Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24601/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N А65-24601/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Яруллина Ф.Г., доверенность от 21.12.2011 N 3,
ответчика - Фахрутдинова Д.М., доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000018, Ивановой Ю.В., доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000023,
третьего лица - Красильниковой А.М., доверенность от 09.11.2012 N 30,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2013 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Захарова Е.И.)
по делу N А65-24601/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N 3" (ИНН 1660004290, ОГРН 1021603620610) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан об оспаривании решения, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

установил:

открытое акционерное общество "Завод железобетонных изделий N 3" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 27.06.2012 N 2.12-0-21/2603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.10.2013 был объявлен перерыв до 10 часов 45 минут 14.10.2013.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 16.05.2012 N 2.12-021/1900 и принято оспариваемое решение от 27.06.2012 N 2.12-0-21/2603 о доначислении обществу 3 824 620 рублей земельного налога, 271 774 рублей 06 копеек пеней и 742 181 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налогоплательщику также предложено уменьшить на исчисленные в завышенных размерах земельный налог в сумме 113 715 рублей. По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в управление, которое оставила жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков. Общество указывает на то, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011 установлена иная кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков. Исходя из решения суда, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должна составлять 765 103 рублей, что и было указано в налоговой декларации за 2011 год и уплачено налогоплательщиком.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. При этом суды признали правильным применение налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, установленных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных вышеназванным постановлением, инспекцией произведено неправильно.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочными выводы судов о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельных участков, установленных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011.
Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060629:400 (площадь 112 кв. м), 16:50:060629:401 (1503 кв. м), 16:50:060629:402 (205 кв. м), 16:50:060629:403 (842 кв. м), 16:50:060629:404 (1732 кв. м), 16:50:060629:405 (731 кв. м), 16:50:060629:406 (1 785 кв. м), 16:50:060629:407 (3498 кв. м), 16:50:060629:408 (39 кв. м), 16:50:060629:409 (94 кв. м), 16:50:060629:410 (1612 кв. м), 16:50:060629:411 (928 кв. м), 16:50:060629:412 (860 кв. м), 16:50:060629:413 (73 кв. м), 16:50:060629:414 (1780 кв. м), 16:50:060629:415 (53 кв. м), 16:50:060629:416 (380 кв. м), 16:50:060629:417 (856 кв. м), 16:50:060629:418 (3721 кв. м), 16:50:060629:419 (8009 кв. м), 16:50:060629:420 (1705 кв. м), 16:50:060629:421 (380 кв. м), 16:50:060629:422 (84 кв. м), 16:50:060629:423 (29 кв. м), 16:50:060629:424 (28 кв. м), 16:50:060629:425 (45 637 кв. м), 16:50:060629:426 (2014 кв. м), 16:50:000000:143 (80 000 кв. м).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 по делу N А65-34182/2011 установлена кадастровая стоимость земельных участков в сумме 355 410 000 рублей (кадастровая стоимость земельного участка N 16:50:06:0102:0028 в сумме 8 797 281 рублей не оспаривалась).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Как указывает налоговый орган, решение суда по делу N А65-34182/2011 исполнено, кадастровая стоимость в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 по земельным участкам с кадастровыми номерами с 16:50:060629:400 до 16:50:060629:426, 16:50:000000:0143 внесена в кадастр 17.07.2012.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 07.06.2012, для исчисления земельного налога за 2011 год, в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании судами норм налогового законодательства.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу N А65-24601/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Р.Р.МУХАМЕТШИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)