Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2010 N 07АП-4213/10 ПО ДЕЛУ N А27-41/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2010 г. N 07АП-4213/10


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Кулеш Т.А., Солодилова А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.
при участии:
от заявителя: Чавтайкина Н.А. по доверенности от 01.04.2010 года N 76-2010/УК (сроком по 25.03.2013 года), Туголукова О.В. по доверенности от 01.04.2010 года N 369-2010/УК (сроком по 25.03.2013 года)
от заинтересованного лица: Шепелева О.Ю. по доверенности от 09.06.2010 года N 03-25/34, удостоверение УР N 634862 по 31.12.2010 года, Ануфриева В.Н. по доверенности от 28.12.2009 года N 16-03-25/92, удостоверение УР N 634298 по 31.12.2010 года
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 16 марта 2010 года по делу N А27-41/2010 (судья Лежнин Д.Л.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, г. Кемерово,
третье лицо: Управление по недропользованию по Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными решений от 30.09.2009 г. N 133, N 134, N 135, N 136, N 137, N 138, N 139,

установил:

Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее по тексту - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании незаконными решений, принятых Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) N 133 от 30.09.2009 года в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 74 911 руб. (дело N А27-41/2010), N 134 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 40 165 руб. (дело N А27-42/2010), N 135 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 1 033 375 руб. (дело N А27-43/2010), N 139 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 297 249 руб. (дело N А27-44/2010), N 136 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 188 015 руб. (дело N А27-45/2010), N 137 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 872 770 руб. (дело N А27-46/2010), N 138 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 311 833 руб. (дело N А27-47/2010).
Определением суда первой инстанции от 27.01.2010 года на основании ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ объединены дела N N А27-41/2010, А27-42/2010, А27-43/2010, А27-44/2010, А27-45/2010, А27-46/2010, А27-47/2010 в одно производство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по недропользованию по Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2010 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как Инспекцией установлено, что заявитель без нормативного обоснования приравнивает забалансовые запасы к некондиционным, при этом, не применяет действующий порядок для подтверждения льготной ставки налогообложения 0% по п. п. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ к забалансовым запасам без законных оснований.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, дополнив, что проект разработки месторождений и государственная экспертиза запасов осуществлены до введения в действие гл. 26 Налогового кодекса РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению, так как обжалуемый судебный акт принят в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Управление по недропользованию по Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалам дела, по результатам камеральных налоговых проверок представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по НДПИ за апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь 2008 года налоговым органом 30.09.2009 года приняты оспариваемые решения N N 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, которыми Обществу были доначислены соответствующие суммы НДПИ.
Основанием для доначисления налога явился вывод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно применил налоговую ставку 0 процентов в отношении добычи угля из некондиционных запасов.
Полагая решения Инспекции N 133 от 30.09.2009 года в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 74 911 руб., N 134 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 40 165 руб., N 135 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 1 033 375 руб., N 139 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 297 249 руб., N 136 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 188 015 руб., N 137 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 872 770 руб., N 138 от 30.09.2009 года в части доначисления НДПИ в сумме 311 833 руб. незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования в полном объеме, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса РФ Общество является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДПИ признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в п. 1 ст. 338 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (п. 2 указанной статьи).
В силу п. п. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения) налогообложение производится по ставке 0 процентов. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
До введения в действие с 01.01.2002 года главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых" в законодательстве не были даны определения понятий "кондиционные и некондиционные запасы".
Определения понятий "балансовые и забалансовые запасы" приведены в Классификации запасов месторождений и прогнозируемых ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.03.1997 года N 40.
В соответствии с пунктом 5.1 Классификации запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету:
- балансовые (экономические);
- забалансовые (потенциально экономические).
К забалансовым (потенциально экономическим) запасам относятся:
- а) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам;
- б) запасы, извлечение которых на момент оценки экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки, но использование которых в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или при техническом прогрессе, обеспечивающих снижение издержек производства.
В соответствии с Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной Приказом МПР России от 11.12.2006 года N 278, по экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, подлежащих государственному учету, также подразделяются на две основные группы: балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические), которые подлежат раздельному подсчету и учету.
К балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.
К забалансовым (потенциально экономическим) относятся:
- 1) запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий;
- 2) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
В соответствии со ст. 342 Налогового кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 года N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила отнесения запасов).
Пунктами 1, 3 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.12.2006 года N 755) предусмотрено, что отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Отнесение запасов углеводородного сырья к некондиционным (остаточным запасам пониженного качества) осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании технико-экономических расчетов, выполненных в установленном порядке.
Количество некондиционных запасов полезных ископаемых и количество добываемых из них полезных ископаемых предусматриваются в годовых планах развития горных работ (годовых программах работ) поквартально. Сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным направляются Федеральным агентством по недропользованию в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Во исполнение данного Постановления МПР РФ Распоряжением от 10.09.2003 года N 403-р утвердило Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
Временными методическими рекомендациями предусмотрено, что некондиционные (забалансовые) запасы твердых полезных ископаемых рекомендуется определять на эксплуатируемых и подготавливаемых к эксплуатации месторождениях при подготовке технического проекта отработки в границах горного отвода организаций - пользователей недр или при внесении в него дополнений и изменений в установленном порядке.
К некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Отнесение запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным рекомендуется осуществлять в процессе государственной экспертизы технико-экономического обоснования постоянных кондиций, а также при внесении в проект разработки месторождений дополнений и изменений в установленном порядке.
Из определения некондиционных (забалансовых) запасов следует, что законодатель уравнивает понятия "забалансовые" и "некондиционные" запасы, упоминая их вместе, а также описывая сходные природно-технологические трудности их нахождения и извлечения.
На идентичность данных понятий указывает и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.07.2005 года N 3788/05.
В частности, во Временных методических рекомендациях, утвержденных распоряжением МПР России от 10.09.2003 года N 403-р, речь идет о некондиционных (забалансовых) запасах твердых полезных ископаемых.
В силу п. 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 293 от 17.06.2004 года, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам.
Для установления порядка принятия решений по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам приказом Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2005 года N 345 установлено, что решения Федерального агентства по недропользованию по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам принимаются по результатам рассмотрения обосновывающих материалов, представляемых недропользователями, совещанием при Руководителе Федерального агентства по недропользованию или его заместителе. Решение оформляется протоколом указанного совещания.
В целях реализации п. 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 года N 899 Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2006 года N 26 утвержден Регламент представления и подготовки к рассмотрению материалов по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и нормативов содержаний полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее: Регламент).
Как указано в пункте 1 раздела 1 Регламента, к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального и международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций на минеральное сырье, утвержденных в установленном порядке.
Приказом МПР РФ от 21.07.1997 года N 128 утверждено Временное руководство по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу технико-экономических обоснований кондиций на минеральное сырье (далее - Временное руководство).
Согласно пункту 1.1 Временного руководства кондиции на минеральное сырье представляют собой совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологическим и иным условиям их разработки, обеспечивающих наиболее полное комплексное и безопасное использование недр на рациональной экономической основе с учетом экологических последствий эксплуатации месторождения.
Кондиции разрабатываются и уточняются в процессе геолого-экоиомической оценки месторождений по материалам их разведки и эксплуатации на основе специального технико-экономического обоснования (ТЭО) с учетом возможности использования основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них ценных компонентов.
Кондиции в соответствии с этапами изучения и освоения месторождений разделяются на разведочные и эксплуатационные.
Разведочные кондиции ("временные" и "постоянные") разрабатываются по результатам соответствующих стадий разведки и геолого-экономической оценки месторождений для оконтуривания и подсчета запасов полезных ископаемых и определения их промышленной ценности.
Эксплуатационные кондиции разрабатываются в процессе отработки месторождения при необходимости уточнения граничных требований к качеству извлекаемого полезного ископаемого и условиям его залегания применительно к конкретным частям месторождения: этажам, подэтажам, эксплуатационным блокам, панелям, выемочным участкам и др., резко отличающимся по геологическим, горнотехническим, технико-экономическим, технологическим и иным условиям отработки от средних показателей, принятых при обосновании разведочных кондиций, а также для обеспечения стабильной безубыточной работы предприятия в период резкого изменения рыночной конъюнктуры на минеральное сырье и продукты его переработки и цен на энергоресурсы.
Приказом от 31.10.2007 года N 1538 Федерального агентства по недропользованию утвержден Порядок представления и рассмотрения материалов по обоснованию отнесения запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам и нормативов содержаний твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее: Порядок).
Суд первой инстанции, принимая во внимание положения Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" правомерно пришел к выводу о том, что утвержденный ни приказ Федерального агентства по недропользованию N 345 от 31.03.2005 года, ни Регламент, утвержденный Приказом Федерального агентства по недропользованию N 26 от 19.01.2006 года, ни Порядок, утвержденный приказом Роснедра N 1538 от 31.10.2007 года, не являются нормативно-правовыми актами, обязательными для исполнения недропользователями.
В силу п. 7 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 года N 293, Федеральное агентство по недропользованию не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Вышеуказанные документы не были в установленном для нормативных правовых актов порядке опубликованы и не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 22.07.2009 года N 220 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что разработку пласта Сычевского IV (верхняя пачка) на Егозово-Красноярском месторождении с целью добычи каменного угля подземным и открытым способом Общество осуществляет на основании лицензии на право пользования недрами КЕМ 11700 ТЭ от 18.09.2003 года со сроком действия до 2013 года.
Как указано в пункте 4 лицензионного соглашения, забалансовые запасы каменного угля категории С1 по состоянию на 01.01.1993 года составляли 2209 тыс. тонн, а на 01.01.2003 года - 1508 тыс. тонн.
Запасы угля на Егозово-Красноярском месторождении утверждены Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР протоколами N 6131 от 15.01.1971 года и N 8658 от 12.12.1980 года.
Следовательно, проект разработки данных месторождений и государственная экспертиза запасов полезных ископаемых осуществлены до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ и до утверждения Правил отнесения запасов и Временных методических рекомендаций.
В соответствии с п. 5.2 Классификации оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой.
В силу п. 7 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденного Приказом МПР РФ от 09.07.1997 года N 122, в государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным МПР РФ на основании геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, включающих Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых, Центральную комиссию по запасам полезных ископаемых, территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых, в соответствии с их компетенцией.
По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов.
Согласно пункту 10 Положения о порядке учета запасов постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого-разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора Российской Федерации. В соответствии с указанным Положением оценка промышленной значимости запасов полезных ископаемых и отнесение их к категории кондиционных (подлежащих постановке на баланс) или некондиционных (забалансовых) до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации производились на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы.
Таким образом, до утверждения 10.09.2003 года Временных методических рекомендаций существовал аналогичный приведенному в них порядок утверждения кондиций на разрабатываемые месторождения, а именно: разработка технико-экономических обоснований кондиций на месторождение, представление их на экспертизу в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых; заключение государственной экспертизы в виде заключения или протокола Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, в котором устанавливаются окончательные параметры кондиций.
Из протокола заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (ГКЗ СССР) от 19.01.1971 года N 6131 следует, что по пластам сложного строения зольность угля не превышает предел (30%), установленный кондициями, кроме пластов Красногорского (верхняя пачка) и Сычевского IV (верхняя пачка), зольность угля по которым превышает 30%. Специальные кондиции для открытых работ Моховского углеразреза не утверждались. Подсчет запасов произведен по кондициям, утвержденным Комиссией Госплана СССР 13.06.1960 года (протокол N 331) для Кузнецкого бассейна, согласно которым наименьшая мощность пласта при подсчете балансовых запасов энергетических углей принята 1,0 м, а максимальная зольность угля - 30%.
Для подсчета забалансовых запасов минимальная мощность пласта принята 0,6 м и максимальная зольность угля - 40%.
Протоколом заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР N 8658 от 17.12.1980 года отражены забалансовые запасы угля в принятых границах шахтного поля.
В соответствии с протоколом N 331 от 13.07.1960 года заседания комиссии Госплана СССР по утверждению кондиций на рудо-минеральное сырье, действующей на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.09.1957 года N 1337, для подсчета забалансовых запасов принята наименьшая мощность пласта коксующегося угля 0,5 м при наибольшей зольности 50% и энергетического угля - 0,6 м при наибольшей зольности 40%.
Таким образом, с учетом изложенных документов, а также лицензионного соглашения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в процессе геологической экспертизы, оформленной соответствующими протоколами ГКЗ, полезные ископаемые по Егозово-Красноярскому месторождению (пласт Сычевский IV в.п.) отнесены Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР к забалансовым (некондиционным) в соответствии с законодательством, действовавшим до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В письме от 12.08.2009 года N Р-01-477 на запрос налогового органа филиал по Кемеровской области федерального государственного учреждения "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Сибирскому федеральному округу" сообщил, что по филиалу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" "Моховский угольный разрез" для подсчета запасов углей использованы параметры кондиций, утвержденных ГКЗ СССР протоколом N 1528-к от 21.11.1980 года для верхней группы пластов от пласта Сычевского IV до пласта Полысаевского II в.п., в том числе для подсчета балансовых запасов:
- - минимальная мощность пласта простого и сложного строения (по сумме угольных пачек и внутрипластовых породных прослоев) - 1.0 м;
- - максимальная мощность породных прослоев, включаемых в пласт сложного строения при валовой обработке - 0.5 м;
- - максимальная зольность угля по пересечению пласта или принятой к подсчету его части с учетом 100% засорения внутрипластовыми породными прослоями - 30%;
- - запасы подсчитываются по суммарной мощности угля, а также по суммарной мощности угля и породы, участвующей в засорении; отдельные пластопересечения с зольностью до 35% внутри контура балансовых запасов включаются в подсчет;
- для подсчета забалансовых запасов:
- - минимальная мощность пласта простого и сложного строения - 0.7 м;
- - максимальная зольность - 35%.
С момента утверждения запасов углей Моховского углеразреза ГКЗ (протокол N 8658 от 12.12.1980) по настоящее время параметры кондиций для пласта Сычевского IV в.п. не изменялись, и пересчет запасов с целью их переоценки не проводился.
Ни Федеральным законом от 08.08.2001 года N 126-ФЗ, которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", ни изданным в соответствии со ст. 342 Налогового кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 года N 899, ни принятым в целях реализации этого Постановления распоряжением МПР РФ от 10.09.2003 года N 403-р не предусматривается проведение переоценок месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории некондиционных в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция подтверждается и Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2005 N 3788/05.
Добыча Обществом в 2008 году угля из забалансовых запасов, при исчислении НДПИ по которым применена ставка 0 процентов, подтверждена документально.
В частности, в соответствии с протоколом рассмотрения отчетного баланса запасов угля за 2008 год по филиалу ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" "Моховский угольный разрез", утвержденным 26.01.2009 года техническим директором филиала ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", по пласту Сычевскому IV в.п. добыча из забалансовых запасов (по зольности свыше 30%) составила 71000 тонн.
Кроме того, количество добытого угля из забалансовых запасов подтверждено Сведениями о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2008 год (форма N 5-гр).
В деле имеется составленная на основании указанных документов справка о количестве добытого полезного ископаемого из некондиционных, остаточных и ранее списанных запасов за 12 месяцев 2008 года по Моховскому полю, филиал "Моховский угольный разрез" (лицензия КЕМ 11700 ТЭ), в соответствии с которой количество добытого угля из некондиционных запасов составило: апрель - 1833 тн, май - 100,0 та, июнь - 25206 тн, июль - 4223 тн, август - 17553 тн, октябрь - 10288 тн, ноябрь - 10807 тн, всего 70910 тн.
Указанное количество полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов отражено в уточненных налоговых декларациях по НДПИ.
Исходя из вышеизложенного, арбитражным судом обоснованно отмечено, что в отношении данных полезных ископаемых налогоплательщик на основании п. п. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на добычу полезных ископаемых обоснованно применил налоговую ставку 0 процентов.
Следовательно, основания для доначисления налога на добычу полезных ископаемых у Инспекции отсутствовали. В нарушении ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств обратного налоговым органом в материалы дела представлено не было.
Ссылку апеллянта на отсутствие в решении арбитражного суда правовой оценки ответа Федерального агентства по недропользованию от 09.03.2009 года N ВБ-04-27/2083 апелляционным судом не принимается, так как фактически судом первой инстанции всем доводом, содержащимся в указанном письме, дана надлежащая оценка.
Доводы налогового органа об имеющихся в представленных Обществом документах противоречий, которые выражаются в том, что в Протоколе ГКЗ от 07.12.1980 года N 8658 по пласту Сычевский IV в.п. указана зольность 25,9%, в то время как к забалансовым относятся запасы зольностью свыше 30%, являются несостоятельными в силу следующих обстоятельств.
Так, лицензией N КЕМ 11700 ТЭ филиалу заявителя Моховский угольный разрез дано право осуществлять разработку пласта Сычевский IV в.п. подземным и открытым способом; добыча из забалансовых запасов производилась открытым способом (пояснительная записка к протоколу рассмотрения отчетного баланса за 2008 года); протоколом N 8658 произведен подсчет запасов угля по кондициям для подземной разработки (п. 1.7); в пункте 1.2 указано, что в границы Моховского углеразреза запасы пласта Сычевский IV в.п. входят частично; запасы угля Моховского углеразреза, утвержденные ГКЗ N 1971 года (N 6131 от 15.01.71 года), Протоколом N 8658 не переоценивались (последний абзац пункта 1.2); в пункте 4 Протокола ГКЗ N 6131 (стр. 9) указано, что зольность угля пласта Сычевский IV в.п. превышает 30%; в пункте 10 данного Протокола (стр. 17) указано, что подсчет запасов произведен по кондициям, утвержденным для Кузнецкого бассейна Комиссией Госплана СССР 13.06.1960 года, согласно которым при подсчете балансовых запасов энергетических углей принята максимальная зольность 30%, забалансовых запасов - 40%.
Таким образом, в Протоколе N 8658 зольность запасов пласта Сычевский IV в.п. в размере 25,9% указана для части, отрабатываемой подземным способом. Для части пласта, разрабатываемой открытым способом, зольность запасов указана в Протоколе N 6131 - свыше 30%. Следовательно, представленные Обществом документы не содержат каких-либо противоречий.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2010 года по делу N А27-41/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА

Судьи
Т.А.КУЛЕШ
А.В.СОЛОДИЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)