Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2013
Полный текст постановления изготовлен 17.05.2013
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.,
судей Егоровой Т.А., Жукова А.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Чимидов В.Г., Черненко Р.В., Цапков В.Е. - дов. от 15.05.2013,
от ответчика (заинтересованного лица) Степанов М.В. - дов. от 07.02.2013,
рассмотрев 15.05.2013 г. в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве
на решение от 22.10.2012 г.
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Петровым И.О.,
на постановление от 28.01.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Голобородько В.Я., Крекотневым С.Н., Окуловой Н.О.,
по иску ООО Фирма "Развитие отраслевых связей кондитеров"
о признании решения частично недействительным
к ИФНС России N 10 по г. Москве,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Развитие отраслевых связей кондитеров ("РОСКОН") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС России N 10 по городу Москве от 20.02.2012 N 856 по акту выездной налоговой проверки N 542 от 30.12.2011 за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
Решением от 22.10.2012 Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 28.01.2013 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено, поскольку налогоплательщик обоснованно включил в состав расходов затраты в виде взносов на добровольное медицинское страхование работников, а также применил налоговую ставку по НДС 10% при реализации на территории Российской Федерации ввезенного товара с присвоенным кодом ТН ВЭД 1804 00 000 0.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве, в которой налоговый орган ссылался на неправильное применение судами п. 16 ст. 255 и п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Инспекция в ходе налоговой проверки установила, что Общество неправомерно при исчислении налога на прибыль организаций учитывало расходы в виде взносов на добровольное медицинское страхование работников, поскольку условие о добровольном страховании работников отсутствовало в трудовых договорах и иных локальных актах Общества.
Суды при принятии решения исходили из п. 16 ст. 255 НК РФ, согласно которому суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
Инспекция в кассационной жалобе ссылается на то, что судами не учтена взаимосвязь положений п. 16 ст. 255 НК РФ с абзацем первым названной статьи Кодекса, согласно которому в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии со ст. 183, 184 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии работнику при временной нетрудоспособности и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании.
Таким образом, указанные компенсации предусмотрены нормами трудового законодательства, поэтому налогоплательщик обоснованно включил их в состав расходов на оплату труда.
Суд кассационной инстанции исходит также из правовой позиции, закрепленной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 5975/10, в соответствии с которой никаких иных ограничений, кроме установленных п. 16 ст. 255 НК РФ, указанная норма права не содержит.
Инспекция в ходе налоговой проверки также пришла к выводу о том, что Общество неправомерно применяло налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость 10% в отношении операций по реализации какао-масла, поскольку оно не поименовано в перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество в течение 2008 г. осуществляло операции по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и последующую реализацию на территории Российской Федерации какао-масла марки "Такси Бранд" производства Гана с применением налоговой ставки по НДС 10% как для целей исчисления таможенных платежей, так и при предъявлении НДС к уплате покупателями данной продукции; реализуемое Обществом какао-масло ранее было ввезено на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение и было классифицировано таможенным органом по ТН ВЭД с присвоением кода 1804 00 000 0 и реализовано на территории Российской Федерации также по ставке 10%.
На основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации перечисленных в нем продовольственных товаров, включая масло растительное, налогообложение производится по налоговой ставке 10%; этим же пунктом установлено, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
В связи с этим вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, а также Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации.
При этом в первом названном Перечне в группировке "масло растительное" в числе прочего указан вид продукции "какао-масло, какао-жир" и соответствующий ему код 1804 00 000 0.
Суды при принятии решения правомерно исходили из того, что доводы налогового органа, основанные на результатах сертификации какао-масла с присвоением кода по ОКП 91 2580, отсутствующего в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, не могут иметь значения для решения вопроса о подлежащей применению налоговой ставки по НДС, поскольку на основании п. 1 ст. 20, ст. 18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" добровольная сертификация в Российской Федерации импортного какао-масла осуществлялась Обществом исключительно в целях удостоверения его соответствия действующим в Российской Федерации стандартам и сводам правил, содействия потребителям в компетентном выборе продукции.
Суды при принятии решения исходили из того, что применение перечня кодов по ОКП зависит не от вида операций с товаром (реализация на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации), а от места его происхождения (производства), что обусловлено отсутствием в законе требования об обязательной классификации импортной продукции в соответствии с ОКП.
Между тем, согласно Примечанию к "Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации" принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в настоящем Перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Суды пришли к выводу о том, что придание Инспекцией перечням кодов видов продовольственных товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, значения нормативного регулирования порядка налогообложения противоречит п. 1 ст. 4 Кодекса.
Однако согласно последнему абзацу п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что "Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации" в редакции, действовавшей в спорном периоде, содержит код из 91 4160 "Масло растительное из отходов крупяных и других пищевых производств" - 91 4164, а также код 91 4200 "Продукция маргариновая" - 91 4230, 91 4234, что подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП) 91 4160 "Масло/растительное из отходов крупяных и других пищевых производств" - 91 4164 "из какаовеллы", а также 91 4230 "Жиры" - 91 4231 "кондитерские", 91 423191 4231 "кулинарные".
Указанные коды соответствуют содержащемуся в "Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации" коду 1804 00 000 0 "Какао-масло, какао-жир", который был присвоен ввезенному Обществом на территорию Российской Федерации товару.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 284 - 287, 289 АПК РФ,
постановил:
решение от 22 октября 2012 г. Арбитражного суда города Москвы и постановление от 28 января 2013 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-76264/12-90-406 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России N 10 по г. Москве без удовлетворения.
Председательствующий судья
Э.Н.НАГОРНАЯ
Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
А.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2013 ПО ДЕЛУ N А40-76264/12-90-406
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. по делу N А40-76264/12-90-406
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2013
Полный текст постановления изготовлен 17.05.2013
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.,
судей Егоровой Т.А., Жукова А.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Чимидов В.Г., Черненко Р.В., Цапков В.Е. - дов. от 15.05.2013,
от ответчика (заинтересованного лица) Степанов М.В. - дов. от 07.02.2013,
рассмотрев 15.05.2013 г. в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве
на решение от 22.10.2012 г.
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Петровым И.О.,
на постановление от 28.01.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Голобородько В.Я., Крекотневым С.Н., Окуловой Н.О.,
по иску ООО Фирма "Развитие отраслевых связей кондитеров"
о признании решения частично недействительным
к ИФНС России N 10 по г. Москве,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Развитие отраслевых связей кондитеров ("РОСКОН") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС России N 10 по городу Москве от 20.02.2012 N 856 по акту выездной налоговой проверки N 542 от 30.12.2011 за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
Решением от 22.10.2012 Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 28.01.2013 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено, поскольку налогоплательщик обоснованно включил в состав расходов затраты в виде взносов на добровольное медицинское страхование работников, а также применил налоговую ставку по НДС 10% при реализации на территории Российской Федерации ввезенного товара с присвоенным кодом ТН ВЭД 1804 00 000 0.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве, в которой налоговый орган ссылался на неправильное применение судами п. 16 ст. 255 и п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Инспекция в ходе налоговой проверки установила, что Общество неправомерно при исчислении налога на прибыль организаций учитывало расходы в виде взносов на добровольное медицинское страхование работников, поскольку условие о добровольном страховании работников отсутствовало в трудовых договорах и иных локальных актах Общества.
Суды при принятии решения исходили из п. 16 ст. 255 НК РФ, согласно которому суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
Инспекция в кассационной жалобе ссылается на то, что судами не учтена взаимосвязь положений п. 16 ст. 255 НК РФ с абзацем первым названной статьи Кодекса, согласно которому в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии со ст. 183, 184 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии работнику при временной нетрудоспособности и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании.
Таким образом, указанные компенсации предусмотрены нормами трудового законодательства, поэтому налогоплательщик обоснованно включил их в состав расходов на оплату труда.
Суд кассационной инстанции исходит также из правовой позиции, закрепленной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 5975/10, в соответствии с которой никаких иных ограничений, кроме установленных п. 16 ст. 255 НК РФ, указанная норма права не содержит.
Инспекция в ходе налоговой проверки также пришла к выводу о том, что Общество неправомерно применяло налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость 10% в отношении операций по реализации какао-масла, поскольку оно не поименовано в перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество в течение 2008 г. осуществляло операции по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и последующую реализацию на территории Российской Федерации какао-масла марки "Такси Бранд" производства Гана с применением налоговой ставки по НДС 10% как для целей исчисления таможенных платежей, так и при предъявлении НДС к уплате покупателями данной продукции; реализуемое Обществом какао-масло ранее было ввезено на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение и было классифицировано таможенным органом по ТН ВЭД с присвоением кода 1804 00 000 0 и реализовано на территории Российской Федерации также по ставке 10%.
На основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации перечисленных в нем продовольственных товаров, включая масло растительное, налогообложение производится по налоговой ставке 10%; этим же пунктом установлено, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
В связи с этим вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, а также Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации.
При этом в первом названном Перечне в группировке "масло растительное" в числе прочего указан вид продукции "какао-масло, какао-жир" и соответствующий ему код 1804 00 000 0.
Суды при принятии решения правомерно исходили из того, что доводы налогового органа, основанные на результатах сертификации какао-масла с присвоением кода по ОКП 91 2580, отсутствующего в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, не могут иметь значения для решения вопроса о подлежащей применению налоговой ставки по НДС, поскольку на основании п. 1 ст. 20, ст. 18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" добровольная сертификация в Российской Федерации импортного какао-масла осуществлялась Обществом исключительно в целях удостоверения его соответствия действующим в Российской Федерации стандартам и сводам правил, содействия потребителям в компетентном выборе продукции.
Суды при принятии решения исходили из того, что применение перечня кодов по ОКП зависит не от вида операций с товаром (реализация на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации), а от места его происхождения (производства), что обусловлено отсутствием в законе требования об обязательной классификации импортной продукции в соответствии с ОКП.
Между тем, согласно Примечанию к "Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации" принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в настоящем Перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Суды пришли к выводу о том, что придание Инспекцией перечням кодов видов продовольственных товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, значения нормативного регулирования порядка налогообложения противоречит п. 1 ст. 4 Кодекса.
Однако согласно последнему абзацу п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что "Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации" в редакции, действовавшей в спорном периоде, содержит код из 91 4160 "Масло растительное из отходов крупяных и других пищевых производств" - 91 4164, а также код 91 4200 "Продукция маргариновая" - 91 4230, 91 4234, что подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП) 91 4160 "Масло/растительное из отходов крупяных и других пищевых производств" - 91 4164 "из какаовеллы", а также 91 4230 "Жиры" - 91 4231 "кондитерские", 91 423191 4231 "кулинарные".
Указанные коды соответствуют содержащемуся в "Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации" коду 1804 00 000 0 "Какао-масло, какао-жир", который был присвоен ввезенному Обществом на территорию Российской Федерации товару.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 284 - 287, 289 АПК РФ,
постановил:
решение от 22 октября 2012 г. Арбитражного суда города Москвы и постановление от 28 января 2013 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-76264/12-90-406 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России N 10 по г. Москве без удовлетворения.
Председательствующий судья
Э.Н.НАГОРНАЯ
Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
А.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)