Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4570/2013

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N 33-4570/2013


Судья: Бунякина Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Смирновой Н.И.,
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 29 августа 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 июня 2013 г., которым
взысканы с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Л. излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере ... руб. и компенсация морального вреда в размере ... руб. ...
Взыскана с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия

установила:

Л. обратилась в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", Воркутинскому территориальному участку Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурному подразделению Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что в течение ... гг. из ее заработной платы удержан налог на доходы физических лиц со стоимости проезда по бесплатным транспортным требованиям, полагает удержание незаконным, поскольку предоставление бесплатных билетов является компенсацией, предусмотренной Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", и не подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" просит об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ФНС России по г. Воркуте также выразила мнение о незаконности принятого судом решения.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Материалами дела установлено, что истица работает ....
В ..., ..., ... гг. Л. воспользовалась правом бесплатного проезда по личным надобностям по транспортным требованиям, выданным работодателем. В последующем стоимость бесплатного проезда истицы была включена ответчиком в налогооблагаемую базу по НДФЛ как доход, полученный в натуральной форме, с нее удержан налог на доходы физических лиц в общей сумме ... руб.
Признавая неправомерными действия работодателя по удержанию налога, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление бесплатных проездных документов для проезда в связи с осуществлением истицей трудовых обязанностей относится к категории компенсации, предусмотренной п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не подлежит налогообложению.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Отраслевым соглашением на 2008 год, продленным на 2009 и 2010 гг., Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта на 2011-2013 гг., Коллективным договором ОАО "РЖД" на 2008-2010 гг. и Коллективным договором ОАО "РЖД" на 2011-2013 гг. предусмотрено право работников на бесплатный проезд по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно.
До 9 марта 2010 г. действовали Временные правила выдачи билетов для бесплатного проезда работников железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 29 марта 2004 г. N 1795р. В настоящее время эти вопросы урегулированы Правилами выдачи транспортных требований ОАО "РЖД" для оформления безденежного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 9 марта 2010 г. N 452 р.
В соответствии с названными Правилами для реализации права в виде бесплатного проезда по личным надобностям работникам выдаются бесплатные транспортные требования по форме 6.
В силу п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Учитывая приведенные нормы права, положения ОТС и Коллективных договоров ОАО "РЖД", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что компенсация в виде предоставления работнику организации проездных документов, обеспечивающих безденежный проезд от места жительства к месту использования отдыха и по личным надобностям, не подлежит налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ, поскольку данная компенсация предоставляется работодателям работникам в связи с осуществлением ими своих трудовых обязанностей.
Суд с достаточной полнотой установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о взыскании с ОАО "РЖД" в пользу Л. излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц в размере... руб.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В силу особенностей трудового законодательства, моральный вред при установлении факта нарушения трудовых прав работника презюмируется. В связи с этим доводы ответчика о том, что ОАО "РЖД" не мог быть причинен моральный вред истице, поскольку удержание НДФЛ с работника произведено по причине отсутствия четкого разграничения между гарантиями и компенсациями при их предоставлении работнику в НК РФ, подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы жалобы о том, что проезд на железнодорожном транспорте по личным надобностям представляет собой доход, полученный в натуральной форме, и не относится к компенсационным выплатам, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно был отвергнут.
Компенсация в виде бесплатных проездных документов к месту отдыха и обратно для работников ОАО "РЖД", работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей в экстремальных природно-климатических условиях Севера и приравненных к ним местностях.
При этом порядок реализации права работника на бесплатный проезд как работающего в районах Крайнего Севера, так и в связи с работой в организациях железнодорожного транспорта, осуществляется путем выдачи бесплатных транспортных требований. Соответственно, названные компенсации, предоставляемые как в рамках Закона о Северах, так и в рамках Федерального закона о железнодорожном транспорте, имеют одинаковую правовую природу, в связи с чем относятся к предусмотренной п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ категории компенсации, не подлежащей налогообложению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работники Северной дирекции по тепловодоснабжению не относятся к работникам железнодорожного транспорта общего пользования, в связи с чем Л. не может быть отнесена к категории работников, имеющих право на бесплатный проезд, предоставленный п. 5 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте, также не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Северная дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению является филиалом ОАО "Российские железные дороги".
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на организации железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится ОАО "РЖД".
Железнодорожный транспорт общего пользования, по смыслу настоящего Закона, - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Закон рассматривает данный вид транспорта в качестве комплекса, включающего в себя ряд объектов, технологически между собой взаимосвязанных, отсутствие которых затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным перевозочный процесс.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Инфраструктура представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
По логике названного Закона понятие инфраструктуры предполагает совокупность вспомогательных объектов, сущность и значение которых сводятся к реализации основного назначения всей системы железнодорожного транспорта.
Таким образом, к объектам данной категории может быть отнесено любое имущество, цель использования которого тесно связана с процессом перевозки железнодорожным транспортом общего пользования.
При этом основным критерием отнесения объекта к данной категории является его участие в жизнедеятельности железнодорожного транспорта.
Согласно п. 9 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 8 Положения о Северной дирекции по тепловодоснабжению основной ее задачей является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Центральной дирекции, в том числе, оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД".
Таким образом, оказываемые данными организациями услуги напрямую связаны с обеспечением деятельности и работы железнодорожного транспорта общего пользования.
Данный вывод не противоречит и постановлению Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504, на положения которого ссылается податель апелляционной жалобы, "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций", которым утвержден Перечень имущества, относящегося в силу п. 11 ст. 381 НК РФ к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих объектов и освобожденных от уплаты налога на имущество.
То обстоятельство, что в указанный Перечень объектов не входят объекты, находящиеся на балансе Северной дирекции по тепловодоснабжению, в том числе, и объект, на котором работает истица, правового значения не имеет.
Данным постановлением Перечень имущества был утвержден в целях обозначения его, как объекта, освобожденного от налогообложения.
При этом обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому и в этом случае является наличие технологической связи между имуществом, поименованным в Перечне, и железнодорожными путями общего пользования.
Таким образом, в целом формулировка Закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" позволяет оценивать любой объект с точки зрения его принадлежности к инфраструктуре железнодорожного транспорта, исходя из его назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
Кроме того, следует отметить, что в силу ранее действовавших нормативных актов, в том числе, Приказов Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 декабря 1997 г. N 24 Ц "О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог", от 21 сентября 2003 г. N 66 "О внесении изменения в Приказ МПС России от 15 декабря 1997 г. N 24 Ц", к предприятиям и обособленным структурным подразделениям основной деятельности железной дороги относились Дистанции водоснабжения и водоотведения.
Уставом Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" главными целями деятельности общества признаны обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли. Основными задачами общества являются, в том числе, поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 июня 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)