Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированной регистрационной компании "Регион" (г. Тула, ИНН 7107066293, ОГРН 1027100964681) - Трещевой Т.Ф. (протокол от 03.10.2011 N 63), Рыбакова А.Н. (доверенность от 27.11.2012 N 110), в отсутствие заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (г. Москва, ОГРН 1037739537560), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2013 по делу N А68-9334/2012 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная регистрационная компания "Регион" (далее - заявитель, общество, ООО "СРК "Регион") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2012 N 73-12-691/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 700 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2013 заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено, при этом вменяемое обществу правонарушение признано малозначительным.
Административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку установленные законодателем штрафные санкции для юридических лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о значительной опасности данного деяния.
Общество, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, возражения изложило в отзыве и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что совершенное им деяние не содержало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан и государства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СРК "Регион" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027100964681 и осуществляет согласно главы 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) профессиональную деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг на основании лицензии (бессрочной), выданной Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации 07.06.2005 N 10-000-1-00336.
Административный орган рассмотрел обращение ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" от 26.07.2012 N Д2-1975 о расхождении сведений о количестве ценных бумаг ОАО "Седьмой Континент", учитываемых в ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания", и на счете ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" в реестре владельцев ценных бумаг ОАО "Седьмой Континент".
По результатам рассмотрения указанного обращения заинтересованное лицо в отношении ООО "СРК "Регион" вынесло предписание от 26.07.2012 N 12-ЕК-04/33293, согласно которому обществу необходимо в течение трех дней с даты его получения представить в административный орган справки об операциях по лицевым счетам всех зарегистрированных в реестре ОАО "Седьмой Континент" лиц с даты начала ведения реестра ООО "СРК "Регион" по дату исполнения предписания включительно, с приложением копий документов, послуживших основанием для проведения таких операций (пункт 3 названного предписания).
Данное предписание получено ООО "СРК "Регион" 27.07.2012.
Во исполнение предписания от 26.07.2012 N 12-ЕК-04/33293 ООО "СРК "Регион" письмом от 30.07.2012 N 470-12-СВР/70 направило в адрес заинтересованного лица справки об операциях по лицевым счетам зарегистрированных в реестре лиц (в количестве 13 штук) за период с 23.07.2012 по 30.07.2012 с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, явившихся основанием для проведения таких операций в реестре ОАО "Седьмой Континент".
В связи с непредставлением списка владельцев выкупаемых ценных бумаг 10.08.2012 административный орган в отношении ООО "СРК "Регион" составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 26.09.2012 N 73-12-691/пн общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 700 тыс. рублей.
Считая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг проведению федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривают федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении заявителя возбуждено уполномоченным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь за собой отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг регулируется Законом N 39-ФЗ.
Положениями статьи 8 Закона N 39-ФЗ предусмотрено, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения (часть 7 статьи 44 Закона N 39-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Закона N 46-ФЗ).
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 2 статьи 11 Закона N 46-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
Согласно пункту 1 статьи 84.7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.
Указанное лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права (пункт 2 статьи 84.7 Закона N 208-ФЗ).
Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе выкупить у акционеров - владельцев акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции открытого общества, указанные ценные бумаги (пункт 1 статьи 84.8 Закона N 208-ФЗ).
Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.8, обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги по банковским реквизитам или по адресу, указанным в заявлениях владельцев ценных бумаг, включенных в список владельцев выкупаемых ценных бумаг, составленный на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг (пункт 7 статьи 84.8 Закона N 208-ФЗ).
В силу пункта 2.2. Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 11.07.2006 N 06-74/пз-н (далее - Положение), держатель реестра предоставляет список владельцев ценных бумаг, которым адресовано добровольное (обязательное) предложение, уведомление о праве требовать выкупа или требование о выкупе, на основании распоряжения эмитента.
Список владельцев ценных бумаг, которым адресовано добровольное (обязательное) предложение, уведомление о праве требовать выкупа или требование о выкупе, должен содержать наименование эмитента, дату, на которую составляется указанный список, а также следующие данные о владельце ценных бумаг (ином зарегистрированном лице): фамилию, имя, отчество (полное наименование); вид, категорию (тип), индивидуальный государственный регистрационный номер, дату государственной регистрации и количество принадлежащих ему ценных бумаг; сведения об обременении ценных бумаг обязательствами; адрес для направления корреспонденции (пункт 2.2.2. Положения).
Список владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном статьей 84.8 Федерального закона, должен содержать данные, указанные в пункте 2.2.2 настоящего Положения, а также следующие данные о владельцах (иных зарегистрированных лицах): вид, номер, серию, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ (номер государственной регистрации, наименование органа, осуществившего регистрацию, дату регистрации); место проживания или регистрации (место нахождения) (пункт 2.3.1. Положения).
Согласно пункту 5 статьи 84.8 Закона N 208-ФЗ список владельцев выкупаемых ценных бумаг составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг. Для составления списка владельцев ценных бумаг номинальный держатель ценных бумаг представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет ценными бумагами.
Со дня составления списка владельцев ценных бумаг переход прав на выкупаемые ценные бумаги и их обременение не допускаются. С даты, указанной в требовании о выкупе ценных бумаг, производится блокирование всех операций с выкупаемыми ценными бумагами в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также по соответствующим счетам депо.
В силу пункта 2.6.3. Положения при выкупе ценных бумаг в случае, предусмотренном статьей 84.8 Федерального закона, регистратор вносит в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги по предоставлению следующих документов: копии документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) оплату выкупаемых ценных бумаг в размере, предусмотренном требованием о выкупе, и в порядке, установленном пунктом 7 статьи 84.8 Федерального закона, в том числе подтверждающего перечисление денежных средств за выкупаемые ценные бумаги номинальному держателю в сумме, причитающейся владельцам, о которых им не были представлены данные регистратору, а также перечисление денежных средств за выкупаемые ценные бумаги в депозит нотариуса; копии заявления владельца выкупаемых ценных бумаг, в соответствии с которым производится перечисление денежных средств, либо справки лица, выкупающего ценные бумаги, о том, что заявление от владельца выкупаемых ценных бумаг не поступило; иных документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как установлено судом, в ответ на предписание письмом от 30.07.2012 ООО "СРК "Регион" в адрес административного органа направило справки об операциях по лицевым счетам зарегистрированных в реестре лиц (в количестве 13 штук) за период с 23.07.2012 по 30.07.2012 с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, явившихся, по мнению регистратора, основанием для проведения таких операций в реестре ОАО "Седьмой Континент".
Из справки об операциях от 30.07.2012 N 470-12-СРВ/58, проведенных по лицевому счету "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" в период с 23.07.2012 по 30.07.2012, ООО "СРК "Регион" 25.07.2012 провело операцию по списанию с лицевого счета "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" 30 500 обыкновенных акций ОАО "Седьмой Континент", находящихся на лицевом счете "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО", на основании распоряжения о прекращении блокирования и списания выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012, а также списка владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18 и платежного поручения от 24.07.2012 N 21.
Аналогичным образом представлены справки об операциях по списанию обыкновенных акций ОАО "Седьмой Континент" с лицевых счетов ЗАО "Депозитарно- Клиринговая Компания", ЗАО "ЮниКредит Банк", Небанковской кредитной организации ЗАО "Национальный расчетный депозитарий", ЗАО коммерческого банка "Ситибанк".
При этом общество предоставило в адрес заинтересованного лица копии распоряжений о прекращении блокирования и списании выкупаемых ценных бумаг и соответствующие платежные поручения.
Вместе с тем регистратором не представлена копия списка владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание административного органа от 26.07.2012 N 12-ЕК-04/33293 заявителем исполнено не в полном объеме.
Довод заявителя о том, что список владельцев выкупаемых ценных бумаг не является документом, послужившим основанием для проведения операций по лицевым счетам зарегистрированных в реестре ОАО "Седьмой Континент" лиц, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит установленным фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, в представленных заявителем справках об операциях по лицевому счету в качестве документа - основания указан, в частности, список владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-12-СВР/18.
Положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что факт совершения заявителем вменяемых ему административных правонарушений, а также вина общества подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.08.2012 и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как установлено судом, список владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-12-СВР/18 представлен обществом в административный орган до вынесения оспариваемого постановления. Затребованные документы и информация должны были поступить в административный орган не позднее 06.08.2012.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что список владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18 представлен заявителем в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков 10.08.2012 - в день составления протокола об административном правонарушении, то есть с пропуском установленного срока на 4 дня.
Несвоевременное представление указанного списка не воспрепятствовало проведению проверки, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом арбитражного суда о том, что намерения скрыть информацию в действиях общества не установлено. Фактически необходимая информация (информация, которая должна быть указана в соответствующей справке) административным органом была получена своевременно, поскольку сведения, указанные в списке владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18, имелись в 13 направленных в адрес административного органа справках об операциях по лицевому счету ОАО "Седьмой континент".
Согласно пункту 15.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 13.11.2007 N 07-107/пз-н в предписании Федеральной службы по финансовым рынкам в предписывающей части указывается перечень документов, копии которых следует предоставить.
Как следует из материалов дела, в предписывающей части исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить обществу отсутствует.
При таких обстоятельствах, пренебрежительного отношения ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей не установлено.
Кроме того, совершенное обществом деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.
Как справедливо указано судом первой инстанции, одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию. Санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду. Административное наказание (его карательный характер) не может "обременять" правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным принципам и целям.
Учитывая, что ранее общество к ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, а в последующем исполнило предписание в полном объеме, что свидетельствует о достижении предупредительной цели административного производства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что примененная мера административного взыскания в виде штрафа в размере 700 тыс. рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом деяния, суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае правонарушение не причинило экономического ущерба интересам личности, общества, государства и счел возможным применить в отношении ООО "СРК "Регион" статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав его малозначительным.
В силу пункта 17 Постановления N 10 в случае, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основании оценки представленных в дело доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности применения судом положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае право оценки обстоятельств принадлежит суду, который вправе применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по своему усмотрению исходя из фактических обстоятельств дела. Каких-либо ограничений при применении указанной нормы Кодекса, законодательство не содержит.
Таким образом, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке доказательств и обстоятельств совершения административного правонарушения и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2013 по делу N А68-9334/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9334/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А68-9334/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированной регистрационной компании "Регион" (г. Тула, ИНН 7107066293, ОГРН 1027100964681) - Трещевой Т.Ф. (протокол от 03.10.2011 N 63), Рыбакова А.Н. (доверенность от 27.11.2012 N 110), в отсутствие заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (г. Москва, ОГРН 1037739537560), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2013 по делу N А68-9334/2012 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная регистрационная компания "Регион" (далее - заявитель, общество, ООО "СРК "Регион") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2012 N 73-12-691/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 700 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2013 заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено, при этом вменяемое обществу правонарушение признано малозначительным.
Административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку установленные законодателем штрафные санкции для юридических лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о значительной опасности данного деяния.
Общество, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, возражения изложило в отзыве и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что совершенное им деяние не содержало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан и государства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СРК "Регион" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027100964681 и осуществляет согласно главы 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) профессиональную деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг на основании лицензии (бессрочной), выданной Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации 07.06.2005 N 10-000-1-00336.
Административный орган рассмотрел обращение ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" от 26.07.2012 N Д2-1975 о расхождении сведений о количестве ценных бумаг ОАО "Седьмой Континент", учитываемых в ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания", и на счете ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" в реестре владельцев ценных бумаг ОАО "Седьмой Континент".
По результатам рассмотрения указанного обращения заинтересованное лицо в отношении ООО "СРК "Регион" вынесло предписание от 26.07.2012 N 12-ЕК-04/33293, согласно которому обществу необходимо в течение трех дней с даты его получения представить в административный орган справки об операциях по лицевым счетам всех зарегистрированных в реестре ОАО "Седьмой Континент" лиц с даты начала ведения реестра ООО "СРК "Регион" по дату исполнения предписания включительно, с приложением копий документов, послуживших основанием для проведения таких операций (пункт 3 названного предписания).
Данное предписание получено ООО "СРК "Регион" 27.07.2012.
Во исполнение предписания от 26.07.2012 N 12-ЕК-04/33293 ООО "СРК "Регион" письмом от 30.07.2012 N 470-12-СВР/70 направило в адрес заинтересованного лица справки об операциях по лицевым счетам зарегистрированных в реестре лиц (в количестве 13 штук) за период с 23.07.2012 по 30.07.2012 с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, явившихся основанием для проведения таких операций в реестре ОАО "Седьмой Континент".
В связи с непредставлением списка владельцев выкупаемых ценных бумаг 10.08.2012 административный орган в отношении ООО "СРК "Регион" составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 26.09.2012 N 73-12-691/пн общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 700 тыс. рублей.
Считая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг проведению федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривают федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении заявителя возбуждено уполномоченным на то лицом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь за собой отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг регулируется Законом N 39-ФЗ.
Положениями статьи 8 Закона N 39-ФЗ предусмотрено, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения (часть 7 статьи 44 Закона N 39-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Закона N 46-ФЗ).
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 2 статьи 11 Закона N 46-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
Согласно пункту 1 статьи 84.7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.
Указанное лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права (пункт 2 статьи 84.7 Закона N 208-ФЗ).
Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе выкупить у акционеров - владельцев акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции открытого общества, указанные ценные бумаги (пункт 1 статьи 84.8 Закона N 208-ФЗ).
Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.8, обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги по банковским реквизитам или по адресу, указанным в заявлениях владельцев ценных бумаг, включенных в список владельцев выкупаемых ценных бумаг, составленный на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг (пункт 7 статьи 84.8 Закона N 208-ФЗ).
В силу пункта 2.2. Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 11.07.2006 N 06-74/пз-н (далее - Положение), держатель реестра предоставляет список владельцев ценных бумаг, которым адресовано добровольное (обязательное) предложение, уведомление о праве требовать выкупа или требование о выкупе, на основании распоряжения эмитента.
Список владельцев ценных бумаг, которым адресовано добровольное (обязательное) предложение, уведомление о праве требовать выкупа или требование о выкупе, должен содержать наименование эмитента, дату, на которую составляется указанный список, а также следующие данные о владельце ценных бумаг (ином зарегистрированном лице): фамилию, имя, отчество (полное наименование); вид, категорию (тип), индивидуальный государственный регистрационный номер, дату государственной регистрации и количество принадлежащих ему ценных бумаг; сведения об обременении ценных бумаг обязательствами; адрес для направления корреспонденции (пункт 2.2.2. Положения).
Список владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном статьей 84.8 Федерального закона, должен содержать данные, указанные в пункте 2.2.2 настоящего Положения, а также следующие данные о владельцах (иных зарегистрированных лицах): вид, номер, серию, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность, наименование органа, выдавшего документ (номер государственной регистрации, наименование органа, осуществившего регистрацию, дату регистрации); место проживания или регистрации (место нахождения) (пункт 2.3.1. Положения).
Согласно пункту 5 статьи 84.8 Закона N 208-ФЗ список владельцев выкупаемых ценных бумаг составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг. Для составления списка владельцев ценных бумаг номинальный держатель ценных бумаг представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет ценными бумагами.
Со дня составления списка владельцев ценных бумаг переход прав на выкупаемые ценные бумаги и их обременение не допускаются. С даты, указанной в требовании о выкупе ценных бумаг, производится блокирование всех операций с выкупаемыми ценными бумагами в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также по соответствующим счетам депо.
В силу пункта 2.6.3. Положения при выкупе ценных бумаг в случае, предусмотренном статьей 84.8 Федерального закона, регистратор вносит в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги по предоставлению следующих документов: копии документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) оплату выкупаемых ценных бумаг в размере, предусмотренном требованием о выкупе, и в порядке, установленном пунктом 7 статьи 84.8 Федерального закона, в том числе подтверждающего перечисление денежных средств за выкупаемые ценные бумаги номинальному держателю в сумме, причитающейся владельцам, о которых им не были представлены данные регистратору, а также перечисление денежных средств за выкупаемые ценные бумаги в депозит нотариуса; копии заявления владельца выкупаемых ценных бумаг, в соответствии с которым производится перечисление денежных средств, либо справки лица, выкупающего ценные бумаги, о том, что заявление от владельца выкупаемых ценных бумаг не поступило; иных документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как установлено судом, в ответ на предписание письмом от 30.07.2012 ООО "СРК "Регион" в адрес административного органа направило справки об операциях по лицевым счетам зарегистрированных в реестре лиц (в количестве 13 штук) за период с 23.07.2012 по 30.07.2012 с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, явившихся, по мнению регистратора, основанием для проведения таких операций в реестре ОАО "Седьмой Континент".
Из справки об операциях от 30.07.2012 N 470-12-СРВ/58, проведенных по лицевому счету "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" в период с 23.07.2012 по 30.07.2012, ООО "СРК "Регион" 25.07.2012 провело операцию по списанию с лицевого счета "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО" 30 500 обыкновенных акций ОАО "Седьмой Континент", находящихся на лицевом счете "ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО", на основании распоряжения о прекращении блокирования и списания выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012, а также списка владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18 и платежного поручения от 24.07.2012 N 21.
Аналогичным образом представлены справки об операциях по списанию обыкновенных акций ОАО "Седьмой Континент" с лицевых счетов ЗАО "Депозитарно- Клиринговая Компания", ЗАО "ЮниКредит Банк", Небанковской кредитной организации ЗАО "Национальный расчетный депозитарий", ЗАО коммерческого банка "Ситибанк".
При этом общество предоставило в адрес заинтересованного лица копии распоряжений о прекращении блокирования и списании выкупаемых ценных бумаг и соответствующие платежные поручения.
Вместе с тем регистратором не представлена копия списка владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание административного органа от 26.07.2012 N 12-ЕК-04/33293 заявителем исполнено не в полном объеме.
Довод заявителя о том, что список владельцев выкупаемых ценных бумаг не является документом, послужившим основанием для проведения операций по лицевым счетам зарегистрированных в реестре ОАО "Седьмой Континент" лиц, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит установленным фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, в представленных заявителем справках об операциях по лицевому счету в качестве документа - основания указан, в частности, список владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-12-СВР/18.
Положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что факт совершения заявителем вменяемых ему административных правонарушений, а также вина общества подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.08.2012 и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как установлено судом, список владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-12-СВР/18 представлен обществом в административный орган до вынесения оспариваемого постановления. Затребованные документы и информация должны были поступить в административный орган не позднее 06.08.2012.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что список владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18 представлен заявителем в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков 10.08.2012 - в день составления протокола об административном правонарушении, то есть с пропуском установленного срока на 4 дня.
Несвоевременное представление указанного списка не воспрепятствовало проведению проверки, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом арбитражного суда о том, что намерения скрыть информацию в действиях общества не установлено. Фактически необходимая информация (информация, которая должна быть указана в соответствующей справке) административным органом была получена своевременно, поскольку сведения, указанные в списке владельцев выкупаемых ценных бумаг от 24.07.2012 N 470-1СВР/18, имелись в 13 направленных в адрес административного органа справках об операциях по лицевому счету ОАО "Седьмой континент".
Согласно пункту 15.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 13.11.2007 N 07-107/пз-н в предписании Федеральной службы по финансовым рынкам в предписывающей части указывается перечень документов, копии которых следует предоставить.
Как следует из материалов дела, в предписывающей части исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить обществу отсутствует.
При таких обстоятельствах, пренебрежительного отношения ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей не установлено.
Кроме того, совершенное обществом деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.
Как справедливо указано судом первой инстанции, одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию. Санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду. Административное наказание (его карательный характер) не может "обременять" правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным принципам и целям.
Учитывая, что ранее общество к ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, а в последующем исполнило предписание в полном объеме, что свидетельствует о достижении предупредительной цели административного производства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что примененная мера административного взыскания в виде штрафа в размере 700 тыс. рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом деяния, суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае правонарушение не причинило экономического ущерба интересам личности, общества, государства и счел возможным применить в отношении ООО "СРК "Регион" статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав его малозначительным.
В силу пункта 17 Постановления N 10 в случае, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основании оценки представленных в дело доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности применения судом положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае право оценки обстоятельств принадлежит суду, который вправе применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по своему усмотрению исходя из фактических обстоятельств дела. Каких-либо ограничений при применении указанной нормы Кодекса, законодательство не содержит.
Таким образом, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке доказательств и обстоятельств совершения административного правонарушения и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2013 по делу N А68-9334/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)