Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2013 ПО ДЕЛУ N А06-112/2013

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. по делу N А06-112/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Хабибуллиной Л.Х.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Халяпиной О.Г. (доверенность от 24.01.2013), Иноземцева А.В. (доверенность от 09.11.2011),
ответчика - Бусуляк О.П. (доверенность от 21.01.2013), Сангаджиева А.Н. (доверенность от 10.01.2012),
третьего лица - Безруковой Н.В. (доверенность от 01.08.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 (председательствующий судья - Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Пригарова Н.Н.)
по делу N А06-112/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области о признании недействительным решения в части, при участии третьего лица - Министерство финансов Астраханской области,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (далее - Общество, ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.10.2012 N 608 в части уплаты недоимки по налогу на имущество организаций в размере 1 592 324 руб. и пени в размере 71 893,91 руб.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Астраханской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 решение арбитражного суда первой инстанции отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция и Министерство обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене постановления апелляционной инстанции.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" в части деятельности филиала Приволжской железной дороги Астраханского территориального общего центра обслуживания (стационарные рабочие места) 25.04.2012 в налоговый орган был представлен первичный налоговый расчет по налогу на имущество за 1 квартал 2012 года N 28222422, в котором применена пониженная налоговая ставка в размере 0,1% на основные средства, приобретенные в 2010 и 2011 годах, на сумму более 100 000 000 руб., на основании пункта 6 статьи 2 Закона Астраханской области по налогу на имущество организаций от 26.11.2009 N 92/2009-03 (с изменениями и дополнениями от 30.03.2010 N 13/2010-03, от 29.11.2010 N 73/2010-03, от 14.12.2010 N 77/2010-03, от 31.10.2011 N 69/2011-03).
В ходе проведения камеральной проверки первичного налогового расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2012 года ОАО "РЖД" в части деятельности филиала Приволжской железной дороги Астраханского территориального общего центра обслуживания (стационарные рабочие места) представлен уточненный налоговый расчет по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2012 года, согласно которому сумма авансового платежа за 1 квартал 2012 года по примененной понижающей налоговой ставке 0,1% по данным налогоплательщика составила 75 825 руб.
По мнению налогового органа, применению подлежала общая ставка налога 2,2%, поскольку примененная ОАО "РЖД" налоговая льгота прекратила свое действие с 01.01.2012. В связи с этим доначислению подлежал налог на имущество в размере 1 592 324 руб. По данному факту составлен акт камеральной налоговой проверки от 17.08.2012 N 5118.
По результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение от 26.10.2012 N 608 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислен налог на имущество в размере 1 592 324 руб. и исчислена пеня в размере 71 893,91 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (далее - Управление).
Решением Управления от 12.12.2012 N 261-Н апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Несогласие с решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд, указав на то, что при расчете суммы налога на имущество организаций за 1 квартал 2012 года на основании пункта 3 части 6 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ им правомерно применена понижающая ставка налога.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, из разъяснений Министерства, в письме от 09.03.2011 N 03-01-01-10/34 следует, что право на применение понижающей ставки в соответствии с частями 6, 7 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-03 прекратилось с 01.01.2012.
Руководствуясь такими разъяснениями, налоговый орган обоснованно доначислил Обществу налог на имущество в размере 1 592 324 руб. и пени в размере 71 893,91 руб.
Апелляционная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Поскольку условия для предоставления Обществу налоговой льготы были выполнены им в 2010-2011 годах, то есть в период действия Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ, суд апелляционной инстанции считает, что введении с 01.01.2010 нового правового регулирования в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ не могло отменить ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и ухудшить правовое положение Общества.
Данный вывод судебная коллегия находит обоснованным, исходя из следующего.
В порядке статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В силу пункта 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Закон Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций" устанавливает на территории Астраханской области налог на имущество организаций, определяет ставку налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ была установлена налоговая ставка в отношении приобретенного (вновь созданного) и (или) введенного в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущества, учитываемого на балансе в качестве основных средств, в размере 0,1% в течение трех последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме составляет более 100 000 000 руб., и если ранее оно не являлось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на территории Астраханской области.
Законом Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" признаны утратившими силу части 6 и 7 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Закон Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" опубликован в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 16.12.2010 N 54.
В соответствии со статьей 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Пунктом 1 статьи 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
В связи с изложенным, Закон Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ вступил в законную силу с 01.01.2012. То есть данный Закон применяется только к отношениям, возникшим после 01.01.2012.
По настоящему делу установлено, что ОАО "РЖД" в лице Приволжской железной дороги исчисляло налог за 1 квартал 2012 года по имуществу стоимостью более 100 000 000 руб., приобретенному в 2010 году и 2011 году по ставке 0,1%.
Как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О, от 04.12.2003 N 445-О если налоговый закон вступил в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, то он не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщика, поскольку не устанавливает правило о повороте к худшему при регулировании отношений, возникших до дня официального введения нового налогового регулирования.
Что касается ссылки заявителей жалоб на судебные акты по делу N А06-1239/2013.
В данном конкретном деле судебные инстанции пришли к выводу о том, что Закон Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" не имеет обратной силы, поскольку в его тексте не содержится специальной нормы о придании ему обратной силы и распространения его действия на отношения, возникшие до вступления его в юридическую силу.
Из анализа оспариваемого подпункта б пункта 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 14.12.2010 N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" не усматривается, что внесение изменения в статье 2 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" отменяют право Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Астраханской области на налоговую льготу, возникшую до вступления в законную силу данной правовой нормы.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А06-112/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)