Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Винтер Е.В. по доверенности от 19.12.2012 г. (на три года)
от заинтересованного лица: Гарипов А.Р. по доверенности от 01.04.2013 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 12 марта 2013 года по делу N А03-19741/2012 (судья Пономаренко С.П.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Игошина Андрея Павловича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю
о признании недействительным требования N 366015 от 13.11.2012
установил:
Индивидуальный предприниматель Игошин А.П. (далее - ИП Игошин, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования N 366015 от 13.11.2012 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 2668059 руб., направленное Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.03.2013 г. заявленные ИП Игошиным требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция в поданной апелляционной жалоба, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, не учета тех обстоятельств, что оспариваемое требование соответствует положениям статьи 69 НК РФ и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП Игошиным требований.
ИП Игошин в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонной ИФНС России N 3 по Алтайскому краю в адрес предпринимателя направлено требование N 366015 от 13.11.2012 об уплате земельного налога за 2011 год в сумме 2670759 руб. по установленному законом сроку 01.11.2012., срок уплаты налога-до 25.12.2012.
Налоговая база по земельному налогу определена Инспекцией исходя из кадастровой стоимости в размере 178050600 руб., принадлежавшего предпринимателю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 22:64:013601:165 общей площадью 60000 кв. м по адресу: г. Белокуриха, примерно 2000 метров по направлению на юго-восток от ориентира ул. Угрюмова, 9.
Предприниматель полагая, что необходимо принимать во внимание кадастровую стоимость участка в 180000 руб. вместо 178050600 руб., в результате чего, налоговым органом завышена налоговая база на 177870600 руб., подлежит уплате налог в сумме 2700 руб. вместо 2670759 руб., излишне в оспариваемом требовании выставлен к уплате земельный налог в размере 2668059 руб. (2670759 руб. - 2700 руб.), обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные ИП Игошиным требования и признавая недействительным требование от 13.11.2012 г. N 366015 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 2668059 руб., суд первой инстанции исходил из фактического использования предпринимателем земельного участка для сельскохозяйственного производства, а не в целях строительства туристического оздоровительного комплекса.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" установлены средние уровни кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Алтайского края (кадастровая стоимость утверждена в размере 180 000 руб.).
Постановлением Администрации г. Белокуриха от 03.02.2010 N 94 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка предпринимателя из земель населенных пунктов "для ведения сельскохозяйственного производства" изменен на использование "под строительство туристического оздоровительного комплекса" (л.д. 17, 43 - 44, 68 - 69).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией г. Белокуриха внесены исправления в вид разрешенного использования земельного участка, исходя фактического вида использования земельного участка.
Доводы Инспекции об определении налоговой базы по земельному налогу, исходя из полученной от Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю информации о кадастровой стоимости земельном участке в размере 178050600 руб., в связи с чем, выставленное требование об уплате налога соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате земельного налога, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Исходя из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Доказательств того, что земельный участок использовался предпринимателем не для сельскохозяйственного производства, налоговый орган не представил.
Вместе с тем, использование земельного участка для сельскохозяйственного производства подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.09.2008 22АБ N 420145.
В данном случае наличие сведений о государственной кадастровой оценке земельного участка, бесспорно, не подтверждает факт его использования и функционального назначения для целей строительства туристического оздоровительного комплекса; правоустанавливающие документы на спорный земельный участок Инспекцией у налогоплательщика не истребовались; устраненная государственным органом кадастровая ошибка, не может свидетельствовать о наличии у налогоплательщика обязанности по исчислению земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, установленной до момента обнаружения и исправления ошибки.
Таким образом, при расчете земельного налога за 2011 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:64:013601:165 размере 180 000 руб.
Указание Инспекцией в требовании N 366015 о направлении гражданину Игошину А.П. не влияет на право заявителя по оспариванию требования в установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ порядке.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, оснований для их переоценки, суд апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта Арбитражного суда Алтайского края, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 марта 2013 года по делу N А03-19741/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N А03-19741/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N А03-19741/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Винтер Е.В. по доверенности от 19.12.2012 г. (на три года)
от заинтересованного лица: Гарипов А.Р. по доверенности от 01.04.2013 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 12 марта 2013 года по делу N А03-19741/2012 (судья Пономаренко С.П.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Игошина Андрея Павловича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю
о признании недействительным требования N 366015 от 13.11.2012
установил:
Индивидуальный предприниматель Игошин А.П. (далее - ИП Игошин, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования N 366015 от 13.11.2012 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 2668059 руб., направленное Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.03.2013 г. заявленные ИП Игошиным требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция в поданной апелляционной жалоба, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, не учета тех обстоятельств, что оспариваемое требование соответствует положениям статьи 69 НК РФ и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП Игошиным требований.
ИП Игошин в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонной ИФНС России N 3 по Алтайскому краю в адрес предпринимателя направлено требование N 366015 от 13.11.2012 об уплате земельного налога за 2011 год в сумме 2670759 руб. по установленному законом сроку 01.11.2012., срок уплаты налога-до 25.12.2012.
Налоговая база по земельному налогу определена Инспекцией исходя из кадастровой стоимости в размере 178050600 руб., принадлежавшего предпринимателю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 22:64:013601:165 общей площадью 60000 кв. м по адресу: г. Белокуриха, примерно 2000 метров по направлению на юго-восток от ориентира ул. Угрюмова, 9.
Предприниматель полагая, что необходимо принимать во внимание кадастровую стоимость участка в 180000 руб. вместо 178050600 руб., в результате чего, налоговым органом завышена налоговая база на 177870600 руб., подлежит уплате налог в сумме 2700 руб. вместо 2670759 руб., излишне в оспариваемом требовании выставлен к уплате земельный налог в размере 2668059 руб. (2670759 руб. - 2700 руб.), обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные ИП Игошиным требования и признавая недействительным требование от 13.11.2012 г. N 366015 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 2668059 руб., суд первой инстанции исходил из фактического использования предпринимателем земельного участка для сельскохозяйственного производства, а не в целях строительства туристического оздоровительного комплекса.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" установлены средние уровни кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Алтайского края (кадастровая стоимость утверждена в размере 180 000 руб.).
Постановлением Администрации г. Белокуриха от 03.02.2010 N 94 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка предпринимателя из земель населенных пунктов "для ведения сельскохозяйственного производства" изменен на использование "под строительство туристического оздоровительного комплекса" (л.д. 17, 43 - 44, 68 - 69).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией г. Белокуриха внесены исправления в вид разрешенного использования земельного участка, исходя фактического вида использования земельного участка.
Доводы Инспекции об определении налоговой базы по земельному налогу, исходя из полученной от Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю информации о кадастровой стоимости земельном участке в размере 178050600 руб., в связи с чем, выставленное требование об уплате налога соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате земельного налога, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Исходя из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Доказательств того, что земельный участок использовался предпринимателем не для сельскохозяйственного производства, налоговый орган не представил.
Вместе с тем, использование земельного участка для сельскохозяйственного производства подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.09.2008 22АБ N 420145.
В данном случае наличие сведений о государственной кадастровой оценке земельного участка, бесспорно, не подтверждает факт его использования и функционального назначения для целей строительства туристического оздоровительного комплекса; правоустанавливающие документы на спорный земельный участок Инспекцией у налогоплательщика не истребовались; устраненная государственным органом кадастровая ошибка, не может свидетельствовать о наличии у налогоплательщика обязанности по исчислению земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, установленной до момента обнаружения и исправления ошибки.
Таким образом, при расчете земельного налога за 2011 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:64:013601:165 размере 180 000 руб.
Указание Инспекцией в требовании N 366015 о направлении гражданину Игошину А.П. не влияет на право заявителя по оспариванию требования в установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ порядке.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, оснований для их переоценки, суд апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта Арбитражного суда Алтайского края, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 марта 2013 года по делу N А03-19741/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)