Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Сухановой О.Ю. (доверенность от 27.12.2011),
ответчика - Сафиуллиной Л.Х. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2012 (судья Абдульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-6100/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" (ИНН 2128701733) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе о признании недействительным предписания от 11.11.2011 N 11-11-СВ-03/1505-т,
установил:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 5" (далее - общество, ОАО "ТГК-5") к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - госорган, РО ФСФР России в ВКР) с заявлением о признании недействительным предписания от 11.11.2011 N 11-11-СВ-03/1505-т.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
РО ФСФР России в ВКР в отзыве возражает против доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
ОАО "ТГК-5" направило в адрес открытого акционерного общества "Пермэнергоремонт" (далее - ОАО "Пермэнергоремонт") обязательное предложение о приобретении ее ценных бумаг, указав количество принадлежащих обществу акций и срок принятия обязательного предложения.
По мнению госоргана, в нарушение требований статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), пункта 1.2 раздела 1, пункта 2.4 раздела 2 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 13.07.2006 N 06/76пз-н (далее - Положение о требованиях к порядку совершения отдельных действий), ОАО "ТГК-5" вместе с обязательным предложением о приобретении ценных бумаг не представило в РО ФСФР России в ВКР нотариально удостоверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости одной акции ОАО "Пермэнергоремонт" соответствующего законодательству Российской Федерации.
Представленный отчет об оценке рыночной стоимости акций ОАО "Пермэнергоремонт" от 20.08.2011 N 11/07-02 не соответствует пункту 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, поскольку в представленном отчете независимого оценщика определяется лишь рыночная стоимость одной обыкновенной и привилегированной акции в составе неконтролирующего (миноритарного) пакета акций общества, в связи с чем, оценщиком произведена скидка за отсутствие контроля в размере 20%.
Таким образом, как установлено проверяющим органом, цена, определенная независимым оценщиком обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное Консалтинговое бюро "Бизнес Инжиниринг" составила 1696 руб. за одну обыкновенную акцию и 1686 руб. за одну привилегированную акцию.
По мнению РО ФСФР России в ВКР, в результате произведенной скидки уменьшается рыночная цена акции, что нарушает права 5410 акционеров общества, имеющих право реализации акций с учетом рыночной стоимости, то есть без применения скидки 20%.
По результатам проверки вынесено предписание, которым обществу предписано привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг общества, отчет независимого оценщика и банковскую гарантию в соответствии с требованиями статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги). По смыслу приведенных выше положений Закона об акционерных обществах рыночная стоимость одной акции должна определяться как цена одной акции в составе 100-процентного пакета, так как только при этих условиях может быть определена единая цена для всех акционеров без учета размера пакета.
Проверяющими установлено и подтверждено судебными инстанциями, что при определении стоимости одной акции оценщиком произведена скидка за отсутствие контроля в размере 20%, свидетельствующее об уменьшении рыночной стоимости одной акции, что, по мнению регионального отделения, нарушило права акционеров общества (пункт 6.1 ежеквартального отчета общества за 4 квартал 2011 года), имеющих право реализации акций с учетом рыночной стоимости, то есть без применения скидки 20%.
Между тем с учетом необходимости защиты интересов миноритарных акционеров, которые принудительно лишаются принадлежащих им ценных бумаг, рыночная цена одной акции должна определяться в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах в 100-процентном пакете без корректировки на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого проводится оценка.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что оспариваемое предписание направлено на защиту интересов акционеров, соответствует требованиям законодательства об акционерных обществах является правильным и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены ранее принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А65-6100/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2012 ПО ДЕЛУ N А65-6100/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2012 г. по делу N А65-6100/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Сухановой О.Ю. (доверенность от 27.12.2011),
ответчика - Сафиуллиной Л.Х. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2012 (судья Абдульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-6100/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" (ИНН 2128701733) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе о признании недействительным предписания от 11.11.2011 N 11-11-СВ-03/1505-т,
установил:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 5" (далее - общество, ОАО "ТГК-5") к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - госорган, РО ФСФР России в ВКР) с заявлением о признании недействительным предписания от 11.11.2011 N 11-11-СВ-03/1505-т.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
РО ФСФР России в ВКР в отзыве возражает против доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
ОАО "ТГК-5" направило в адрес открытого акционерного общества "Пермэнергоремонт" (далее - ОАО "Пермэнергоремонт") обязательное предложение о приобретении ее ценных бумаг, указав количество принадлежащих обществу акций и срок принятия обязательного предложения.
По мнению госоргана, в нарушение требований статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), пункта 1.2 раздела 1, пункта 2.4 раздела 2 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 13.07.2006 N 06/76пз-н (далее - Положение о требованиях к порядку совершения отдельных действий), ОАО "ТГК-5" вместе с обязательным предложением о приобретении ценных бумаг не представило в РО ФСФР России в ВКР нотариально удостоверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости одной акции ОАО "Пермэнергоремонт" соответствующего законодательству Российской Федерации.
Представленный отчет об оценке рыночной стоимости акций ОАО "Пермэнергоремонт" от 20.08.2011 N 11/07-02 не соответствует пункту 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, поскольку в представленном отчете независимого оценщика определяется лишь рыночная стоимость одной обыкновенной и привилегированной акции в составе неконтролирующего (миноритарного) пакета акций общества, в связи с чем, оценщиком произведена скидка за отсутствие контроля в размере 20%.
Таким образом, как установлено проверяющим органом, цена, определенная независимым оценщиком обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное Консалтинговое бюро "Бизнес Инжиниринг" составила 1696 руб. за одну обыкновенную акцию и 1686 руб. за одну привилегированную акцию.
По мнению РО ФСФР России в ВКР, в результате произведенной скидки уменьшается рыночная цена акции, что нарушает права 5410 акционеров общества, имеющих право реализации акций с учетом рыночной стоимости, то есть без применения скидки 20%.
По результатам проверки вынесено предписание, которым обществу предписано привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг общества, отчет независимого оценщика и банковскую гарантию в соответствии с требованиями статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги). По смыслу приведенных выше положений Закона об акционерных обществах рыночная стоимость одной акции должна определяться как цена одной акции в составе 100-процентного пакета, так как только при этих условиях может быть определена единая цена для всех акционеров без учета размера пакета.
Проверяющими установлено и подтверждено судебными инстанциями, что при определении стоимости одной акции оценщиком произведена скидка за отсутствие контроля в размере 20%, свидетельствующее об уменьшении рыночной стоимости одной акции, что, по мнению регионального отделения, нарушило права акционеров общества (пункт 6.1 ежеквартального отчета общества за 4 квартал 2011 года), имеющих право реализации акций с учетом рыночной стоимости, то есть без применения скидки 20%.
Между тем с учетом необходимости защиты интересов миноритарных акционеров, которые принудительно лишаются принадлежащих им ценных бумаг, рыночная цена одной акции должна определяться в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах в 100-процентном пакете без корректировки на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого проводится оценка.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что оспариваемое предписание направлено на защиту интересов акционеров, соответствует требованиям законодательства об акционерных обществах является правильным и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены ранее принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А65-6100/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)