Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.01.2013 ПО ДЕЛУ N А57-8159/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. по делу N А57-8159/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области:
заявителя - Резяповой О.Г., доверенность от 01.01.2013 N 46-04-4629д, Дорофеевой Г.А., доверенность от 01.01.2013 N 46-04-4669д, Дроновой Е.А., доверенность от от 01.01.2013 N 46-04-4549д,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - Масенковой Е.А., доверенность от 18.06.2012 N 02-09/02396,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Масенковой Е.А., доверенность от 14.12.2012 N 05-17/138,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.07.2012 (судья Кулапов Д.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Пригарова Н.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-8159/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительным решения и требования в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 30.12.2011 N 23/08 в части доначисления 449 116 рублей недоимки по налогу на прибыль, 443 140 рублей 98 копеек налога на добавленную стоимость, начисления 10 308 рублей 48 копеек пени и 36 137 рублей штрафа; требования от 05.03.2012 N 7 в части уплаты вышеуказанных сумм налогов, пеней и штрафов и о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области суммы уплаченной государственной пошлины в размере 6000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - инспекция) просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (общество с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания" до внесения 12.11.2010 записи в Единый государственный реестр юридических лиц об изменении наименования юридического лица на основании решения общего собрания участников от 02.11.2010, далее - общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, налога на доходы физических лиц за период с 16.09.2008 по 31.03.2011, о чем составлен акт от 07.12.2011 N 22/08.
Решением инспекции от 30.12.2011 N 23/08 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 36 137 рублей штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость, по статье 123 Кодекса в виде 57 рублей штрафа за не перечисление налога на доходы физических лиц, начислены 10 308 рублей 48 копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость и 39 рублей 14 копеек за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, а также предложено уплатить 449 116 рублей недоимки по налогу на прибыль, 188 845 рублей по налогу на добавленную стоимость, 569 рублей по транспортному налогу. Кроме того, обществу предложено уменьшить убытки в размере 216 100 рублей, а также уменьшить и уплатить предъявленный к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в размере 254 296 рублей.
Общество обжаловало решение инспекции в апелляционном порядке в управление, которое решением от 27.02.2012 оставила жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса
Статьей 249 Кодекса установлено, что в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пункт 1); выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах; в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей указанной главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса (пункт 2).
Как установлено пунктом 1 статьи 271 Кодекса, в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Согласно пункту 3 этой же статьи для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача товара на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки инспекцией сделан вывод о нарушении налогоплательщиком статей 247, 248, 249 и пункта 1 статьи 39, пункта 13 статьи 40 Кодекса, выразившемся в неправомерном занижении доходов от реализации услуг на сумму 3 741 058 рублей в результате неправильного применения тарифов на транспортировку газа, конечному потребителю по группам потребления, утвержденных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в отношении открытого акционерного общества "Энергокомплекс" (далее - общество "Энергокомплекс") и общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы" (далее - общество "Коммунальные системы").
В соответствии с пунктом 3 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения) цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из: регулируемой оптовой цены на газ; тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям; платы за снабженческо-сбытовые услуги.
В разделе IV Основных положений закреплены принципы формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
Согласно пункту 11 Основных положения государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя, в том числе, из учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы (подпункт "д").
Согласно пункту 15 вышеназванного положения цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (пункт 10 Основных положений), Правительство Российской Федерации делегировало Федеральной службой по тарифам утверждение оптовой цены на газ, тарифов на услуги по транспортировки газа, в том числе в транзитном потоке.
Во исполнение Основных положений, Федеральной службой по тарифам утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и приказы Федеральной службы по тарифам "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Саратовской области"
В 2008 году в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N 223-э/2, с Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2007 N 401-э/4 тариф на транспортировку газа до конечных потребителей и платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, устанавливаются дифференцированно по группам потребителей, которые разделяются на группы в зависимости от объемов потребления газа.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в 2008 году обществом с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания" (далее - общество "Саратовская газовая компания") с потребителем газа (обществом "Энергокомплекс") был заключен договор поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-6615/08. Согласно пункту 2.1. вышеуказанного договора, поставщик обязуется подавать природный газ покупателю, а покупатель - принимать природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в том числе и в транзитном потоке.
В 2008 году тарифы и цены были установлены в соответствии с Приказом Федеральной службой по тарифам от 30.11.2007 N 401-э/4 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Саратовской области" по газораспределительным сетям открытого акционерного общества "Саратовоблгаз" (далее - общество "Саратовоблгаз") согласно заключенному договору транспортировки газа с обществом "Саратовская газовая компания".
Из решения инспекции следует, что в 2008 году общество "Саратовская газовая компания" в соответствии с заключенным договором поставки газа, отнесло общество "Энергокомплекс" ко 3-й группе потребителей, т.е. с объемом потребления газа от 10 до 100 млн м3 в год.
Согласно представленным налогоплательщиком документам фактический объем потребленного природного газа по итогам года составил менее 10 млн м3.
Учитывая изложенное, общество "Саратовская газовая компания" перевело указанного потребителя в группу с более высоким порядковым номером (4 группу потребления) и большим тарифом за услуги по транспортировке газа, а также снабженческо-сбытовые услуги. Выставлена корректирующая счет-фактура от 31.01.2009 N 36168, на основании которой контрагент доплатил соответствующую сумму.
С 01.01.2009 произошли изменения к подходам определения групп конечных потребителей.
В 2009 году соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных Приказом от 17.09.2008 N 172-э/4 и Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.12.2008 N 329-э/11 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Саратовской области" тариф на транспортировку газа до конечных потребителей и платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, устанавливался дифференцированно.
Для проведения дифференциации тарифа на транспортировку конечные потребители разделялись на группы в зависимости от объемов потребления газа.
В соответствии с пунктом 14 "Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям", утвержденных приказом от 17.09.2008 N 172-э/5; отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю на текущий год по отдельным точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям. При этом допускается поэтапное доведение уровня тарифа на транспортировку для конечных потребителей, которые после изменения принципов отнесения к группам относятся (полностью или частично) к группе с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, до уровня тарифов, установленных для указанной группы при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.
В соответствии с Методическими указаниями, в случае если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю в течение года по всем договорам транспортировки (поставки) через газораспределительные сети ГРО выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, кроме случая, когда это происходит вследствие несанкционированного перебора газа потребителем, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года (пункт 43 Методических указаний)).
В ходе проверки инспекцией установлено, что в 2009 году между обществом "Саратовская газовая компания" (продавец) и обществом "Энергокомплекс" (покупатель) заключен договор поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-6615/09. Согласно пункту 2.1 договора, поставщик обязуется подавать природный газ покупателю, а покупатель - принимать природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в том числе и в транзитном потоке. Таким образом, обязательства покупателей по оплате услуг по транспортировке газа и снабженческо-сбытовых услуг возникли из договора поставки газа.
В 2009 году тарифы и цены были установлены в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.12.2008 N 329-э/11. "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Саратовской области" по газораспределительным сетям общества "Саратовоблгаз" согласно заключенному договору транспортировки газа с обществом "Саратовская газовая компания" от 30.12.2008 N 1Т/09.
В связи с тем, что с 01.01.2009 произошли изменения к подходам определения группы конечных потребителей (определение группы отдельно по точкам подключения), обществом "Саратовская газовая компания" в данный период был определен годовой договорной объем поставки (транспортировки) газа для общества "Энергокомплекс".
В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество "Саратовская газовая компания" при заключении договора поставки от 01.01.2009 N 46-5-6615/09 с обществом "Энергокомплекс" отнесло по первой точке подключения к 3 группе (от 10 до 100 млн м3 в год). По итогам 2009 года общество "Саратовская газовая компания" согласно положениям Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.12.2008 N 329-э/11 применило по отношению к обществу "Энергокомплекс" переходный тариф, равный 277 рублей 19 копеек по первой точке подключения (переход из 3 в 5 группу) с выставлением корректирующей счет фактуры от 31.12.2009 N 152067.
Инспекцией сделан вывод о том, что наличия оснований для применения переходного тарифа в отношении общества "Энергокомплекс" не имеется. Вместе с тем на момент заключения договора общество располагало необходимыми сведениями об объемах годового потребления газа данной организацией, достаточными для отнесения к соответствующей группе потребления.
С учетом изложенного суда пришли к правильному выводу о недоказанности инспекцией занижения доходов от реализации вышеуказанных услуг в целях налогообложения прибыли на сумму 156 671 рублей 96 копеек за 2009 год.
По тем же основаниям, вывод инспекции о занижении обществом доходов от реализации вышеуказанных услуг в целях налогообложения прибыли в 2010 году на сумму 93 681 рублей 92 копеек признан необоснованным.
Кроме того, инспекцией установлено, что в 2008 году общество "Саратовская газовая компания" по итогам 2008 года перевела общество "Коммунальные системы" в группу с более высоким порядковым номером и большим тарифом за услуги по транспортировки газа, а именно из 3 в 4 группу потребления. В январе месяце 2009 года выставлена корректирующая счет-фактура, в которой отражена дополнительная плата за услуги по транспортировке газа с применением тарифа для 4 группы потребления.
Как было отмечено ранее, в 2008 году в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, тариф на транспортировку газа до конечных потребителей и платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, устанавливался дифференцированно по группам потребителей.
Конечные потребители разделялись на группы в зависимости от объемов потребления газа.
В связи с тем, что с 01.01.2009 произошли изменения к подходам определения группы конечных потребителей, по итогам 2009 года общество "Саратовская газовая компания" применила по отношению к обществу "Коммунальные системы" переходный тариф, равный 275 рублей 13 копеек по первой точке подключения (переход из 3 в 5 группу), в связи с чем, выставила корректирующую счет-фактуру.
Инспекцией сделан вывод о том, что оснований для применения переходного тарифа в отношении общества "Коммунальные системы" не имелось, так как исходя из фактических объемов поставки газа в 2008 году контрагент относился к 4 группе потребления.
Между тем суды с учетом вышеизложенных норм сделали правильный вывод о том, что общество не допустило занижения доходов от реализации вышеуказанных услуг в целях налогообложения прибыли по данному контрагенту.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку заявителя жалобы об отсутствии в судебных актах выводов судов о правомерности доначисления налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 оспариваемого решения. Как указали суды, выводы налогового органа, изложенные в данных пунктах, не основаны на нормах действующего законодательства. Применение тарифов на транспортировку газа конечным потребителям, определяемых исходя из групп потребления, и неприменение повышающего коэффициента к тарифам рассмотрены судами. Суды признали неправомерным доначисление налога на прибыль, соответственно, доначисление налога на добавленную стоимость также является неправомерным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.07.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А57-8159/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
М.В.ЕГОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)