Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Хрущев Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.,
судей: Босси Н.А., Тюриной Н.А.,
секретаря: С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2013 года гражданское дело по иску МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области к Е. о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе Е. на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
установила:
МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области обратилась в суд с названным иском, указывая, что Е. в соответствии со ст. 388 ч. 2 НК РФ является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 г. N 136-ФЗ, п. 3, п. 4 ст. 394 НК РФ плательщику налоговым органом начислен земельный налог за ***. в сумме *** руб. по сроку уплаты: ***.; в т.ч. за ***. - *** руб., за ***. - *** руб., за ***. - *** руб.
Е., согласно ст. 357 части 2 НК РФ, является плательщиком транспортного налога, так как на нее, в соответствии с законодательством РФ, зарегистрированы транспортные средства, которые, в соответствии с п. 1 ст. 358 части 2 НК РФ признаются объектом налогообложения.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 362 ч. 2 НК РФ, на основании сведений Управления ГИБДД Тамбовской области, плательщику налоговым органом начислен транспортный налог за ***., ***., ***.. по сроку уплаты: ***. - *** руб., в т.ч. за ***. - *** руб., за ***. - *** руб., за ***. - *** руб.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области налогоплательщику было направлено налоговое уведомлении N*** о подлежащей уплате суммы налога. В срок, установленный законодательством, сумма задолженности не уплачена. Должнику направлено требование об уплате задолженности N*** от ***. До настоящего времени данное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено. На основании ст. 75 НК РФ должнику начислены пени.
Просят взыскать задолженность по земельному налогу в сумме ***., в том числе налог ***, пени - *** руб.; задолженность по транспортному налогу в сумме *** руб., в т.ч. налог *** руб., пени *** руб. Всего *** руб.
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 27.02.2013 г. исковые требования МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области к Е. о взыскании задолженности по налогам и пени были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Е. подала апелляционную жалобу, в доводах которой указывает, что с ***. по *** г. налоговая служба ни разу не представила требование о том, что у нее числится задолженность по земельному налогу. Не согласна с кадастровой стоимостью земельного участка, из которой исчислен налог и считает, что с выкупом земельного участка прекращается обязанность по оплате налога.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из содержания статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исходя из положений части 1 статьи 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производятся налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога на территории Тамбовской области установлены Законом Тамбовской области от 28 ноября 2002 года N 69-3 "О транспортном налоге в Тамбовской области" (далее Закон).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности являются налогоплательщиками земельного налога.
Согласно ст. ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Как следует из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка по сведениям предоставленным в налоговый орган Управлением Роснедвижимости по Тамбовской области составила *** рублей.
Данная кадастровая стоимость ответчицей в установленном порядке не оспорена, размер земельного налога определен с учетом решения Жердевского городского совета народных депутатов от 18.10.2005 года N 22. В связи с чем доводы ответчицы в указанно части, изложенные в апелляционной жалобе подлежат отклонению.
Налоговое уведомление об уплате ответчиком транспортного и земельного налога за *** годы было направлено по сроку уплаты до *** г. Требование об уплате недоимки и пени налоговым органом составлено по состоянию на ***
Из абзаца 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ следует, что налогоплательщики, указанные в абзаце первом названного пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором названного пункта.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ, статья 4 этого Закона, которой введен названный выше абзац, вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.
До введения указанного абзаца (то есть до 01 января 2010 г.) НК РФ не содержал норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а поскольку при отсутствии такого уведомления обязанность по уплате налога не могла возникнуть, взыскание недоимки за период, в котором налоговое уведомление не направлялось, было исключено.
Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из содержания пункта 2 статьи 5 НК РФ следует, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Из изложенного следует, что нормы абзаца 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ не имеют обратной силы и, вопреки доводам жалобы, не подлежат применению к периоду до 01 января 2010 г., поскольку ухудшают положение налогоплательщика.
В связи с чем налоговое уведомление и требование об уплате транспортного и земельного налога в части, касающейся *** г., являются направленными инспекцией в адрес ответчика за пределами установленных законодательством сроков, и налоговый орган в *** г. утратил возможность принудительного взыскания этой задолженности. В противном случае такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного реагирования в публичных интересах, независимо от установленных законом сроков, что противоречит принципу правовой определенности.
Вместе с тем, спорный период включает в себя *** г. и *** г., за которые в силу вышеприведенных положений во взаимосвязи, возможно начисление налога и взыскание образовавшейся недоимки.
Статья 75 НК РФ предусматривает возможность начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как следует из отзыва МИ ФНС России на апелляционную жалобу на момент рассмотрения делу судом апелляционной инстанции задолженности Е. по транспортному налогу не имеется.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что взысканию с ответчика подлежит недоимка по земельному налогу за *** г. в размере *** руб., за *** г. в размере *** руб. и пени за неуплату налога (за период с *** по *** в размере *** руб.
В связи с чем, решение суда подлежит изменению в части размера взысканных сумм.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия:
определила:
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 года отменить в части взыскания транспортного налога и пени за неуплату транспортного налога, земельного налога и пени за неуплату земельного налога за *** год и принять по делу в данной части новое решение.
В удовлетворении требований МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области к Е. о взыскании транспортного налога и пени за *** г.г., земельного налога и пени за *** год - отказать.
В остальной части решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 года изменить.
Взыскать с Е. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области недоимку по земельному налогу за *** г. в размере ***., за *** г. - в размере *** руб., пени за неуплату земельного налога в размере *** руб. за *** г. и *** руб. за *** г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1418/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N 33-1418/2013
Судья: Хрущев Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.,
судей: Босси Н.А., Тюриной Н.А.,
секретаря: С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2013 года гражданское дело по иску МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области к Е. о взыскании задолженности по налогам и пени,
по апелляционной жалобе Е. на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
установила:
МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области обратилась в суд с названным иском, указывая, что Е. в соответствии со ст. 388 ч. 2 НК РФ является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 г. N 136-ФЗ, п. 3, п. 4 ст. 394 НК РФ плательщику налоговым органом начислен земельный налог за ***. в сумме *** руб. по сроку уплаты: ***.; в т.ч. за ***. - *** руб., за ***. - *** руб., за ***. - *** руб.
Е., согласно ст. 357 части 2 НК РФ, является плательщиком транспортного налога, так как на нее, в соответствии с законодательством РФ, зарегистрированы транспортные средства, которые, в соответствии с п. 1 ст. 358 части 2 НК РФ признаются объектом налогообложения.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 362 ч. 2 НК РФ, на основании сведений Управления ГИБДД Тамбовской области, плательщику налоговым органом начислен транспортный налог за ***., ***., ***.. по сроку уплаты: ***. - *** руб., в т.ч. за ***. - *** руб., за ***. - *** руб., за ***. - *** руб.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области налогоплательщику было направлено налоговое уведомлении N*** о подлежащей уплате суммы налога. В срок, установленный законодательством, сумма задолженности не уплачена. Должнику направлено требование об уплате задолженности N*** от ***. До настоящего времени данное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено. На основании ст. 75 НК РФ должнику начислены пени.
Просят взыскать задолженность по земельному налогу в сумме ***., в том числе налог ***, пени - *** руб.; задолженность по транспортному налогу в сумме *** руб., в т.ч. налог *** руб., пени *** руб. Всего *** руб.
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 27.02.2013 г. исковые требования МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области к Е. о взыскании задолженности по налогам и пени были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Е. подала апелляционную жалобу, в доводах которой указывает, что с ***. по *** г. налоговая служба ни разу не представила требование о том, что у нее числится задолженность по земельному налогу. Не согласна с кадастровой стоимостью земельного участка, из которой исчислен налог и считает, что с выкупом земельного участка прекращается обязанность по оплате налога.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из содержания статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исходя из положений части 1 статьи 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производятся налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога на территории Тамбовской области установлены Законом Тамбовской области от 28 ноября 2002 года N 69-3 "О транспортном налоге в Тамбовской области" (далее Закон).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности являются налогоплательщиками земельного налога.
Согласно ст. ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Как следует из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка по сведениям предоставленным в налоговый орган Управлением Роснедвижимости по Тамбовской области составила *** рублей.
Данная кадастровая стоимость ответчицей в установленном порядке не оспорена, размер земельного налога определен с учетом решения Жердевского городского совета народных депутатов от 18.10.2005 года N 22. В связи с чем доводы ответчицы в указанно части, изложенные в апелляционной жалобе подлежат отклонению.
Налоговое уведомление об уплате ответчиком транспортного и земельного налога за *** годы было направлено по сроку уплаты до *** г. Требование об уплате недоимки и пени налоговым органом составлено по состоянию на ***
Из абзаца 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ следует, что налогоплательщики, указанные в абзаце первом названного пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором названного пункта.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ, статья 4 этого Закона, которой введен названный выше абзац, вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.
До введения указанного абзаца (то есть до 01 января 2010 г.) НК РФ не содержал норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а поскольку при отсутствии такого уведомления обязанность по уплате налога не могла возникнуть, взыскание недоимки за период, в котором налоговое уведомление не направлялось, было исключено.
Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из содержания пункта 2 статьи 5 НК РФ следует, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Из изложенного следует, что нормы абзаца 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ не имеют обратной силы и, вопреки доводам жалобы, не подлежат применению к периоду до 01 января 2010 г., поскольку ухудшают положение налогоплательщика.
В связи с чем налоговое уведомление и требование об уплате транспортного и земельного налога в части, касающейся *** г., являются направленными инспекцией в адрес ответчика за пределами установленных законодательством сроков, и налоговый орган в *** г. утратил возможность принудительного взыскания этой задолженности. В противном случае такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного реагирования в публичных интересах, независимо от установленных законом сроков, что противоречит принципу правовой определенности.
Вместе с тем, спорный период включает в себя *** г. и *** г., за которые в силу вышеприведенных положений во взаимосвязи, возможно начисление налога и взыскание образовавшейся недоимки.
Статья 75 НК РФ предусматривает возможность начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как следует из отзыва МИ ФНС России на апелляционную жалобу на момент рассмотрения делу судом апелляционной инстанции задолженности Е. по транспортному налогу не имеется.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что взысканию с ответчика подлежит недоимка по земельному налогу за *** г. в размере *** руб., за *** г. в размере *** руб. и пени за неуплату налога (за период с *** по *** в размере *** руб.
В связи с чем, решение суда подлежит изменению в части размера взысканных сумм.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия:
определила:
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 года отменить в части взыскания транспортного налога и пени за неуплату транспортного налога, земельного налога и пени за неуплату земельного налога за *** год и принять по делу в данной части новое решение.
В удовлетворении требований МИ ФНС России N 4 по Тамбовской области к Е. о взыскании транспортного налога и пени за *** г.г., земельного налога и пени за *** год - отказать.
В остальной части решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 года изменить.
Взыскать с Е. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области недоимку по земельному налогу за *** г. в размере ***., за *** г. - в размере *** руб., пени за неуплату земельного налога в размере *** руб. за *** г. и *** руб. за *** г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)