Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Лодиной Ю.А., при участии от открытого акционерного общества "150 авиационный ремонтный завод" Чафоновой Л.А. (доверенность от 14.01.2013), Ковалевой В.Л. (доверенность от 01.10.2013), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области Воронюк А.В. (доверенность от 09.01.2013), Волковой А.Л. (доверенность от 28.03.2013), рассмотрев 03.10.2013 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Калининградской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2013 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 (судьи Дмитриева И.А., Сомова Е.А., Третьякова Н.О.) по делу N А21-10738/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "150 авиационный ремонтный завод", место нахождения: Калининградская область, город Светлый, поселок Люблино, улица Гарнизонная, дом 4, ОГРН: 1093925016767 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее - Инспекция) от 14.09.2012 N 2227728/376 и требования от 19.11.2012 N 628 в части взыскания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 - 4 кварталы 2011 года в размере 3 000 717 руб., соответствующих пеней и штрафа, а также в части привлечения Общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), без учета обстоятельств, смягчающих его ответственность.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2013 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительными решение Инспекции от 14.09.2012 N 2227728/376 и требование от 19.11.2012 N 628 в части взыскания НДС в сумме 3 000 717 руб., пеней в сумме 96 203 руб. 23 коп. и штрафа в сумме 600 144 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, восстановление НДС следовало осуществлять в тех налоговых периодах, когда соответствующие товарно-материальные ценности были переданы в производство для ремонта авиационной техники.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организация которой осуществлялась при содействии Арбитражного суда Калининградской области, представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества отклонили их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Обществом налогового законодательства по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц - с 01.10.2011 по 31.12.2011.
По результатам проверки принято решение от 14.09.2012 N 2227728/376 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и статье 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 1 280 491 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить НДС за 3 и 4 кварталы 2011 года в общей сумме 3 000 717 руб., пени в сумме 96 203 руб. 23 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 68 103 руб. 24 коп.
Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области решением от 13.11.2012 N ЗС-05-10/14376 оставило решение Инспекции без изменения, жалобу без удовлетворения.
Полагая ненормативные акты Инспекции незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, исходил из того, что учетная политика Общества не предусматривала восстановление сумм НДС в период передачи товарно-материальных ценностей в производство, однако не нашел оснований, смягчающих ответственность Общества за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, оставил решение от 28.03.2013 без изменения.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период Общество осуществляло капитально-восстановительный ремонт вертолетов (военного и гражданского назначения), агрегатов систем вертолетов, главных редукторов.
В период с 2009 года по 2011 год на предприятии было открыто более 30 наряд-заказов по ремонту вертолетов. Заказчиками оказываемых Обществом работ (услуг) являлись как российские, так и иностранные организации. Операции по реализации услуг по ремонту техники для иностранных заказчиков облагались НДС по ставке 0 процентов, для российских заказчиков - по ставке 18 процентов.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, подтверждается материалами дела и не опровергается Инспекцией, в момент приобретения ТМЦ (2007 - 2010 годы) Общество не знало и не могло знать о том, какие из приобретенных запасных частей и агрегатов будут в дальнейшем использованы для ремонта иностранной авиатехники, а какие для ремонта техники для внутреннего рынка.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении указанных ТМЦ, Общество в полном объеме заявляло к вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ, после принятия товаров к учету. Правомерность указанных налоговых вычетов Инспекцией не оспаривается.
Так, согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по нулевой ставке, согласно которому вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Учетной политикой Общества, действовавшей в 2011 году (том 11, листы дела 111 - 119), предусмотрено, что при реализации товаров на экспорт суммы НДС по приобретенным для таких операций товарам (работам, услугам) и принятые к вычету до момента определения налоговой базы подлежат восстановлению. Восстановление налога производится не позднее того налогового периода, в котором производится отгрузка товаров на экспорт (подписание акта выполненных работ) и оформление таможенными органами таможенных деклараций в режиме экспорта. В случае осуществления отгрузки товаров и таможенного оформления в разных налоговых периодах, восстановление соответствующих сумм налога производится не позднее того налогового периода, в котором соблюдаются оба данных условия.
По мнению Инспекции, восстановление НДС следовало осуществлять в тех налоговых периодах, когда соответствующие ТМЦ были переданы в производство для ремонта иностранной авиационной техники, то есть когда Обществу стало известно об их использовании для операций по реализации работ (услуг), облагаемых по ставке 0%.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ с 01.10.2011, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Восстановленные суммы налога подлежат вычету (за исключением сумм налога, восстановленных в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта) в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 167 НК РФ.
Таким образом, в силу прямого указания закона восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Судами установлено и Инспекцией не оспаривается, что работы (услуги), в отношении которых налоговым органом произведено восстановление сумм налога, не отгружены на экспорт в 2011 году и находились в стадии "незавершенное производство", что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 20 (том 11, листы дела 123 - 126).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что произведенное Инспекцией восстановление сумм налога не соответствует ни налоговому законодательству, ни принятой Обществом учетной политике.
На основании изложенного кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А21-10738/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А21-10738/2012
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А21-10738/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Лодиной Ю.А., при участии от открытого акционерного общества "150 авиационный ремонтный завод" Чафоновой Л.А. (доверенность от 14.01.2013), Ковалевой В.Л. (доверенность от 01.10.2013), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области Воронюк А.В. (доверенность от 09.01.2013), Волковой А.Л. (доверенность от 28.03.2013), рассмотрев 03.10.2013 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Калининградской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2013 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 (судьи Дмитриева И.А., Сомова Е.А., Третьякова Н.О.) по делу N А21-10738/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "150 авиационный ремонтный завод", место нахождения: Калининградская область, город Светлый, поселок Люблино, улица Гарнизонная, дом 4, ОГРН: 1093925016767 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее - Инспекция) от 14.09.2012 N 2227728/376 и требования от 19.11.2012 N 628 в части взыскания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 - 4 кварталы 2011 года в размере 3 000 717 руб., соответствующих пеней и штрафа, а также в части привлечения Общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), без учета обстоятельств, смягчающих его ответственность.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2013 заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительными решение Инспекции от 14.09.2012 N 2227728/376 и требование от 19.11.2012 N 628 в части взыскания НДС в сумме 3 000 717 руб., пеней в сумме 96 203 руб. 23 коп. и штрафа в сумме 600 144 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, восстановление НДС следовало осуществлять в тех налоговых периодах, когда соответствующие товарно-материальные ценности были переданы в производство для ремонта авиационной техники.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организация которой осуществлялась при содействии Арбитражного суда Калининградской области, представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества отклонили их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Обществом налогового законодательства по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц - с 01.10.2011 по 31.12.2011.
По результатам проверки принято решение от 14.09.2012 N 2227728/376 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и статье 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 1 280 491 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить НДС за 3 и 4 кварталы 2011 года в общей сумме 3 000 717 руб., пени в сумме 96 203 руб. 23 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 68 103 руб. 24 коп.
Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области решением от 13.11.2012 N ЗС-05-10/14376 оставило решение Инспекции без изменения, жалобу без удовлетворения.
Полагая ненормативные акты Инспекции незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, исходил из того, что учетная политика Общества не предусматривала восстановление сумм НДС в период передачи товарно-материальных ценностей в производство, однако не нашел оснований, смягчающих ответственность Общества за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, оставил решение от 28.03.2013 без изменения.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период Общество осуществляло капитально-восстановительный ремонт вертолетов (военного и гражданского назначения), агрегатов систем вертолетов, главных редукторов.
В период с 2009 года по 2011 год на предприятии было открыто более 30 наряд-заказов по ремонту вертолетов. Заказчиками оказываемых Обществом работ (услуг) являлись как российские, так и иностранные организации. Операции по реализации услуг по ремонту техники для иностранных заказчиков облагались НДС по ставке 0 процентов, для российских заказчиков - по ставке 18 процентов.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, подтверждается материалами дела и не опровергается Инспекцией, в момент приобретения ТМЦ (2007 - 2010 годы) Общество не знало и не могло знать о том, какие из приобретенных запасных частей и агрегатов будут в дальнейшем использованы для ремонта иностранной авиатехники, а какие для ремонта техники для внутреннего рынка.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении указанных ТМЦ, Общество в полном объеме заявляло к вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ, после принятия товаров к учету. Правомерность указанных налоговых вычетов Инспекцией не оспаривается.
Так, согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по нулевой ставке, согласно которому вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Учетной политикой Общества, действовавшей в 2011 году (том 11, листы дела 111 - 119), предусмотрено, что при реализации товаров на экспорт суммы НДС по приобретенным для таких операций товарам (работам, услугам) и принятые к вычету до момента определения налоговой базы подлежат восстановлению. Восстановление налога производится не позднее того налогового периода, в котором производится отгрузка товаров на экспорт (подписание акта выполненных работ) и оформление таможенными органами таможенных деклараций в режиме экспорта. В случае осуществления отгрузки товаров и таможенного оформления в разных налоговых периодах, восстановление соответствующих сумм налога производится не позднее того налогового периода, в котором соблюдаются оба данных условия.
По мнению Инспекции, восстановление НДС следовало осуществлять в тех налоговых периодах, когда соответствующие ТМЦ были переданы в производство для ремонта иностранной авиационной техники, то есть когда Обществу стало известно об их использовании для операций по реализации работ (услуг), облагаемых по ставке 0%.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ с 01.10.2011, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Восстановленные суммы налога подлежат вычету (за исключением сумм налога, восстановленных в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта) в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 167 НК РФ.
Таким образом, в силу прямого указания закона восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Судами установлено и Инспекцией не оспаривается, что работы (услуги), в отношении которых налоговым органом произведено восстановление сумм налога, не отгружены на экспорт в 2011 году и находились в стадии "незавершенное производство", что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 20 (том 11, листы дела 123 - 126).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что произведенное Инспекцией восстановление сумм налога не соответствует ни налоговому законодательству, ни принятой Обществом учетной политике.
На основании изложенного кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А21-10738/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)