Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А. судей Мацко Ю.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раджабова Рамазана Рамазановича (ИНН 051602003813, ОГРНИП 311054633300190) - Гунько С.А. (доверенность от 20.12.2011), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (ИНН 2302067397, ОГРН 1112302001899), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 61150 0, 61151 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раджабова Рамазана Рамазановича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2012 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 01.02.2013 (судьи Герасименко А.Н., Винокур И.Г., Николаев Д.В.) по делу N А32-2155/2012, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Раджабов Рамазан Рамазанович (далее - налогоплательщик, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий инспекции по начислению земельного налога за 2008-2010 годы; о признании недействительным и не подлежащим применению налогового уведомления N 94507 об уплате земельного налога и требования N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий инспекции по исчислению земельного налога за 2008, 2009 годы, признания недействительным и не подлежащим применению налогового уведомления N 94507 об уплате земельного налога и требования N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2012 изменено и изложено в следующей редакции. Заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий инспекции по начислению земельного налога за 2008, 2009 годы, признания недействительным и не подлежащим применению налогового уведомления N 94507 об уплате земельного налога, в части исчисления и предложения уплатить главе КФХ земельный налог за 2008, 2009 годы и требования N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что действия налогового органа по исчислению главе КФХ земельного налога спорная за 2008, 2009 годы незаконны, так как изменения кадастровой стоимости земельных участков произведены на основании Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р), которое в 2008 и 2009 годах не публиковалось и не вступило в законную силу. В то же время земельный налог за 2010 год доначислен правомерно. Выводы общества о невозможности применения в целях налогообложения в 2010 году распоряжения N 1202-р являются ошибочными. Применение же постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые устанавливались постановлением N 1202-р.
В кассационной жалобе глава КФХ просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований об уплате земельного налога за 2010 год. Как считает заявитель, в данной части судебные акты незаконны, необоснованны и подлежат отмене, так как вывод о возможности в качестве налогооблагаемой базы применять кадастровую стоимость земельных участков, установленных отмененным распоряжением N 1202-р, противоречит действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя КФХ, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, глава КФХ является собственником двух земельных участков, расположенных по адресу: г. Армавир, ул. Тургенева, 325, с кадастровыми номерами 23:38:01 06 053:0004, площадью 4282 кв. м и 23:38:01 06 053:0005, площадью 3204 кв. м
Налоговым органом на основании сведений, полученных из Армавирского отделения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, 21.07.2011 в адрес заявителя направлено налоговое уведомление N 94507 об уплате по данным земельным участкам земельного налога за 2008-2010 годы в размере 1 523 196 рублей 22 копеек.
Полагая, что начисление земельного налога за 2008-2010 годы неправомерно, глава КФХ обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 12.09.2011 N 20-14-849 жалоба главы КФХ оставлена без удовлетворения, действия инспекции признаны правомерными.
По состоянию на 30.11.2011 налоговый орган направил главе КФХ требование N 11396 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, которым предложено уплатить 12 949 рублей 65 копеек пеней за несвоевременную уплату задолженности по земельному налогу за 2008 год в размере 585 844 рублей 709 копеек, за 2009 год - 468 675 рублей 76 копеек, за 2010 год - 468 675 рублей 76 копеек.
Не согласившись с действиями налогового органа по исчислению земельного налога за 2008-2010 годы, принятыми налоговым органом требованием N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011 и уведомлением N 94507 на уплату земельного налога, глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Доводы кассационной жалобы главы КФХ сводятся лишь к неправомерному начислению земельного налога за 2010 год.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных в данной части требований, обоснованно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление N 1202-р отменено. Принятое постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 58).
Постановление N 58 содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление N 1202-р. Постановление N 58 не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении N 1202-р.
Отмена постановления N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности. Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Исходя из изложенного, суд сделал правомерный выводу о том, что заявленные требования в части незаконности начисления земельного налога за 2010 год не подлежат удовлетворению.
Ссылка заявителя на необходимость применения правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, обоснованно отклонена судом.
При проверке правильности определения размера налоговой базы судебные инстанции также учли положения решения Армавирской городской Думы от 25.11.2009 N 506 "О земельном налоге", устанавливающие ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.
Апелляционная инстанция также дала оценку доводам налогоплательщика о сроках уплаты земельного налога, обоснованно руководствуясь при этом требованиями указанного решения Армавирской городской Думы, а также абзацем вторым пункта 1 статьи 397, пункта 3 статьи 398 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ и от 30.12.2006 N 268-ФЗ.
Судебная коллегия при этом отметила, что неправильное указание об уплате налога срока его уплаты не означает в рассматриваемом случае незаконности его начисления.
Выводы апелляционной инстанции в обжалуемой налогоплательщиком части основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции (с учетом изменения решения суда первой инстанции) в обжалуемой части не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 01.02.2013 по делу N А32-2155/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Ю.В.МАЦКО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.05.2013 ПО ДЕЛУ N А32-2155/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу N А32-2155/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А. судей Мацко Ю.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раджабова Рамазана Рамазановича (ИНН 051602003813, ОГРНИП 311054633300190) - Гунько С.А. (доверенность от 20.12.2011), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (ИНН 2302067397, ОГРН 1112302001899), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 61150 0, 61151 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Раджабова Рамазана Рамазановича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2012 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 01.02.2013 (судьи Герасименко А.Н., Винокур И.Г., Николаев Д.В.) по делу N А32-2155/2012, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Раджабов Рамазан Рамазанович (далее - налогоплательщик, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий инспекции по начислению земельного налога за 2008-2010 годы; о признании недействительным и не подлежащим применению налогового уведомления N 94507 об уплате земельного налога и требования N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий инспекции по исчислению земельного налога за 2008, 2009 годы, признания недействительным и не подлежащим применению налогового уведомления N 94507 об уплате земельного налога и требования N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2012 изменено и изложено в следующей редакции. Заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий инспекции по начислению земельного налога за 2008, 2009 годы, признания недействительным и не подлежащим применению налогового уведомления N 94507 об уплате земельного налога, в части исчисления и предложения уплатить главе КФХ земельный налог за 2008, 2009 годы и требования N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что действия налогового органа по исчислению главе КФХ земельного налога спорная за 2008, 2009 годы незаконны, так как изменения кадастровой стоимости земельных участков произведены на основании Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р), которое в 2008 и 2009 годах не публиковалось и не вступило в законную силу. В то же время земельный налог за 2010 год доначислен правомерно. Выводы общества о невозможности применения в целях налогообложения в 2010 году распоряжения N 1202-р являются ошибочными. Применение же постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые устанавливались постановлением N 1202-р.
В кассационной жалобе глава КФХ просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований об уплате земельного налога за 2010 год. Как считает заявитель, в данной части судебные акты незаконны, необоснованны и подлежат отмене, так как вывод о возможности в качестве налогооблагаемой базы применять кадастровую стоимость земельных участков, установленных отмененным распоряжением N 1202-р, противоречит действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя КФХ, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, глава КФХ является собственником двух земельных участков, расположенных по адресу: г. Армавир, ул. Тургенева, 325, с кадастровыми номерами 23:38:01 06 053:0004, площадью 4282 кв. м и 23:38:01 06 053:0005, площадью 3204 кв. м
Налоговым органом на основании сведений, полученных из Армавирского отделения Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, 21.07.2011 в адрес заявителя направлено налоговое уведомление N 94507 об уплате по данным земельным участкам земельного налога за 2008-2010 годы в размере 1 523 196 рублей 22 копеек.
Полагая, что начисление земельного налога за 2008-2010 годы неправомерно, глава КФХ обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 12.09.2011 N 20-14-849 жалоба главы КФХ оставлена без удовлетворения, действия инспекции признаны правомерными.
По состоянию на 30.11.2011 налоговый орган направил главе КФХ требование N 11396 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, которым предложено уплатить 12 949 рублей 65 копеек пеней за несвоевременную уплату задолженности по земельному налогу за 2008 год в размере 585 844 рублей 709 копеек, за 2009 год - 468 675 рублей 76 копеек, за 2010 год - 468 675 рублей 76 копеек.
Не согласившись с действиями налогового органа по исчислению земельного налога за 2008-2010 годы, принятыми налоговым органом требованием N 11396 об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 30.11.2011 и уведомлением N 94507 на уплату земельного налога, глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Доводы кассационной жалобы главы КФХ сводятся лишь к неправомерному начислению земельного налога за 2010 год.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных в данной части требований, обоснованно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление N 1202-р отменено. Принятое постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 58).
Постановление N 58 содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление N 1202-р. Постановление N 58 не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении N 1202-р.
Отмена постановления N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности. Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Исходя из изложенного, суд сделал правомерный выводу о том, что заявленные требования в части незаконности начисления земельного налога за 2010 год не подлежат удовлетворению.
Ссылка заявителя на необходимость применения правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, обоснованно отклонена судом.
При проверке правильности определения размера налоговой базы судебные инстанции также учли положения решения Армавирской городской Думы от 25.11.2009 N 506 "О земельном налоге", устанавливающие ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.
Апелляционная инстанция также дала оценку доводам налогоплательщика о сроках уплаты земельного налога, обоснованно руководствуясь при этом требованиями указанного решения Армавирской городской Думы, а также абзацем вторым пункта 1 статьи 397, пункта 3 статьи 398 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ и от 30.12.2006 N 268-ФЗ.
Судебная коллегия при этом отметила, что неправильное указание об уплате налога срока его уплаты не означает в рассматриваемом случае незаконности его начисления.
Выводы апелляционной инстанции в обжалуемой налогоплательщиком части основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции (с учетом изменения решения суда первой инстанции) в обжалуемой части не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 01.02.2013 по делу N А32-2155/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Ю.В.МАЦКО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)