Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя закрытого акционерного общества "Адлер акционеры общественного питания" (ИНН 2317005611, ОГРН 1022302715225) Соткина О.И. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заинтересованного лица филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2013 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-44125/2011, установил следующее.
ЗАО "Адлер акционеры общественного питания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании не соответствующими статье 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) действий учреждения, оформленных решением от 19.03.2011 N 00-р/11 в части аннулирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, и возложении на учреждение обязанности восстановить в данных кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, сроком на два года (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Сочи (далее - администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражный суд Краснодарского края от 01.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 01.03.2013, суд признал незаконными действия учреждения, оформленные решением от 19.03.2011 N 00-р/11 в части аннулирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, и обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю восстановить в данных кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, продлив срок временного кадастрового учета земельного участка до 13.10.2013. Судебные акты мотивированы тем, что срок временного учета земельного участка истек в период, когда оформлению соответствующего договора аренды и регистрации права препятствовали оспариваемые незаконные действия администрации. При этом прекращение кадастрового учета земельного участка будет препятствовать исполнению решения арбитражного суда по делу N А32-12096/2010 и реализации прав общества на заключение с администрацией договора аренды земельного участка с последующей его регистрацией, что недопустимо. Реальное восстановление нарушенных прав общества и устранение нарушения закона органом кадастрового учета возможно лишь путем продолжения учета земельного участка в государственном кадастре.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает, что действия кадастровой палаты по снятию земельного участка с учета осуществлены правомерно. В части 5 статьи 24 Закона о кадастре указано, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Сформированный земельный участок площадь 317 кв. м имеет статус временного и земли, их которых он был сформирован, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 25.12.1997 по договору мены нежилых производственных зданий N 1 общество приобрело у ТОО "Торговая фирма "Алена" нежилое производственное здание, находящееся по адресу: Адлерский район, г. Сочи, ул. Демократическая, 42, состоящее из одноэтажного бетонного строения, обозначенного в плане (литера А), 1993 года постройки.
5 января 1998 года сторонами подписан акт приема-передачи названного имущества. Договор зарегистрирован в бюро технической инвентаризации 05.01.1998 в соответствии с действующим в тот период законодательством. Указание на принадлежность обществу торгового комплекса (литера А), находящегося в г. Сочи, по ул. Демократической, 42, имеется и в представленной в материалы дела копии технического паспорта строения, изготовленного по состоянию на 2006 год.
Для эксплуатации принадлежащего обществу производственного здания проект границ земельного участка выполнен с учетом расчетов минимальной площади и согласован в установленном порядке, площадь участка равна 317 кв. м по ул. Демократической, 42, в Адлерском районе г. Сочи, проект утвержден распоряжением главы г. Сочи от 31.10.2008 N 893-р.
Как видно из пункта 1 указанного распоряжения, участок расположен в границах красных линий по ул. Ленина, отнесен к категории земель населенных пунктов, находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
13 января 2009 года названный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости за номером 23:49:0402030:131.
По состоянию на 27.03.2009 и 22.06.2010 право собственности Российской Федерации на земельный участок не зарегистрировано, поэтому в силу норм Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Закон N 244-ФЗ), спорный участок с 20.12.2008 следует относить к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
8 апреля 2009 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 317 кв. м в аренду в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенного в г. Сочи, Адлерском районе, по ул. Демократической, 42.
Согласно письму администрации от 24.04.2009 N 02-05-16/3055 общество 06.05.2009 направило указанное заявление в департамент.
Поскольку заявителю не предоставлен испрашиваемый земельный участок, он обратился в суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.02.2011 по делу N А32-12096/2010, суд признал бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:131, площадью 317 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, 42, для использования находящегося на нем объекта недвижимости, не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, и возложил на администрацию обязанность устранить допущенное нарушение в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, приняв решение о предоставлении обществу в аренду указанного земельного участка для использования находящегося на нем объекта недвижимости. Судебные акты мотивированы тем, что общество является собственником объектов недвижимости и вправе требовать приобретение земельного участка в аренду на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель направил в уполномоченный орган все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении спорного участка в аренду. Проект границ земельного участка выполнен с учетом минимальной площади. Таким образом, администрация неправомерно уклоняется от решения вопроса о предоставлении обществу земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
На основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда 13.10.2010 выдан исполнительный лист серии АС N 003166300 на принудительное исполнение судебного акта.
В письме от 11.07.2011 общество проинформировало управление о наличии правопритязаний в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, 42, направив в адрес кадастровой палаты решение арбитражного суда по делу N А32-12096/2010.
Управление в письме от 12.08.2011 N 11094/10 уведомила общество о том, что спорный земельный участок снят с кадастрового учета 25.03.2011 на основании решения от 19.03.2011 N 00-р/11 как имеющий временный характер, в отношении которого не осуществлена государственная регистрация права в течение двух лет со дня постановки на временный учет.
Полагая, что действиями кадастровой палаты нарушено его субъективное право на аренду земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Применение иных способов защиты обусловлено их установлением законом. Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Не подлежат удовлетворению требования лица, права которого не нарушены.
Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условием предоставления судебной защиты истцам, обратившимся в суд с соответствующими требованиями, является установление наличия у них принадлежащего им субъективного материального права или охраняемого законом интереса, установления его нарушения и факта нарушения прав истцов именно ответчиками.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Законом о кадастре.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
В части 1 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Закона. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 указанной статьи).
Земельный участок площадью 317 кв. м имел статус временного, земли, из которых сформирован данный участок, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Суды установили, что срок временного учета земельного участка истек в период, когда регистрации права препятствовали незаконные действия администрации.
Кроме того, снятие спорного земельного участка с кадастрового учета исключает возможность исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2010 по делу N А32-12069/2010.
Суды сделали правильный вывод о том, что реальное восстановление нарушенных прав общества возможно лишь путем продолжения учета земельного участка в государственном кадастре.
Необходимость продления срока учета земельного участка согласуется с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.12.2011 N Д23-5165 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках", допускающим приостановление, продление или прекращение срока действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участок по решению суда.
Таким образом, необходимо продлить срок временного учета земельного участка до 13.10.2013 (дата истечения трехлетнего срока предъявления исполнительного листа, выданного на основании решения арбитражного суда по делу N А32-12096/2010), поскольку именно до указанного срока (с учетом норм действующего законодательства) защита прав общества в отношении земельного участка гарантируется механизмом государственного принуждения.
Суды правомерно указали, что единственным способом обеспечить восстановление нарушенных публичным образованием прав общества и обеспечить исполнение решения суда по делу N А32-12096/2010 будет восстановление земельного участка, снятого с временного кадастрового учета.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 по делу N А32-44125/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2013 ПО ДЕЛУ N А32-44125/2011
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. по делу N А32-44125/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя закрытого акционерного общества "Адлер акционеры общественного питания" (ИНН 2317005611, ОГРН 1022302715225) Соткина О.И. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заинтересованного лица филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2013 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-44125/2011, установил следующее.
ЗАО "Адлер акционеры общественного питания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании не соответствующими статье 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) действий учреждения, оформленных решением от 19.03.2011 N 00-р/11 в части аннулирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, и возложении на учреждение обязанности восстановить в данных кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, сроком на два года (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Сочи (далее - администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражный суд Краснодарского края от 01.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 01.03.2013, суд признал незаконными действия учреждения, оформленные решением от 19.03.2011 N 00-р/11 в части аннулирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, и обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю восстановить в данных кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, д. 42, продлив срок временного кадастрового учета земельного участка до 13.10.2013. Судебные акты мотивированы тем, что срок временного учета земельного участка истек в период, когда оформлению соответствующего договора аренды и регистрации права препятствовали оспариваемые незаконные действия администрации. При этом прекращение кадастрового учета земельного участка будет препятствовать исполнению решения арбитражного суда по делу N А32-12096/2010 и реализации прав общества на заключение с администрацией договора аренды земельного участка с последующей его регистрацией, что недопустимо. Реальное восстановление нарушенных прав общества и устранение нарушения закона органом кадастрового учета возможно лишь путем продолжения учета земельного участка в государственном кадастре.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает, что действия кадастровой палаты по снятию земельного участка с учета осуществлены правомерно. В части 5 статьи 24 Закона о кадастре указано, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Сформированный земельный участок площадь 317 кв. м имеет статус временного и земли, их которых он был сформирован, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 25.12.1997 по договору мены нежилых производственных зданий N 1 общество приобрело у ТОО "Торговая фирма "Алена" нежилое производственное здание, находящееся по адресу: Адлерский район, г. Сочи, ул. Демократическая, 42, состоящее из одноэтажного бетонного строения, обозначенного в плане (литера А), 1993 года постройки.
5 января 1998 года сторонами подписан акт приема-передачи названного имущества. Договор зарегистрирован в бюро технической инвентаризации 05.01.1998 в соответствии с действующим в тот период законодательством. Указание на принадлежность обществу торгового комплекса (литера А), находящегося в г. Сочи, по ул. Демократической, 42, имеется и в представленной в материалы дела копии технического паспорта строения, изготовленного по состоянию на 2006 год.
Для эксплуатации принадлежащего обществу производственного здания проект границ земельного участка выполнен с учетом расчетов минимальной площади и согласован в установленном порядке, площадь участка равна 317 кв. м по ул. Демократической, 42, в Адлерском районе г. Сочи, проект утвержден распоряжением главы г. Сочи от 31.10.2008 N 893-р.
Как видно из пункта 1 указанного распоряжения, участок расположен в границах красных линий по ул. Ленина, отнесен к категории земель населенных пунктов, находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
13 января 2009 года названный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости за номером 23:49:0402030:131.
По состоянию на 27.03.2009 и 22.06.2010 право собственности Российской Федерации на земельный участок не зарегистрировано, поэтому в силу норм Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Закон N 244-ФЗ), спорный участок с 20.12.2008 следует относить к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
8 апреля 2009 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 317 кв. м в аренду в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенного в г. Сочи, Адлерском районе, по ул. Демократической, 42.
Согласно письму администрации от 24.04.2009 N 02-05-16/3055 общество 06.05.2009 направило указанное заявление в департамент.
Поскольку заявителю не предоставлен испрашиваемый земельный участок, он обратился в суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.02.2011 по делу N А32-12096/2010, суд признал бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:131, площадью 317 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, 42, для использования находящегося на нем объекта недвижимости, не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, и возложил на администрацию обязанность устранить допущенное нарушение в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, приняв решение о предоставлении обществу в аренду указанного земельного участка для использования находящегося на нем объекта недвижимости. Судебные акты мотивированы тем, что общество является собственником объектов недвижимости и вправе требовать приобретение земельного участка в аренду на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель направил в уполномоченный орган все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении спорного участка в аренду. Проект границ земельного участка выполнен с учетом минимальной площади. Таким образом, администрация неправомерно уклоняется от решения вопроса о предоставлении обществу земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
На основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда 13.10.2010 выдан исполнительный лист серии АС N 003166300 на принудительное исполнение судебного акта.
В письме от 11.07.2011 общество проинформировало управление о наличии правопритязаний в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:131, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Демократическая, 42, направив в адрес кадастровой палаты решение арбитражного суда по делу N А32-12096/2010.
Управление в письме от 12.08.2011 N 11094/10 уведомила общество о том, что спорный земельный участок снят с кадастрового учета 25.03.2011 на основании решения от 19.03.2011 N 00-р/11 как имеющий временный характер, в отношении которого не осуществлена государственная регистрация права в течение двух лет со дня постановки на временный учет.
Полагая, что действиями кадастровой палаты нарушено его субъективное право на аренду земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Применение иных способов защиты обусловлено их установлением законом. Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Не подлежат удовлетворению требования лица, права которого не нарушены.
Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условием предоставления судебной защиты истцам, обратившимся в суд с соответствующими требованиями, является установление наличия у них принадлежащего им субъективного материального права или охраняемого законом интереса, установления его нарушения и факта нарушения прав истцов именно ответчиками.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Законом о кадастре.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
В части 1 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Закона. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 указанной статьи).
Земельный участок площадью 317 кв. м имел статус временного, земли, из которых сформирован данный участок, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Суды установили, что срок временного учета земельного участка истек в период, когда регистрации права препятствовали незаконные действия администрации.
Кроме того, снятие спорного земельного участка с кадастрового учета исключает возможность исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2010 по делу N А32-12069/2010.
Суды сделали правильный вывод о том, что реальное восстановление нарушенных прав общества возможно лишь путем продолжения учета земельного участка в государственном кадастре.
Необходимость продления срока учета земельного участка согласуется с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.12.2011 N Д23-5165 "О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках", допускающим приостановление, продление или прекращение срока действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участок по решению суда.
Таким образом, необходимо продлить срок временного учета земельного участка до 13.10.2013 (дата истечения трехлетнего срока предъявления исполнительного листа, выданного на основании решения арбитражного суда по делу N А32-12096/2010), поскольку именно до указанного срока (с учетом норм действующего законодательства) защита прав общества в отношении земельного участка гарантируется механизмом государственного принуждения.
Суды правомерно указали, что единственным способом обеспечить восстановление нарушенных публичным образованием прав общества и обеспечить исполнение решения суда по делу N А32-12096/2010 будет восстановление земельного участка, снятого с временного кадастрового учета.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 по делу N А32-44125/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)