Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
- от ООО "Жилой комплекс "Молоково": Глухов Е.А., по доверенности от 28.10.11 г.; от Управления Росреестра по МО: Черченко А.М., по доверенности от 20.12.12 г. N 367-Д;
- от Министерства экологии и природопользования по Московской области: Григорьев Д.В., по доверенности от 26.11.12 г. N 47; от "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО: не явился, извещен; от Администрации сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО: не явился, извещен; от МИФНС России N 14 по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилой комплекс "Молоково" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2013 года по делу N А41-41828/11, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ООО "Жилой комплекс "Молоково" к Управлению Росреестра по МО, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО. 3-и лица: Администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО, МИФНС России N 14 по Московской области, Министерство экологии и природопользования по Московской области об оспаривании действий по определению кадастровой стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Молоково" (далее -заявитель, ООО "Жилой комплекс "Молоково", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями с требованиями о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:443 в размере 9 863693,76 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:444 в размере 14 154 884,06 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:442 в размере 996 462 739,10 руб. (л.д. 132 - 133 т. 2).
В качестве второго заинтересованного лица к участию в деле привлечено - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (далее - Филиал ФГБУ по МО, орган кадастрового учета), также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК привлечены: Администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО, МИФНС России N 14 по МО, Министерство экологии и природопользования по МО (далее - Минэкологии МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Жилой комплекс "Молоково" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по МО, Министерство экологии и природопользования по Московской области направили в судебное заседание апелляционного суда своих представителей, которые возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
"ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, Администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО, МИФНС России N 14 по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности по состоянию на 01.01.2011 принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 17 - 15 т. 1).
01.03.2011 заявитель обратился в Управление Росреестра по МО с обращением за исх. N 6 о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости, действующей для целей налогообложения по состоянию на 01.01.2011 в отношении вышеуказанных земельных участков, дополнительно нормативно-правовой акт, утвердивший результаты кадастровой оценки, использованные для определения кадастровой стоимости земельных участков.
05.04.2011 в адрес заявителя за исх. N РС-1/01-01-2003/11 направлен ответ о возможности получения испрашиваемых сведений, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также путем получения из органа кадастрового учета кадастрового паспорта или кадастровой выписки о земельном участке, согласно ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Приказу Министерства экономического развития РФ от 27.02.2010 N 75, утвердившему Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, Управлением Росреестра по МО Обществу даны разъяснения о том, что на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 с 15.09.2010 полномочиями по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделены ФГУ "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Заявитель считая, что представленные сведения относительно кадастровой стоимости поименованных земельных участков признаются налоговой базой по земельному налогу, при этом правовое регулирование определения кадастровой стоимости должно производиться с соблюдением гарантий прав налогоплательщика и с учетом вида разрешенного использования земельных участков обратился с настоящим заявлением в суд.
Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке общего искового производства.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ по результатам государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 1 и 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок).
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. Кроме того, согласно п. 5.1.4 и п. 5.1.16 службе предоставлены полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ в ст. 14 Закона о государственном кадастре недвижимости законодателем определен орган кадастрового учета, предоставляющий сведения из государственного кадастра недвижимости и их вид, а также порядок предоставления сведений.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции от 21.12.2009 N 334-ФЗ) приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, в том числе и ФГУ "Кадастровая палата" по МО, наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости 15 сентября 2010 года.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции от 21.12.2009 N 334-ФЗ) Минэкономразвития РФ издан приказ от 27.02.2010 N 75, утвердивший Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку Общество обратилось в Управление Росреестра по МО за предоставлением сведений из государственного кадастра недвижимости 01.03.2011, оно должно было учитывать изменения законодательства, при этом получив соответствующий ответ - разъяснение Управления Росреестра по МО от 05.04.2011 N РС-1/01-01-2003/11 право Общества как налогоплательщика не нарушено, что, кроме того, подтверждается и письменными пояснениями МИФНС России N 14 по МО, которое указывает, что данные о кадастровой стоимости земельных участков Общества были получены налоговым органом из органов кадастра недвижимости в электронном виде в установленном порядке, предусмотренном п. 11 - 14 ст. 396 НК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что ответ Управления Росреестра по МО от 05.04.2011 N РС-1/01-01-2003/11 не затрагивает права Общества на обращение в уполномоченный орган в целях реализации своих обязанностей налогоплательщика, т.к. Управление Росреестра по МО в данном конкретном случае таковым не является.
Требования Общества о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:443 в размере 9 863693,76 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:444 в размере 14 154 884,06 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:442 в размере 996 462 739,10 руб. ввиду не соотнесения с видом разрешенного использования земельных участков, также подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:201.
В соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок), кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Согласно материалов кадастрового учета (л.д. 6 т. 2) преобразуемый земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060403:201 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство, удельный показатель кадастровой стоимости земель 12087,86 руб. за кв. м, установленный распоряжением Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ленинского района МО.
29.07.2010 преобразуемый земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060403:201 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 с отнесением их к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство.
Во исполнение положений Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 вновь образованным земельным участкам кадастровая стоимость рассчитана путем умножения площади каждого из земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка согласно действующему на тот период времени распоряжением Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ.
При этом в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов (п. 2.4 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).
Указанное подтверждается, тем, что после издания распоряжения Минэкологии МО от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов МО" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:060403:443 50:21:060403:444 рассчитана из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки в размере 5944,25 руб. за кв. м (перерасчет кадастровой стоимости земельного участка в кадастровым номером 50:21:060403:442 в интересах Общества не осуществлялся в связи с прекращением права последнего 12.05.2011, а также снятием его с государственного кадастрового учета с присвоением статуса "архивный" - 28.06.2011 (л.д. 1 - 3 т. 2).
С учетом изложенного при постановке на кадастровый учет земельных участков в кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 обоснованно применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 12087,86 руб. за кв. м площади каждого земельного участка, следовательно, и кадастровая стоимость земельных участков исчислена правомерно.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, доказательств несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости Обществом не представлено.
Апелляционным судом отклоняются доводы Общества, касающиеся, того, что разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 под жилищное строительство не соотносится с категориями земель, относящихся к категории "земли поселений" на территории Ленинского района - земли под домами многоэтажной застройки, определенных распоряжением Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ, поскольку понятие вида разрешенного использования раскрывается как в земельном, так и в градостроительном законодательстве.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ установлено, что порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков определяется правилами землепользования и застройки. На период до 2012 г. действует норма п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой решение об изменении принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, доказательств того, что Общество обращалось в орган местного самоуправления за изменением вида разрешенного использования поименованных в деле земельных участков суду не представлено.
Кроме того, Обществом не представлено также и доказательств оспаривания в судебном порядке положений распоряжения Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ в части определения понятий категории земель относящихся к категории "земли поселений" на территории Ленинского района.
Так же апелляционный суд отмечает, что согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 г. N 12651/11 споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Поскольку заявителем не представлено расчета кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2013 года по делу N А41-41828/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилой комплекс "Молоково" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-41828/11
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N А41-41828/11
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
- от ООО "Жилой комплекс "Молоково": Глухов Е.А., по доверенности от 28.10.11 г.; от Управления Росреестра по МО: Черченко А.М., по доверенности от 20.12.12 г. N 367-Д;
- от Министерства экологии и природопользования по Московской области: Григорьев Д.В., по доверенности от 26.11.12 г. N 47; от "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО: не явился, извещен; от Администрации сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО: не явился, извещен; от МИФНС России N 14 по Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилой комплекс "Молоково" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2013 года по делу N А41-41828/11, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ООО "Жилой комплекс "Молоково" к Управлению Росреестра по МО, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО. 3-и лица: Администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО, МИФНС России N 14 по Московской области, Министерство экологии и природопользования по Московской области об оспаривании действий по определению кадастровой стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Молоково" (далее -заявитель, ООО "Жилой комплекс "Молоково", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями с требованиями о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:443 в размере 9 863693,76 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:444 в размере 14 154 884,06 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:442 в размере 996 462 739,10 руб. (л.д. 132 - 133 т. 2).
В качестве второго заинтересованного лица к участию в деле привлечено - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (далее - Филиал ФГБУ по МО, орган кадастрового учета), также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК привлечены: Администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО, МИФНС России N 14 по МО, Министерство экологии и природопользования по МО (далее - Минэкологии МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Жилой комплекс "Молоково" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по МО, Министерство экологии и природопользования по Московской области направили в судебное заседание апелляционного суда своих представителей, которые возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
"ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, Администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района МО, МИФНС России N 14 по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности по состоянию на 01.01.2011 принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 17 - 15 т. 1).
01.03.2011 заявитель обратился в Управление Росреестра по МО с обращением за исх. N 6 о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости, действующей для целей налогообложения по состоянию на 01.01.2011 в отношении вышеуказанных земельных участков, дополнительно нормативно-правовой акт, утвердивший результаты кадастровой оценки, использованные для определения кадастровой стоимости земельных участков.
05.04.2011 в адрес заявителя за исх. N РС-1/01-01-2003/11 направлен ответ о возможности получения испрашиваемых сведений, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также путем получения из органа кадастрового учета кадастрового паспорта или кадастровой выписки о земельном участке, согласно ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Приказу Министерства экономического развития РФ от 27.02.2010 N 75, утвердившему Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, Управлением Росреестра по МО Обществу даны разъяснения о том, что на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 с 15.09.2010 полномочиями по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделены ФГУ "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Заявитель считая, что представленные сведения относительно кадастровой стоимости поименованных земельных участков признаются налоговой базой по земельному налогу, при этом правовое регулирование определения кадастровой стоимости должно производиться с соблюдением гарантий прав налогоплательщика и с учетом вида разрешенного использования земельных участков обратился с настоящим заявлением в суд.
Настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке общего искового производства.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ по результатам государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 1 и 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок).
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. Кроме того, согласно п. 5.1.4 и п. 5.1.16 службе предоставлены полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ в ст. 14 Закона о государственном кадастре недвижимости законодателем определен орган кадастрового учета, предоставляющий сведения из государственного кадастра недвижимости и их вид, а также порядок предоставления сведений.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции от 21.12.2009 N 334-ФЗ) приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, в том числе и ФГУ "Кадастровая палата" по МО, наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости 15 сентября 2010 года.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона о государственном кадастре недвижимости (в редакции от 21.12.2009 N 334-ФЗ) Минэкономразвития РФ издан приказ от 27.02.2010 N 75, утвердивший Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку Общество обратилось в Управление Росреестра по МО за предоставлением сведений из государственного кадастра недвижимости 01.03.2011, оно должно было учитывать изменения законодательства, при этом получив соответствующий ответ - разъяснение Управления Росреестра по МО от 05.04.2011 N РС-1/01-01-2003/11 право Общества как налогоплательщика не нарушено, что, кроме того, подтверждается и письменными пояснениями МИФНС России N 14 по МО, которое указывает, что данные о кадастровой стоимости земельных участков Общества были получены налоговым органом из органов кадастра недвижимости в электронном виде в установленном порядке, предусмотренном п. 11 - 14 ст. 396 НК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что ответ Управления Росреестра по МО от 05.04.2011 N РС-1/01-01-2003/11 не затрагивает права Общества на обращение в уполномоченный орган в целях реализации своих обязанностей налогоплательщика, т.к. Управление Росреестра по МО в данном конкретном случае таковым не является.
Требования Общества о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:443 в размере 9 863693,76 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:444 в размере 14 154 884,06 руб., земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:442 в размере 996 462 739,10 руб. ввиду не соотнесения с видом разрешенного использования земельных участков, также подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:201.
В соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков, в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок), кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Согласно материалов кадастрового учета (л.д. 6 т. 2) преобразуемый земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060403:201 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство, удельный показатель кадастровой стоимости земель 12087,86 руб. за кв. м, установленный распоряжением Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ленинского района МО.
29.07.2010 преобразуемый земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060403:201 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 с отнесением их к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство.
Во исполнение положений Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 вновь образованным земельным участкам кадастровая стоимость рассчитана путем умножения площади каждого из земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка согласно действующему на тот период времени распоряжением Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ.
При этом в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов (п. 2.4 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).
Указанное подтверждается, тем, что после издания распоряжения Минэкологии МО от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов МО" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:060403:443 50:21:060403:444 рассчитана из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки в размере 5944,25 руб. за кв. м (перерасчет кадастровой стоимости земельного участка в кадастровым номером 50:21:060403:442 в интересах Общества не осуществлялся в связи с прекращением права последнего 12.05.2011, а также снятием его с государственного кадастрового учета с присвоением статуса "архивный" - 28.06.2011 (л.д. 1 - 3 т. 2).
С учетом изложенного при постановке на кадастровый учет земельных участков в кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 обоснованно применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 12087,86 руб. за кв. м площади каждого земельного участка, следовательно, и кадастровая стоимость земельных участков исчислена правомерно.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, доказательств несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости Обществом не представлено.
Апелляционным судом отклоняются доводы Общества, касающиеся, того, что разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:060403:442, 50:21:060403:443 50:21:060403:444 под жилищное строительство не соотносится с категориями земель, относящихся к категории "земли поселений" на территории Ленинского района - земли под домами многоэтажной застройки, определенных распоряжением Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ, поскольку понятие вида разрешенного использования раскрывается как в земельном, так и в градостроительном законодательстве.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ установлено, что порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков определяется правилами землепользования и застройки. На период до 2012 г. действует норма п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой решение об изменении принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, доказательств того, что Общество обращалось в орган местного самоуправления за изменением вида разрешенного использования поименованных в деле земельных участков суду не представлено.
Кроме того, Обществом не представлено также и доказательств оспаривания в судебном порядке положений распоряжения Минэкологии МО от 30.11.2005 N 208-РМ в части определения понятий категории земель относящихся к категории "земли поселений" на территории Ленинского района.
Так же апелляционный суд отмечает, что согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 г. N 12651/11 споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Поскольку заявителем не представлено расчета кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2013 года по делу N А41-41828/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилой комплекс "Молоково" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)