Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2008 ПО ДЕЛУ N А64-4584/06-11

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2008 г. по делу N А64-4584/06-11


Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Миронцевой Н.Д.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Стрелецкий" и межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.10.2007 г. (судья Пряхина Л.И.),
принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Стрелецкий" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области
о признании недействительным решения
при участии в заседании:
от налогоплательщика: Тафинцева А.И., представителя по доверенности N 7 от 22.01.2006 г.
от налогового органа: Беседина С.П., специалиста по доверенности N 03-23/04 от 10.09.2007 г.

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Стрелецкий" (далее - кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с требованием к инспекции Федеральной налоговой службы по Тамбовскому району Тамбовской области, преобразованной в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 37 от 17.08.2005 г. о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.10.2006 г., оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 г., в удовлетворении заявленных требований кооперативу отказано в связи с пропуском установленного трехмесячного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Постановлением Федерального арбитражного суда от 26.10.2007 г. указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
В новом рассмотрении Арбитражный суд Тамбовской области удовлетворил требования кооператива частично, признав решение налогового органа недействительным в части взыскания с кооператива 1752502 руб. 65 коп., в том числе 1628436 руб. - налоги, 124066 руб. 57 коп. - пени.
Сельскохозяйственный кооператив "Стрелецкий" и межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами на него.
Кооператив ссылается на то, что судом при рассмотрении спора не установлен период образования задолженности и начисленных на нее пеней, в отношении которых кооперативу отказано в удовлетворении требований.
Налоговый орган считает, что судом необоснованно применен срок взыскания налогов 60 дней, установленный статьей 46 Налогового кодекса, ко всей процедуре взыскания налогов; настаивает на том, что срок взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика составляет три года.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд считает, что решение суда первой инстанции следует изменить.
Как видно из материалов дела, инспекцией было принято решение от 17.08.2005 г. N 37 о взыскании с кооператива 2313684 руб. 47 коп., в т.ч. 2107509 руб. 20 коп. - налогов (сборов) и 206175 руб. 20 коп. - пеней за счет имущества налогоплательщика, в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога (сбора), пени от 30.11.2004 г. N 5583, от 14.12.2004 г. N 6100, от 22.12.2004 г. N 6364, от 24.12.2004 г. N 6551, от 21.01.2004 г. N 43, от 07.02.2005 г. N 395, от 01.03.2005 г. N 1498, от 11.03.2005 г. N 3219, от 28.03.2005 г. N 3336, от 01.04.2005 г. N 3422, от 11.04.2005 г. N 3640, от 25.04.2005 г. N 3896, от 04.05.2005 г. N 4122, от 11.05.2005 г. N 4236, от 16.05.2005 г. N 4582, от 20.05.2005 г. N 4763, от 14.06.2005 г. N 4896, от 20.07.2005 г. N 5455, от 04.08.2005 г. N 5937.
Считая, что взыскиваемая задолженность образовалась до момента, когда кооператив был зарегистрирован как юридическое лицо, а также ссылаясь на пропуск налоговым органом установленного налоговым законодательством срока для бесспорного взыскания задолженности, кооператив обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога ему направляется требование об уплате налога.
В силу статьи 46 Налогового кодекса в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Статьей 47 Налогового кодекса установлено, что взыскание за счет имущества налогоплательщика производится с учетом сумм, взыскиваемых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Таким образом, Налоговый кодекс определяет, что шестидесятидневный срок для принудительного взыскания налога, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса, является общим для вынесения решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика и решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика.
При истечении указанного срока налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога и дальнейшее взыскание возможно только в судебном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в оспариваемое решение налоговым органом включены суммы задолженности по налогам и пеням по ряду требований (от 30.11.2004 г. N 5583, от 14.12.2004 г. N 6100, от 22.12.2004 г. N 6364, от 24.12.2004 г. N 6551, от 21.01.2004 г. N 43, от 07.02.2005 г. N 395, от 01.03.2005 г. N 1498, от 11.03.2005 г. N 3219, от 28.03.2005 г. N 3336, от 01.04.2005 г. N 3422, от 11.04.2005 г. N 3640, от 25.04.2005 г. N 3896, от 04.05.2005 г. N 4122, от 11.05.2005 г. N 4236, от 16.05.2005 г. N 4582, от 20.05.2005 г. N 4763), по которым шестидесятидневный срок для бесспорного взыскания задолженности по налогам и пеням истек. По наиболее позднему из направленных налогоплательщику требований от 20.05.2005 г. N 4763 со сроком исполнения до 30.05.2005 г. решение о бесспорном взыскании задолженности за счет имущества могло быть принято не позднее 29.07.2005 г.
Фактически решение N 37 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) налоговым органом принято 17.08.2005 г., т.е. за пределами шестидесятидневного срока, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 24.01.2006 г. N 10353/05, в статье 47 Налогового кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд. Поэтому шестидесятидневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.
Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
Таким образом, вывод суда области о том, что в отношении налогов и пеней, взыскиваемых с налогоплательщика по требованиям NN 5583 от 30.11.2004 г., 6100 от 14.12.2004 г., 6364 от 22.12.2004 г., 6551 от 24.12.2004 г., 43 от 21.01.2004 г., 395 от 07.02.2005 г., 1498 от 01.03.2005 г., 3219 от 11.03.2005 г., 3336 от 28.03.2005 г., 3422 от 01.04.2005 г., 3640 от 11.04.2005 г., 3896 от 25.04.2005 г., 4122 от 04.05.2005 г., 4236 от 11.05.2005 г., 4582 от 16.05.2005 г., 4763 от 20.05.2005 г. налоговым органом пропущен пресекательный шестидесятидневный срок для бесспорного взыскания задолженности, является верным.
Утверждение налогового органа о том, что указанный срок составляет три года, основан на ошибочном толковании норм права, в связи с чем не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба налогового органа не содержит, в связи с чем она не подлежит удовлетворению.
Что касается апелляционной жалобы налогоплательщика, то ее суд апелляционной инстанции считает частично обоснованной.
Отказывая кооперативу в удовлетворении требований в части, касающейся взыскания сумм налогов и пеней по требованиям от 14.06.2005 г. N 4896, от 20.07.2005 г. N 5455, от 04.08.2005 г. N 5937, суд области исходил из того, что шестидесятидневный срок для принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика по указанным требованиям налоговым органом не пропущен.
Однако, при этом судом области не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1, 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса).
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса установлено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса).
Статьей 70 Налогового кодекса установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Приведенные положения Налогового кодекса распространяются также на требования, содержащие соответствующую недоимке сумму пени.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Следовательно, пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на сумму которой они начислены.
Пропуск срока для взыскания недоимки по налогу влечет также и пропуск срока для взыскания соответствующей пени.
Требованиями NN 4896 от 14.06.2005 г. и 5455 от 20.07.2005 г. налоговый орган предлагал налогоплательщику уплатить пени по ряду налогов.
Так, по требованию N 4896 от 14.06.2005 г. со сроком исполнения 24.06.2005 г., согласно расчету, представленному налоговым органом, пени начислены за период с 01.05.2005 г. по 31.05.2005 г. в сумме 24787 руб. 58 коп. на недоимки по следующим налогам:
- - по единому налогу на вмененный доход начислены пени в сумме 1114 руб. 97 коп. на недоимку в сумме 89914 руб. 02 коп., образовавшуюся в первом-четвертом кварталах 2004 г. - 68198 руб. 02 коп., в первом квартале 2005 г. - 21716 руб.;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, начислены пени в сумме 144 руб. 19 коп. на недоимку в сумме 12437 руб. 02 коп., образовавшуюся за четвертый квартал 2004 г. и первый квартал 2005 г.;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта, начислены пени в сумме 426 руб. 29 коп. на недоимку в сумме 37126 руб. 02 коп., образовавшуюся в третьем квартале 2003 г., первом-третьем кварталах 2004 г. - 36181 руб. 02 коп., четвертом квартале 2004 г. - 446 руб., и первом квартале 2005 г. - 496 руб.;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, начислены пени в сумме 50 руб. 90 коп. на недоимку в сумме 4493 руб. 02 коп., образовавшуюся в четвертом квартале 2003 г., в первом-третьем кварталах 2004 г. - 2717 руб. 02 коп., в четвертом квартале 2004 г. - 1776 руб.;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, начислены пени в сумме 17117 руб. 49 коп. на недоимку в сумме 1380440 руб. 02 коп., образовавшуюся в первом-третьем кварталах 2004 г. - 811581 руб. 02 коп., в четвертом квартале 2004 г. - 261111 руб., в первом квартале 2005 г. - 307748 руб.;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начислены пени в сумме 305 руб. 04 коп. на недоимку в сумме 24600 руб. 02 коп., образовавшуюся в четвертом квартале 2003 г., первом-третьем кварталах 2003 г. - 10887 руб. 02 коп., в четвертом квартале 2004 г. - 2535 руб., в первом квартале 2005 г. - 11178 руб.;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начислены пени в сумме 4510 руб. 83 коп. на недоимку в сумме 363776 руб. 02 коп., образовавшуюся в четвертом квартале 2003 г., первом-третьем квартала - 2004 г. - 283632 руб. 02 коп., четвертом квартале 2004 г. - 63377 руб., первом квартале 2005 г. - 16767 руб.;
- - по налогу на добавленную стоимость начислены пени в сумме 905 руб. 51 коп. на недоимку в сумме 87914 руб., образовавшуюся в декабре 2004 г. - 13293 руб., январе 2005 г. - 30241 руб., марте 2005 г. - 21299 руб., апреле 2005 г. - 23081 руб.;
- - по водному налогу начислены пени в сумме 86 руб. 73 коп. на недоимку в сумме 6993 руб. 02 коп., образовавшуюся за 2004 г.;
- - по транспортному налогу начислены пени в сумме 125 руб. 63 коп. на недоимку в сумме 10130 руб., образовавшуюся за 2004 г.
По требованию N 5455 от 20.07.2005 г. со сроком исполнения 01.08.2005 г., согласно расчету, представленному налоговому органу, пени начислены за период с 01.06.2005 г. по 30.06.2005 г. в сумме 57321 руб. руб. 12 коп. на недоимки по следующим налогам:
- - по единому налогу на вмененный доход начислены пени в сумме 1079 руб. на недоимку в сумме 89914 руб. 02 коп., образовавшуюся в первом-четвертом кварталах 2004 г. - 68198 руб. 02 коп., в первом квартале 2005 г. - 21716 руб.;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, начислены пени в сумме 135 руб. 02 коп. на недоимку в сумме 12262 руб. 02 коп., образовавшуюся за четвертый квартал 2004 г. - 12144 руб. 02 коп. и первый квартал 2005 г. - 293 руб.;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта, начислены пени в сумме 395 руб. 67 коп. на недоимку в сумме 36470 руб. 02 коп., образовавшуюся в третьем квартале 2003 г., первом-третьем кварталах 2004 г. - 36181 руб. 02 коп., четвертом квартале 2004 г. - 446 руб., и первом квартале 2005 г. - 496 руб.;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, начислены пени в сумме 49 руб. 26 коп. на недоимку в сумме 4493 руб. 02 коп., образовавшуюся в четвертом квартале 2003 г., в первом-третьем кварталах 2004 г. - 2717 руб. 02 коп., в четвертом квартале 2004 г. - 1776 руб.;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, начислены пени в сумме 36644 руб. 68 коп. на недоимку в сумме 1641551 руб. 02 коп., образовавшуюся в первом-третьем кварталах 2004 г. - 811581 руб. 02 коп., в четвертом квартале 2004 г. - 522222 руб., в первом квартале 2005 г. - 307748 руб.;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начислены пени в сумме 295 руб. 20 коп. на недоимку в сумме 24600 руб. 02 коп., образовавшуюся в четвертом квартале 2003 г., первом-третьем кварталах 2003 г. - 10887 руб. 02 коп., в четвертом квартале 2004 г. - 2535 руб., в первом квартале 2005 г. - 11178 руб.;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начислены пени в сумме 4365 руб. 32 коп. на недоимку в сумме 363776 руб. 02 коп., образовавшуюся в четвертом квартале 2003 г., первом-третьем квартала - 2004 г. - 283632 руб. 02 коп., четвертом квартале 2004 г. - 63377 руб., первом квартале 2005 г. - 16767 руб.;
- - по налогу на добавленную стоимость начислены пени в сумме 668 руб. 16 коп. на недоимку в сумме 87914 руб., образовавшуюся в декабре 2004 г. - 13293 руб., январе 2005 г. - 30241 руб., марте 2005 г. - 21299 руб., апреле 2005 г. - 23081 руб.;
- - по водному налогу начислены пени в сумме 83 руб. 94 коп. на недоимку в сумме 6993 руб. 02 коп., образовавшуюся за 2004 г.;
- - по транспортному налогу начислены пени в сумме 121 руб. 58 коп. на недоимку в сумме 10130 руб., образовавшуюся за 2004 г.;
- - по налогу на доходы физических лиц начислены пени в сумме 13483 руб. 29 коп. на задолженность, установленную по состоянию на 12.05.2005 г. актом проверки, в сумме 1123606 руб.
Исходя из установленного предельного срока бесспорного обращения взыскания на имущество налогоплательщика, складывающегося из трехмесячного срока на направление требования об уплате налога, десятидневного срока для исполнения требования, шестидесятидневного срока для принятия решений о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика и фактической даты принятия решения о взыскании налогов, сборов, пеней за счет имущества налогоплательщика, наиболее ранняя дата образования задолженности, по состоянию на которую налоговым органом могли быть взысканы имеющиеся у налогоплательщика недоимки по уплате налогов - 07.04.2005 г.
С учетом установленных сроков уплаты налогов, на указанную дату не истекли сроки уплаты следующих налогов:
- - единого налога на вмененный доход за первый квартал 2005 г. в сумме 21716 руб.;
- - налога на прибыль за четвертый квартал 2004 г. и первый квартал 2005 г. по федеральному бюджету в сумме 293 руб., по территориальному бюджету в сумме 945 руб., по местному бюджету в сумме 1776 руб.;
- - единого социального налога за четвертый квартал 2004 г. и первый квартал 2005 г. в суммах, соответственно, по федеральному бюджету - 261111 руб. и 307748 руб., по федеральному фонду обязательного медицинского страхования - 2535 руб. и 11178 руб., по территориальному фонду обязательного медицинского страхования - 63377 руб. и 16767 руб.;
- - налога на добавленную стоимость за март и апрель 2 005 г. в суммах 21299 руб. и 23081 руб.;
- - налога на доходы физических лиц по сроку обнаружения недоимки 11.05.2005 г. в сумме 1123606 руб.
По оставшимся суммам налогов сроки бесспорного их взыскания истекли, следовательно, истекли и сроки взыскания пеней за несвоевременную уплату налога.
Из изложенного следует, что налоговым органом по требованию N 4896 от 14.06.2005 г. неправомерно включены в решение N 37 от 17.08.2005 г., следующие суммы налогов и пеней:
- - по единому налогу на вмененный доход - 845 руб. 69 коп. пени;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в территориальный бюджет - 415 руб. 44 коп. пени;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет - 30 руб. 78 коп. пени;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 10063 руб. 63 коп. пени, 71584 руб. налога по сроку уплаты 15.11.2004 г., 86865 руб. по сроку уплаты 15.12.2004 г., 102662 руб. по сроку уплаты 17.01.2005 г.;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 135 руб. пени;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 3517 руб. 05 коп. пени;
- - по налогу на добавленную стоимость - 448 руб. 40 коп. пени;
- - по водному налогу - 86 руб. 73 коп. пени;
- - по транспортному налогу - 125 руб. 63 коп. пени.
По требованию N 5455 от 20.07.2005 г. в решение N 37 неправомерно включены следующие суммы пеней:
- - по единому налогу на вмененный доход - 818 руб. 40 коп. пени;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в территориальный бюджет - 392 руб. 54 коп. пени;
- - по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет - 29 руб. 79 коп. пени;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 18117 руб. 09 коп. пени;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 130 руб. 65 коп. пени;
- - по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 3403 руб. 59 коп. пени;
- - по налогу на добавленную стоимость - 330 руб. 87 коп. пени;
- - по водному налогу - 83 руб. 94 коп. пени;
- - по транспортному налогу - 121 руб. 58 коп. пени.
Поскольку пропуск предельного срока для обращения взыскания на имущество налогоплательщика влечет невозможность совершения указанных действий, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени от 17.08.2005 г. N 37 дополнительно подлежит признанию недействительным на указанные суммы, а решение суда первой инстанции - изменению в части отказа в удовлетворении требований налогоплательщика в этой части в связи с неполным исследованием фактических обстоятельств дела.
Ссылка кооператива на неправомерность взыскания с него сумм налогов, пеней и санкций, обоснованная тем, что до 26.04.2004 г. хозяйственную деятельность, повлекшую возникновение налоговых обязанностей, осуществлял не кооператив, а государственный племенной завод "Стрелецкий", незаконно образованный администрацией Тамбовского района Тамбовской области, не принимается судом во внимание, поскольку из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что сельскохозяйственный производственный кооператив, зарегистрированный 26.04.2004 г., образован в результате реорганизации путем преобразования.
В силу статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Следовательно, независимо от того, был ли согласен кооператив с действиями администрации по его реорганизации в государственное предприятие, обязанности по уплате налогов и соответствующих пеней, не исполненные государственным предприятием, после государственной регистрации реорганизации перешли к кооперативу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, оснований для возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд апелляционной инстанции, не имеется.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тамбовской области оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Стрелецкий" удовлетворить частично, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.10.2007 г. изменить.
Признать решение инспекции Федеральной налоговой службы по Тамбовскому району Тамбовской области N 37 от 17.08.2005 г. "О взыскании налога, (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) недействительным в части взыскания 1889547 руб. 08 коп. налогов, 163163 руб. 37 коп. пеней.
В остальной части решение от 15.10.2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Стрелецкий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
М.Б.ОСИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)