Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей О.В.Горбачевой, В.А.Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М.К.Федуловой,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): Н.А.Максимова, доверенность от 28.12.2012 N 1.4-20/02;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-1999/2013, 13АП-2001/2013) ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2012 по делу N А26-5333/2011 (судья И.С.Цыба), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
об обязании возвратить налог
установил:
Открытое акционерное общество "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" (ОГРН 1021000519231, адрес 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, Ф.Энгельса ул., д. 4) (далее - ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (адрес 185031, Петрозаводск, ул. Московская, д. 12А) (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС РФ по Петрозаводску, ответчик) об обязании возвратить из бюджета НДС за октябрь 2007 в сумме 608379 руб., излишне уплаченный налог на прибыль за 2007 в сумме 811172 руб., пени за просрочку возврата налога на прибыль в сумме 15800,95 руб.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2012 требования удовлетворены в части обязания инспекцию возвратить Обществу из бюджета 811172 руб. налога на прибыль за 2007. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы полагает, что ему неправомерно отказано в возврате сумм НДС (уплаченной и заявленной к возмещению из бюджета), срок на возврат данных сумм не пропущен; также Обществу подлежат начислению и уплате проценты в сумме 15800 руб. за просрочку возврата суммы налога на прибыль.
В апелляционной жалобе ИФНС РФ по Петрозаводску просит решение суда в части удовлетворения требований Общества отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции неправомерно сослался на обстоятельства, указанные в судебном акте по делу N А26-1736/2011; налоговым органом в отзыве, представленном в материалы дела N А26-1736/2011, ошибочно указано, что заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль было подано одновременно с уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2007; заявление о возврате сумм налога в размере 1419551 руб. не направлялось заявителем в налоговый орган и не составлялось Обществом в принципе; в суд Общество обратилось 24.08.2011, поэтому трехлетний срок, установленный пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, заявителем пропущен.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Общества.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2010 по делу N А26-158/2010 Общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
В рамках конкурсного производства была проведена инвентаризация дебиторской задолженности на основании письма от 27.01.2011, поступившего от заказчика - Управления капитального строительства Минстроя Республики Карелия (далее - УКС), в результате чего установлено, что Общество не выполняло строительно-монтажные работы по реконструкции главного корпуса Олонецкой центральной районной больницы в октябре 2007 года в рамках выполнения государственного контракта от 23.08.2007 N 16/07 по выставленному счету-фактуре от 31.10.2007 N 160 на сумму 3988262 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость). Данная сумма была включена Обществом в состав выручки от реализации, что привело к излишней уплате налога на прибыль за 2007 год и налога на добавленную стоимость за октябрь 2007 года. В связи с указанным Общество подало в Инспекцию уточненные налоговые декларации за соответствующие периоды.
В соответствии с первичной декларацией по налогу на прибыль за 2007 год налоговая база составила 3626568 руб., налог на прибыль исчислен в размере 870376 руб. Сумма налога перечислена в бюджет в полном объеме платежными поручениями от 27.07.2007, от 27.08.2007, от 28.09.2007 и от 10.04.2008. В уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год, которая была представлена Обществом в Инспекцию 15.02.2011, налоговая база уменьшена и отражена в размере 246685 руб., с учетом чего сумма налога составила 59204 руб.
Следовательно, Общество по первичной декларации излишне уплатило налог на прибыль за 2007 год в размере 811172 руб.
18.03.2011 Общество направило в Инспекцию еще одну уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 год с корректировкой расчета налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом с доходов в виде дивидендов.
По требованию налогового органа Обществом были представлены письменные пояснения по вопросу уменьшения сумм в налоговой декларации, в качестве приложений указаны: копия счета-фактуры от 31.10.2007 N 160, копия ответа УКС, копия соглашения от 28.11.2008 о расторжении государственного контракта от 23.08.2007 N 16/07.
Инспекцией по состоянию на 01.07.2011 была составлена справка N 34092 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" и 18.07.2011 Обществу направлено извещение N 5749 об обнаружении факта излишней уплаты налога на прибыль в сумме 811172 руб.
Решением от 26.07.2011 N 2251 Инспекция отказала Обществу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 год в сумме 811172 руб. в связи с тем, что заявление о возврате подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.
Согласно первичной декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года налоговая база составила 16203350 руб., начислен налог на добавленную стоимость с реализации в сумме 3342985 руб., исчислен налог к уплате в бюджет в размере 8842 руб. Сумма исчисленного налога перечислена в бюджет в полном объеме платежным поручением от 20.11.2007.
15.02.2011 Обществом была представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года, согласно которой налоговая база для исчисления налога уменьшена на 3988262 руб., сумма исчисленного налога на добавленную стоимость с реализации составила 2734606 руб., в результате чего налог на добавленную стоимость, заявленный к возмещению из бюджета, составил 599537 руб.
Инспекцией в период с 16.02.2011 по 16.05.2011 была проведена камеральная проверка уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость, по результатам которой составлен акт от 30.05.2011 N 3.3-06/1, которым подтверждается правомерность корректировки в сторону уменьшения налоговой базы на 3379883 руб. и принято решение от 11.08.2011 N 3.3-03/2 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 599537 руб.
Основанием для отказа послужило то, что уточненная декларация подана с нарушением трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
В решении арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2011 по делу N А26-1736/2011 установлено, что одновременно с уточненными декларациями Обществом было подано заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога в размере 1419551 руб.
Следовательно, в судебном акте по делу N А26-1736/2011 установлен факт подачи Обществом заявления о возврате излишне уплаченных налогов одновременно с уточненными декларациями, то есть 15.02.2011.
Ссылки Инспекции на отсутствие такого заявления, ошибки в отзыве, являются необоснованными и противоречат установленным судом в деле N А26-1736/2011 обстоятельствам, а также выводам суда кассационной инстанции по настоящему делу о таких обстоятельствах.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - не позднее одного месяца) со дня обнаружения такого факта.
Таким образом, именно налоговый орган, осуществляя ведение лицевого счета налогоплательщика по начислению и уплате налогов, обязан выявлять переплаты по налогам и сообщать об их наличии налогоплательщику.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 6 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - пункты 7 и 9) указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 7 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - пункт 8) статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ устанавливается в три года.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 также разъяснил, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса). Соответственно, с этой даты и должен исчисляться срок для возврата авансового платежа, излишне уплаченного в течение налогового периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ указанная разница в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм присужденных налоговых санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Зачет этих сумм налоговый орган производит самостоятельно, о чем извещает налогоплательщика в течение 10 дней.
По истечении указанного трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый период, в котором налогоплательщик вправе заявить налоговый вычет суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к оплате продавцом, соотносится с определенным периодом, с которым статья 173 Кодекса связывает возникновение права налогоплательщика на такой вычет.
Налоговое законодательство не содержит ограничений для возможности воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период, чем налоговый период, в котором оно возникло, поскольку предъявлением сумм к вычету в более поздний налоговый период, но в течение трех лет, не могут быть вызваны негативные последствия для соответствующего бюджета.
В силу статьи 163 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода. В данном случае окончанием налогового периода является 31.10.2007.
Апелляционный суд полагает, что сроки для возврата налогов Обществом пропущены не были.
В данном случае Общество 15.02.2011 представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 год, уменьшив подлежащую уплате сумму налога на прибыль, ранее исчисленную и уплаченную по итогам отчетного периода, что и повлекло возникновение у заявителя переплаты.
Основания для возврата излишне уплаченных авансовых платежей по итогам финансово-хозяйственной деятельности Общества наступают со дня представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (28.03.2008).
Следовательно, с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 год Общество обратилось в Инспекцию с соблюдением установленного трехлетнего срока, факт наличия переплаты по налогу на прибыль за 2007 год в сумме 811172 руб. подтверждается материалами дела.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что Обществу стало известно о наличии у него переплаты по налогу на прибыль не ранее проведения инвентаризации дебиторской задолженности в связи с получением письма от 27.01.2011 Управления капитального строительства Минстроя Республики Карелия.
Поскольку с заявлением в суд о возврате переплаты по налогу на прибыль Общество обратилось 31.08.2011, то общий срок исковой давности для обращения с соответствующим заявлением в суд налогоплательщиком в любом случае пропущен не был.
Довод Инспекции в апелляционной жалобе об обратном документально не обоснован и не подтверждается материалами дела. Налоговым органом не доказано, что Обществу достоверно должно было быть известно о наличии переплаты по налогу на прибыль до момента направления ему письма УКС и проведения инвентаризации.
При таких обстоятельствах, требование Общества о возврате из бюджета переплаты по налогу на прибыль за 2007 в сумме 811172 руб. подлежит удовлетворению.
Обществом также было заявлено требование о взыскании с Инспекции процентов за просрочку возврата налога на прибыль в сумме 15800,95 руб.
Проценты, начисление которых предусмотрено пунктом 10 статьи 78 НК РФ, рассчитаны Обществом на сумму задолженности 811172 руб., период просрочки - с 01.06.2011 по 25.08.2011.01.06.2011 является днем, следующим за днем после составления акта сверки расчетов с налоговым органом, в котором содержатся сведения о переплате по налогу на прибыль в сумме, на которую рассчитаны проценты. 25.08.2011 - дата обращения в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль.
Указанный расчет процентов апелляционным судом проверен и признан обоснованным, проценты в данном размере подлежат начислению и перечислению Обществу.
Общество просило обязать Инспекцию возвратить ему НДС в размере 608379 руб. : 599537 руб. НДС к возмещению из бюджета по уточненной налоговой декларации, поданной 15.02.2011 в налоговый орган вместе с заявлением о возврате налога, и 8842 руб. излишне уплаченного согласно первичной налоговой декларации по НДС налога.
Уточненная налоговая декларация по НДС за октябрь 2007 года представлена Обществом в Инспекцию 15.02.2011, то есть за пределами установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ трехлетнего срока.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Обществу стало известно о переплате и наличии НДС к возмещению не ранее получения им письма от 27.01.2011 УКС.
В связи с тем, что с заявлением в суд о возврате, в частности, переплаты по НДС в размере 8842 руб., Общество обратилось 07.07.2011, общий срок на подачу соответствующего заявления Обществом пропущен не был.
Также Обществом не был пропущен и срок подачи заявления о возврате НДС в сумме 599537 руб., подлежащего возмещению из бюджета.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 01.10.2008 N 675-О-П указано, что в случае если по итогам налогового периода сумма НДС, предъявленная налогоплательщику поставщиками, превысит сумму налога, выставленную налогоплательщиком покупателю, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику из бюджета в пределах сроков, установленных пунктом 2 статьи 173 НК РФ, то есть в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Данное условие реализации права налогоплательщика на возмещение сумм НДС совпадает с закрепленным в качестве общего правила в пункте 7 статьи 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, трехлетним сроком подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога. Этот срок, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, предназначен для предъявления соответствующего требования непосредственно налоговому органу, и его пропуск не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Фактически, в связи с тем, что Общество заявило в первичной налоговой декларации НДС к уплате и не указало НДС к возмещению в сумме 599537 руб., Общество не получило указанную сумму, которая находилась в бюджете, хотя, в связи с выявленными Обществом после получения письма от 27.01.2011 УКС обстоятельствами подлежит возмещению в форме возврата налогоплательщику.
Материалами дела подтверждаются как переплата НДС в сумме 8842 руб. Обществом, так и наличие у него права на возмещение НДС из бюджета в размере 599537 руб.
При таких обстоятельствах, на Инспекцию надлежит возложить обязанность по возврату Обществу 608379 руб. НДС.
Требования Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2012 по делу N А26-5333/2011 отменить в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" об обязании ИФНС по г. Петрозаводску возвратить НДС за 2007 год в сумме 608 379 рублей, проценты за просрочку возврата налога на прибыль в сумме 15 800,95 рублей.
Обязать ИФНС по г. Петрозаводску возвратить ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" излишне уплаченный НДС за 2007 год в сумме 608 379 рублей, проценты за нарушение срока возврата налога на прибыль в сумме 15 800,95 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2013 ПО ДЕЛУ N А26-5333/2011
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. по делу N А26-5333/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей О.В.Горбачевой, В.А.Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М.К.Федуловой,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): Н.А.Максимова, доверенность от 28.12.2012 N 1.4-20/02;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-1999/2013, 13АП-2001/2013) ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2012 по делу N А26-5333/2011 (судья И.С.Цыба), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
об обязании возвратить налог
установил:
Открытое акционерное общество "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" (ОГРН 1021000519231, адрес 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, Ф.Энгельса ул., д. 4) (далее - ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (адрес 185031, Петрозаводск, ул. Московская, д. 12А) (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС РФ по Петрозаводску, ответчик) об обязании возвратить из бюджета НДС за октябрь 2007 в сумме 608379 руб., излишне уплаченный налог на прибыль за 2007 в сумме 811172 руб., пени за просрочку возврата налога на прибыль в сумме 15800,95 руб.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2012 требования удовлетворены в части обязания инспекцию возвратить Обществу из бюджета 811172 руб. налога на прибыль за 2007. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы полагает, что ему неправомерно отказано в возврате сумм НДС (уплаченной и заявленной к возмещению из бюджета), срок на возврат данных сумм не пропущен; также Обществу подлежат начислению и уплате проценты в сумме 15800 руб. за просрочку возврата суммы налога на прибыль.
В апелляционной жалобе ИФНС РФ по Петрозаводску просит решение суда в части удовлетворения требований Общества отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции неправомерно сослался на обстоятельства, указанные в судебном акте по делу N А26-1736/2011; налоговым органом в отзыве, представленном в материалы дела N А26-1736/2011, ошибочно указано, что заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль было подано одновременно с уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2007; заявление о возврате сумм налога в размере 1419551 руб. не направлялось заявителем в налоговый орган и не составлялось Обществом в принципе; в суд Общество обратилось 24.08.2011, поэтому трехлетний срок, установленный пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, заявителем пропущен.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Общества.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2010 по делу N А26-158/2010 Общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
В рамках конкурсного производства была проведена инвентаризация дебиторской задолженности на основании письма от 27.01.2011, поступившего от заказчика - Управления капитального строительства Минстроя Республики Карелия (далее - УКС), в результате чего установлено, что Общество не выполняло строительно-монтажные работы по реконструкции главного корпуса Олонецкой центральной районной больницы в октябре 2007 года в рамках выполнения государственного контракта от 23.08.2007 N 16/07 по выставленному счету-фактуре от 31.10.2007 N 160 на сумму 3988262 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость). Данная сумма была включена Обществом в состав выручки от реализации, что привело к излишней уплате налога на прибыль за 2007 год и налога на добавленную стоимость за октябрь 2007 года. В связи с указанным Общество подало в Инспекцию уточненные налоговые декларации за соответствующие периоды.
В соответствии с первичной декларацией по налогу на прибыль за 2007 год налоговая база составила 3626568 руб., налог на прибыль исчислен в размере 870376 руб. Сумма налога перечислена в бюджет в полном объеме платежными поручениями от 27.07.2007, от 27.08.2007, от 28.09.2007 и от 10.04.2008. В уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год, которая была представлена Обществом в Инспекцию 15.02.2011, налоговая база уменьшена и отражена в размере 246685 руб., с учетом чего сумма налога составила 59204 руб.
Следовательно, Общество по первичной декларации излишне уплатило налог на прибыль за 2007 год в размере 811172 руб.
18.03.2011 Общество направило в Инспекцию еще одну уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 год с корректировкой расчета налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом с доходов в виде дивидендов.
По требованию налогового органа Обществом были представлены письменные пояснения по вопросу уменьшения сумм в налоговой декларации, в качестве приложений указаны: копия счета-фактуры от 31.10.2007 N 160, копия ответа УКС, копия соглашения от 28.11.2008 о расторжении государственного контракта от 23.08.2007 N 16/07.
Инспекцией по состоянию на 01.07.2011 была составлена справка N 34092 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" и 18.07.2011 Обществу направлено извещение N 5749 об обнаружении факта излишней уплаты налога на прибыль в сумме 811172 руб.
Решением от 26.07.2011 N 2251 Инспекция отказала Обществу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 год в сумме 811172 руб. в связи с тем, что заявление о возврате подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.
Согласно первичной декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года налоговая база составила 16203350 руб., начислен налог на добавленную стоимость с реализации в сумме 3342985 руб., исчислен налог к уплате в бюджет в размере 8842 руб. Сумма исчисленного налога перечислена в бюджет в полном объеме платежным поручением от 20.11.2007.
15.02.2011 Обществом была представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года, согласно которой налоговая база для исчисления налога уменьшена на 3988262 руб., сумма исчисленного налога на добавленную стоимость с реализации составила 2734606 руб., в результате чего налог на добавленную стоимость, заявленный к возмещению из бюджета, составил 599537 руб.
Инспекцией в период с 16.02.2011 по 16.05.2011 была проведена камеральная проверка уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость, по результатам которой составлен акт от 30.05.2011 N 3.3-06/1, которым подтверждается правомерность корректировки в сторону уменьшения налоговой базы на 3379883 руб. и принято решение от 11.08.2011 N 3.3-03/2 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 599537 руб.
Основанием для отказа послужило то, что уточненная декларация подана с нарушением трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
В решении арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2011 по делу N А26-1736/2011 установлено, что одновременно с уточненными декларациями Обществом было подано заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога в размере 1419551 руб.
Следовательно, в судебном акте по делу N А26-1736/2011 установлен факт подачи Обществом заявления о возврате излишне уплаченных налогов одновременно с уточненными декларациями, то есть 15.02.2011.
Ссылки Инспекции на отсутствие такого заявления, ошибки в отзыве, являются необоснованными и противоречат установленным судом в деле N А26-1736/2011 обстоятельствам, а также выводам суда кассационной инстанции по настоящему делу о таких обстоятельствах.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - не позднее одного месяца) со дня обнаружения такого факта.
Таким образом, именно налоговый орган, осуществляя ведение лицевого счета налогоплательщика по начислению и уплате налогов, обязан выявлять переплаты по налогам и сообщать об их наличии налогоплательщику.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 6 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - пункты 7 и 9) указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 7 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 - пункт 8) статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ устанавливается в три года.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 также разъяснил, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса). Соответственно, с этой даты и должен исчисляться срок для возврата авансового платежа, излишне уплаченного в течение налогового периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ указанная разница в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм присужденных налоговых санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Зачет этих сумм налоговый орган производит самостоятельно, о чем извещает налогоплательщика в течение 10 дней.
По истечении указанного трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый период, в котором налогоплательщик вправе заявить налоговый вычет суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной к оплате продавцом, соотносится с определенным периодом, с которым статья 173 Кодекса связывает возникновение права налогоплательщика на такой вычет.
Налоговое законодательство не содержит ограничений для возможности воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период, чем налоговый период, в котором оно возникло, поскольку предъявлением сумм к вычету в более поздний налоговый период, но в течение трех лет, не могут быть вызваны негативные последствия для соответствующего бюджета.
В силу статьи 163 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода. В данном случае окончанием налогового периода является 31.10.2007.
Апелляционный суд полагает, что сроки для возврата налогов Обществом пропущены не были.
В данном случае Общество 15.02.2011 представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2007 год, уменьшив подлежащую уплате сумму налога на прибыль, ранее исчисленную и уплаченную по итогам отчетного периода, что и повлекло возникновение у заявителя переплаты.
Основания для возврата излишне уплаченных авансовых платежей по итогам финансово-хозяйственной деятельности Общества наступают со дня представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (28.03.2008).
Следовательно, с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2007 год Общество обратилось в Инспекцию с соблюдением установленного трехлетнего срока, факт наличия переплаты по налогу на прибыль за 2007 год в сумме 811172 руб. подтверждается материалами дела.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что Обществу стало известно о наличии у него переплаты по налогу на прибыль не ранее проведения инвентаризации дебиторской задолженности в связи с получением письма от 27.01.2011 Управления капитального строительства Минстроя Республики Карелия.
Поскольку с заявлением в суд о возврате переплаты по налогу на прибыль Общество обратилось 31.08.2011, то общий срок исковой давности для обращения с соответствующим заявлением в суд налогоплательщиком в любом случае пропущен не был.
Довод Инспекции в апелляционной жалобе об обратном документально не обоснован и не подтверждается материалами дела. Налоговым органом не доказано, что Обществу достоверно должно было быть известно о наличии переплаты по налогу на прибыль до момента направления ему письма УКС и проведения инвентаризации.
При таких обстоятельствах, требование Общества о возврате из бюджета переплаты по налогу на прибыль за 2007 в сумме 811172 руб. подлежит удовлетворению.
Обществом также было заявлено требование о взыскании с Инспекции процентов за просрочку возврата налога на прибыль в сумме 15800,95 руб.
Проценты, начисление которых предусмотрено пунктом 10 статьи 78 НК РФ, рассчитаны Обществом на сумму задолженности 811172 руб., период просрочки - с 01.06.2011 по 25.08.2011.01.06.2011 является днем, следующим за днем после составления акта сверки расчетов с налоговым органом, в котором содержатся сведения о переплате по налогу на прибыль в сумме, на которую рассчитаны проценты. 25.08.2011 - дата обращения в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль.
Указанный расчет процентов апелляционным судом проверен и признан обоснованным, проценты в данном размере подлежат начислению и перечислению Обществу.
Общество просило обязать Инспекцию возвратить ему НДС в размере 608379 руб. : 599537 руб. НДС к возмещению из бюджета по уточненной налоговой декларации, поданной 15.02.2011 в налоговый орган вместе с заявлением о возврате налога, и 8842 руб. излишне уплаченного согласно первичной налоговой декларации по НДС налога.
Уточненная налоговая декларация по НДС за октябрь 2007 года представлена Обществом в Инспекцию 15.02.2011, то есть за пределами установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ трехлетнего срока.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Обществу стало известно о переплате и наличии НДС к возмещению не ранее получения им письма от 27.01.2011 УКС.
В связи с тем, что с заявлением в суд о возврате, в частности, переплаты по НДС в размере 8842 руб., Общество обратилось 07.07.2011, общий срок на подачу соответствующего заявления Обществом пропущен не был.
Также Обществом не был пропущен и срок подачи заявления о возврате НДС в сумме 599537 руб., подлежащего возмещению из бюджета.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 01.10.2008 N 675-О-П указано, что в случае если по итогам налогового периода сумма НДС, предъявленная налогоплательщику поставщиками, превысит сумму налога, выставленную налогоплательщиком покупателю, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику из бюджета в пределах сроков, установленных пунктом 2 статьи 173 НК РФ, то есть в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Данное условие реализации права налогоплательщика на возмещение сумм НДС совпадает с закрепленным в качестве общего правила в пункте 7 статьи 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, трехлетним сроком подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога. Этот срок, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, предназначен для предъявления соответствующего требования непосредственно налоговому органу, и его пропуск не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Фактически, в связи с тем, что Общество заявило в первичной налоговой декларации НДС к уплате и не указало НДС к возмещению в сумме 599537 руб., Общество не получило указанную сумму, которая находилась в бюджете, хотя, в связи с выявленными Обществом после получения письма от 27.01.2011 УКС обстоятельствами подлежит возмещению в форме возврата налогоплательщику.
Материалами дела подтверждаются как переплата НДС в сумме 8842 руб. Обществом, так и наличие у него права на возмещение НДС из бюджета в размере 599537 руб.
При таких обстоятельствах, на Инспекцию надлежит возложить обязанность по возврату Обществу 608379 руб. НДС.
Требования Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2012 по делу N А26-5333/2011 отменить в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" об обязании ИФНС по г. Петрозаводску возвратить НДС за 2007 год в сумме 608 379 рублей, проценты за просрочку возврата налога на прибыль в сумме 15 800,95 рублей.
Обязать ИФНС по г. Петрозаводску возвратить ОАО "Инженерно-строительная фирма "Карелстрой" излишне уплаченный НДС за 2007 год в сумме 608 379 рублей, проценты за нарушение срока возврата налога на прибыль в сумме 15 800,95 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)