Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2013
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.,
судей Буяновой Н.В., Егоровой Т.А.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Годзданкер Э.С. - дов. N 01-Д/223 от 14.12.2012; Суругин Д.Н. - дов. N 01-Д/225 от 14.12.2012;
- от заинтересованного лица - Водовозов А.А. - дов. N 37 от 26.09.2013; Прядкина А.А. - дов. N 18 от 04.04.2013; Белик А.С. - дов. N 77 от 06.12.2012; Семенов С.А. - дов. N 13 от 26.02.2013; Званков В.В. - дов. N 5 от 16.01.2013; Грибков И.С. - дов. N 53 от 14.11.2013; Клещенок А.В. - дов. N 56 от 14.11.2013;
- рассмотрев 25.11.2013 в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 1 по крупнейшим налогоплательщикам N 1,
на решение от 27.05.2013
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Бедрацкой А.В.,
на постановление от 12.08.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Крекотневым С.Н., Солоповой Е.А., Порывкиным П.А.,
по заявлению ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие"
о признании решения недействительным
к Межрегиональной ИФНС России N 1 по крупнейшим налогоплательщикам N 1,
установил:
Открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтеперерабатывающее предприятие" (далее ОАО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее предприятие", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее Инспекция, налоговый орган) от 14.08.2012 N 52-21-18/1476р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 г., заявленные требования удовлетворены.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта.
Налоговый орган полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Инспекцией проведена повторная выездная налоговая проверка Общества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых с марта по декабрь 2008 г., назначенная в связи с представлением налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций, в которых указана сумма налога в меньшем ранее заявленного размере.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 10.07.2012 N 52-21-18/867 а, возражений налогоплательщика и иных материалов проверки Инспекцией вынесено решение от 14.08.2012 N 52-21-18/1476р об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым Обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 24 838 248 руб., пени в размере 2 822 245,93 руб. Общество не привлечено к налоговой ответственности согласно п. 4 ст. 109 НК РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения согласно ст. 113 НК РФ.
Общество, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратилось с апелляционной жалобой от 03.09.2012 N 27-06-ННП/331 в ФНС России. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФНС России вынесло решение от 28.09.2012 N СА-4-9/16274@, которым апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции без изменения.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Инспекции о том, что в ходе проверки установлено неприменение Обществом прямого метода учета количества добытой нефти на Ершовом месторождении, в связи с этим Инспекцией указано на отсутствие условий для применения коэффициента (Кв), характеризующего степень выработанности запасов указанного участка недр.
Признавая решение Инспекции недействительным, суды пришли к выводу о том, что оно не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что разработка и эксплуатация Ершового месторождения производилась Обществом в 2008 году на основе действующей лицензии на поиск и добычу нефти и газа ХМН 01137 НЭ.
В силу пункта 2 статьи 337 Кодекса нефть обезвоженная обессоленная, стабилизированная является видом добытого полезного ископаемого. Согласно пункту 2 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Судами установлено, что учетной политикой заявителя, в том числе и в 2008 году, предусматривалось применение прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого (при помощи измерительных средств и устройств).
Изменений технологии добычи нефти в проекты разработки Ершового месторождения не вносилось.
Инспекцией в ходе проверки не установлено и в оспариваемом решении не отражено, что количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной, стабилизированной на спорном участке определялось расчетно, по данным о содержании добытой нефти в извлеченном из недр минеральном сырье. Судом установлено, что Обществом применялся прямой метод учета количества добытой нефти на протяжении всей схемы добычи и подготовки нефти (автоматизированная групповая замерная установка "Спутник", Центральный пункт сбора Ершового месторождения, Белозерный центральный товарный пункт).
Материалами дела подтверждено и Инспекцией не оспаривается, что технологический процесс учета количества добытой нефти на указанном участке недр организован таким образом, что системы измерения количества и показателей качества нефти и на узлах оперативного учета на месторождении, и на узлах коммерческого учета на ЦПС имеют аналогичное оборудование, учитывают количество проходящей через узлы учета нефти в единицах массы нетто в непрерывном режиме.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что поскольку в 2008 году Обществом оперативный и коммерческий учет количества нефти Ершового месторождения обеспечивался на всем протяжении движения нефти от устья скважин до входа в магистральный нефтепровод Транснефть и ее подготовки до товарных кондиций на специальных пунктах подготовки нефти, как ЦПС, БЦТП посредством применения измерительных средств и устройств, Общество проводило прямой учет количества добытой нефти Ершового месторождения.
В ходе проверки правильности применения коэффициента выработанности названного участка недр за 2008 год заявителем в Инспекцию были представлены технологические схемы с указанием места расположения скважин, узлов оперативного и коммерческого учета нефти, схемы установки измерительных средств и устройств на узлах учета нефти, посредством которых определяется количество добытого полезного ископаемого, технологические регламенты ДНС и НДС, а также пояснения относительно процессов сепарации, разгазирования, отделения нефти от жидкости и стабилизации, что отражено в оспариваемом решении.
Использование заявителем для учета количества продукции скважины таких измерительных устройств установлено Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, зафиксировано в оспариваемом решении.
Данным способом заявитель учитывал количество нефти, добытой из названного ранее участка недр в каждом налоговом периоде, это количество указывалось в отчетах о работе нефтяных скважин.
Инспекцией не оспаривается, что данные этих отчетов совпадают с данными отчетов о количестве добытой на каждом участке недр нефти обезвоженной, обессоленной, стабилизированной, полученными с узлов оперативного учета нефти, оборудованных на данном месторождении, и отраженных в сводных отчетах о количестве добытой нефти в разрезе лицензионного участка, а также с данными налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых.
Оценив представленные сторонами доказательства, судами правомерно установлено, что Общество имеет возможность использования измерительных средств и устройств для подсчета добытой нефти, что является достаточным для квалификации применяемого метода определения количества добытого нефти как прямого и отсутствие необходимости использования косвенного метода.
П. 2 ст. 342 НК РФ в редакции, действовавшей в 2008 году, предусматривалось, что исчисление налога на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), которые определяются в соответствии с п. п. 3 и 4 этой статьи: 419 x Кц x Кв.
Согласно п. 4 этой статьи коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном настоящим пунктом.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле: Кв = 3,8 - 3,5 x N / V, где: N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода; V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006.
Какого-либо иного порядка (метода) определения степени выработанности запасов участков недр законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Судебными инстанциями установлено, что исчисленная на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых по установленным законом правилам (N / V) степень выработанности запасов на Ершовом месторождении по состоянию на 01.01.2007 года превышала 0,8, что Инспекцией не оспаривается.
Коэффициент выработанности запасов данного участка недр (Кв) составил 0,9774 из расчета 3,8 - 3,5 x (24 969 / 30 961).
Правильность исчисления заявителем коэффициента выработанности запасов данного участка недр по установленной законом формуле в указанном размере Инспекцией не оспаривается.
Обеспечение Обществом в 2008 году раздельного учета количества добытой нефти по лицензионному участку Ершового месторождения подтверждается: государственным балансом нефти по состоянию на 01.01.2009 (представлен в инспекцию в виде приложения к возражениям на акт повторной выездной налоговой проверки от 10.07.2012 N 52-21-18/867а); государственными балансами нефти по состоянию за 2005 - 2007 гг. (представлены в инспекцию письмом от 23.01.2012 N 27-06-ННП/21 в ответ на требование о представлении документов N 1 от 30.12.2011 г.); сведениями о состоянии изменения запасов нефти за 2008 год (форма 6-ГР) (предоставлены в инспекцию по п. 67 требования N 1 от 23.04.2010 по выездной налоговой проверки ОАО "ННП" за 2008 - 2009 год); сведениями о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за 2008 год (форма 1-ЛС); налоговыми декларациями по налогу на добычу полезных ископаемых за март - декабрь 2008 г.; месячными эксплуатационными рапортами (МЭР) за март - декабрь 2008 г. (предоставлены по п. 36 требования Инспекции N 1 от 23.04.2010 по выездной налоговой проверке ОАО "ННП" за 2008 - 2009 год); ежемесячными балансами нефти за март - декабрь 2008 г. (предоставлены по п. 35 требования Инспекции N 1 от 23.04.2010).
Вывод налогового органа о том, что в качестве одного из условий использования налогоплательщиком Кв в размере менее 1 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за март - декабрь 2008 года является определение количества подготовленной до ГОСТ Р 51858-2002 товарной нефти, добытой в этих налоговых периодах на указанном участке недр прямым методом, признан судом не соответствующим закону.
Судебные инстанции указали, что из пункта 4 статьи 342 Кодекса следует, что требование об определении при применении прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр относится не к количеству добытого полезного ископаемого, при исчислении суммы налога, с которого подлежит исчислению Кв, а к степени выработанности запасов участков недр.
Следовательно, установив по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года и 1 января 2007 года, что степень выработанности участка недр составляла более 0,8, заявитель правомерно исчислил Кв по формуле 3,8 - 3,5 x N / V в отношении количества нефти, добытой на этом участке недр в марте - декабре 2008 года.
Оценив представленные доказательства, судебные инстанции установили, что заявителем обеспечивается получение достоверной информации о количестве добытой нефти на скважине из указанного выше участка недр, в связи с чем пришли к выводу о том, что заявителем в 2008 году был использован прямой метод учета количества добытой нефти на Ершовом месторождений, налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на данных участках недр правомерно исчислен им с применением Кв в размере менее 1.
Кроме того, суды приняли во внимание письмо Минфина России от 28.10.2010 года N 03-06-05-01/118, направленное для доведения до налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 24.11.2010 года N ШС-37-3/16208@, в котором указано, что пункт 4 статьи 342 Кодекса не содержит положений, ограничивающих право недропользователя применять коэффициент (Кв) в случае осуществления подготовки нефти как с участка недр, со степенью выработанности 0,8 и более, так и с участков недр иной степени выработанности на одном пункте переработки нефти.
Довод Инспекции о тождестве используемых в главе 26 Кодекса терминов "прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого" и "прямой метод учета количества добытой нефти на конкретных участках недр" основан на ошибочном толковании положений статей 339 и 342 Кодекса.
Из анализа норм пункта 2 статьи 339 и пункта 4 статьи 342 Кодекса в их буквальном толковании судами сделан правильный вывод о том, что указанные термины использованы для обозначения разных понятий.
При этом отмечено, что использование законодателем для определения одного и того же понятия различных терминов означало бы нарушение им принципа определенности норм законодательства о налогах и сборах, закрепленного в пункте 6 статьи 3 Кодекса и предусматривающего, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Принимая во внимание отсутствие оснований для отождествления указанных терминов, судебные инстанции признали, что термин "определение" обозначает "измерение", а термин "учет" обозначает "упорядоченную систему сбора информации о каком-то предмете" (в данном случае о нефти).
Аналогичным образом указанные термины определяются, в частности, в Национальном стандарте "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение определения количества нефти и нефтяного газа, добытых на участке недр. Основные положения. ГОСТ Р 8.647-2008", утвержденном приказом Росстандарта от 25 декабря 2008 года N 686-ст.
Кроме того, суды приняли во внимание разъяснениями Минэкономразвития России и Минфина России, согласно которым "прямой метод учета количества добытой нефти на конкретных участках недр" означает раздельный учет количества нефти, добываемой на разных участках недр.
Судами оценен довод Инспекции о том, что масса нефти нетто, определенная на узлах коммерческого учета ЦПС, меньше массы нефти нетто, определенной на узлах оперативного учета ДНС, и признан не опровергающим использование прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр.
Таким образом, вывод Инспекции о неприменении налогоплательщиком прямого метода определения количества добытого на участках недр Ершова месторождения полезного ископаемого, в отношении которого в марте - декабре 2008 года применен Кв в размере менее 1, признан судами противоречащим материалам дела.
Довод Инспекции о том, что на технологических объектах подготовки нефти (разгазирования и обезвоживания) на указанном участке недр осуществляется измерение количества нефти, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 51858-2002, не свидетельствует об отсутствии применения налогоплательщиком прямого метода учета количества добытой нефти.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правильно применив нормы материального права, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 1 по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ЧЕРПУХИНА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Т.А.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2013 N Ф05-13582/2013 ПО ДЕЛУ N А40-166827/12-20-752
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу N А40-166827/12-20-752
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2013
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2013
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.,
судей Буяновой Н.В., Егоровой Т.А.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Годзданкер Э.С. - дов. N 01-Д/223 от 14.12.2012; Суругин Д.Н. - дов. N 01-Д/225 от 14.12.2012;
- от заинтересованного лица - Водовозов А.А. - дов. N 37 от 26.09.2013; Прядкина А.А. - дов. N 18 от 04.04.2013; Белик А.С. - дов. N 77 от 06.12.2012; Семенов С.А. - дов. N 13 от 26.02.2013; Званков В.В. - дов. N 5 от 16.01.2013; Грибков И.С. - дов. N 53 от 14.11.2013; Клещенок А.В. - дов. N 56 от 14.11.2013;
- рассмотрев 25.11.2013 в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 1 по крупнейшим налогоплательщикам N 1,
на решение от 27.05.2013
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Бедрацкой А.В.,
на постановление от 12.08.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Крекотневым С.Н., Солоповой Е.А., Порывкиным П.А.,
по заявлению ОАО "Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие"
о признании решения недействительным
к Межрегиональной ИФНС России N 1 по крупнейшим налогоплательщикам N 1,
установил:
Открытое акционерное общество "Нижневартовское нефтеперерабатывающее предприятие" (далее ОАО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее предприятие", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее Инспекция, налоговый орган) от 14.08.2012 N 52-21-18/1476р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 г., заявленные требования удовлетворены.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта.
Налоговый орган полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Инспекцией проведена повторная выездная налоговая проверка Общества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых с марта по декабрь 2008 г., назначенная в связи с представлением налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций, в которых указана сумма налога в меньшем ранее заявленного размере.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 10.07.2012 N 52-21-18/867 а, возражений налогоплательщика и иных материалов проверки Инспекцией вынесено решение от 14.08.2012 N 52-21-18/1476р об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым Обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 24 838 248 руб., пени в размере 2 822 245,93 руб. Общество не привлечено к налоговой ответственности согласно п. 4 ст. 109 НК РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения согласно ст. 113 НК РФ.
Общество, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратилось с апелляционной жалобой от 03.09.2012 N 27-06-ННП/331 в ФНС России. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФНС России вынесло решение от 28.09.2012 N СА-4-9/16274@, которым апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции без изменения.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Инспекции о том, что в ходе проверки установлено неприменение Обществом прямого метода учета количества добытой нефти на Ершовом месторождении, в связи с этим Инспекцией указано на отсутствие условий для применения коэффициента (Кв), характеризующего степень выработанности запасов указанного участка недр.
Признавая решение Инспекции недействительным, суды пришли к выводу о том, что оно не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что разработка и эксплуатация Ершового месторождения производилась Обществом в 2008 году на основе действующей лицензии на поиск и добычу нефти и газа ХМН 01137 НЭ.
В силу пункта 2 статьи 337 Кодекса нефть обезвоженная обессоленная, стабилизированная является видом добытого полезного ископаемого. Согласно пункту 2 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Судами установлено, что учетной политикой заявителя, в том числе и в 2008 году, предусматривалось применение прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого (при помощи измерительных средств и устройств).
Изменений технологии добычи нефти в проекты разработки Ершового месторождения не вносилось.
Инспекцией в ходе проверки не установлено и в оспариваемом решении не отражено, что количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной, стабилизированной на спорном участке определялось расчетно, по данным о содержании добытой нефти в извлеченном из недр минеральном сырье. Судом установлено, что Обществом применялся прямой метод учета количества добытой нефти на протяжении всей схемы добычи и подготовки нефти (автоматизированная групповая замерная установка "Спутник", Центральный пункт сбора Ершового месторождения, Белозерный центральный товарный пункт).
Материалами дела подтверждено и Инспекцией не оспаривается, что технологический процесс учета количества добытой нефти на указанном участке недр организован таким образом, что системы измерения количества и показателей качества нефти и на узлах оперативного учета на месторождении, и на узлах коммерческого учета на ЦПС имеют аналогичное оборудование, учитывают количество проходящей через узлы учета нефти в единицах массы нетто в непрерывном режиме.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что поскольку в 2008 году Обществом оперативный и коммерческий учет количества нефти Ершового месторождения обеспечивался на всем протяжении движения нефти от устья скважин до входа в магистральный нефтепровод Транснефть и ее подготовки до товарных кондиций на специальных пунктах подготовки нефти, как ЦПС, БЦТП посредством применения измерительных средств и устройств, Общество проводило прямой учет количества добытой нефти Ершового месторождения.
В ходе проверки правильности применения коэффициента выработанности названного участка недр за 2008 год заявителем в Инспекцию были представлены технологические схемы с указанием места расположения скважин, узлов оперативного и коммерческого учета нефти, схемы установки измерительных средств и устройств на узлах учета нефти, посредством которых определяется количество добытого полезного ископаемого, технологические регламенты ДНС и НДС, а также пояснения относительно процессов сепарации, разгазирования, отделения нефти от жидкости и стабилизации, что отражено в оспариваемом решении.
Использование заявителем для учета количества продукции скважины таких измерительных устройств установлено Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, зафиксировано в оспариваемом решении.
Данным способом заявитель учитывал количество нефти, добытой из названного ранее участка недр в каждом налоговом периоде, это количество указывалось в отчетах о работе нефтяных скважин.
Инспекцией не оспаривается, что данные этих отчетов совпадают с данными отчетов о количестве добытой на каждом участке недр нефти обезвоженной, обессоленной, стабилизированной, полученными с узлов оперативного учета нефти, оборудованных на данном месторождении, и отраженных в сводных отчетах о количестве добытой нефти в разрезе лицензионного участка, а также с данными налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых.
Оценив представленные сторонами доказательства, судами правомерно установлено, что Общество имеет возможность использования измерительных средств и устройств для подсчета добытой нефти, что является достаточным для квалификации применяемого метода определения количества добытого нефти как прямого и отсутствие необходимости использования косвенного метода.
П. 2 ст. 342 НК РФ в редакции, действовавшей в 2008 году, предусматривалось, что исчисление налога на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), которые определяются в соответствии с п. п. 3 и 4 этой статьи: 419 x Кц x Кв.
Согласно п. 4 этой статьи коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном настоящим пунктом.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле: Кв = 3,8 - 3,5 x N / V, где: N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода; V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006.
Какого-либо иного порядка (метода) определения степени выработанности запасов участков недр законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Судебными инстанциями установлено, что исчисленная на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых по установленным законом правилам (N / V) степень выработанности запасов на Ершовом месторождении по состоянию на 01.01.2007 года превышала 0,8, что Инспекцией не оспаривается.
Коэффициент выработанности запасов данного участка недр (Кв) составил 0,9774 из расчета 3,8 - 3,5 x (24 969 / 30 961).
Правильность исчисления заявителем коэффициента выработанности запасов данного участка недр по установленной законом формуле в указанном размере Инспекцией не оспаривается.
Обеспечение Обществом в 2008 году раздельного учета количества добытой нефти по лицензионному участку Ершового месторождения подтверждается: государственным балансом нефти по состоянию на 01.01.2009 (представлен в инспекцию в виде приложения к возражениям на акт повторной выездной налоговой проверки от 10.07.2012 N 52-21-18/867а); государственными балансами нефти по состоянию за 2005 - 2007 гг. (представлены в инспекцию письмом от 23.01.2012 N 27-06-ННП/21 в ответ на требование о представлении документов N 1 от 30.12.2011 г.); сведениями о состоянии изменения запасов нефти за 2008 год (форма 6-ГР) (предоставлены в инспекцию по п. 67 требования N 1 от 23.04.2010 по выездной налоговой проверки ОАО "ННП" за 2008 - 2009 год); сведениями о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за 2008 год (форма 1-ЛС); налоговыми декларациями по налогу на добычу полезных ископаемых за март - декабрь 2008 г.; месячными эксплуатационными рапортами (МЭР) за март - декабрь 2008 г. (предоставлены по п. 36 требования Инспекции N 1 от 23.04.2010 по выездной налоговой проверке ОАО "ННП" за 2008 - 2009 год); ежемесячными балансами нефти за март - декабрь 2008 г. (предоставлены по п. 35 требования Инспекции N 1 от 23.04.2010).
Вывод налогового органа о том, что в качестве одного из условий использования налогоплательщиком Кв в размере менее 1 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за март - декабрь 2008 года является определение количества подготовленной до ГОСТ Р 51858-2002 товарной нефти, добытой в этих налоговых периодах на указанном участке недр прямым методом, признан судом не соответствующим закону.
Судебные инстанции указали, что из пункта 4 статьи 342 Кодекса следует, что требование об определении при применении прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр относится не к количеству добытого полезного ископаемого, при исчислении суммы налога, с которого подлежит исчислению Кв, а к степени выработанности запасов участков недр.
Следовательно, установив по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года и 1 января 2007 года, что степень выработанности участка недр составляла более 0,8, заявитель правомерно исчислил Кв по формуле 3,8 - 3,5 x N / V в отношении количества нефти, добытой на этом участке недр в марте - декабре 2008 года.
Оценив представленные доказательства, судебные инстанции установили, что заявителем обеспечивается получение достоверной информации о количестве добытой нефти на скважине из указанного выше участка недр, в связи с чем пришли к выводу о том, что заявителем в 2008 году был использован прямой метод учета количества добытой нефти на Ершовом месторождений, налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на данных участках недр правомерно исчислен им с применением Кв в размере менее 1.
Кроме того, суды приняли во внимание письмо Минфина России от 28.10.2010 года N 03-06-05-01/118, направленное для доведения до налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 24.11.2010 года N ШС-37-3/16208@, в котором указано, что пункт 4 статьи 342 Кодекса не содержит положений, ограничивающих право недропользователя применять коэффициент (Кв) в случае осуществления подготовки нефти как с участка недр, со степенью выработанности 0,8 и более, так и с участков недр иной степени выработанности на одном пункте переработки нефти.
Довод Инспекции о тождестве используемых в главе 26 Кодекса терминов "прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого" и "прямой метод учета количества добытой нефти на конкретных участках недр" основан на ошибочном толковании положений статей 339 и 342 Кодекса.
Из анализа норм пункта 2 статьи 339 и пункта 4 статьи 342 Кодекса в их буквальном толковании судами сделан правильный вывод о том, что указанные термины использованы для обозначения разных понятий.
При этом отмечено, что использование законодателем для определения одного и того же понятия различных терминов означало бы нарушение им принципа определенности норм законодательства о налогах и сборах, закрепленного в пункте 6 статьи 3 Кодекса и предусматривающего, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Принимая во внимание отсутствие оснований для отождествления указанных терминов, судебные инстанции признали, что термин "определение" обозначает "измерение", а термин "учет" обозначает "упорядоченную систему сбора информации о каком-то предмете" (в данном случае о нефти).
Аналогичным образом указанные термины определяются, в частности, в Национальном стандарте "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение определения количества нефти и нефтяного газа, добытых на участке недр. Основные положения. ГОСТ Р 8.647-2008", утвержденном приказом Росстандарта от 25 декабря 2008 года N 686-ст.
Кроме того, суды приняли во внимание разъяснениями Минэкономразвития России и Минфина России, согласно которым "прямой метод учета количества добытой нефти на конкретных участках недр" означает раздельный учет количества нефти, добываемой на разных участках недр.
Судами оценен довод Инспекции о том, что масса нефти нетто, определенная на узлах коммерческого учета ЦПС, меньше массы нефти нетто, определенной на узлах оперативного учета ДНС, и признан не опровергающим использование прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр.
Таким образом, вывод Инспекции о неприменении налогоплательщиком прямого метода определения количества добытого на участках недр Ершова месторождения полезного ископаемого, в отношении которого в марте - декабре 2008 года применен Кв в размере менее 1, признан судами противоречащим материалам дела.
Довод Инспекции о том, что на технологических объектах подготовки нефти (разгазирования и обезвоживания) на указанном участке недр осуществляется измерение количества нефти, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 51858-2002, не свидетельствует об отсутствии применения налогоплательщиком прямого метода учета количества добытой нефти.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правильно применив нормы материального права, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 1 по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ЧЕРПУХИНА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Т.А.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)