Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2013 г. в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-22863/2012, судья Разумов Ю.М.,
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Амулет" (ОГРН 1026301717001), г. Самара,
о взыскании долга по арендной плате 181 484 руб. 22 коп., пени 201 524 руб. 57 коп.,
в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о рассмотрении дела,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Амулет" о взыскании долга по арендной плате в размере 181 484 руб. 22 коп. (за период с 13.09.2010 г. по 09.12.2011 г.), пени в размере 201 524 руб. 57 коп. (за период с 12.04.2004 г. по 09.12.2011 г.).
Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка от 17.09.2004 г. N 015874з.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года иск удовлетворен частично: с ООО "Амулет" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области взыскан основной долг 21 825 руб. 67 коп. В остальной части в удовлетворении иска - отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2012 г. отменить, удовлетворить исковые требования Министерства в полном объеме.
В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе указал, что решение суда первой инстанции противоречит правовой позиции, установленной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 г. N 15117/11.
Законность и обоснованность судебного акта, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с положениями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Из материалов делам усматривается следующее.
17.09.2004 г. Комитет по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "Амулет" заключили договор N 015874з аренды земельного участка, по условиям которого на основании распоряжения администрации Советского района от 13.04.2004 г. N 365-1 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:07 31 001:0002, находящийся по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Ново-Вокзальная - ул. Физкультурная площадью 72,70 кв. м, целевое назначение земельного участка - под существующий временный павильон - магазин по реализации товаров повседневного спроса.
В силу пункта 3.1 договора его условия применяются к отношениям, существовавшим между сторонами с 13.04.2004 г.
Пунктом 4.4 предусмотрена обязанность арендатора перечислять арендодателю арендную плату не позднее десятого числа текущего месяца.
В соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 3 к договору) арендная плата определяется формулой расчета: Азем = А з. год.: 12,
- где Аз. год. = S x Ам x К94 x К95 x К96 x К97 x К99 x К2000 x К02 x К03 x К04: 1000 x Ка x Кв;
- где
- S - площадь земельного участка (72, 70 кв. м);
- Ам - базовая ставка земельного налога на 1 кв. м по зоне градостроительной ценности (10 руб. /кВ.м. - постановление Главы г. Самары от 01.03.1994 г. N 324);
- К94 - "50" - коэффициент 1994 г. (постановление Главы г. Самары от 11.11.1994 г. N 1602);
- К95 - "2" - коэффициент 1995 г. (ФЗ от 31.03.1995. "О федеральном бюджете на 1995 год");
- К96 - коэффициент 1996 г. "1,5" (постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. N 378);
- К97 - коэффициент 1997 г. "2" (ФЗ от 12.02.1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 год");
- К99 - коэффициент 1999 года "2" (ФЗ от 22.02.1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 год");
- К2000 - коэффициент 2000 года "1,2" (ФЗ от 05.01.2000 г. "О федеральном бюджете на 2000 год");
- К02 - коэффициент 2002 года "2" (ФЗ от 14.12.2001 г. "Об индексации ставок земельного налога");
- К03 - коэффициент 2003 года "1,8" (ФЗ от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ");
- К04 - коэффициент 2004 года "1,1" (ФЗ от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
- 1000 - деноминация 1998 года;
- Ка - коэффициент категории арендатора "1,1" (постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343);
- Кв - коэффициент вида использования земельного участка - "40" (постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343).
В соответствии с пунктом 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей. Новая величина размера арендной платы устанавливается с момента, определенного соответствующим нормативным актом.
Согласно пункту 7.2 договора за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Соглашением от 30.11.2004 г. права и обязанности арендодателя по указанному договору были переданы Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Самарской области Комитету по управлению имуществом города Самары.
В связи с изменением законодательства с 01.07.2006 г. Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара. С указанного времени полномочия по распоряжению указанными выше земельными участками для целей, не связанных со строительством возложены на истца.
По договору от 20.12.2006 г. Департамент по управлению имуществом городского округа Самара передал Министерству имущественных отношений Самарской области права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка N 015874з от 17.09.2004 г.
Истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за период с 13.09.2010 г. по 09.12.2011 г. в размере 181 484 руб. 22 коп.
При этом, по мнению истца, за период с 13.04.2004 г. по 31.12.2005 г. размер арендной платы определен расчетом к договору (приложение N 3) и составил 165 687 руб. 69 коп.
За период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. размер арендной платы определен истцом на основании постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 по формуле: Ап = S x Скад x Ка x Кпр x Кв x Ки, где S - площадь земельного участка (72, 70 кв. м), Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по видам использования земель, определенный в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 (10642,77 руб.); Ка - коэффициент категории арендатора, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 ("1"); Кв - коэффициент вида использования земельного участка, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 ("0,6"); Кпр - коэффициент престижности, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 ("0,4"); Ки - коэффициент инфляции (Ки2006 "1", Ки2007 "1,08", Ки2008 "1,07").
За период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. размер арендной платы определен истцом в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.09.2009 г. N 227 по формуле Ап = А2 + (А1 - А2) x 0,25, с учетом постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308, а за период с 01.01.2011 г. по 09.12.2011 г. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 г. N 660.
Исчисленная таким образом ежемесячная арендная плата составила: за 2006 г. - 8641,88 руб., за 2007 г. - 9333,23 руб., за 2008 г. - 9986,56 руб., за 2009 г. - 11687,40 руб., за 2010 г. - 11687,40 руб., за 2011 г. - 12367,74 руб. Общий размер арендной платы, подлежащей уплате ответчиком в спорном периоде по расчетам истца составил 921 361 руб. 14 коп., как указал истец ответчиком оплачены арендные платежи в размере 739 876 руб. 92 коп., сумма долга - 181 484 руб. 22 коп.
Доказательств оплаты арендных платежей в большем размере ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Удовлетворяя частично требования истца, суд первой инстанции исходил из правовой позиции, определенной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 г. N 1709/11.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Условиями заключенного между сторонами договора предусмотрено право арендодателя на ежегодный пересмотр размера арендной платы в соответствии с законодательством.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 15837/11 от 17.04.2012 г., в силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Доказательств оспаривания нормативных актов Самарской области, определяющих размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности публичных образований, обществом в материалы дела не представлено.
В силу указанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации размер арендной платы, подлежащий уплате за пользование земельным участком обществом, определяется в соответствии с порядком, методикой и ставками, установленными соответствующими нормативными актами Самарской области, при этом изменения соответствующих ставок, методик вступают в силу для арендатора с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта независимо от внесения в договор соответствующих изменений.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Таким образом, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В связи с этим размер арендной платы за использование спорного земельного участка на праве аренды подлежит установлению в спорном периоде в соответствии с нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы и методику ее расчета в указанном периоде.
Расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным, ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах и в соответствии со статьями 307, 309, 606, 614, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 13.09.2010 г. по 09.12.2011 г. подлежат удовлетворению в заявленном размере 181 484 руб. 22 коп.
В соответствии с условиями договора за просрочку арендных платежей предусмотрено начисление пени в размере 0,3% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца за период с 12.04.2004 г. по 09.12.2011 г. ответчику начислены пени в сумме 201 524 руб. 57 коп. Расчет пени ответчиком не оспорен и признан судом апелляционной инстанции обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемое решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права, что в соответствии с частью 1, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения с принятием по делу нового судебного акта.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-22863/2012, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Амулет" (ОГРН 1026301717001, г. Самара), в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области долг 181 484 руб. 22 коп., пени в размере 201 524 руб. 57 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Амулет" (ОГРН 1026301717001, г. Самара) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 10 660 руб. 17 коп.
Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-22863/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А55-22863/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2013 г. в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-22863/2012, судья Разумов Ю.М.,
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824), г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Амулет" (ОГРН 1026301717001), г. Самара,
о взыскании долга по арендной плате 181 484 руб. 22 коп., пени 201 524 руб. 57 коп.,
в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о рассмотрении дела,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Амулет" о взыскании долга по арендной плате в размере 181 484 руб. 22 коп. (за период с 13.09.2010 г. по 09.12.2011 г.), пени в размере 201 524 руб. 57 коп. (за период с 12.04.2004 г. по 09.12.2011 г.).
Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка от 17.09.2004 г. N 015874з.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года иск удовлетворен частично: с ООО "Амулет" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области взыскан основной долг 21 825 руб. 67 коп. В остальной части в удовлетворении иска - отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2012 г. отменить, удовлетворить исковые требования Министерства в полном объеме.
В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе указал, что решение суда первой инстанции противоречит правовой позиции, установленной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 г. N 15117/11.
Законность и обоснованность судебного акта, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с положениями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Из материалов делам усматривается следующее.
17.09.2004 г. Комитет по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "Амулет" заключили договор N 015874з аренды земельного участка, по условиям которого на основании распоряжения администрации Советского района от 13.04.2004 г. N 365-1 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:07 31 001:0002, находящийся по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Ново-Вокзальная - ул. Физкультурная площадью 72,70 кв. м, целевое назначение земельного участка - под существующий временный павильон - магазин по реализации товаров повседневного спроса.
В силу пункта 3.1 договора его условия применяются к отношениям, существовавшим между сторонами с 13.04.2004 г.
Пунктом 4.4 предусмотрена обязанность арендатора перечислять арендодателю арендную плату не позднее десятого числа текущего месяца.
В соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 3 к договору) арендная плата определяется формулой расчета: Азем = А з. год.: 12,
- где Аз. год. = S x Ам x К94 x К95 x К96 x К97 x К99 x К2000 x К02 x К03 x К04: 1000 x Ка x Кв;
- где
- S - площадь земельного участка (72, 70 кв. м);
- Ам - базовая ставка земельного налога на 1 кв. м по зоне градостроительной ценности (10 руб. /кВ.м. - постановление Главы г. Самары от 01.03.1994 г. N 324);
- К94 - "50" - коэффициент 1994 г. (постановление Главы г. Самары от 11.11.1994 г. N 1602);
- К95 - "2" - коэффициент 1995 г. (ФЗ от 31.03.1995. "О федеральном бюджете на 1995 год");
- К96 - коэффициент 1996 г. "1,5" (постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. N 378);
- К97 - коэффициент 1997 г. "2" (ФЗ от 12.02.1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 год");
- К99 - коэффициент 1999 года "2" (ФЗ от 22.02.1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 год");
- К2000 - коэффициент 2000 года "1,2" (ФЗ от 05.01.2000 г. "О федеральном бюджете на 2000 год");
- К02 - коэффициент 2002 года "2" (ФЗ от 14.12.2001 г. "Об индексации ставок земельного налога");
- К03 - коэффициент 2003 года "1,8" (ФЗ от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ");
- К04 - коэффициент 2004 года "1,1" (ФЗ от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
- 1000 - деноминация 1998 года;
- Ка - коэффициент категории арендатора "1,1" (постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343);
- Кв - коэффициент вида использования земельного участка - "40" (постановление Главы города Самары от 26.11.2003 г. N 1343).
В соответствии с пунктом 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей. Новая величина размера арендной платы устанавливается с момента, определенного соответствующим нормативным актом.
Согласно пункту 7.2 договора за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Соглашением от 30.11.2004 г. права и обязанности арендодателя по указанному договору были переданы Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Самарской области Комитету по управлению имуществом города Самары.
В связи с изменением законодательства с 01.07.2006 г. Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара. С указанного времени полномочия по распоряжению указанными выше земельными участками для целей, не связанных со строительством возложены на истца.
По договору от 20.12.2006 г. Департамент по управлению имуществом городского округа Самара передал Министерству имущественных отношений Самарской области права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка N 015874з от 17.09.2004 г.
Истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за период с 13.09.2010 г. по 09.12.2011 г. в размере 181 484 руб. 22 коп.
При этом, по мнению истца, за период с 13.04.2004 г. по 31.12.2005 г. размер арендной платы определен расчетом к договору (приложение N 3) и составил 165 687 руб. 69 коп.
За период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. размер арендной платы определен истцом на основании постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 по формуле: Ап = S x Скад x Ка x Кпр x Кв x Ки, где S - площадь земельного участка (72, 70 кв. м), Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по видам использования земель, определенный в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 (10642,77 руб.); Ка - коэффициент категории арендатора, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 ("1"); Кв - коэффициент вида использования земельного участка, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 ("0,6"); Кпр - коэффициент престижности, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 ("0,4"); Ки - коэффициент инфляции (Ки2006 "1", Ки2007 "1,08", Ки2008 "1,07").
За период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. размер арендной платы определен истцом в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.09.2009 г. N 227 по формуле Ап = А2 + (А1 - А2) x 0,25, с учетом постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308, а за период с 01.01.2011 г. по 09.12.2011 г. в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 г. N 660.
Исчисленная таким образом ежемесячная арендная плата составила: за 2006 г. - 8641,88 руб., за 2007 г. - 9333,23 руб., за 2008 г. - 9986,56 руб., за 2009 г. - 11687,40 руб., за 2010 г. - 11687,40 руб., за 2011 г. - 12367,74 руб. Общий размер арендной платы, подлежащей уплате ответчиком в спорном периоде по расчетам истца составил 921 361 руб. 14 коп., как указал истец ответчиком оплачены арендные платежи в размере 739 876 руб. 92 коп., сумма долга - 181 484 руб. 22 коп.
Доказательств оплаты арендных платежей в большем размере ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Удовлетворяя частично требования истца, суд первой инстанции исходил из правовой позиции, определенной постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 г. N 1709/11.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Условиями заключенного между сторонами договора предусмотрено право арендодателя на ежегодный пересмотр размера арендной платы в соответствии с законодательством.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 15837/11 от 17.04.2012 г., в силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Доказательств оспаривания нормативных актов Самарской области, определяющих размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности публичных образований, обществом в материалы дела не представлено.
В силу указанной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации размер арендной платы, подлежащий уплате за пользование земельным участком обществом, определяется в соответствии с порядком, методикой и ставками, установленными соответствующими нормативными актами Самарской области, при этом изменения соответствующих ставок, методик вступают в силу для арендатора с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта независимо от внесения в договор соответствующих изменений.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Таким образом, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В связи с этим размер арендной платы за использование спорного земельного участка на праве аренды подлежит установлению в спорном периоде в соответствии с нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы и методику ее расчета в указанном периоде.
Расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным, ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах и в соответствии со статьями 307, 309, 606, 614, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 13.09.2010 г. по 09.12.2011 г. подлежат удовлетворению в заявленном размере 181 484 руб. 22 коп.
В соответствии с условиями договора за просрочку арендных платежей предусмотрено начисление пени в размере 0,3% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца за период с 12.04.2004 г. по 09.12.2011 г. ответчику начислены пени в сумме 201 524 руб. 57 коп. Расчет пени ответчиком не оспорен и признан судом апелляционной инстанции обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемое решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права, что в соответствии с частью 1, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения с принятием по делу нового судебного акта.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года, принятое по делу N А55-22863/2012, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Амулет" (ОГРН 1026301717001, г. Самара), в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области долг 181 484 руб. 22 коп., пени в размере 201 524 руб. 57 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Амулет" (ОГРН 1026301717001, г. Самара) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 10 660 руб. 17 коп.
Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Н.Ю.ПЫШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)