Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 октября 2012 года по делу N А62-3958/2012 (судья Борисова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (г. Смоленск, ИНН 6731042536, ОГРН 1036758309686) о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ИНН 6732000017, ОГРН 1106731005260) от 26.03.2012 N 20/02, при участии от заявителя - Овчинникова А.А. (протокол общего собрания участников от 08.12.2012), Фомина В.В. (доверенность от 14.01.2013), от инспекции - Азаровой А.С. (доверенность от 27.08.2012 N 07-03/101021), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (г. Смоленск, ИНН 6731042536, ОГРН 1036758309686) (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ИНН 6732000017, ОГРН 1106731005260) (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.03.2012 N 20/02 в части доначисления земельного налога в сумме 824 377 рублей, начисления пени по земельному налогу в сумме 169 763 рублей, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Автогараж на Тихвинке" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество, ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что налоговый орган при расчете земельного налога по принадлежащему ему земельному участку должен был исходить из рыночной стоимости данного земельного участка, определенной оценщиком в размере 6 173 363 рублей, а не из кадастровой стоимости в размере 62 452 793 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ФНС России по г. Смоленску, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России по г. Смоленску проведена выездная налоговая проверка ООО "Автогараж на Тихвинке" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Выявленные инспекцией в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 21.02.2012 N 20/03.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных обществом возражений Инспекция ФНС России по г. Смоленску приняла решение от 26.03.2012 N 20/02 о привлечении ООО "Автогараж на Тихвинке" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 5 рублей, за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 рублей, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление в установленный пунктом 6 статьи 226 НК РФ срок суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 5 605 рублей, за неперечисление (неполное перечисление) НДФЛ в бюджет в виде штрафа в сумме 260 рублей.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 2 440 рублей, земельный налог за 2009 год в сумме 824 377 рублей, НДФЛ в сумме 1 302 рублей, а также начислены пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе налога на добавленную стоимость в сумме 176 рублей, земельного налога в сумме 169 763 рублей, налога на доходы физических лиц в сумме 920 рублей.
На основании статей 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 10.05.2012 N 61 оспариваемое решение оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением Инспекции ФНС России по г. Смоленску от 26.03.2012 N 20/02, ООО "Автогараж на Тихвинке" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием для доначисления обществу земельного налога за 2009 год в сумме 824 377 руб., начисления пени по земельному налогу в сумме 169 763 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом при расчете земельного налога ставки 0,18%.
Аргументируя свою позицию, Инспекция ФНС России по г. Смоленску сослалась на то, что налоговая ставка, подлежащая применению в данном случае согласно ст. 9 Положения о земельном налоге на территории г. Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского совета от 28.10.2005 N 147, - 1,5%, поскольку спорный земельный участок относится к категории прочих земельных участков.
Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог на территории города Смоленска введен решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 147 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Смоленска" (далее по тексту - Положение) с 01.01.2006.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Статьей 12 вышеназванного Положения определено, что уплата налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, производится авансовыми платежами в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, исчисленная в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Положения, подлежит уплате в срок не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Согласно статье 9 Положения налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах, в частности:
0,18 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении следующих земельных участков:
- - на которых размещены производственные и административные здания, строения и сооружения промышленности, коммунального хозяйства;
- - на которых размещены здания, строения и сооружения материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права от 11.04.2008 серии 67-АБ N 278238 следует, что ООО "Автогараж на Тихвинке" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 7 411 кв. м, кадастровый номер 67:27:31317:6, расположенный по адресу: г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 71, с разрешенным использованием - под объектами недвижимости (зданием мойки, нежилым помещением N 3).
В налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, представленной обществом в налоговый орган 20.01.2010, им отражены следующие показатели: кадастровая стоимость - 62 452 793 рубля, ставка налога - 0,18%.
Вместе с тем согласно протоколу допроса генерального директора общества Овчинникова А.А. от 16.02.2012 N 20/12 земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031317:6 использовался ООО "Автогараж на Тихвинке" под зданием мойки, в которой располагался магазин, ремонтный бокс, помещение бухгалтерии; в магазине производилась продажа товаров и запчастей, в ремонтном боксе осуществлялись техническое обслуживание и мелкий ремонт автомобилей.
Из письма Управления Росреестра по Смоленской области от 05.09.2011 N 13246/18 усматривается, что кадастровая стоимость данного земельного участка определена в ходе проведения в 2007 - 2008 годах работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области, как для земельных участков "под объектами недвижимости (зданием мойки, нежилым помещением N 3)", которые отнесены к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (5 группа видов разрешенного использования).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 13 17:0006, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, пос. Тихвинка, 71, от 12.02.2009 N 27/09-3605 он отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами недвижимости (зданием мойки, нежилым помещением N 3).
Вид разрешенного использования данного земельного участка до 2011 года не изменялся, что сторонами не оспаривается. Он изменился только в феврале 2011 года - "под зданием мойки площадью 312,5 кв. м, нежилым помещением N 3 площадью 15,9 кв. м, подъездной площадкой площадью 442 кв. м, открытой площадкой для хранения средств материально-технического снабжения площадью 6 640,6 кв. м", что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 22.02.2011.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении земельного налога за 2009 год общество должно было применить налоговую ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка - установленную п. 9 Положения в отношении прочих земельных участков. Факт неправильного применения обществом налоговой ставки 0,18% им при рассмотрении дела не оспаривался.
Признавая несостоятельным довод общества о необходимости применения при расчете земельного налога за 2009 год рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая, как следует из пункта 2 названной статьи, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 26.07.2010) предусматривалось, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
При этом рыночная стоимость земельного участка, в силу пункта 1 названной статьи, устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса внесены изменения, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Одновременно в пункт 2 статьи 66 Кодекса названным Законом внесены изменения, согласно которым государственная кадастровая оценка земель должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Данное положение действует с 26.07.2010.
Таким образом, земельное законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, на что указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011.
Вместе с тем сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка не является основанием для автоматического отождествления ее с кадастровой стоимостью, поскольку действующим законодательством установлена процедура определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения земельным налогом и доведения ее до сведения налогоплательщиков.
Из смысла статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения земельный участок может стать лишь после того, как он сформирован в порядке, установленном земельным законодательством; права на него зарегистрированы в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении него определена кадастровая стоимость, на основании которой определяется налоговая база для исчисления налога.
Все перечисленные обстоятельства подтверждают факт существования земельного участка как объекта недвижимого имущества, обладающего признаками индивидуально-определенной вещи.
Статья 70 ЗК РФ предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ установлено, что государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, указанные в статье 7 Закона N 221-ФЗ, в частности, сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); его кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является, в частности, земельный участок; кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок; сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу изложенного в случае изменения любой из перечисленных в статье 7 Закона N 221-ФЗ характеристик земельного участка, в частности, площади земельного участка или его кадастровой стоимости, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению изменения, влекущие соответствующие юридические последствия как для правообладателей, так и для третьих лиц.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", названные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (пункт 1 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2 Правил). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункт 3 Правил - в редакции, действующей в спорный период).
Из пункта 4 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 9 Правил установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
Таким образом, под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение по установленным правилам и утверждение в установленном порядке кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения.
При этом пунктом 5 Правил предусмотрено использование статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости при осуществлении государственной кадастровой оценки земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений, что, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/2011, свидетельствует о связи между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка.
Соответственно, рыночная оценка земельного участка может быть признана его кадастровой стоимостью при условии внесения сведений о ней в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке.
В случае возникновения спора по поводу государственной кадастровой оценки земель такой спор подлежит рассмотрению в судебном порядке (пункт 12 Правил).
Такой спор, как следует из правовой позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в упомянутом постановлении, будет иметь предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом государственного кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, и он подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В этом случае установление судом рыночной стоимости земельного участка будет являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, использованная налоговым органом при доначислении ООО "Автогараж на Тихвинке" земельного налога кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 62 452 793 рублей обществом самостоятельно была заявлена в налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год и соответствует данным уполномоченного регистрирующего органа за 2009 год.
Судом установлено, что впоследствии заявитель обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 в размере рыночной стоимости земельного участка, соответствующей 6 173 363 рублям, которое рассмотрено в отдельном судебном производстве.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2012 суд обязал ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области внести в сведения Государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 площадью 7 411 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 71, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 6 173 363 рублей.
Согласно же мотивировочной части данного решения обязанность органа государственного кадастрового учета внести соответствующие изменения возникает с момента вступления в законную силу судебного акта. Следовательно, рыночная стоимость земельного участка становится актуальной кадастровой стоимостью только с этого момента.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу за соответствующий налоговый период (в данном случае 2009 год) не может быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 4453/10 по делу N А06-3508/2008.
С учетом изложенного для расчета земельного налога необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были доведены до налогоплательщика до 1 марта текущего налогового периода, определенную по состоянию на 01 января текущего года.
Как следует из письма филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области" от 13.09.2012 N 05-01/4688, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 составляла 62 452 793 рубля.
Судом установлено, что 10.07.2012 указанный земельный участок был снят с кадастрового учета, в связи с чем решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2010 филиалом не было исполнено.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Автогараж на Тихвинке" в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции необоснованно не была принята во внимание уточненная налоговая декларация за 2009 год, представленная в налоговый орган 17.08.2012, апелляционной коллегией судей признается несостоятельной, поскольку применительно к предмету настоящего спора - оспаривание решения инспекции в части произведенных начислений по земельному налогу, принятого по результатам выездной налоговой проверки, при которой налоговым органом учитывались данные, отраженные в имеющейся у него на момент проведения проверки представленной обществом налоговой декларации за 2009 год, факт подачи ООО "Автогараж на Тихвинке" после принятия оспариваемого решения очередной корректирующей налоговой декларации не имеет правового значения.
Кроме того, как указано выше, рыночная стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2012, становится актуальной кадастровой стоимостью только с момента вступления его в законную силу, что свидетельствует о том, что к спорному налоговому периоду (2009 год), она не может быть применена.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, являлись обоснованием позиции общества по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 руб.
Согласно платежному поручению от 30.11.2012 N 126 ООО "Автогараж на Тихвинке" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме 2 000 руб., в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 000 руб. подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 октября 2012 года по делу N А62-3958/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Автогараж на Тихвинке" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (г. Смоленск, ИНН 6731042536, ОГРН 1036758309686) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.11.2012 N 126.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2013 ПО ДЕЛУ N А62-3958/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу N А62-3958/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 октября 2012 года по делу N А62-3958/2012 (судья Борисова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (г. Смоленск, ИНН 6731042536, ОГРН 1036758309686) о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ИНН 6732000017, ОГРН 1106731005260) от 26.03.2012 N 20/02, при участии от заявителя - Овчинникова А.А. (протокол общего собрания участников от 08.12.2012), Фомина В.В. (доверенность от 14.01.2013), от инспекции - Азаровой А.С. (доверенность от 27.08.2012 N 07-03/101021), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (г. Смоленск, ИНН 6731042536, ОГРН 1036758309686) (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ИНН 6732000017, ОГРН 1106731005260) (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.03.2012 N 20/02 в части доначисления земельного налога в сумме 824 377 рублей, начисления пени по земельному налогу в сумме 169 763 рублей, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Автогараж на Тихвинке" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество, ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что налоговый орган при расчете земельного налога по принадлежащему ему земельному участку должен был исходить из рыночной стоимости данного земельного участка, определенной оценщиком в размере 6 173 363 рублей, а не из кадастровой стоимости в размере 62 452 793 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ФНС России по г. Смоленску, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России по г. Смоленску проведена выездная налоговая проверка ООО "Автогараж на Тихвинке" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Выявленные инспекцией в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 21.02.2012 N 20/03.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных обществом возражений Инспекция ФНС России по г. Смоленску приняла решение от 26.03.2012 N 20/02 о привлечении ООО "Автогараж на Тихвинке" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 5 рублей, за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 рублей, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление в установленный пунктом 6 статьи 226 НК РФ срок суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 5 605 рублей, за неперечисление (неполное перечисление) НДФЛ в бюджет в виде штрафа в сумме 260 рублей.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в сумме 2 440 рублей, земельный налог за 2009 год в сумме 824 377 рублей, НДФЛ в сумме 1 302 рублей, а также начислены пени за несвоевременную уплату налогов, в том числе налога на добавленную стоимость в сумме 176 рублей, земельного налога в сумме 169 763 рублей, налога на доходы физических лиц в сумме 920 рублей.
На основании статей 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 10.05.2012 N 61 оспариваемое решение оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением Инспекции ФНС России по г. Смоленску от 26.03.2012 N 20/02, ООО "Автогараж на Тихвинке" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием для доначисления обществу земельного налога за 2009 год в сумме 824 377 руб., начисления пени по земельному налогу в сумме 169 763 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 1 649 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом при расчете земельного налога ставки 0,18%.
Аргументируя свою позицию, Инспекция ФНС России по г. Смоленску сослалась на то, что налоговая ставка, подлежащая применению в данном случае согласно ст. 9 Положения о земельном налоге на территории г. Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского совета от 28.10.2005 N 147, - 1,5%, поскольку спорный земельный участок относится к категории прочих земельных участков.
Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог на территории города Смоленска введен решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 147 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Смоленска" (далее по тексту - Положение) с 01.01.2006.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Статьей 12 вышеназванного Положения определено, что уплата налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, производится авансовыми платежами в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, исчисленная в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Положения, подлежит уплате в срок не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Согласно статье 9 Положения налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах, в частности:
0,18 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении следующих земельных участков:
- - на которых размещены производственные и административные здания, строения и сооружения промышленности, коммунального хозяйства;
- - на которых размещены здания, строения и сооружения материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права от 11.04.2008 серии 67-АБ N 278238 следует, что ООО "Автогараж на Тихвинке" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 7 411 кв. м, кадастровый номер 67:27:31317:6, расположенный по адресу: г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 71, с разрешенным использованием - под объектами недвижимости (зданием мойки, нежилым помещением N 3).
В налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, представленной обществом в налоговый орган 20.01.2010, им отражены следующие показатели: кадастровая стоимость - 62 452 793 рубля, ставка налога - 0,18%.
Вместе с тем согласно протоколу допроса генерального директора общества Овчинникова А.А. от 16.02.2012 N 20/12 земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031317:6 использовался ООО "Автогараж на Тихвинке" под зданием мойки, в которой располагался магазин, ремонтный бокс, помещение бухгалтерии; в магазине производилась продажа товаров и запчастей, в ремонтном боксе осуществлялись техническое обслуживание и мелкий ремонт автомобилей.
Из письма Управления Росреестра по Смоленской области от 05.09.2011 N 13246/18 усматривается, что кадастровая стоимость данного земельного участка определена в ходе проведения в 2007 - 2008 годах работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области, как для земельных участков "под объектами недвижимости (зданием мойки, нежилым помещением N 3)", которые отнесены к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (5 группа видов разрешенного использования).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 67:27:003 13 17:0006, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, пос. Тихвинка, 71, от 12.02.2009 N 27/09-3605 он отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами недвижимости (зданием мойки, нежилым помещением N 3).
Вид разрешенного использования данного земельного участка до 2011 года не изменялся, что сторонами не оспаривается. Он изменился только в феврале 2011 года - "под зданием мойки площадью 312,5 кв. м, нежилым помещением N 3 площадью 15,9 кв. м, подъездной площадкой площадью 442 кв. м, открытой площадкой для хранения средств материально-технического снабжения площадью 6 640,6 кв. м", что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 22.02.2011.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении земельного налога за 2009 год общество должно было применить налоговую ставку 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка - установленную п. 9 Положения в отношении прочих земельных участков. Факт неправильного применения обществом налоговой ставки 0,18% им при рассмотрении дела не оспаривался.
Признавая несостоятельным довод общества о необходимости применения при расчете земельного налога за 2009 год рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая, как следует из пункта 2 названной статьи, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 26.07.2010) предусматривалось, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
При этом рыночная стоимость земельного участка, в силу пункта 1 названной статьи, устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса внесены изменения, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Одновременно в пункт 2 статьи 66 Кодекса названным Законом внесены изменения, согласно которым государственная кадастровая оценка земель должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Данное положение действует с 26.07.2010.
Таким образом, земельное законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, на что указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/2011.
Вместе с тем сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка не является основанием для автоматического отождествления ее с кадастровой стоимостью, поскольку действующим законодательством установлена процедура определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения земельным налогом и доведения ее до сведения налогоплательщиков.
Из смысла статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения земельный участок может стать лишь после того, как он сформирован в порядке, установленном земельным законодательством; права на него зарегистрированы в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении него определена кадастровая стоимость, на основании которой определяется налоговая база для исчисления налога.
Все перечисленные обстоятельства подтверждают факт существования земельного участка как объекта недвижимого имущества, обладающего признаками индивидуально-определенной вещи.
Статья 70 ЗК РФ предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ установлено, что государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, указанные в статье 7 Закона N 221-ФЗ, в частности, сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); его кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является, в частности, земельный участок; кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок; сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу изложенного в случае изменения любой из перечисленных в статье 7 Закона N 221-ФЗ характеристик земельного участка, в частности, площади земельного участка или его кадастровой стоимости, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению изменения, влекущие соответствующие юридические последствия как для правообладателей, так и для третьих лиц.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", названные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (пункт 1 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2 Правил). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункт 3 Правил - в редакции, действующей в спорный период).
Из пункта 4 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 9 Правил установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
Таким образом, под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение по установленным правилам и утверждение в установленном порядке кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения.
При этом пунктом 5 Правил предусмотрено использование статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости при осуществлении государственной кадастровой оценки земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений, что, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/2011, свидетельствует о связи между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка.
Соответственно, рыночная оценка земельного участка может быть признана его кадастровой стоимостью при условии внесения сведений о ней в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке.
В случае возникновения спора по поводу государственной кадастровой оценки земель такой спор подлежит рассмотрению в судебном порядке (пункт 12 Правил).
Такой спор, как следует из правовой позиции, сформулированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в упомянутом постановлении, будет иметь предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом государственного кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, и он подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В этом случае установление судом рыночной стоимости земельного участка будет являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, использованная налоговым органом при доначислении ООО "Автогараж на Тихвинке" земельного налога кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 62 452 793 рублей обществом самостоятельно была заявлена в налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год и соответствует данным уполномоченного регистрирующего органа за 2009 год.
Судом установлено, что впоследствии заявитель обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 в размере рыночной стоимости земельного участка, соответствующей 6 173 363 рублям, которое рассмотрено в отдельном судебном производстве.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2012 суд обязал ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области внести в сведения Государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 площадью 7 411 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пос. Тихвинка, д. 71, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 6 173 363 рублей.
Согласно же мотивировочной части данного решения обязанность органа государственного кадастрового учета внести соответствующие изменения возникает с момента вступления в законную силу судебного акта. Следовательно, рыночная стоимость земельного участка становится актуальной кадастровой стоимостью только с этого момента.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу за соответствующий налоговый период (в данном случае 2009 год) не может быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 4453/10 по делу N А06-3508/2008.
С учетом изложенного для расчета земельного налога необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были доведены до налогоплательщика до 1 марта текущего налогового периода, определенную по состоянию на 01 января текущего года.
Как следует из письма филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области" от 13.09.2012 N 05-01/4688, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031317:6 по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 составляла 62 452 793 рубля.
Судом установлено, что 10.07.2012 указанный земельный участок был снят с кадастрового учета, в связи с чем решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2010 филиалом не было исполнено.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Автогараж на Тихвинке" в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции необоснованно не была принята во внимание уточненная налоговая декларация за 2009 год, представленная в налоговый орган 17.08.2012, апелляционной коллегией судей признается несостоятельной, поскольку применительно к предмету настоящего спора - оспаривание решения инспекции в части произведенных начислений по земельному налогу, принятого по результатам выездной налоговой проверки, при которой налоговым органом учитывались данные, отраженные в имеющейся у него на момент проведения проверки представленной обществом налоговой декларации за 2009 год, факт подачи ООО "Автогараж на Тихвинке" после принятия оспариваемого решения очередной корректирующей налоговой декларации не имеет правового значения.
Кроме того, как указано выше, рыночная стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2012 по делу N А62-3382/2012, становится актуальной кадастровой стоимостью только с момента вступления его в законную силу, что свидетельствует о том, что к спорному налоговому периоду (2009 год), она не может быть применена.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, являлись обоснованием позиции общества по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 руб.
Согласно платежному поручению от 30.11.2012 N 126 ООО "Автогараж на Тихвинке" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме 2 000 руб., в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 000 руб. подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 октября 2012 года по делу N А62-3958/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Автогараж на Тихвинке" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автогараж на Тихвинке" (г. Смоленск, ИНН 6731042536, ОГРН 1036758309686) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 30.11.2012 N 126.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)