Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-19469/2013

Разделы:
Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу N А56-19469/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Денисовой Н.В. по доверенности от 28.01.2013 N 3-05/13, Подпасковой А.А. по доверенности от 09.01.2013 N 3-02/13
от ответчика (должника): представителя Пыжьяновой М.С. по доверенности от 09.01.2013 3 15-13/9
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17310/2013) Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2013 по делу N А56-19469/2013 (судья Исаева И.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Заневский"
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Заневский" (далее - ООО "Заневский", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) N 210/17-3 от 18.01.2013 в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20487 руб. 40 коп. (п. 1 решения); начисления пеней по состоянию на 18.01.2013 в сумме 35846 руб. 94 коп. (п. 2 решения); предложения Обществу уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 409749 руб. 00 коп. (п. 3 пп. 3.1 решения); предложения Обществу уплатить штраф (п. 3 пп. 3.2 решения); предложения Обществу уплатить пени (п. 3 пп. 3.3 решения); внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения).
Решением суда первой инстанции от 12.07.2013 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 12.07.2013.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала доводы жалобы, а представители Общества их отклонили по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 07.10.2013 был объявлен перерыв на 14.10.2013 на 13 часов 50 минут.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 19.09.2012 по 06.12.2012 Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной (корректирующей) налоговой декларации (расчета) "Налоговая декларация по земельному налогу" ООО "Заневский" за 2011 год.
По результатам проверки Инспекцией 07.12.2012 составлен акт N 1863/17-10.
При проведении камеральной проверки налоговым органом было установлено, что обществом в 2010 г. был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 78:42:18329:9 на земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246; 78:42:18329:10247; 78:42:18329:10248; 78:42:18329:10249 (свидетельства о праве собственности от 20.05.2010).
Инспекция посчитала, что в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ (в редакции Закона N 283-ФЗ) Обществу следовало исчислить и уплатить земельный налог за 2011 г. за земельные участки, раздел которых произведен обществом в 2010 г., с повышающим коэффициентом 2.
Решением Инспекции N 210/17-3 от 18.01.2013 Общество привлечено к налоговой ответственности, к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20487 руб. 40 коп. (п. 1 решения); также начислены пени по состоянию на 18.01.2013 в сумме 35846 руб. 94 коп. (п. 2 решения); Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 409749 руб. 00 коп. (п. 3 пп. 3.1 решения), уплатить штраф (п. 3 пп. 3.2 решения), пени (п. 3 пп. 3.3 решения) и внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 4 решения).
Считая решение Инспекции N 210/17-3 от 18.01.2013 в части недействительным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ) внесено изменение в пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Федеральный закон N 216-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года.
Согласно разъяснениям Министерства Финансов РФ, изложенных в письме от 26.07.2013 N 03-05-04-02/29850, применение повышающего коэффициента должно осуществляться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) и права на которые зарегистрированы только начиная с 1 января 2008 года. Внесение в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельного участка, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, сопровождается выдачей правообладателю этого земельного участка нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок. По мнению Министерства Финансов, если в отношении земельного участка с разрешенным использованием, например, "для сельскохозяйственного производства", права на который зарегистрированы до 1 января 2008 года, а после 1 января 2008 года в отношении этого земельного участка изменен вид разрешенного использования на "для жилищного строительства" без изменения правообладателя земельного участка, то в этом случае повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, не применяется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции основаниями возникновения права собственности Общества на земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248, в отношении которых по мнению налогового органа должен быть применен повышающий коэффициент, являются договор купли-продажи N 1-6-3/001-2006 от 03.08.2006, дополнительное соглашение к указанному договору, договор купли-продажи N 1-6-3/002-2006 от 03.08.2006.
Таким образом, право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248 возникло у общества не на дату получения свидетельства после раздела, а на дату совершения гражданско-правовой сделки по приобретению земельных участков, т.е. 03.08.2006.
Договор купли-продажи N 1-6-3/001-2006 от 03.08.2006, дополнительное соглашение к указанному договору, договор купли-продажи N 1-6-3/002-2006 от 03.08.2006 (основания возникновения прав собственности на земельные участки) не содержат каких-либо ограничений и (или) условий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:17112Г:1 и 78:18329:1, изначально приобретенных обществом в 2006 году.
Суд первой инстанции верно указал, что для исчисления земельного налога с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства необходимо не только фактическое состояние использования данного земельного участка под строительство, но и правовое состояние-предпосылка: предоставление земельного участка заявителю на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Последующее прекращение существования указанных земельных участков и образование земельных участков с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248, зарегистрированных с разрешенным использованием "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов), не влечет обязанности применения к указанным участкам статуса приобретенных (предоставленных) на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Положениями, закрепленными в пункте 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Статьей 22.2 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Данной нормой регулируется порядок регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации прав является факт образования нового земельного участка.
Довод налогового органа о необходимости применения к сложившимся правоотношениям положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которым урегулированы особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является неверным.
Основанием возникновения права заявителя на земельные участки 78:17112Г:1 и 78:18329:1 являются договор купли-продажи N 1-6-3/001-2006 от 03.08.2006, дополнительное соглашение к указанному договору, договор купли-продажи N 1-6-3/002-2006 от 03.08.2006 купли-продажи от 28.09.2010 N 0331, то есть гражданско-правовая сделка по их приобретению.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248, сформированы из состава земельных участков с кадастровыми номерами участки 78:17112Г:1 и 78:18329:1, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Таким образом, хотя земельные участки с кадастровыми номерами 78:42:18329:10246 и 78:42:18329:10248, в силу положений ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образованы в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 78:17112Г:1 и 78:18329:1, основанием возникновения прав на них является гражданско-правовая сделка, а не факт образования нового земельного участка в результате раздела, в связи с чем положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не могут быть применены к сложившимся правоотношениям.
Из имеющихся в деле документов следует, что первоначально с 23.11.2006 года и с 24.11.2006 года приобретенные заявителем земельные участки относились к землям поселений. С 14.12.2007 года два участка был объединены с указанием в свидетельстве назначения - для сельскохозяйственного использования.
28.07.2008 года участок с кадастровым номером 78:42:18329:7 был разделен на 2 участка назначением "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов).
29.09.2008 года участок с кадастровым номером 78:42:18329:8 был разделен на 1235 участков (право собственности зарегистрировано 24.11.2008 года). 20.05.2010 года участок с кадастровым номером 78:42:18329:9 был разделен на 4 участка, в том числе с кадастровыми номерам 78:42:18239:10246, 78:42:18329:10248, назначение - "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)".
При таких обстоятельствах с учетом фактического использования названных выше земельных участков суд пришел к правомерному вводу о том, что оснований считать, что земельные участки с кадастровыми номерами 78:17112Г:1 и 78:18329:1 были изначально приобретены (предоставлены) для жилищного строительства, не имеется.
Следовательно, довод инспекции о приобретении обществом земельных участков под жилищное строительство и необходимости начисления обществу налога на землю с учетом коэффициента 2 за 2011 год не основан на материалах дела.
Довод о правомерности применения Обществом в уточненной декларации за 2011 год ставки 0,042% от кадастровой стоимости участка как в отношении земельных участков, занятых объектам жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, правомерно не оценивался судом первой инстанции, поскольку решением налогового орган доначислен налог с учетом коэффициента 2 за 2011 год, а не земельный налог по ставке 1,5% как для прочих земельных участков.
Таким образом, Инспекцией неправомерно доначислен земельный налог в размере 409 792 руб. по земельным участкам с кадастровыми номерами 78:42:18239:10246, 78:42:18329:10248, а также соответствующие суммы пеней и штрафа за неуплату налога.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы налогоплательщика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2013 по делу N А56-19469/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)