Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,
судей - Осиповой М.Б.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Овсянниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налогового службы по Коминтерновскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2008 года (судья Соболева Е.П.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОФТ Маркет" к инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
- от налогового органа: Косыревой Я.В., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 04-16/02357 от 09.01.2008 г.;
- от налогоплательщика: Кожухова В.Н., адвоката по ордеру от 21.08.2008 г. N 053
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОФТ Маркет" (далее - общество "СОФТ Маркет", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, и об обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворив заявление от 17.04.2008 г. о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2008 г. в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество "СОФТ Маркет" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что действующее законодательство о налогах и сборах не наделяет налоговый орган правом отказа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Общество считает, что его деятельность полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" N 244-ФЗ, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в выдаче свидетельства.
Кроме того, по мнению налогоплательщика, Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество "СОФТ Маркет" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2003 г. по месту своего нахождения в г. Москве, Нащокинский пер., д. 4, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, что подтверждается свидетельством серии 77 N 007389201.
В соответствии с уставом и на основании лицензии N 004301, выданной 11.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, общество "СОФТ Маркет" осуществляет деятельность в области игорного бизнеса по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
14.04.2008 г. общество "СОФТ Маркет" было поставлено на налоговый учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа по месту нахождения обособленного подразделения.
17.04.2008 г. обществом в налоговый орган было подано заявление о выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35.
Письмом N 11-28/08267 от 18.04.2008 г. инспекция отказала в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, ссылаясь на ограничения, установленные пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Законом Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ "Об организации и проведении азартных игр на территории Воронежской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Воронежской области", согласно которым с 01.01.2007 г. новые игорные заведения могут быть открыты исключительно в определенных Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ игорных зонах, а на территории Воронежской области с 01.02.2008 г. запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино.
Налогоплательщик, считая, что данные действия налогового органа являются незаконными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 364 Налогового кодекса Российской Федерации игорный бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес статья 365 Налогового кодекса признает организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес, в силу статьи 366 Налогового кодекса, являются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
В целях главы 29 Налогового кодекса каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанные (указанные) в пункте 1 статьи 366, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, выражающиеся, в частности, в том, что:
- деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
- деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 9 этого же Федерального закона, к игорным зонам относятся территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Воронежская область в игорную зону не включена. В соответствии со статьей 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ "Об организации и проведении азартных игр на территории Воронежской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Воронежской области" на территории Воронежской области деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино, запрещена с 01.01.2008 г.
В то же время, часть 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в части 6 статьи 6, частях 1, 3 - 5 статьи 8, частях 2 и 3 статьи 15, части 2 статьи 16, вправе до 30.06.2009 г. продолжить свою деятельность в сфере игорного бизнеса без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г. (часть 6 статьи 16 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (часть 11 статьи 4 Закона).
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона Российской Федерации N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. возложен на налоговые органы.
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Соответственно и с заявлением о регистрации объектов налогообложения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса может обратиться в налоговый орган лишь лицо, признаваемое плательщиком налога на игорный бизнес в силу законодательства, регулирующего данный вид предпринимательской деятельности.
Обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лица, не имеющего права на осуществление данного вида деятельности, либо не отвечающего требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства, поскольку, в силу пункта 3 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации или противоречат ему.
После 01.07.2007 г. правом на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса вне установленных игорных зон обладают лишь организации, осуществлявшие такую деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации до вступления в действие Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. и соответствующие требованиям названного Закона, а также нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации.
В частности, в силу части 6 статьи 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов.
Игорные заведения, в силу требований части 2 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, не могут быть расположены в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения; в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг; в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем 800 квадратных метров.
В случае не соответствия организации требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, а также при наличии решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о запрете, начиная с 01.07.2007 г., на территории субъекта Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр, отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес является законным и не нарушает прав и законных интересов такой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку осуществление данной деятельности запрещено законом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество "СОФТ Маркет" до момента обращения с заявлением от 17.04.2008 г. о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса на территории г. Воронежа и не имело игорного заведения по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35. По данному адресу общество поставлено на учет в налоговом органе 14.04.2008 г.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 15.09.2007 г. общество "СОФТ Маркет" арендовало помещение общей площадью 257,7 кв. метров, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35, принадлежащее на праве собственности физическому лицу Черенковой Г.А. В соответствии со свидетельством о праве собственности серии 36-АБ N 838580, площадь данного помещения составляет 235 кв. метров, что не соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, устанавливающего, что площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 квадратных метров.
Из сведений, представленных межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве по месту налогового учета общества "СОФТ Маркет", в том числе балансовых отчетов общества за 2006, 2007 г.г. и за 1 квартал 2008 г., следует, что чистые активы, сформированные обществом "СОФТ Маркет", не соответствуют требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем в арбитражный суд г. Москвы подано заявление о признании общества несостоятельным (банкротом). Данные об отчетности общества за период с 2003 г. (с момента государственной регистрации) до 2006 г. у налоговых органов отсутствуют.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что общество "СОФТ Маркет", обращаясь в налоговый орган за регистрацией объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35 на территории, не отнесенной к игорным зонам после 01.01.2007 г., а также о том, что на момент подачи в налоговый орган заявления о выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес общество "СОФТ Маркет" не соответствовало требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, и статьей 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ, т.е. не обладало объектом игорного бизнеса, квалифицируемым как казино.
Доводы общества "СОФТ Маркет" относительно того, что оно соответствует требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" как игорное заведение, обоснованно отклонены судом первой инстанции как не подтвержденные материалами дела.
Также обоснованно отклонен довод общества о том, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, поскольку в него не внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
По мнению суда апелляционной инстанции, внесение таких изменений не требуется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" названным Законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, в то время как Налоговым кодексом Российской Федерации регулируются вопросы налогообложения деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Действующий Федеральный закон от 26.12.2006 г. N 244-ФЗ не предоставляет организаторам азартных игр законных прав создавать новые игорные заведения вне игровых зон, указанных в нем, следовательно, у налоговых органов отсутствуют правовые основания по осуществлению действий, связанных с регистрацией объектов налогообложения налогом на игорный бизнес при создании таких заведений, за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Оцениваемая ситуация не подпадает под исключение, установленное частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции в полном объеме.
Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы заявления, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка. В апелляционной жалобе налогоплательщик не приводит иных доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанций, в связи, с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения спора, государственная пошлина, уплаченная налоговым органом при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОФТ Маркет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.А.СУРНЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2008 ПО ДЕЛУ N А14-3494/2008-103/28
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2008 г. по делу N А14-3494/2008-103/28
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,
судей - Осиповой М.Б.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Овсянниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налогового службы по Коминтерновскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2008 года (судья Соболева Е.П.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОФТ Маркет" к инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
- от налогового органа: Косыревой Я.В., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 04-16/02357 от 09.01.2008 г.;
- от налогоплательщика: Кожухова В.Н., адвоката по ордеру от 21.08.2008 г. N 053
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОФТ Маркет" (далее - общество "СОФТ Маркет", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, и об обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворив заявление от 17.04.2008 г. о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2008 г. в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество "СОФТ Маркет" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что действующее законодательство о налогах и сборах не наделяет налоговый орган правом отказа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Общество считает, что его деятельность полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" N 244-ФЗ, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в выдаче свидетельства.
Кроме того, по мнению налогоплательщика, Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество "СОФТ Маркет" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2003 г. по месту своего нахождения в г. Москве, Нащокинский пер., д. 4, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, что подтверждается свидетельством серии 77 N 007389201.
В соответствии с уставом и на основании лицензии N 004301, выданной 11.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, общество "СОФТ Маркет" осуществляет деятельность в области игорного бизнеса по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
14.04.2008 г. общество "СОФТ Маркет" было поставлено на налоговый учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа по месту нахождения обособленного подразделения.
17.04.2008 г. обществом в налоговый орган было подано заявление о выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35.
Письмом N 11-28/08267 от 18.04.2008 г. инспекция отказала в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, ссылаясь на ограничения, установленные пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Законом Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ "Об организации и проведении азартных игр на территории Воронежской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Воронежской области", согласно которым с 01.01.2007 г. новые игорные заведения могут быть открыты исключительно в определенных Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ игорных зонах, а на территории Воронежской области с 01.02.2008 г. запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино.
Налогоплательщик, считая, что данные действия налогового органа являются незаконными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 364 Налогового кодекса Российской Федерации игорный бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес статья 365 Налогового кодекса признает организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес, в силу статьи 366 Налогового кодекса, являются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
В целях главы 29 Налогового кодекса каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанные (указанные) в пункте 1 статьи 366, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, выражающиеся, в частности, в том, что:
- деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
- деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 9 этого же Федерального закона, к игорным зонам относятся территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Воронежская область в игорную зону не включена. В соответствии со статьей 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ "Об организации и проведении азартных игр на территории Воронежской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Воронежской области" на территории Воронежской области деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино, запрещена с 01.01.2008 г.
В то же время, часть 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в части 6 статьи 6, частях 1, 3 - 5 статьи 8, частях 2 и 3 статьи 15, части 2 статьи 16, вправе до 30.06.2009 г. продолжить свою деятельность в сфере игорного бизнеса без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г. (часть 6 статьи 16 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (часть 11 статьи 4 Закона).
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона Российской Федерации N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. возложен на налоговые органы.
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Соответственно и с заявлением о регистрации объектов налогообложения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса может обратиться в налоговый орган лишь лицо, признаваемое плательщиком налога на игорный бизнес в силу законодательства, регулирующего данный вид предпринимательской деятельности.
Обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лица, не имеющего права на осуществление данного вида деятельности, либо не отвечающего требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства, поскольку, в силу пункта 3 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации или противоречат ему.
После 01.07.2007 г. правом на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса вне установленных игорных зон обладают лишь организации, осуществлявшие такую деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации до вступления в действие Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. и соответствующие требованиям названного Закона, а также нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации.
В частности, в силу части 6 статьи 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов.
Игорные заведения, в силу требований части 2 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, не могут быть расположены в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения; в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг; в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем 800 квадратных метров.
В случае не соответствия организации требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, а также при наличии решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о запрете, начиная с 01.07.2007 г., на территории субъекта Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр, отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес является законным и не нарушает прав и законных интересов такой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку осуществление данной деятельности запрещено законом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество "СОФТ Маркет" до момента обращения с заявлением от 17.04.2008 г. о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса на территории г. Воронежа и не имело игорного заведения по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35. По данному адресу общество поставлено на учет в налоговом органе 14.04.2008 г.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 15.09.2007 г. общество "СОФТ Маркет" арендовало помещение общей площадью 257,7 кв. метров, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35, принадлежащее на праве собственности физическому лицу Черенковой Г.А. В соответствии со свидетельством о праве собственности серии 36-АБ N 838580, площадь данного помещения составляет 235 кв. метров, что не соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, устанавливающего, что площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 квадратных метров.
Из сведений, представленных межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве по месту налогового учета общества "СОФТ Маркет", в том числе балансовых отчетов общества за 2006, 2007 г.г. и за 1 квартал 2008 г., следует, что чистые активы, сформированные обществом "СОФТ Маркет", не соответствуют требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем в арбитражный суд г. Москвы подано заявление о признании общества несостоятельным (банкротом). Данные об отчетности общества за период с 2003 г. (с момента государственной регистрации) до 2006 г. у налоговых органов отсутствуют.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что общество "СОФТ Маркет", обращаясь в налоговый орган за регистрацией объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 35 на территории, не отнесенной к игорным зонам после 01.01.2007 г., а также о том, что на момент подачи в налоговый орган заявления о выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес общество "СОФТ Маркет" не соответствовало требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, и статьей 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ, т.е. не обладало объектом игорного бизнеса, квалифицируемым как казино.
Доводы общества "СОФТ Маркет" относительно того, что оно соответствует требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" как игорное заведение, обоснованно отклонены судом первой инстанции как не подтвержденные материалами дела.
Также обоснованно отклонен довод общества о том, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, поскольку в него не внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
По мнению суда апелляционной инстанции, внесение таких изменений не требуется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" названным Законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, в то время как Налоговым кодексом Российской Федерации регулируются вопросы налогообложения деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Действующий Федеральный закон от 26.12.2006 г. N 244-ФЗ не предоставляет организаторам азартных игр законных прав создавать новые игорные заведения вне игровых зон, указанных в нем, следовательно, у налоговых органов отсутствуют правовые основания по осуществлению действий, связанных с регистрацией объектов налогообложения налогом на игорный бизнес при создании таких заведений, за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Оцениваемая ситуация не подпадает под исключение, установленное частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции в полном объеме.
Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы заявления, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка. В апелляционной жалобе налогоплательщик не приводит иных доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанций, в связи, с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения спора, государственная пошлина, уплаченная налоговым органом при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОФТ Маркет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.А.СУРНЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)