Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-39478/12

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А41-39478/12


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Южные горки" (ИНН: 5050065154, ОГРН: 1075050004743): Бурняшов В.Е. - по доверенности от 01.08.2013 года,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 5030047703, ОГРН: 1047727043561): Черненко А.М. - по доверенности от 20.12.2012 года,
от Министерства экологии и природопользования Московской области (ИНН: 5018061444, ОГРН: 1025002042009): Григорьев Д.В. - по доверенности от 26.11.2012 года,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области (ИНН: 5003056530, ОГРН: 1055011345652): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области (ИНН: 5003003023, ОГРН: 1045012250029): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от государственного автономного учреждения Московской области "Агентство информационных систем общего пользования "Подмосковье" (ИНН: 5029088166, ОГРН: 1065029000013): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южные горки" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 года по делу N А41-39478/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "Южные горки" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с участием в деле, в качестве третьих лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области, государственного автономного учреждения Московской области "Агентство информационных систем общего пользования "Подмосковье", о признании незаконными действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Южные Горки" (далее - ООО "Южные Горки", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) согласно которому просил:
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0070106:383; 50:21:0070106:418; 50:21:0070106:419; 50:21:0070106:428; 50:21:0070106:429; 50:21:0070106:488; 50:21:0070106:581; 50:21:0070106:585; 50:21:0070106:586; 50:21:0070106:382; 50:21:0070106:388; 50:21:0070106:420; 50:21:0070106:421; 50:21:0070106:423; 50:21:0070106:425; 50:21:0070106:438; 50:21:0070106:448; 50:21:0070106:490; 50:21:0070106:491; 50:21:0070106:492; 50:21:0070106:493; 50:21:0070106:494; 50:21:0070106:495; 50:21:0070106:496; 50:21:0070106:497; 50:21:0070106:498; 50:21:0070106:504; 50:21:0070106:506; 50:21:0070106:510; 50:21:0070106:511; 50:21:0070106:512; 50:21:0070106:540; 50:21:0070106:545; 50:21:0070106:547; 50:21:0070106:551; 50:21:0070106:553; 50:21:0070106:554; 50:21:0070106:555; 50:21:0070106:556; 50:21:0070106:559; 50:21:0070106:562; 50:21:0070106:577; 50:21:0070106:579 по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", не вступившего в законную силу по состоянию на 01 января 2012 года;
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0070106:383; 50:21:0070106:418; 50:21:0070106:419; 50:21:0070106:428; 50:21:0070106:429; 50:21:0070106:488; 50:21:0070106:581; 50:21:0070106:585; 50:21:0070106:586; 50:21:0070106:382; 50:21:0070106:388; 50:21:0070106:420; 50:21:0070106:421; 50:21:0070106:423; 50:21:0070106:425; 50:21:0070106:438; 50:21:0070106:448; 50:21:0070106:490; 50:21:0070106:491; 50:21:0070106:492; 50:21:0070106:493; 50:21:0070106:494; 50:21:0070106:495; 50:21:0070106:496; 50:21:0070106:497; 50:21:0070106:498; 50:21:0070106:504; 50:21:0070106:506; 50:21:0070106:510; 50:21:0070106:511; 50:21:0070106:512; 50:21:0070106:540; 50:21:0070106:545; 50:21:0070106:547; 50:21:0070106:551; 50:21:0070106:553; 50:21:0070106:554; 50:21:0070106:555; 50:21:0070106:556; 50:21:0070106:559; 50:21:0070106:562; 50:21:0070106:577; 50:21:0070106:579 по состоянию на 01 января 2012 года, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Южные Горки", исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0070106:383; 50:21:0070106:418; 50:21:0070106:419; 50:21:0070106:428; 50:21:0070106:429; 50:21:0070106:488; 50:21:0070106:581; 50:21:0070106:585; 50:21:0070106:586; 50:21:0070106:382; 50:21:0070106:388; 50:21:0070106:420; 50:21:0070106:421; 50:21:0070106:423; 50:21:0070106:425; 50:21:0070106:438; 50:21:0070106:448; 50:21:0070106:490; 50:21:0070106:491; 50:21:0070106:492; 50:21:0070106:493; 50:21:0070106:494; 50:21:0070106:495; 50:21:0070106:496; 50:21:0070106:497; 50:21:0070106:498; 50:21:0070106:504; 50:21:0070106:506; 50:21:0070106:510; 50:21:0070106:511; 50:21:0070106:512; 50:21:0070106:540; 50:21:0070106:545; 50:21:0070106:547; 50:21:0070106:551; 50:21:0070106:553; 50:21:0070106:554; 50:21:0070106:555; 50:21:0070106:556; 50:21:0070106:559; 50:21:0070106:562; 50:21:0070106:577; 50:21:0070106:579 определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии МО), администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области (далее - МРИ ФНС N 14), государственное автономное учреждение Московской области "Агентство информационных систем общего пользования "Подмосковье" (далее - ГАУ МО АИС "Подмосковье").
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 4, л.д. 144-148).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Южные горки" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права (том 5, л.д. 6-28).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Южные горки" заявил о фальсификации следующих доказательств по делу: письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 07.12.2012 N 124-П-12, письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 25.01.2013 г. N 08-п-13, скрин-шота заявки на размещение информации в автоматизированной системе управления публикациями АСУП с информацией о направленном Минэкологией Московской области и принятом государственным автономным учреждением Агентство информационных систем "Подмосковье" для размещения файла объемом 36431 килобайт, а также заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы для разрешения указанного заявления о фальсификации доказательств (в письменном виде).
Представитель Управления Росреестра возражал против удовлетворения заявления о фальсификации доказательств и ходатайства о назначении по делу экспертизы.
Представитель Минэкологии МО также возражал против удовлетворения заявления о фальсификации доказательств и ходатайства о назначении экспертизы.
Рассмотрев заявление ООО "Южные горки" о фальсификации доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оно является необоснованным и удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Из письменного заявления о фальсификации доказательств и пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что по данному заявлению ООО "Южные горки" оспаривает содержащиеся в документах сведения, заявитель полагает, что содержание документов не соответствует действительности, признаков подделки самих документов представитель ООО "Южные горки" в судебном заседании не пояснил.
В рамках статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации под фальсификацией доказательств по делу понимается совершение в отношении материальной вещи тех или иных действий фактического характера, а, соответственно, под заявлением о фальсификации доказательства, - заявление о том, что в отношении представленной суду в качестве доказательства вещи были совершены определенные действия фактического характера (например, что выполненная на документе от имени единоличного исполнительного органа общества подпись была выполнена иным лицом; что проставленный на документе от имени общества оттиск круглой печати был выполнен печатью, данному обществу не принадлежащей).
Доводы, изложенные ООО "Южные горки" в заявлении о фальсификации доказательств, носят не фактический характер, а юридический. Заявление, содержащее юридическую оценку документов, не может быть удовлетворено в установленном статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке.
Поскольку заявление ООО "Южные горки" о фальсификации доказательств является необоснованным, не подлежит удовлетворению и сопутствующее ходатайство общества о назначении экспертизы по делу.
Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что аналогичное ходатайство о фальсификации доказательств по делу было заявлено обществом в суде первой инстанции, и судом было надлежащим образом разрешено данное ходатайство, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права при рассмотрение заявления о фальсификации доказательств противоречат материалам дела и являются несостоятельными.
Представитель ООО "Южные горки" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления Росреестра возражал против доводов представителя ООО "Южные горки", просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Минэкологии МО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей ООО "Южные горки", Управления Росреестра и Минэкологии МО, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Южные Горки" 07.02.2012 года обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением исх. N 11 о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0070106:383, 50:21:0070106:418, 50:21:0070106:419, 50:21:0070106:428, 50:21:0070106:429, 50:21:0070106:488, 50:21:0070106:581, 50:21:0070106:585, 50:21:0070106:586, 50:21:0070106:382, 50:21:0070106:388, 50:21:0070106:420, 50:21:0070106:421, 50:21:0070106:423, 50:21:0070106:425, 50:21:0070106:438, 50:21:0070106:448, 50:21:0070106:490, 50:21:0070106:491, 50:21:0070106:492, 50:21:0070106:493, 50:21:0070106:494, 50:21:0070106:495, 50:21:0070106:496, 50:21:0070106:497, 50:21:0070106:498, 50:21:0070106:504, 50:21:0070106:506, 50:21:0070106:510, 50:21:0070106:511, 50:21:0070106:512, 50:21:0070106:540, 50:21:0070106:545, 50:21:0070106:547, 50:21:0070106:551, 50:21:0070106:553, 50:21:0070106:554, 50:21:0070106:555, 50:21:0070106:556, 50:21:0070106:559, 50:21:0070106:562, 50:21:0070106:577, 50:21:0070106:579 для целей исчисления и уплаты земельного налога по состоянию на 01.01.2012 год (том 1, л.д. 10-14).
Письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 06 июня 2012 года N исх. 01-39/106 (том 1, л.д. 15-17) заявителю были предоставлены испрашиваемые им сведения. В соответствии с данным письмом кадастровая стоимость земельных участков, определенная на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение от 25.11.2011 г. N 236-РМ), по состоянию на 01 января 2012 года составила:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:383-1822443,54 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:418-3586635,46 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:419-4248207,43 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:428-2712861,16 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:429-2766951,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:488-78323463,92 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:581-4422962,29 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:585-14342381,01 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:586-70742431,66 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:382-8192674,27 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:388-6640684,68 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:420-4090095,89 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:421-431894,54 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:423-4472892,25 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:425-4439605,61 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:438-4177473,32 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:448-4160830,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:490-6495055,63 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:491-6461768,99 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:492-6428482,35 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:493-6395195,71 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:494-6366069,90 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:495-6332783,26 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:496-6299496,62 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:497-6266209,98 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:498-6282853,30 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:504-3744747,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:506-3744747,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:510-3744747,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070 106:511-3744747,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:512-3744747,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:514-3744747,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:524-4160830,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:525-4160830,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:535-4160830,00 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:540-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:545-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:547-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:551-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:553-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:554-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:555-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:556-4431283,95 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070 106:559-3873732,73 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:562-3873732,73 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:577-4219081,62 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:579-5097016,75 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что действия по определению (по состоянию на 01.01.2012 года) и предоставлению для целей исчисления земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 года N 236-РМ являются незаконными, ООО "Южные Горки" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ООО "Южные Горки" указывает, что кадастровой палатой при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков с 01 января 2012 года был взят за основу удельный показатель кадастровой оценки, утвержденный Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 года N 236-РМ. Вместе с тем, заявитель полагает, что данное Распоряжение на 01.01.2012 года еще не вступило в законную силу, поскольку не было надлежащим образом опубликовано. Заявитель ссылается на Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области N 681/27 от 17.09.2007 года, согласно которому такие нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в газете "Еженедельные новости. Подмосковье". При этом, в газете "Еженедельные новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011 года Распоряжение Минэкологии N 236-РМ было опубликовано частично без приложений.
Полный текст Распоряжения (с материалами кадастровой оценки земель) размещен в виде заархивированного файла в формате Microsoft office Word и Excel на официальном сайте Минэкологии Московской области. Данное размещение, по мнению заявителя, не может считаться официальной публикацией нормативного правового акта для целей его вступления в законную силу, поскольку не предусмотрено Положением о Минэкологии Московской области, и не позволяет установить дату публикации.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Южные Горки" требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует и пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (статья 4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты законодательства о налогах - это акты, издаваемые органами в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением. Нормативные правовые акты издаются в соответствии и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог является местным налогом.
В соответствии с частью 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N 165-О-О, налоговая база по земельному налогу определяется не нормативными правовыми актами по налогообложению, а земельным законодательством, которое принимает силу нормативных правовых актов налогового законодательства, в том числе в установлении порядка вступления их законную силу.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 12.25 Постановления Правительства Московской области от 17.09.2007 г. N 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области", к полномочиям Минэкологии Московской области относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.
По вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, Минэкологии Московской области принимает правовые акты нормативного характера - распоряжения, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (пункт 12.88 постановления Правительства N 681/27 от 17.09.2007 г.).
Из материалов дела следует, что в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011 года опубликовано Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 года N 236-РМ г. Красногорск "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Таким образом, Распоряжение Минэкологии Московской области N 236-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
Судом первой инстанции установлено, что требования налогового законодательства об обязательной публикации в официальном печатном издании указанного нормативного правового акта Министерством экологии Московской области выполнены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией газеты "Ежедневные Новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011 года.
Следовательно, доводы заявителя о том, что Распоряжение N 236-РМ не было опубликовано в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, и с 01.01.2012 года не вступило в законную силу, правильно отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Факт размещения Приложений к Распоряжению N 236-РМ (результатов оценки кадастровой стоимости земель и величины удельного показателя) в сети Интернет на сайте Минэкологии http.mep.mosreg.ru, подтвержден материалами дела.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, обоснованно не приняты судом области во внимание.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и т.д.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
При этом, требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению N 236-РМ заявитель ознакомился на вышеуказанном сайте.
Министерством экологии в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены Распоряжение N 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона установлено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой на основании поступившей из Минэкологии Московской области информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Таким образом, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012 года, как земельных участков заявителя, так и иных лиц, действовала правомерно на основании представленного ей нормативного правового акта в полном объеме, сведения о публикации которого в установленном порядке у органа кадастрового учета и Росреестра имелись как общедоступные.
При этом заявителем оспаривается законность действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 года, а не сама легитимность нормативного правового акта.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в абз. 4 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд первой инстанции обоснованно указал на то, что как обществу, так и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с Распоряжением Минэкологии Московской области 236-РМ, при указанных обстоятельствах порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотивам доведения его до сведения населения в порядке отличном от установленного, а именно размещения приложений 1 - 4 на общедоступном сайте в сети интернет, с указанием в газетной публикации его адреса.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое Распоряжение N 236-РМ, и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии Министерством экологии Московской области. Темы, в отношении которых издано распоряжение - утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области, - в опубликованном Распоряжении отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанной кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что опубликование Распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте Минэкологии Московской области в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета.
Заявитель обжалует действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости, в связи с несогласием с повышенным по сравнению с предыдущим периодом размером кадастровой стоимости участков.
Между тем, действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
Принимая во внимание, что рассматриваемое распоряжение было известно как обществу, так и иному неограниченному кругу заинтересованных лиц, является и рассматривается в настоящее время как нормативный акт, принятый компетентным органом и введенный в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур, породило соответствующие правовые последствия по определению кадастровой стоимости земельных массивов Московской области, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.09.2011 N 6254/11, апелляционный суд считает необходимым указать на возможность в таком случае рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Нарушений вышеуказанных правовых норм заинтересованными лицами не установлено. То обстоятельство, что акты определения кадастровой стоимости земельных участков датированы позднее 01.01.2012 года, не свидетельствует о незаконности определения данной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в соответствии с требованиями налогового законодательства - по истечении месяца с даты публикации распоряжения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Южные горки" требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 г. по делу N А41-39478/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)