Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан - представителя Глуховой А.А. (доверенность от 10 января 2013 года),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2012 года по делу N А65-24457/2012 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению ООО "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 09 июля 2012 года N 704,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 09 июля 2012 года N 704 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2012 года заявление ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 09 июля 2012 года N 704 признано недействительным. На Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения инспекции.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18 марта 2013 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 00 мин 10 апреля 2013 года в связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела, а также рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа дела N А65-19393/2012 по аналогичным обстоятельствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заявителя после отложения судебного заседания не явился.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя (до отложения судебного заседания) и инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является управляющей компанией паевых инвестиционных фондов недвижимости "Шаляпин", "Казанский гастроном", "СтройБизнесИнвест", в состав имущества которого входит земельный участок с кадастровым номером 16:16:12 06 02:0003, общей площадью 2674 кв. м, находящийся по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, 12 км справа автодороги "Казань - Набережные Челны".
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 22 февраля 2012 года в налоговый орган уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год. По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 704 от 01 июня 2012 года.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, налоговый орган принял решение N 704 от 09 июля 2012 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением инспекция доначислила заявителю земельный налог в сумме 236 821 руб.
Посчитав решение налогового органа N 704 от 09 июля 2012 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным, заявитель обжаловал его в порядке статьи 101.2 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Республике Татарстан. Руководитель УФНС России по Республике Татарстан 03 сентября 2012 года вынес решение N 2.14-0-18/015169@, которым решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 09 июля 2012 года N 704 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 03 февраля 2012 года N 165-О-О, на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 11279/08, от 21 сентября 2010 года N 4453/10 и на п. 9 Обзора ФАС Поволжского округа "Обобщение по актуальным вопросам применения земельного законодательства" указывает, что нормативные правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации, утверждающие размер кадастровой стоимости земельных участков, в той части, которая оказывает влияние на налоговые права и обязанности, относятся к нормативным правовым актам по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
Соответственно, как указывает заявитель, поскольку постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2011 года N 1102 опубликовано 02 февраля 2011 года, в силу ст. 390, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ налогоплательщик не мог и не должен руководствоваться данными о кадастровой стоимости земель, утвержденной указанным постановлением кабинета министров Республики Татарстан, вступившим в силу позднее 01 января 2011 года, и исчислить земельный налог за 2011 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде. В данном случае, как считает заявитель, налоговая база должна определяться исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2011 года, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 05 октября 2005 года N 478.
Возражая относительно заявленных требований, налоговый орган указывает, что из анализа постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2011 года N 1102 усматривается, что данный документ утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель и не подпадает под описание положений п. 1 ст. 4 НК РФ, поэтому не может являться нормативным документом в области налогов и сборов. К тому же из п. 3 данного постановления следует, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков вводятся в действие с 01 января 2011 года.
Инспекция ссылается также на то, что налоговый орган является пользователем сведений, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, и администрирование земельного налога осуществляет на основании сведений, представленных этими органами. Такие сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года, полученные налоговым органом в соответствии со ст. 85 НК РФ из органа Росреестра, и были использованы им при расчете суммы земельного налога. Других данных, отличных от имеющихся в электронной базе налогового органа, полученных из органов Росреестра, у него (налогового органа) нет.
Судом первой инстанции позиция заявителя признается обоснованной, а доводы налогового органа отклоняются в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2012 года.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 года N 2647/11, от 21 сентября 2010 года N 4453/10.
Суд отклонил ссылки налогового органа на то, что сведения, представляемые в соответствии со ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, подлежат использованию, без учета даты их применения и, что у налогового органа отсутствовали данные по кадастровой стоимости земельного участка. Сведениями, представляемыми в соответствии со ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, о кадастровой стоимости земель, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 05 октября 2005 года N 478, то есть по состоянию на 01 января 2011 года, налоговый орган располагал, что видно из отзыва и приложения к нему - распечатки сведений из электронной базы данных (л.д. 87), но не применил при проведении камеральной налоговой проверки и при вынесении оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа, которым налогоплательщику за 2011 год начислен земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу после 01 января 2011 года, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя. В этой связи требования заявителя правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Правильность правовой позиции суда первой инстанции подтверждается и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 апреля по делу N А65-19393/2012.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований и возражений, в том числе законность оспариваемого решения инспекции, обоснованность доначислений по земельному налогу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2012 года по делу N А65-24457/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24457/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А65-24457/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан - представителя Глуховой А.А. (доверенность от 10 января 2013 года),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2012 года по делу N А65-24457/2012 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению ООО "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (ИНН 7716580524), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 09 июля 2012 года N 704,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "ЭнергоИнвестКапитал" (далее - ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 09 июля 2012 года N 704 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2012 года заявление ООО "УК "ЭнергоИнвестКапитал" удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 09 июля 2012 года N 704 признано недействительным. На Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения инспекции.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18 марта 2013 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 00 мин 10 апреля 2013 года в связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела, а также рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа дела N А65-19393/2012 по аналогичным обстоятельствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заявителя после отложения судебного заседания не явился.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя (до отложения судебного заседания) и инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является управляющей компанией паевых инвестиционных фондов недвижимости "Шаляпин", "Казанский гастроном", "СтройБизнесИнвест", в состав имущества которого входит земельный участок с кадастровым номером 16:16:12 06 02:0003, общей площадью 2674 кв. м, находящийся по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, 12 км справа автодороги "Казань - Набережные Челны".
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 22 февраля 2012 года в налоговый орган уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год. По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 704 от 01 июня 2012 года.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, налоговый орган принял решение N 704 от 09 июля 2012 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением инспекция доначислила заявителю земельный налог в сумме 236 821 руб.
Посчитав решение налогового органа N 704 от 09 июля 2012 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным, заявитель обжаловал его в порядке статьи 101.2 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Республике Татарстан. Руководитель УФНС России по Республике Татарстан 03 сентября 2012 года вынес решение N 2.14-0-18/015169@, которым решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 09 июля 2012 года N 704 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 03 февраля 2012 года N 165-О-О, на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 11279/08, от 21 сентября 2010 года N 4453/10 и на п. 9 Обзора ФАС Поволжского округа "Обобщение по актуальным вопросам применения земельного законодательства" указывает, что нормативные правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации, утверждающие размер кадастровой стоимости земельных участков, в той части, которая оказывает влияние на налоговые права и обязанности, относятся к нормативным правовым актам по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
Соответственно, как указывает заявитель, поскольку постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2011 года N 1102 опубликовано 02 февраля 2011 года, в силу ст. 390, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ налогоплательщик не мог и не должен руководствоваться данными о кадастровой стоимости земель, утвержденной указанным постановлением кабинета министров Республики Татарстан, вступившим в силу позднее 01 января 2011 года, и исчислить земельный налог за 2011 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде. В данном случае, как считает заявитель, налоговая база должна определяться исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2011 года, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 05 октября 2005 года N 478.
Возражая относительно заявленных требований, налоговый орган указывает, что из анализа постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2011 года N 1102 усматривается, что данный документ утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель и не подпадает под описание положений п. 1 ст. 4 НК РФ, поэтому не может являться нормативным документом в области налогов и сборов. К тому же из п. 3 данного постановления следует, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков вводятся в действие с 01 января 2011 года.
Инспекция ссылается также на то, что налоговый орган является пользователем сведений, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, и администрирование земельного налога осуществляет на основании сведений, представленных этими органами. Такие сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года, полученные налоговым органом в соответствии со ст. 85 НК РФ из органа Росреестра, и были использованы им при расчете суммы земельного налога. Других данных, отличных от имеющихся в электронной базе налогового органа, полученных из органов Росреестра, у него (налогового органа) нет.
Судом первой инстанции позиция заявителя признается обоснованной, а доводы налогового органа отклоняются в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2012 года.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 года N 2647/11, от 21 сентября 2010 года N 4453/10.
Суд отклонил ссылки налогового органа на то, что сведения, представляемые в соответствии со ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, подлежат использованию, без учета даты их применения и, что у налогового органа отсутствовали данные по кадастровой стоимости земельного участка. Сведениями, представляемыми в соответствии со ст. 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, о кадастровой стоимости земель, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 05 октября 2005 года N 478, то есть по состоянию на 01 января 2011 года, налоговый орган располагал, что видно из отзыва и приложения к нему - распечатки сведений из электронной базы данных (л.д. 87), но не применил при проведении камеральной налоговой проверки и при вынесении оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа, которым налогоплательщику за 2011 год начислен земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу после 01 января 2011 года, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя. В этой связи требования заявителя правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
Правильность правовой позиции суда первой инстанции подтверждается и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 апреля по делу N А65-19393/2012.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований и возражений, в том числе законность оспариваемого решения инспекции, обоснованность доначислений по земельному налогу.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Межрайонную ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2012 года по делу N А65-24457/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)