001), а также ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, фактически имеющего задолженность по обязательным налоговым платежам, а также не отражающего расчеты юридического лица с кредиторами;
- -не выполнение обществом требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение регистрирующего органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ни на момент составления промежуточного ликвидационного баланса, ни на момент составления ликвидационного баланса оснований для уплаты обществом налога не имелось, в связи с чем, представленный ООО "Геосфера" ликвидационный баланс соответствовал требованиям законодательства. Довод регистрирующего органа о непредставлении обществом документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации судом первой инстанции отклонен в связи с отсутствием у общества задолженности перед Пенсионным Фондом Российской Федерации, в 2012 году общество деятельность не вело и в Пенсионный Фонд Российской Федерации были сданы нулевые балансы.
Таким образом, суд первой инстанции, посчитал, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 данного Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- б) ликвидационный баланс;
- в) документ об уплате государственной пошлины;
- г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Вместе с тем, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его ликвидации, не освобождает заявителя от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно подпункту "б" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации относится ликвидационный баланс.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как усматривается из материалов дела, обществом в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представлены следующие документы: заявление о ликвидации формы Р16001, ликвидационный баланс, решение, документ об оплате государственной пошлины.
Как следует из оспариваемого решения, регистрирующим органом сделан вывод о содержании недостоверных сведений в ликвидационном балансе и наличии у общества непогашенной задолженности.
Согласно материалам дела, в 2011 году ООО "Геосфера" применяло упрощенную систему налогообложения.
31 марта 2012 года обществом за отчетный период - 2011 год, была представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в соответствии с которой сумма подлежащая уплате в бюджет составила 0 рублей (т. 1 л.д. 71-73).
15 октября 2012 года ООО "Геосфера" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в которой сумма налога, подлежащая уплате за 2011 год, составила 89106 рублей (т. 1 л.д. 120-122).
Данная декларация была подписана и направлена в налоговый орган единственным участником ООО "Геосфера", ликвидатором Хлистуновым О.В.
Как следует из выписки из лицевого счета за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года по состоянию расчетов на 27 марта 2013 года за ООО "Геосфера" числится недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 89106 рублей и пеня в сумме 8650 рублей 81 копейка, а всего 97 756 рублей 81 копейка (т. 2 л.д. 6).
До настоящего времени данная недоимка в бюджет не уплачена.
Апелляционным судом установлено, что указанная задолженность не нашла своего отражения в ликвидационном балансе общества, представленном в регистрирующий орган для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Следовательно, предусмотренный нормами Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица направлен на обеспечение прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и позволяет их реализовать в отношении ликвидируемого юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, о завершении расчетов с кредиторами является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
В данном случае материалами дела подтверждается, что обществом нарушен установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица.
Нарушение заключается в представлении в регистрирующий орган недостоверного ликвидационного баланса, составленного и утвержденного без учета требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть - при наличии непогашенной кредиторской задолженности - налоговой недоимки.
Кроме того, в силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-20194/2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку представленный обществом в регистрирующий орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, неотражающие действительного имущественного ликвидированного общества и его расчеты с кредиторами, этот баланс обоснованно расценен указанным органом как непредставленный.
Доводы ООО "Геосфера" относительно того, что на момент представления обществом заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией (26 декабря 2012 года) ему не могло быть известно о претензиях налогового органа, регистрирующий орган не доказал, что на момент ликвидации у общества имелась задолженность перед бюджетом, не принял необходимые меры по взысканию задолженности в установленном порядке, заявив как кредитор общества о наличии задолженности, несостоятельны и противоречат материалам дела.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 данного Кодекса должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Пунктом 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В пункте 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации уточненная декларация подается налогоплательщиком с целью внесения изменений в ранее поданную налоговую декларацию в случае обнаружения в ранее поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок.
ООО "Геосфера", являясь налогоплательщиком в соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и применяя упрощенную систему налогообложения, определяло сумму налога по итогам налогового периода самостоятельно (п. 2 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ООО "Геосфера", как налогоплательщик, самостоятельно исчислило соответствующую сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с указанием суммы налога, подлежащего уплате за 2011 год в бюджет, подписало налоговую декларацию, подтвердив достоверность и полноту сведений указанных в ней, и 15 октября 2012 года добровольно представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по данному налогу.
В связи с изложенным, ликвидатору Хлистунову О.В. было известно о наличии кредиторской задолженности, общество своими действиями по исполнению налогового законодательства самостоятельно и добровольно подтвердило наличие у него указанной выше недоимки - суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы за 2011 год, которая соответственно должна быть отражена им в ликвидационном балансе, представленном в регистрирующий орган для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Действуя добросовестно и разумно как того требует ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, общество не должно было утверждать ликвидационный баланс до исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.
Однако, ни в промежуточном ликвидационном балансе, ни в ликвидационном балансе обществом не указана какая-либо сумма задолженности перед бюджетом.
Кроме того, из материалов дела следует, что 15 августа 2012 года в "Вестнике государственной регистрации", часть 1 N 32 (390) помещена публикация о ликвидации ООО "Геосфера" и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации.
Общество, действуя недобросовестно, представило только в последний день по истечении 2-месячного срока - 15 октября 2012 года в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, фактически лишив налоговый орган как кредитора предъявить соответствующие требования в указанный срок и применить соответствующие меры налогового контроля, что не исключает наличие у ООО "Геосфера" обязанности по уплате недоимки по налогу.
Как следует из оспариваемого решения, регистрирующим органом сделан вывод о том, что обществом при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица не выполнены требования, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно подпункту "г" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации относится документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Материалами дела подтверждено и обществом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что ООО "Геосфера" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган данный документ не представлен.
В связи с тем, что названый выше документ не был представлен заявителем-обществом, указанный документ был предоставлен по межведомственному запросу регистрирующего органа, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации - УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области.
10 января 2013 года регистрирующим органом был направлен запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с целью получения документа, подтверждающего представление обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (т. 1 л.д. 48).
Согласно справке УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области от 11 января 2013 года N ИС-103/10 ООО "Геосфера" в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не представлены сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (т. 1 л.д. 46).
Получение регистрирующим органом данной справки из УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области подтверждает факт не выполнения обществом требований подпункта "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и в силу закона соответственно не исключает обязанности общества представить для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица соответствующий документ.
ООО "Геосфера" заявлен довод о том, что оно вправе не представлять в регистрирующий орган при ликвидации документ, предусмотренный подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". При этом общество ссылается на то, что деятельность обществом в 2012 году не велась, работников не числилось, заработная плата не начислялась и не выплачивалась в связи, с чем в УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области были сданы нулевые отчеты по форме РСВ-1.
Данный довод является несостоятельным в силу следующего.
Справка, выданная обществу УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 25 января 2013 года подтверждает уплату страховых взносов по состоянию на данную дату 25.01.2013 (т. 1 л.д. 14), однако не доказывает факт представления обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Кроме того, подпункт "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" носит формальный характер и его исполнение не зависит от результатов предпринимательской деятельности юридического лица.
Таким образом, учитывая, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица обществом не был соблюден, поданный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а также ООО "Геосфера" не выполнены требования, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган обоснованно и законно отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на материалах дела и законе, и при возникших правоотношениях, имеются основания для ее удовлетворения.
Вывод суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией является ошибочным в результате неправильного применения положений статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А12-1892/2013 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" Волгоградская область, р.п. Городище о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" Волгоградская область, р.п. Городище в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в размере одной тысячи рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Ю.ШАРАЕВ
Судьи
Н.Н.ПРИГАРОВА
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-1892/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А12-1892/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Шараева С.Ю.,
судей Цуцковой М.Г., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (ИНН 3403019472 ОГРН 1043400765011), г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А12-1892/2013, принятое судьей Пономаревым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" (ИНН 3403021104 ОГРН 1063455040879), Волгоградская область, р.п. Городище
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (ИНН 3403019472 ОГРН 1043400765011), г. Волгоград
об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, г. Волгоград об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, г. Волгоград - Цюбенко В.В. по доверенности от 09 января 2013 года N 4,
от ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Геосфера", Волгоградская область, р.п. Городище - Хлистунов О.В., по решению единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" от 16 июля 2012 года N 8
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Геосфера", Волгоградская область, р.п. Городище (далее - ООО "Геосфера", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, г. Волгоград (далее - регистрирующий орган, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области) в котором просило:
- - признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года;
- - обязать Межрайонную ИФНС России N 5 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 26 декабря 2012 года.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года требования ООО "Геосфера" удовлетворены, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года признано незаконным.
На регистрирующий орган возложена обязанность по внесению в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Геосфера" в связи с ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 26 декабря 2012 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области не согласилась с вынесенным решением Арбитражного суда Волгоградской области и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Геосфера" отказать в полном объеме.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Геосфера" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Геосфера" отказать в полном объеме. Считает, что представление при государственной регистрации недостоверных сведений об отсутствии задолженности в ликвидационном балансе (задолженность по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год), а также невыполнение требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" являются основаниями к отказу в государственной регистрации ликвидации общества.
Ликвидатор ООО "Геосфера" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению ликвидатора ООО "Геосфера" обществом соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации. На момент представления обществом заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией (26 декабря 2012 года) ему не могло быть известно о претензиях налогового органа. Регистрирующий орган не доказал, что на момент ликвидации у общества имелась задолженность перед бюджетом, не принял необходимые меры по взысканию задолженности в установленном порядке, заявив как кредитор общества о наличии задолженности.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
05 апреля 2006 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ООО "Геосфера" за основным государственным регистрационным номером 1063455040879, выданы свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 34 N 002845405 и постановке на учет в налоговом органе серии 34 N 001747079 (т. 1 л.д. 25-26).
16 июля 2012 года единственным участником ООО "Геосфера" принято решение о ликвидации общества в добровольном порядке и назначении ликвидатора, о чем направлено уведомление в регистрирующий орган (т. 1 л.д. 23-24).
24 июля 2012 года регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица за государственным регистрационным номером 2123455024592, выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 34 N 003980045, внесена запись о назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером 2123455024603, а также выдано свидетельство о внесении указанной записи в ЕГРЮЛ серии 34 N 003980046 (т. 1 л.д. 21-22).
15 августа 2012 года в "Вестнике государственной регистрации", часть 1 N 32 (390) помещена публикация о ликвидации ООО "Геосфера" и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: 403003, Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Спортивная, д. 11 "А".
13 ноября 2012 года решением единственного участника ООО "Геосфера" N 9 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (т. 1 л.д. 20).
04 декабря 2012 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за государственным регистрационным номером 2123455037022, о чем выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 34 N 003980621 (т. 1 л.д. 19).
Решением единственного участника ООО "Геосфера" от 24 декабря 2012 года N 10 утвержден ликвидационный баланс (т. 1 л.д. 18).
В связи с завершением ликвидационной процедуры, 26 декабря 2012 года в регистрирующий орган ликвидатором ООО "Геосфера" по почте направлен предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) пакет необходимых документов, в том числе подписанное заявителем-ликвидатором заявление "О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (форма Р16001).
Данные документы были получены регистрирующим органом 09 января 2013 года (т. 1 л.д. 49-54).
По результатам рассмотрения представленных обществом документов регистрирующий орган 16 января 2013 года принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов (т. 1 л.д. 45,47).
Согласно данному решению основаниями для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией являются:
- -представление обществом заявления "О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (форма Р16001), а также ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, фактически имеющего задолженность по обязательным налоговым платежам, а также не отражающего расчеты юридического лица с кредиторами;
- -не выполнение обществом требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение регистрирующего органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ни на момент составления промежуточного ликвидационного баланса, ни на момент составления ликвидационного баланса оснований для уплаты обществом налога не имелось, в связи с чем, представленный ООО "Геосфера" ликвидационный баланс соответствовал требованиям законодательства. Довод регистрирующего органа о непредставлении обществом документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации судом первой инстанции отклонен в связи с отсутствием у общества задолженности перед Пенсионным Фондом Российской Федерации, в 2012 году общество деятельность не вело и в Пенсионный Фонд Российской Федерации были сданы нулевые балансы.
Таким образом, суд первой инстанции, посчитал, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 данного Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- б) ликвидационный баланс;
- в) документ об уплате государственной пошлины;
- г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Вместе с тем, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его ликвидации, не освобождает заявителя от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно подпункту "б" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации относится ликвидационный баланс.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как усматривается из материалов дела, обществом в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представлены следующие документы: заявление о ликвидации формы Р16001, ликвидационный баланс, решение, документ об оплате государственной пошлины.
Как следует из оспариваемого решения, регистрирующим органом сделан вывод о содержании недостоверных сведений в ликвидационном балансе и наличии у общества непогашенной задолженности.
Согласно материалам дела, в 2011 году ООО "Геосфера" применяло упрощенную систему налогообложения.
31 марта 2012 года обществом за отчетный период - 2011 год, была представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в соответствии с которой сумма подлежащая уплате в бюджет составила 0 рублей (т. 1 л.д. 71-73).
15 октября 2012 года ООО "Геосфера" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в которой сумма налога, подлежащая уплате за 2011 год, составила 89106 рублей (т. 1 л.д. 120-122).
Данная декларация была подписана и направлена в налоговый орган единственным участником ООО "Геосфера", ликвидатором Хлистуновым О.В.
Как следует из выписки из лицевого счета за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года по состоянию расчетов на 27 марта 2013 года за ООО "Геосфера" числится недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 89106 рублей и пеня в сумме 8650 рублей 81 копейка, а всего 97 756 рублей 81 копейка (т. 2 л.д. 6).
До настоящего времени данная недоимка в бюджет не уплачена.
Апелляционным судом установлено, что указанная задолженность не нашла своего отражения в ликвидационном балансе общества, представленном в регистрирующий орган для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Следовательно, предусмотренный нормами Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица направлен на обеспечение прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и позволяет их реализовать в отношении ликвидируемого юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, о завершении расчетов с кредиторами является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
В данном случае материалами дела подтверждается, что обществом нарушен установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица.
Нарушение заключается в представлении в регистрирующий орган недостоверного ликвидационного баланса, составленного и утвержденного без учета требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть - при наличии непогашенной кредиторской задолженности - налоговой недоимки.
Кроме того, в силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-20194/2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку представленный обществом в регистрирующий орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, неотражающие действительного имущественного ликвидированного общества и его расчеты с кредиторами, этот баланс обоснованно расценен указанным органом как непредставленный.
Доводы ООО "Геосфера" относительно того, что на момент представления обществом заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией (26 декабря 2012 года) ему не могло быть известно о претензиях налогового органа, регистрирующий орган не доказал, что на момент ликвидации у общества имелась задолженность перед бюджетом, не принял необходимые меры по взысканию задолженности в установленном порядке, заявив как кредитор общества о наличии задолженности, несостоятельны и противоречат материалам дела.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 данного Кодекса должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Пунктом 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В пункте 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации уточненная декларация подается налогоплательщиком с целью внесения изменений в ранее поданную налоговую декларацию в случае обнаружения в ранее поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок.
ООО "Геосфера", являясь налогоплательщиком в соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и применяя упрощенную систему налогообложения, определяло сумму налога по итогам налогового периода самостоятельно (п. 2 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ООО "Геосфера", как налогоплательщик, самостоятельно исчислило соответствующую сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с указанием суммы налога, подлежащего уплате за 2011 год в бюджет, подписало налоговую декларацию, подтвердив достоверность и полноту сведений указанных в ней, и 15 октября 2012 года добровольно представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по данному налогу.
В связи с изложенным, ликвидатору Хлистунову О.В. было известно о наличии кредиторской задолженности, общество своими действиями по исполнению налогового законодательства самостоятельно и добровольно подтвердило наличие у него указанной выше недоимки - суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы за 2011 год, которая соответственно должна быть отражена им в ликвидационном балансе, представленном в регистрирующий орган для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Действуя добросовестно и разумно как того требует ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, общество не должно было утверждать ликвидационный баланс до исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.
Однако, ни в промежуточном ликвидационном балансе, ни в ликвидационном балансе обществом не указана какая-либо сумма задолженности перед бюджетом.
Кроме того, из материалов дела следует, что 15 августа 2012 года в "Вестнике государственной регистрации", часть 1 N 32 (390) помещена публикация о ликвидации ООО "Геосфера" и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации.
Общество, действуя недобросовестно, представило только в последний день по истечении 2-месячного срока - 15 октября 2012 года в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, фактически лишив налоговый орган как кредитора предъявить соответствующие требования в указанный срок и применить соответствующие меры налогового контроля, что не исключает наличие у ООО "Геосфера" обязанности по уплате недоимки по налогу.
Как следует из оспариваемого решения, регистрирующим органом сделан вывод о том, что обществом при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица не выполнены требования, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрено, что отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно подпункту "г" части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации относится документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Материалами дела подтверждено и обществом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что ООО "Геосфера" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган данный документ не представлен.
В связи с тем, что названый выше документ не был представлен заявителем-обществом, указанный документ был предоставлен по межведомственному запросу регистрирующего органа, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации - УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области.
10 января 2013 года регистрирующим органом был направлен запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с целью получения документа, подтверждающего представление обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (т. 1 л.д. 48).
Согласно справке УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области от 11 января 2013 года N ИС-103/10 ООО "Геосфера" в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не представлены сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (т. 1 л.д. 46).
Получение регистрирующим органом данной справки из УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области подтверждает факт не выполнения обществом требований подпункта "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и в силу закона соответственно не исключает обязанности общества представить для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица соответствующий документ.
ООО "Геосфера" заявлен довод о том, что оно вправе не представлять в регистрирующий орган при ликвидации документ, предусмотренный подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". При этом общество ссылается на то, что деятельность обществом в 2012 году не велась, работников не числилось, заработная плата не начислялась и не выплачивалась в связи, с чем в УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области были сданы нулевые отчеты по форме РСВ-1.
Данный довод является несостоятельным в силу следующего.
Справка, выданная обществу УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 25 января 2013 года подтверждает уплату страховых взносов по состоянию на данную дату 25.01.2013 (т. 1 л.д. 14), однако не доказывает факт представления обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Кроме того, подпункт "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" носит формальный характер и его исполнение не зависит от результатов предпринимательской деятельности юридического лица.
Таким образом, учитывая, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица обществом не был соблюден, поданный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а также ООО "Геосфера" не выполнены требования, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган обоснованно и законно отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на материалах дела и законе, и при возникших правоотношениях, имеются основания для ее удовлетворения.
Вывод суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации общества в связи с ликвидацией является ошибочным в результате неправильного применения положений статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А12-1892/2013 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" Волгоградская область, р.п. Городище о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 16 января 2013 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Геосфера" Волгоградская область, р.п. Городище в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в размере одной тысячи рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Ю.ШАРАЕВ
Судьи
Н.Н.ПРИГАРОВА
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)