Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2012 (судья Шашкова В.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (судьи Полосина А.Л., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А45-21303/2012 по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" (630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 57, ОГРН 1025403195674 ИНН 5411100018) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (630054, г. Новосибирск, ул. Костычева, 20, ОГРН 1045401536883 ИНН 5404239731) о признании недействительным решения налогового органа.
- При участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" Терехина А.В., по доверенности от 09.06.2012 N Д/805-2012;
- Суд
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.06.2012 N 1459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу по местонахождению каждого обособленного подразделения. В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на положения пункта 4 статьи 398 НК РФ, приказ ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@. Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Общество против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Полагает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителя налогоплательщика, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Общество состоит на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (г. Москва) в качестве крупнейшего налогоплательщика, в связи с чем представило в указанный налоговый орган 27.01.2012 налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год в электронном виде; в налоговой декларации налогоплательщиком указаны сведения о земельных участках, находящихся на территории муниципального образования город Новосибирск, в том числе земельные участки на территории Ленинского района.
Камеральная проверка декларации проведена налоговым органом по месту нахождения земельного участка, по результатам которой принято решение от 26.06.2012 N 1459 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды обеих инстанций, полно и всесторонне изучив обстоятельства и доказательства по делу, дав им надлежащую правовую оценку в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о неправомерном привлечении Общества к ответственности, поскольку с 01.01.2008 налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков и право привлекать к ответственности принадлежит данному налоговому органу.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
В силу положений статей 80, 88 НК РФ налоговая декларация (расчет), являясь письменным заявлением налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в налоговый орган по месту учета и подлежит камеральной налоговой проверке по месту нахождения налогового органа.
Таким образом, налоговый орган, получивший декларацию, должен провести соответствующую проверку.
Статьей 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В свою очередь, судами правомерно принято во внимание, что на основании пункта 1 статьи 83 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации определяет особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 N 101н утверждено Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, согласно пунктам 6.2.2, 6.7, 7.4 которого право привлекать к налоговой ответственности крупнейших налогоплательщиков и взыскивать с них налоговые санкции является исключительной прерогативой Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Из положений пункта 4 статьи 398 НК РФ следует, что налогоплательщики в соответствии со статьей 83 Кодекса, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что данные условия налогоплательщиком были выполнены, в связи с чем правомерно отклонена как несостоятельная ссылка Инспекции в обоснование привлечения Общества к ответственности на Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@, поскольку представление единой декларации по всем земельным участкам по месту учета крупнейшего налогоплательщика согласуется с пунктом 2.11 Порядка, согласно которому при наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования на каждый объект налогообложения (долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования) заполняется отдельный лист Раздела 2 декларации, что и было исполнено налогоплательщиком в рассматриваемом случае. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Более того, из пункта 1 статьи 119 НК РФ следует, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в случае непредставления декларации в налоговый орган по месту учета, однако, как установлено материалами дела, Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 решения о привлечении Общества к ответственности за данное налоговое правонарушение не выносилось.
Доказательств, опровергающих выводы судов и свидетельствующих о принятии решения о привлечении к ответственности в пределах своих полномочий, налоговым органом в нарушение статей 65, 200 АПК РФ в материалы дела не представлено, не приведены соответствующие доводы в кассационной жалобе.
Судами применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2012 и постановление от Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А45-21303/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.МАРТЫНОВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.03.2013 ПО ДЕЛУ N А45-21303/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу N А45-21303/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2012 (судья Шашкова В.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (судьи Полосина А.Л., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А45-21303/2012 по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" (630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 57, ОГРН 1025403195674 ИНН 5411100018) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (630054, г. Новосибирск, ул. Костычева, 20, ОГРН 1045401536883 ИНН 5404239731) о признании недействительным решения налогового органа.
- При участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" Терехина А.В., по доверенности от 09.06.2012 N Д/805-2012;
- Суд
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.06.2012 N 1459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу по местонахождению каждого обособленного подразделения. В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на положения пункта 4 статьи 398 НК РФ, приказ ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@. Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Общество против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Полагает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителя налогоплательщика, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Общество состоит на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (г. Москва) в качестве крупнейшего налогоплательщика, в связи с чем представило в указанный налоговый орган 27.01.2012 налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год в электронном виде; в налоговой декларации налогоплательщиком указаны сведения о земельных участках, находящихся на территории муниципального образования город Новосибирск, в том числе земельные участки на территории Ленинского района.
Камеральная проверка декларации проведена налоговым органом по месту нахождения земельного участка, по результатам которой принято решение от 26.06.2012 N 1459 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды обеих инстанций, полно и всесторонне изучив обстоятельства и доказательства по делу, дав им надлежащую правовую оценку в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о неправомерном привлечении Общества к ответственности, поскольку с 01.01.2008 налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков и право привлекать к ответственности принадлежит данному налоговому органу.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
В силу положений статей 80, 88 НК РФ налоговая декларация (расчет), являясь письменным заявлением налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в налоговый орган по месту учета и подлежит камеральной налоговой проверке по месту нахождения налогового органа.
Таким образом, налоговый орган, получивший декларацию, должен провести соответствующую проверку.
Статьей 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В свою очередь, судами правомерно принято во внимание, что на основании пункта 1 статьи 83 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации определяет особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 N 101н утверждено Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, согласно пунктам 6.2.2, 6.7, 7.4 которого право привлекать к налоговой ответственности крупнейших налогоплательщиков и взыскивать с них налоговые санкции является исключительной прерогативой Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Из положений пункта 4 статьи 398 НК РФ следует, что налогоплательщики в соответствии со статьей 83 Кодекса, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что данные условия налогоплательщиком были выполнены, в связи с чем правомерно отклонена как несостоятельная ссылка Инспекции в обоснование привлечения Общества к ответственности на Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@, поскольку представление единой декларации по всем земельным участкам по месту учета крупнейшего налогоплательщика согласуется с пунктом 2.11 Порядка, согласно которому при наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования на каждый объект налогообложения (долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования) заполняется отдельный лист Раздела 2 декларации, что и было исполнено налогоплательщиком в рассматриваемом случае. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Более того, из пункта 1 статьи 119 НК РФ следует, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в случае непредставления декларации в налоговый орган по месту учета, однако, как установлено материалами дела, Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 решения о привлечении Общества к ответственности за данное налоговое правонарушение не выносилось.
Доказательств, опровергающих выводы судов и свидетельствующих о принятии решения о привлечении к ответственности в пределах своих полномочий, налоговым органом в нарушение статей 65, 200 АПК РФ в материалы дела не представлено, не приведены соответствующие доводы в кассационной жалобе.
Судами применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2012 и постановление от Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А45-21303/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.МАРТЫНОВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)