Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-13093/12

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А41-13093/12


Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя Апариной Светланы Михайловны: Гущин С.В., по доверенности от 19.01.2012; от ОАО "РЖД": Ветрова Ю.А., по доверенности от 17.10.2012; от Администрации городского округа Химки Московской области: Кириллова Л.Ю., по доверенности от 25.10.2012 N 4987-исх; от Главного управления архитектуры и градостроительства: не явился, извещен; от ОАО "ВСМ": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Апариной Светланы Михайловны на решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2012 года по делу N А41-13093/12, принятое судьей Васильевой Е.В. по иску ИП Апариной Светланы Михайловны к Администрации городского округа Химки Московской области, третьи лица: ОАО "РЖД" в лице Октябрьской железной дороге, Главное управление архитектуры и градостроительства, ОАО "ВСМ", об обязании предоставить земельный участок за плату,

установил:

Индивидуальный предприниматель Апарина Светлана Михайловна (далее - заявитель, ИП Апарина С.М.), обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - ответчик, Администрация), с требованиями (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 74 т. 1):
1. Признать незаконным решение межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации городского округа Химки Московской области от 21.12.2011 (дело 8/06) в предоставлении в собственность земельного участка ИП Апариной С.М.
2. Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области предоставить индивидуальному предпринимателю за плату земельный участок с кадастровым номером 50:10:060103:11 расположенный по адресу: МО, г. Химки, мкр. Сходня, пересечение улиц Чапаева и Октябрьская, в размере равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле привлечены: ОАО "РЖД" в лице Октябрьской железной дороге, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, ОАО "ВСМ".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований ИП Апариной С.М. отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третье лицо ОАО "РЖД" представило в материалы дела отзыв, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. ОАО "РЖД" направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Главное управление архитектуры и градостроительства, ОАО "ВСМ" своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 16.08.2011, 11.12.2011 ИП Апарина С.М. обратилась к Администрации городского округа Химки с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:10:060103:11, площадью 0,06 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, пересечение улиц Чапаева и Октябрьская.
Решением межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации городского округа Химки Московской области от 21.12.2011 Администрация городского округа Химки Московской области отказала в предоставлении на праве собственности за плату земельного участка указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах расширения (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург.
Считая отказ межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации городского округа Химки Московской области, выраженный в письме от 21.12.2011, незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
В обоснование своих требований о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:10:060103:11, площадью 0,06 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, пересечение улиц Чапаева и Октябрьская, заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
11.12.2001 между Администрацией Химкинского района Московской области и ИП Апариной С.М., был заключен Договор аренды земельного участка, с кадастровым номером 50:10:060103:11, площадью 0,06 га., для строительства торгово-бытового комплекса, сроком на 10 лет.
В дальнейшем объект недвижимости был возведен и на него оформлено право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 50-АЖ N 864057 от 04.05.2015.
Заявитель полагает, что она - ИП Апарина С.М., как собственник принадлежащего ему имущества, расположенного на земельном участке имеет исключительное право на приобретение испрашиваемого участка в собственность.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. п. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Кроме того, отчуждению в соответствии со ст. 28 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). В пункте 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд указано, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая такие дела суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативно правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарегистрированные) для их перспективного развития.
Из материалов дела следует, постановлением Главы администрации Химкинского района МО от 31.01.1995 N 199 Российскому акционерному обществу "Высоко-скоростные магистрали" предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки пл. 36,2 га в пределах существующей полосы отвода Октябрьской железной дороги на территории Химкинского района для строительства высокоскоростной магистрали "Санкт-Петербург-Москва". На основании указанного постановления 20.02.1995 выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО-35-Х/150 и Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству издан Приказ от 22.12.1993 N 62 "Об изъятии и предоставлении в постоянное пользование земель под строительство и эксплуатацию пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва, с обязанием последнего сохранить изымаемые земельные участки до фактического занятия земель под железнодорожную пассажирскую магистраль.
В дальнейшем Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р, в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)" предусмотрела строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Санкт-Петербург".
ОАО "Высокоскоростные магистрали" подготовлено Обоснование инвестиций, определяющее планируемое местоположение трассы. Обоснование инвестиций прошло государственную экспертизу (Экспертное заключение N 437-10/ГГЭ-6727/04 от 28 мая 2010 г. ФГУ "Главгосэкспертиза России") и послужило основной для внесения сведений о трассе в Проект схемы территориального планирования Российской Федерации в области транспорта, в документы территориального лакирования Московской области, муниципальных образований, в частности, в территориальную комплексную схему градостроительного развития Химкинского района Московской области, в проект генерального плана городского округа Химки.
Комитетом по строительству и архитектуре Администрации городского округа Химки МО было дано заключение о том, что в соответствии с "Обоснованием инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург", разработанным ОАО "Мосгипротранс", проектируемая граница расширения (реконструкции) высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург проходит непосредственно по испрашиваемому земельному участку и является территорией, изымаемой под развитие ВСМ и связанной с ней инфраструктурой.
Таким образом, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не находится в полосе отвода железной дороги.
Учитывая, что Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд у Администрации городского округа Химки МО Московской области отсутствовали основания для оформления указанного земельного участка в собственность заявителя ИП Апариной С.М. в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, часть земельного участка по восточной границе расположена в проектируемых красных линиях ул. Чапаева мкр. Сходня г. Химки Московской области в соответствии с проектом планировки "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня городского округа Химки Московской области, утвержденным постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 29.05.2008 г. N 633.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Оспаривание ненормативных актов, решений и действий органов местного самоуправления возможно, если они нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК).
При таких обстоятельствах решение межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации городского округа Химки Московской области от 21.12.2011 в предоставлении в собственность земельного участка ИП Апариной С.М. вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2012 г. по делу N А41-13093/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Апариной С.М. без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)