Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2008 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.
судей Скрынникова В.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратьевой Н.С.
при участии:
- от ООО ЧОП "Ветеран": представители не явились, извещены надлежащим образом;
- от ИФНС России по Советскому району г. Орла: представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению ООО ЧОП "Ветеран" к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла о признании недействительным решения N 2428 от 08.06.2007г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" (далее - ООО ЧОП "Ветеран", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла (далее - ИФНС России по Советскому району г. Орла, Инспекция) о признании недействительным ее решения N 2428 от 08.06.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
ООО ЧОП "Ветеран" не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебное заседание не явились ООО ЧОП "Ветеран" и ИФНС России по Советскому району г. Орла, которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов, 13.03.2007 г. ООО ЧОП "Ветеран" было подано в ИФНС России по Советскому району г. Орла заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбраны доходы (л.д. 54).
Инспекцией 20.03.2007 г. Обществу было направлено уведомление исх. N 1035 о возможности применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы" (л.д. 56).
Милицией общественной безопасности Управления внутренних дел Орловской области 19.06.2006 г. Обществу выдана лицензия на создание частного охранного предприятия для оказания охранных услуг в пределах Российской Федерации (л.д. 23).
ООО ЧОП "Ветеран" 07.02.2007 г. была представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 9 месяцев 2006 г., согласно которой, сумма налога к уплате в бюджет составила 0, 00 руб. (л.д. 57-59).
По результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации, представленной Обществом, Инспекцией был составлен акт N 190 от 11.05.2007 г., в котором зафиксирован факт нарушения ООО ЧОП "Ветеран" ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), т.е. нарушение срока представления декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения: при сроке представления 25.10.2006 г., декларация была представлена 07.02.2007 г.
Акт проверки N 190 от 11.05.2007 г. направлен Обществу по почте 11.05.2007 г. вместе с уведомлением N 53 о возможности представления возражений по акту проверки в 10-дневный срок с момента получения. Также, Инспекция уведомила ООО ЧОП "Ветеран" о рассмотрении материалов проверки 30.05.2007 г. в 15 часов. Указанное уведомление было получено Обществом 21.05.2007 г. Факт получения акта проверки и уведомления N 53 подтвержден копией почтового уведомления и Обществом не оспаривается.
Возражения по акту проверки N 190 от 11.05.2007 г. Обществом в Инспекцию представлены не были.
ИФНС России по Советскому району г. Орла 08.06.2007 г. вынесено решение N 2428 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО ЧОП "Ветеран" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб. Данное решение направлено Обществу почтой и получено 14.06.2007 г., что подтверждается копией почтового уведомления.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, нормой статьи 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы налога к уплате, а положениями конкретного закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено либо не отнесено к числу плательщиков налога, поскольку налоговая декларация является формой отчетности налогоплательщиков, на основании которой налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления налогов и перечисления их в бюджет.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В пункте 2 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации указано, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысил 15 млн. рублей.
Пунктом 2 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
То есть о переходе на упрощенную систему налогообложения организация уведомляет налоговый орган в заявлении, поданном в налоговый орган по установленной форме.
Переход организации на упрощенную систему налогообложения влечет признание ее - согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ - плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, независимо от фактического осуществления или неосуществления им хозяйственной деятельности и получения дохода.
Согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. При этом в силу статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (третий абзац пункта 1 статьи 346.23 НК РФ).
Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статья 346.23, регламентирующая вопросы представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не устанавливает каких-либо особых правил представления налоговой декларации по единому налогу лицами, признаваемыми плательщиками этого налога, но не осуществляющими в отдельные периоды хозяйственной деятельности.
Учитывая вышеизложенные нормы права, ООО ЧОП "Ветеран", являющееся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, обязано было представить налоговую декларацию за 3 квартал 2007 года в установленный законом срок независимо от факта осуществления (неосуществления) им хозяйственной деятельности, получения или неполучения дохода от такой деятельности и наличия суммы налога к уплате по итогам названного периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, состав данного правонарушения является формальным и не зависит от наличия или отсутствия суммы налога по не представленной в срок налоговой декларации к уплате, равно как и применение ответственности за данное нарушение не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога в течение налогового периода.
При этом, суд первой инстанции правомерно исходил из правовой позиции, изложенной в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 г. N 71, в соответствии с которым разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Поскольку материалами дела подтверждается факт представления Обществом налоговой декларации по единому налогу за 9 месяцев 2006 г. с нарушением установленного срока, суд апелляционной инстанции считает, что привлечение Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб., является правомерным.
Довод Общества о том, что в спорный период у него отсутствовала лицензия на осуществление уставной деятельности, в связи с чем, деятельность не велась, является несостоятельной, поскольку согласно имеющейся в материалах дела лицензии на создание частного охранного предприятия и оказание охранных услуг, следует, что она была получена Обществом 19.06.2006 г., т.е. до начала отчетного периода, за который представлялась спорная налоговая декларация.
Таким образом, фактическое осуществление деятельности на оказание охранных услуг зависело в 3 квартале 2006 г. от волеизъявления самого Общества.
Не может быть принят довод Общества о нарушении Инспекцией порядка проведения камеральной налоговой проверки и составления акта по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
В п. п. 1, 2, 3 ст. 88 НК РФ указано на то, что камеральная налоговая проверка производится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ч. 4 ст. 88 Кодекса).
Исходя из положений ст. ст. 80 и 88 НК РФ задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктами 1 - 7 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или его отдельным положениям. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта нарушения законодательства о налогах и сборах и других материалов налоговой проверки налоговый орган заблаговременно извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает: допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе; имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 12 ст. 101.4 НК РФ установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Материалами дела подтверждается, что Обществу направлялись по почте акт проверки, уведомление о возможности предоставления возражений по акту проверки, а также надлежаще было извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки по акту N 190 от 11.05.2007 г.
Таким образом, Инспекцией были приняты установленные налоговым законодательством меры для обеспечения возможности Общества участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представить свои объяснения.
Доказательств того, что Общество было лишено возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки либо представить объяснения в нарушение ст. 65 АПК РФ Обществом не представлено.
Ссылки Общества на нарушение Инспекцией срока проведения камеральной налоговой проверки и составления акта проверки судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку сами по себе данные обстоятельства в силу положений п. 12 ст. 101.4 НК РФ не могут являться основаниями к отмене решения Инспекции.
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе по существу сводятся к тому, что Общество не осуществляло хозяйственную деятельность, в связи с чем не являлось плательщиком единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения и, соответственно, у Общества отсутствовала обязанность по представлению налоговой декларации.
Однако указанные доводы основаны на неправильном толковании Обществом положений главы 26.2 НК РФ, поскольку обязанность по представлению налоговой декларации по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения возложена на налогоплательщиков единого налога. При этом, налогоплательщиками, как указано выше, признаются лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленной главой 26.2 НК РФ. Отсутствие у организации финансово-хозяйственной деятельности не свидетельствует о том, что налогоплательщик не применяет упрощенную систему налогообложения, поскольку ст. 346.13 НК РФ, предусматривающая порядок и условия прекращения упрощенной системы налогообложения, не содержит такого основания для прекращения применения упрощенной системы налогообложения, как отсутствие либо не ведение финансово-хозяйственной деятельности. Переход же на упрощенную систему налогообложения законодатель связывает с подачей в налоговый орган соответствующего заявления.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба Общества не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2008 ПО ДЕЛУ N А48-3056/07-13
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2008 г. по делу N А48-3056/07-13
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2008 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.
судей Скрынникова В.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратьевой Н.С.
при участии:
- от ООО ЧОП "Ветеран": представители не явились, извещены надлежащим образом;
- от ИФНС России по Советскому району г. Орла: представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению ООО ЧОП "Ветеран" к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Орла о признании недействительным решения N 2428 от 08.06.2007г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" (далее - ООО ЧОП "Ветеран", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла (далее - ИФНС России по Советскому району г. Орла, Инспекция) о признании недействительным ее решения N 2428 от 08.06.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
ООО ЧОП "Ветеран" не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебное заседание не явились ООО ЧОП "Ветеран" и ИФНС России по Советскому району г. Орла, которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов, 13.03.2007 г. ООО ЧОП "Ветеран" было подано в ИФНС России по Советскому району г. Орла заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбраны доходы (л.д. 54).
Инспекцией 20.03.2007 г. Обществу было направлено уведомление исх. N 1035 о возможности применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы" (л.д. 56).
Милицией общественной безопасности Управления внутренних дел Орловской области 19.06.2006 г. Обществу выдана лицензия на создание частного охранного предприятия для оказания охранных услуг в пределах Российской Федерации (л.д. 23).
ООО ЧОП "Ветеран" 07.02.2007 г. была представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 9 месяцев 2006 г., согласно которой, сумма налога к уплате в бюджет составила 0, 00 руб. (л.д. 57-59).
По результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации, представленной Обществом, Инспекцией был составлен акт N 190 от 11.05.2007 г., в котором зафиксирован факт нарушения ООО ЧОП "Ветеран" ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), т.е. нарушение срока представления декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения: при сроке представления 25.10.2006 г., декларация была представлена 07.02.2007 г.
Акт проверки N 190 от 11.05.2007 г. направлен Обществу по почте 11.05.2007 г. вместе с уведомлением N 53 о возможности представления возражений по акту проверки в 10-дневный срок с момента получения. Также, Инспекция уведомила ООО ЧОП "Ветеран" о рассмотрении материалов проверки 30.05.2007 г. в 15 часов. Указанное уведомление было получено Обществом 21.05.2007 г. Факт получения акта проверки и уведомления N 53 подтвержден копией почтового уведомления и Обществом не оспаривается.
Возражения по акту проверки N 190 от 11.05.2007 г. Обществом в Инспекцию представлены не были.
ИФНС России по Советскому району г. Орла 08.06.2007 г. вынесено решение N 2428 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО ЧОП "Ветеран" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб. Данное решение направлено Обществу почтой и получено 14.06.2007 г., что подтверждается копией почтового уведомления.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, нормой статьи 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы налога к уплате, а положениями конкретного закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено либо не отнесено к числу плательщиков налога, поскольку налоговая декларация является формой отчетности налогоплательщиков, на основании которой налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления налогов и перечисления их в бюджет.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В пункте 2 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации указано, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысил 15 млн. рублей.
Пунктом 2 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
То есть о переходе на упрощенную систему налогообложения организация уведомляет налоговый орган в заявлении, поданном в налоговый орган по установленной форме.
Переход организации на упрощенную систему налогообложения влечет признание ее - согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ - плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, независимо от фактического осуществления или неосуществления им хозяйственной деятельности и получения дохода.
Согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. При этом в силу статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (третий абзац пункта 1 статьи 346.23 НК РФ).
Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статья 346.23, регламентирующая вопросы представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не устанавливает каких-либо особых правил представления налоговой декларации по единому налогу лицами, признаваемыми плательщиками этого налога, но не осуществляющими в отдельные периоды хозяйственной деятельности.
Учитывая вышеизложенные нормы права, ООО ЧОП "Ветеран", являющееся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, обязано было представить налоговую декларацию за 3 квартал 2007 года в установленный законом срок независимо от факта осуществления (неосуществления) им хозяйственной деятельности, получения или неполучения дохода от такой деятельности и наличия суммы налога к уплате по итогам названного периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, состав данного правонарушения является формальным и не зависит от наличия или отсутствия суммы налога по не представленной в срок налоговой декларации к уплате, равно как и применение ответственности за данное нарушение не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога в течение налогового периода.
При этом, суд первой инстанции правомерно исходил из правовой позиции, изложенной в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 г. N 71, в соответствии с которым разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Поскольку материалами дела подтверждается факт представления Обществом налоговой декларации по единому налогу за 9 месяцев 2006 г. с нарушением установленного срока, суд апелляционной инстанции считает, что привлечение Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб., является правомерным.
Довод Общества о том, что в спорный период у него отсутствовала лицензия на осуществление уставной деятельности, в связи с чем, деятельность не велась, является несостоятельной, поскольку согласно имеющейся в материалах дела лицензии на создание частного охранного предприятия и оказание охранных услуг, следует, что она была получена Обществом 19.06.2006 г., т.е. до начала отчетного периода, за который представлялась спорная налоговая декларация.
Таким образом, фактическое осуществление деятельности на оказание охранных услуг зависело в 3 квартале 2006 г. от волеизъявления самого Общества.
Не может быть принят довод Общества о нарушении Инспекцией порядка проведения камеральной налоговой проверки и составления акта по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
В п. п. 1, 2, 3 ст. 88 НК РФ указано на то, что камеральная налоговая проверка производится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ч. 4 ст. 88 Кодекса).
Исходя из положений ст. ст. 80 и 88 НК РФ задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктами 1 - 7 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или его отдельным положениям. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта нарушения законодательства о налогах и сборах и других материалов налоговой проверки налоговый орган заблаговременно извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает: допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе; имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 12 ст. 101.4 НК РФ установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Материалами дела подтверждается, что Обществу направлялись по почте акт проверки, уведомление о возможности предоставления возражений по акту проверки, а также надлежаще было извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки по акту N 190 от 11.05.2007 г.
Таким образом, Инспекцией были приняты установленные налоговым законодательством меры для обеспечения возможности Общества участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представить свои объяснения.
Доказательств того, что Общество было лишено возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки либо представить объяснения в нарушение ст. 65 АПК РФ Обществом не представлено.
Ссылки Общества на нарушение Инспекцией срока проведения камеральной налоговой проверки и составления акта проверки судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку сами по себе данные обстоятельства в силу положений п. 12 ст. 101.4 НК РФ не могут являться основаниями к отмене решения Инспекции.
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе по существу сводятся к тому, что Общество не осуществляло хозяйственную деятельность, в связи с чем не являлось плательщиком единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения и, соответственно, у Общества отсутствовала обязанность по представлению налоговой декларации.
Однако указанные доводы основаны на неправильном толковании Обществом положений главы 26.2 НК РФ, поскольку обязанность по представлению налоговой декларации по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения возложена на налогоплательщиков единого налога. При этом, налогоплательщиками, как указано выше, признаются лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленной главой 26.2 НК РФ. Отсутствие у организации финансово-хозяйственной деятельности не свидетельствует о том, что налогоплательщик не применяет упрощенную систему налогообложения, поскольку ст. 346.13 НК РФ, предусматривающая порядок и условия прекращения упрощенной системы налогообложения, не содержит такого основания для прекращения применения упрощенной системы налогообложения, как отсутствие либо не ведение финансово-хозяйственной деятельности. Переход же на упрощенную систему налогообложения законодатель связывает с подачей в налоговый орган соответствующего заявления.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба Общества не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 10.10.2007 года по делу N А48-3056/07-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Ветеран" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)