Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2012 ПО ДЕЛУ N А65-6100/2012

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2012 г. по делу N А65-6100/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" - не явился, извещен,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5", г. Пермь,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2012 года по делу N А65-6100/2012, судья Абульханова Г.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5", г. Пермь, (ИНН 2128701733),
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе,
о признании недействительным предписания от 11.11.2011 г. N 11-11-СВ-03/1505-т,

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 5" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе о признании недействительным предписания РО ФСФР от 11.11.2011 г. N 11-11-СВ-03/1505-т.
Решением суда первой инстанции от 21 мая 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 5" просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что вынося оспариваемый судебный акт, суд определил правоотношения, возникшие между ОАО "ТГК-5" и миноритарными акционерами ОАО "Пермэнергоремонт", как взаимоотношения по принудительному выкупу акций, что не соответствует действительности.
Основанием для направления обязательного предложения послужило приобретение ОАО "ТГК-5" более 30% ОАО "Пермэнергоремонт".
К правоотношениям, возникшим между ОАО "ТГК-5" и миноритарными акционерами, возникшим в результате покупки ОАО "ТГК-5" более 30% ОАО "Пермэнергоремонт" применению подлежат нормы статьи 82.2 Закона об акционерных обществах.
Суд пришел к выводу, что предписание федерального органа соответствует требованиям законодательства об акционерных обществах.
Отмечает, что выводы суда о том, что фактически цена акций, указанная в отчете независимого оценщика от 20.08.2011 г. снижена на 20% относительно рыночной цены, не основаны на материалах дела.
Считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ осуществление контроля за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, возложен на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Право Регионального отделения ФСФР России в Волжско-Камском регионе направлять поднадзорным организациям обязательные для исполнения в установленный срок предписания о предоставлении документов или об устранении нарушений законодательства Российской Федерации закреплено пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" и пунктом 5.3.7 и пунктом 6.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента, предметом контроля и надзора за деятельностью организаций, в отношении которых ФСФР России (РО ФСФР России) проводятся соответствующие контрольно-ревизионные мероприятия (проверки) являются: соблюдение организациями лицензионных требований и условий при осуществлении соответствующей деятельности; соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о кредитных историях, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о деятельности жилищных накопительных кооперативов, о деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, о товарных биржах, об ипотечных ценных бумагах и о жилищном обеспечении военнослужащих; соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к раскрытию информации о деятельности организации; соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к предоставлению отчетности организаций; соблюдение требований и условий, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих деятельность по управлению инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, доверительному управлению накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих и доверительному управлению ипотечным покрытием; соблюдение требований и условий, содержащихся в нормативных правовых Пактах Российской Федерации, в том числе в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, регулирующих осуществление организациями соответствующих видов деятельности.
Согласно пункту 1.3.4 Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 г. N 07-108/пз-н камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).
В соответствии с пунктом 7.4. Административного регламента по исполнению Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 г. N 07-107/пз-н, камеральной проверкой организации и/или сведений, изложенных в поступившем в ФСФР России (РО ФСФР России) заявлении, обращении или жалобе, является проверка без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, которая проводится по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) путем рассмотрения документов и сведений, имеющихся у ФСФР России (РО ФСФР России), документов и сведений, поступающих от проверяемой организации, запрашиваемых и получаемых у данной организации, у органов государственной власти, иных организаций (лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для проведения камеральной проверки является поручение руководителя ФСФР России (РО ФСФР России) или заместителя руководителя ФСФР России в соответствии с распределением обязанностей.
Материалами дела установлено, что Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе на основании Поручения РО ФСФР России в ВКР от 31.10.2011 г., в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьи 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 г. N 717, Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденным приказом от 21.11.2006 г. N 06-103/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами", Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 г. N 06/76пз-н была проведена камеральная проверка документов, связанных с приобретением Обществом 30% акций ОАО "Пермэнергоремонт" на предмет соответствия обязательного предложения о приобретении ценных бумаг Общества от 26.10.2011 г.
Региональным отделением по результатам проверки было принято предписание от 11.11.2011 г. N 11-11-СВ-03/1505-т (том 1 л.д. 46 - 48), согласно которому заявителю предписано принять меры по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно:
1. Привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Общества, отчет независимого оценщика и банковскую гарантию в соответствие с требованиями ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Положения о требованиях к порядку совершения отдельных, действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 г. N 06/76пз-н.
2. Предоставить в РО ФСФР России в ВКР и в Общество соответствующее законодательству РФ обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Общества вместе с необходимыми документами.
Заявитель, посчитав указанное выше предписание ответчика незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).
Ответчиком камеральной проверкой установлено, что в нарушение статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", пункта 1,2 раздела 1, пункта 2,4 раздела 2 Положения Обществом вместе с обязательным предложением о приобретении ценных бумаг представлен отчет об оценке рыночной стоимости одной именной бездокументарной акции продавца (ОАО "Пермэнергоремонт"), составленный ООО "Специализированное Консалтинговое Бюро Бизнес-Инжиниринг" от 20.08.2011 г., которым по состоянию на 30.06.2011 г. определена рыночная стоимость одной обыкновенной и привилегированной акции в сумме 1 686 руб.
При определении стоимости одной акции оценщиком произведена скидка за отсутствие контроля в размере 20%, свидетельствующее об уменьшении рыночной стоимости одной акции, что, по мнению регионального отделения, нарушило права 5410 акционеров общества (пункт 6.1 ежеквартального отчета Общества за 4 квартал 2011 г.), имеющих право реализации акций с учетом рыночной стоимости, то есть без применения скидки 20%.
В связи с чем, ответчиком было принято предписание с указанием на устранение Обществом нарушения законодательства об акционерных обществах с предоставлением нотариально удостоверенной копией отчета об оценке рыночной стоимости одной акции.
Письмом ФСФР России от 23.09.2008 г. N 08-ЕК-03/20485 разъяснено, что в случае, если объектом оценки являются акции открытого общества, должна оцениваться рыночная стоимость одной акции в 100 процентном пакете. При этом рыночная стоимость одной акции, определяемая оценщиком, не подлежит корректировке на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого производится оценка.
Из пунктов 6.1.1, 6.1.2, 6.2.1, 6.2.2 обязательного предложения предлагаемая цена приобретения одной обыкновенной и привилегированной акции указана в размере 1,686 рублей на основании отчета независимого оценщика, то есть со скидкой 20% от рыночной стоимости.
Между тем, исходя из пункта 4 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Как следует из материалов дела Общество, исполняя указанное предписания ответчику повторно представило отчет об оценке рыночной стоимости одной именной бездокументарной акции продавца (ОАО "Пермэнергоремонт"), составленный ООО "Специализированное Консалтинговое Бюро Бизнес-Инжиниринг" от 30.11.2011, которым по состоянию на 15.11.2011 г. определена рыночная стоимость одной обыкновенной и привилегированной акции в размере 1 688 руб., то есть в сумме отличной от стоимости указанной в вышеназванном отчете от 20.08.2011 г. (том 1 л.д. 61 - 164), что не соответствуют пункту 4 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" и нарушают права и законные интересы акционеров общества, которые принудительно лишаются принадлежащих им ценных бумаг. Поскольку рыночная цена одной акции должна определяться в 100-процентном пакете без корректировки на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого проводится оценка.
С позиции изложенных обстоятельств, предписание ответчика, направленное на защиту интересов акционеров, соответствует требованиям законодательства об акционерных обществах и не нарушает права и законные интересы Общества.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 мая 2012 года по делу N А65-6100/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)