Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в судебном заседании участвуют:
- от ООО "Ориент": Кукушкин А.В., по доверенности от 23.07.2012;
- от Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области: Тегина А.А., по доверенности от 14.12.2012 N 04-03/0485, Комарова О.А., по доверенности от 14.12.2012 N 04-03/0493,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу N А41-38976/12, принятое судьей Востоковой Е.А. по заявлению ООО "Ориент" (ИНН 7709680800) к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области от 25.06.2012 г. N 7207 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
ООО "Ориент" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области от 25.06.2012 г. N 7207 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу N А41-38976/12 требования ООО "Ориент" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 года по делу N А41-38976/12 отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дел отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной заявителем 30.01.2012 г.
По результатам рассмотрения акта проверки от 12.05.2012 г. N 7888 и ее материалов, инспекцией вынесено решение от 25.06.2012 г. N 2707 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Ориент" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 394 819,40 руб., доначислен земельный налог в сумме 16 974 097 руб. и соответствующие пени в сумме 761 917,27 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 10.08.2012 г. N 07-12/39682 апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения, а решение инспекции - без изменения.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права, ООО "Ориент" в 2011 году являлось собственником 194 земельных участков на территории Ершовского сельского поселения Одинцовского муниципального района Московской области. Данные земельные участки имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На основании ст. 394 НК РФ, а также решения Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.10.2010 N 4/13, ООО "Ориент" применяло в отношении спорных земельных участков налоговую ставку 0,3%, так как применение указанной ставки предусмотрено в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного строительства.
Налоговый орган, в свою очередь, в оспариваемом решении указал, что законодательство исключает использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования и праве на пожизненное владение.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Согласно пп. 2 п. 2 решения Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.10.2010 N 4/13 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ершовское" налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землях сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного строительства и дачного хозяйства.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
По смыслу названных норм владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.
Кроме того, согласно ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 11 статьи 396 Кодекса определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель и конкретному виду использования являются данные государственного кадастрового учета.
Именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
В данном случае заявитель, полагая, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,3% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Исходя из названных положений подп. 8 п. 1 ст. 1 и ст. 7 ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок является приобретенным (предоставленным) для дачного строительства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, можно сделать вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа использования.
Внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления заявителя.
Указанная правовая позиция соответствует Постановлению Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11 по делу N А70-10573/2010, а также изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2012 г. по делу N А41-22923/11.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Пп. 2 п. 2 решения Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.10.2010 N 4/13 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ершовское" предусмотрено применение ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного строительства.
Апелляционный суд отклоняет довод налогового органа о том, что применение ставки 0,3% допускается в отношении тех земельных участков, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, в связи со следующим.
Заявитель, подтвердив соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, имеет право на применение налоговой ставки 0,3%, соответствующей всем характеристикам спорных земельных участков, принадлежащих ООО "Ориент" в 2011 году.
В данном случае Совет депутатов воспользовался предоставленным ст. 394 Налогового кодекса РФ правом установления ставок земельного налога и установил ставку налога 0,3% в отношении земельных участком с разрешенным видом "для дачного строительства", суд исходит из буквального смысла пп. 2 п. 2 решения Совета и указанной в свидетельствах о собственности вида разрешенного использования - "дачное строительство".
Кроме того, инспекцией не принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050330:1133 вообще имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (свидетельство л.д. 118, т. 1), а не "для дачного строительства". Таким образом, основания применения к расчету земельного налога по этому участку ставки 1,5% в решении инспекции вообще не указано, что противоречит положениям п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу N А41-38976/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-38976/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. по делу N А41-38976/12
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в судебном заседании участвуют:
- от ООО "Ориент": Кукушкин А.В., по доверенности от 23.07.2012;
- от Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области: Тегина А.А., по доверенности от 14.12.2012 N 04-03/0485, Комарова О.А., по доверенности от 14.12.2012 N 04-03/0493,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу N А41-38976/12, принятое судьей Востоковой Е.А. по заявлению ООО "Ориент" (ИНН 7709680800) к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области от 25.06.2012 г. N 7207 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
ООО "Ориент" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области от 25.06.2012 г. N 7207 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу N А41-38976/12 требования ООО "Ориент" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2012 года по делу N А41-38976/12 отменить, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дел отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Инспекция и заявитель направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной заявителем 30.01.2012 г.
По результатам рассмотрения акта проверки от 12.05.2012 г. N 7888 и ее материалов, инспекцией вынесено решение от 25.06.2012 г. N 2707 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Ориент" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 394 819,40 руб., доначислен земельный налог в сумме 16 974 097 руб. и соответствующие пени в сумме 761 917,27 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 10.08.2012 г. N 07-12/39682 апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения, а решение инспекции - без изменения.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права, ООО "Ориент" в 2011 году являлось собственником 194 земельных участков на территории Ершовского сельского поселения Одинцовского муниципального района Московской области. Данные земельные участки имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для дачного строительства.
На основании ст. 394 НК РФ, а также решения Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.10.2010 N 4/13, ООО "Ориент" применяло в отношении спорных земельных участков налоговую ставку 0,3%, так как применение указанной ставки предусмотрено в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного строительства.
Налоговый орган, в свою очередь, в оспариваемом решении указал, что законодательство исключает использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования и праве на пожизненное владение.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Согласно пп. 2 п. 2 решения Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.10.2010 N 4/13 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ершовское" налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землях сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного строительства и дачного хозяйства.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
По смыслу названных норм владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.
Кроме того, согласно ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 11 статьи 396 Кодекса определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель и конкретному виду использования являются данные государственного кадастрового учета.
Именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
В данном случае заявитель, полагая, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,3% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств.
Исходя из названных положений подп. 8 п. 1 ст. 1 и ст. 7 ЗК РФ, а также Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок является приобретенным (предоставленным) для дачного строительства, если согласно документам кадастрового учета, подтверждающим категорию земли и вид ее разрешенного использования, можно сделать вывод о правовом режиме земли как предназначенной для определенного способа использования.
Внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления заявителя.
Указанная правовая позиция соответствует Постановлению Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11 по делу N А70-10573/2010, а также изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2012 г. по делу N А41-22923/11.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на спорные земельные участки, земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Пп. 2 п. 2 решения Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области от 25.10.2010 N 4/13 "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Ершовское" предусмотрено применение ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного строительства.
Апелляционный суд отклоняет довод налогового органа о том, что применение ставки 0,3% допускается в отношении тех земельных участков, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, в связи со следующим.
Заявитель, подтвердив соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, имеет право на применение налоговой ставки 0,3%, соответствующей всем характеристикам спорных земельных участков, принадлежащих ООО "Ориент" в 2011 году.
В данном случае Совет депутатов воспользовался предоставленным ст. 394 Налогового кодекса РФ правом установления ставок земельного налога и установил ставку налога 0,3% в отношении земельных участком с разрешенным видом "для дачного строительства", суд исходит из буквального смысла пп. 2 п. 2 решения Совета и указанной в свидетельствах о собственности вида разрешенного использования - "дачное строительство".
Кроме того, инспекцией не принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050330:1133 вообще имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (свидетельство л.д. 118, т. 1), а не "для дачного строительства". Таким образом, основания применения к расчету земельного налога по этому участку ставки 1,5% в решении инспекции вообще не указано, что противоречит положениям п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2012 года по делу N А41-38976/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)