Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2013 ПО ДЕЛУ N А65-31315/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2013 г. по делу N А65-31315/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Хайруллиной К.Р., доверенность от 20.01.2013 б/н,
ответчика - Мустафиной Г.Р., доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000020, Ивановой Ю.В., доверенность от 09.01.2013 N 2.4-0-12/000023,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Захарова Е.И.)
по делу N А65-31315/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Татэлектромонтаж" (ОГРН 1021603142208, ИНН 1657002006) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о признании недействительным решения, при участии третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министра Республики Татарстан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

установил:

открытое акционерное общество "Татэлектромонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 30.10.2012 N 2.12-0-21/5609 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2012 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 14 217 рублей 50 копеек штрафа и предложения уплатить указанный штраф. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 решение суда первой инстанции изменено, решение налогового органа признано недействительным в части доначисления 712 698 рублей земельного налога и 29 368 рублей 77 копеек пени; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить упомянутый судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит его подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 13.06.2012 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 26.09.2012 N 2.12-0-21/5071 и принято оспариваемое решение от 30.10.2012 N 2.12-0-21/5609, которым общество привлечено к налоговой ответственности в виде 14 217 рублей 50 копеек штрафа, начислено 29 368 рублей 77 копеек пени и предложено уплатить 712 698 рублей земельного налога.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в управление, которое оставила жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка. Общество указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-5711/2012 установлена иная кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 16:50:110911:1504, расположенного по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Журналистов. Как отмечает заявитель, иная кадастровая стоимость определена судом на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно на 01.01.2011. Следовательно, исходя из названного решения суда, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должна составлять 278 677 рублей, что и было указано в уточненной налоговой декларации за 2011 год, а уплачено налогоплательщиком по состоянию на 15.02.2012 в сумме 280 500 рублей.
Удовлетворяя требование общества частично, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости при исчислении обществом земельного налога за 2011 год применения кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 1102. Поскольку, по мнению суда, налог уплачен в полном объеме, оснований для привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), отсутствуют. При этом суд признал ошибочным довод налогоплательщика о возможности распространения изменений кадастровой стоимости на более ранние налоговые периоды.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал правильным применение налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, установленных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-5711/2012.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельного участка, установленного решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-5711/2012.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-5711/2012 установлена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка в размере 50 668 590 рублей.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Как указывает налоговый орган, решение суда по делу N А65-5711/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:110911:1504 в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 внесена в кадастр 21.06.2012.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 02.05.2012, для исчисления земельного налога за 2011 год, в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании судом апелляционной инстанции норм налогового законодательства. Выводы суда первой инстанции в данной части обоснованы.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права. Обжалуемым постановлением апелляционной инстанции решение суда изменено, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и, принимая во внимание все обстоятельства дела, в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 по делу N А65-31315/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ

Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Р.Р.МУХАМЕТШИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)