Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3203007889, ОГРН 1043216508500) - Арсеньевой Н.В. (доверенность от 11.01.2013 N 02-01/000173), Рублевской Ж.В. (доверенность от 09.01.2013 N 02-01/000051), в отсутствие заинтересованного лица - государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Душкинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида" (Брянская область, д. Якубовка, ИНН 3217002785, ОГРН 1023201338214), рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.04.2013 по делу N А09-2661/2013 (судья Гоманюк Н.С.),
установил:
следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области (далее - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Душкинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида" (далее - заинтересованное лицо, образовательное учреждение, налогоплательщик) о взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций в размере 2 291 рублей 50 копеек.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.04.2013 в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган пропустил шестимесячный срок обращения с заявлением о взыскании штрафа с организации, предусмотренный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, а ходатайство о восстановлении указанного срока инспекция не заявила.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок для взыскания с образовательного учреждения штрафных санкций налоговым органом не пропущен, поскольку в силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам проведенной налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения, а согласно статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
При этом отмечает, что по результатам камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на имущество от 04.07.2011, по налогу на прибыль от 11.09.2012, по земельному налогу от 04.07.2012 налоговый орган составил акты от 26.09.2012 N 19181, от 26.09.2012 N 19184, от 11.10.2012 N 19289.
Решениями инспекции от 31.10.2012 N 1587, от 31.10.2012 N 1586, от 15.11.2012 N 1687 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании указанных решений в адрес учреждения направлены требования об уплате налога, пени, штрафа от 31.11.2012 N 7617, от 30.11.2012 N 7616, от 20.12.2012 N 7752.
В связи с изложенным налоговый орган указывает, что при обращении 01.04.2013 в арбитражный суд с настоящим заявлением шестимесячный срок обращения для взыскания штрафных санкций не пропущен.
Кроме того, инспекция ссылается на то, что привлечение к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации проводится после окончания камеральной проверки представленной декларации, поскольку не проводя данную проверку налоговый орган лишен возможности установить смягчающие либо отягчающие обстоятельства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом инспекция отмечает, что требования об уплате штрафа содержат указание на срок для добровольной уплаты штрафных санкций.
Образовательное учреждение отзыв в материалы дела не представило.
Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей заинтересованного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.07.2013 объявлен перерыв до 23.07.2013.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителя заявителя, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в ходе камеральных проверок представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на имущество за 2011 год, налогу на прибыль за 2011 год, а также земельному налогу за 2011 год, инспекция установила факт несвоевременного представления указанных деклараций в налоговый орган, поскольку данные декларации представлены в налоговый орган 04.07.2012, 11.09.2012, 04.07.2012 соответственно.
Выявленные налоговым органом в ходе камеральной проверки нарушения зафиксированы в актах от 26.09.2012 N 19181, от 26.09.2012 N 19184, от 11.10.2012 N 19289.
Решениями налогового органа от 31.10.2012 N 1587, от 31.10.2012 N 1586, от 15.11.2012 N 1687 ответчик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество за 2011 год в размере 500 рублей, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год в размере 500 рублей, за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год в размере 1 291 рубля 50 копеек.
На основании указанных решений в адрес налогоплательщика налоговый орган выставил требования от 30.11.2012 N 7617, от 30.11.2012 N 7616, от 20.12.2012 N 7752 об уплате штрафных санкций со сроком исполнения до 20.12.2012.
В связи с тем, что указанные требования в добровольном порядке образовательное учреждение не исполнило, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган пропустил, установленный законодательством о налогах и сборах шестимесячный срок, предусмотренный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением о взыскании штрафа с организации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации), представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является формальным и обусловлен определенными (конкретными) сроками, в течение которых налогоплательщик обязан исполнить установленные Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности.
Таким образом, моментом обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, является соотношение срока представления налоговой отчетности, установленной налоговым законодательством с датой фактического ее представления налогоплательщиком.
В силу пункта 2 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики представляют налоговые декларации по налогу на имущество не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по земельному налогу предоставляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положениями пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики по итогам налогового периода представляют налоговые декларации по налогу на прибыль не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, порядок привлечения к налоговой ответственности применительно к составу правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен статьей 101.4 "производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях".
Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса (пункт 10 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом (пункт 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговую декларацию по налогу на имущество за 2011 год образовательное учреждение представило 04.07.2012, то есть с нарушением установленного пунктом 3 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации (до 30.03.2012), более чем на три месяца, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой обнаружения правонарушения является 04.07.2012.
При этом исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления заинтересованным лицом указанной декларации (04.07.2012), совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекли 26.03.2012: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (18.07.2012) + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (26.07.2012) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (09.08.2012) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (23.08.2012) + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (06.09.2012) + срок, установленный для исполнения требования от 30.11.2012 N 7617-20 календарных дней (26.09.2012). После истечения срока исполнения требования (26.09.2012) налоговый орган вправе был в течение 6 месяцев обратиться с заявлением в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (26.03.2012).
Налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год образовательное учреждение представило 04.07.2012, то есть с нарушением установленного пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации (до 01.02.2012) более чем на шесть месяцев, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой обнаружения правонарушения является 04.07.2012, а следовательно, совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа за несвоевременное представление указанной налоговой декларации истекли 26.03.2012.
С заявлением о взыскании штрафных санкций по налогу на имущество за 2011 год и земельному налогу за 2011 год налоговый орган обратился в Арбитражный суд Брянской области 05.04.2013.
Таким образом, совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на имущество за 2011 год и земельному налогу за 2011 год истекли 26.03.2012. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока налоговый орган в суд не обращался.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении декларации по налогу на прибыль за 2011 год. Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Образовательное учреждение представило декларацию по налогу на прибыль за 2011 год 11.09.2012, то есть с нарушением установленного пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (до 28.03.2012), более чем на пять месяцев, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой обнаружения правонарушения является 11.09.2012.
Исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления заинтересованным лицом указанной декларации (11.09.2012), совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекают 04.06.2013: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (25.09.2012) + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (03.10.2012) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (17.10.2012) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (31.10.2012) + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (14.11.2012) + срок, установленный для исполнения требования от 30.11.2012 N 7752-20 календарных дней (04.12.2012). После истечения срока исполнения требования (04.12.2012) налоговый орган вправе был в течение 6 месяцев обратиться с заявлением в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (04.06.2013).
Таким образом, совокупный срок обращения в суд с заявлением о взыскании штрафной санкции за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год на момент обращения инспекции в суд с соответствующим заявлением 05.04.2013 не пропущен.
Однако неправильный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения, поскольку в ходе рассмотрения дела и проверки оснований для взыскания финансовых санкций судом апелляционной инстанции выявлено нарушение порядка привлечения к налоговой ответственности, в связи с неправильным применением налоговым органом положений Налогового кодекса Российской Федерации в части, регламентирующих производство по делу о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае проведение камеральной налоговой проверки для привлечения образовательного учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не требовалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется налоговыми органами с целью соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом камеральная проверка осуществляется налоговым органом на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом не проверялась правильность исчисления ответчиком налога, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах только в рамках проведения налоговых проверок.
При этом выявление налоговым органом лишь факта несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на имущество за 2011 год, земельному налогу за 2011 год, налогу на прибыль за 2011 год, обнаруженного непосредственно в день представления учреждением названных деклараций, не требовало проведения камеральной налоговой проверки в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах налоговый орган при выявлении совершенного налогоплательщиком правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговых деклараций, неверно применил форму налогового контроля - камеральную проверку и, следовательно, нормы пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации о проведении проверки в течение трех месяцев.
Производство по делу о налоговом правонарушении проводилось налоговым органом в порядке применения процессуальных норм статьей 88, 100, 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По сути, применение данных норм налоговым органом направлено на неоправданное увеличение сроков проверки и соответственно увеличение всех процессуальных сроков, как для оформления результатов проверки, так и обращения с заявлением в суд.
В данном случае, как указано выше, заявитель должен был провести проверку в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела, о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, налоговый орган, установив факт несвоевременного представления налогоплательщиком деклараций по указанным налогам, обязан был в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения, составить акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Как установлено судом, датами обнаружения правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление декларации по налогу на имущество за 2011 год, является 04.07.2012, по земельному налогу за 2011 год - 04.07.2012, по налогу на прибыль за 2011 год - 11.09.2012.
На основании изложенного акты об обнаружении правонарушения налоговый орган должен был составить - 18.07.2012, 18.07.2012 и 25.09.2012 соответственно.
Из материалов дела следует, что акт камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество за 2011 год составлен 26.09.2012, то есть с нарушением установленного законодательством срока, более чем на 2 месяца и за пределами 10 дневного срока, со дня обнаружения события налогового правонарушения.
Акт камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2011 год составлен 11.10.2012, то есть с нарушением установленного законодательством срока более, чем на 2 месяца и за пределами 10 дневного срока, со дня обнаружения события налогового правонарушения.
Акт камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за 2011 год составлен 26.09.2012, то есть с нарушением установленного законодательством срока на 1 день и за пределами 10 дневного срока, со дня обнаружения события налогового правонарушения.
Образовательное учреждение для вручения акта камеральной проверки не приглашалось, поскольку доказательства, подтверждающие направление уведомлений о вызове налогоплательщика от 26.09.2012 N 10475 и от 11.10.2012 N 20334, в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что акты направлены заинтересованному лицу 27.09.2012 и 12.10.2012. Однако доказательств, подтверждающих факт отправки акта ответчику, в материалах дела не имеется. Реестры отправки корреспонденции от 27.09.2012 и 12.10.2012 не могут быть признаны доказательством, поскольку не содержат отождествляющих признаков.
Согласно пункту 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
Как следует из материалов дела, решения о привлечении ответчика к налоговой ответственности от 31.10.2012 N 1587, от 31.10.2012 N 1586, от 15.11.2012 N 1687 ответчику не вручались, а были направлены ему 01.11.2012 и 16.11.2012, что следует из отметки органов почтовой связи.
Как установлено пунктом 10 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Из изложенного следует, что требование подлежало направлению ответчику в течение 10 дней с даты вступления в силу указанных решений о привлечении к налоговой ответственности. Требования об уплате штрафа оформлены 30.11.2012 N 7617, N 7616 и от 20.12.2012 N 7752, а направлены налогоплательщику только 03.12.2012 и 21.12.2012 соответственно, то есть с нарушением требований пункта 10 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о нарушении порядка привлечения к налоговой ответственности при принятии решения по делу о налоговом правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося основанием для взыскания финансовых санкций, в связи с неправильным применением налоговым органом положений Налогового кодекса Российской Федерации в части, регламентирующих производство по делу о налоговых правонарушениях.
Согласно положениям пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налогового кодекса Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Материалами дела установлено, что производство по делу о налоговом правонарушении в отношении ответчика осуществлялось налоговым органом по иным правовым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующим правоотношения, возникшие в иных правовых ситуациях, является существенным нарушением, что, по мнению суда, делает нелегитимным основания взыскания штрафа в размере 500 рублей за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований заявителя, в связи с чем отказал во взыскании с образовательного учреждения штрафа в сумме 2 291 рубля 50 копеек.
Довод налогового органа о том, что срок для обращения в суд определяется только с учетом истечения срока на исполнение требования, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, как основанный на неправильном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации, которые устанавливают последовательную процедуру привлечения к ответственности и взыскания санкций. Каждый этап данной процедуры должен совершаться в установленные сроки.
Ссылка налогового органа на то, что ему необходимо было провести камеральную проверку, чтобы установить действительный размер налога, который влияет на размер штрафа, отклоняется судом апелляционной инстанции по указанным выше мотивам, а также суд апелляционной инстанции отмечает, что в актах проверок от 26.09.2012 N 19181, от 26.09.2012 N 19184, от 11.10.2012 N 19289 указано лишь на то, что в ходе этих проверок составлены протоколы об административном правонарушении, то есть камеральная проверка в том смысле, в котором она понимается в Налоговом кодексе Российской Федерации, места не имела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.04.2013 по делу N А09-2661/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N А09-2661/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N А09-2661/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3203007889, ОГРН 1043216508500) - Арсеньевой Н.В. (доверенность от 11.01.2013 N 02-01/000173), Рублевской Ж.В. (доверенность от 09.01.2013 N 02-01/000051), в отсутствие заинтересованного лица - государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Душкинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида" (Брянская область, д. Якубовка, ИНН 3217002785, ОГРН 1023201338214), рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.04.2013 по делу N А09-2661/2013 (судья Гоманюк Н.С.),
установил:
следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области (далее - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Душкинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида" (далее - заинтересованное лицо, образовательное учреждение, налогоплательщик) о взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций в размере 2 291 рублей 50 копеек.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.04.2013 в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган пропустил шестимесячный срок обращения с заявлением о взыскании штрафа с организации, предусмотренный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, а ходатайство о восстановлении указанного срока инспекция не заявила.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок для взыскания с образовательного учреждения штрафных санкций налоговым органом не пропущен, поскольку в силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам проведенной налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения, а согласно статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
При этом отмечает, что по результатам камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на имущество от 04.07.2011, по налогу на прибыль от 11.09.2012, по земельному налогу от 04.07.2012 налоговый орган составил акты от 26.09.2012 N 19181, от 26.09.2012 N 19184, от 11.10.2012 N 19289.
Решениями инспекции от 31.10.2012 N 1587, от 31.10.2012 N 1586, от 15.11.2012 N 1687 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании указанных решений в адрес учреждения направлены требования об уплате налога, пени, штрафа от 31.11.2012 N 7617, от 30.11.2012 N 7616, от 20.12.2012 N 7752.
В связи с изложенным налоговый орган указывает, что при обращении 01.04.2013 в арбитражный суд с настоящим заявлением шестимесячный срок обращения для взыскания штрафных санкций не пропущен.
Кроме того, инспекция ссылается на то, что привлечение к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации проводится после окончания камеральной проверки представленной декларации, поскольку не проводя данную проверку налоговый орган лишен возможности установить смягчающие либо отягчающие обстоятельства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
При этом инспекция отмечает, что требования об уплате штрафа содержат указание на срок для добровольной уплаты штрафных санкций.
Образовательное учреждение отзыв в материалы дела не представило.
Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей заинтересованного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.07.2013 объявлен перерыв до 23.07.2013.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителя заявителя, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в ходе камеральных проверок представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на имущество за 2011 год, налогу на прибыль за 2011 год, а также земельному налогу за 2011 год, инспекция установила факт несвоевременного представления указанных деклараций в налоговый орган, поскольку данные декларации представлены в налоговый орган 04.07.2012, 11.09.2012, 04.07.2012 соответственно.
Выявленные налоговым органом в ходе камеральной проверки нарушения зафиксированы в актах от 26.09.2012 N 19181, от 26.09.2012 N 19184, от 11.10.2012 N 19289.
Решениями налогового органа от 31.10.2012 N 1587, от 31.10.2012 N 1586, от 15.11.2012 N 1687 ответчик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество за 2011 год в размере 500 рублей, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год в размере 500 рублей, за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год в размере 1 291 рубля 50 копеек.
На основании указанных решений в адрес налогоплательщика налоговый орган выставил требования от 30.11.2012 N 7617, от 30.11.2012 N 7616, от 20.12.2012 N 7752 об уплате штрафных санкций со сроком исполнения до 20.12.2012.
В связи с тем, что указанные требования в добровольном порядке образовательное учреждение не исполнило, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган пропустил, установленный законодательством о налогах и сборах шестимесячный срок, предусмотренный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением о взыскании штрафа с организации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации), представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является формальным и обусловлен определенными (конкретными) сроками, в течение которых налогоплательщик обязан исполнить установленные Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности.
Таким образом, моментом обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, является соотношение срока представления налоговой отчетности, установленной налоговым законодательством с датой фактического ее представления налогоплательщиком.
В силу пункта 2 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики представляют налоговые декларации по налогу на имущество не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по земельному налогу предоставляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положениями пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики по итогам налогового периода представляют налоговые декларации по налогу на прибыль не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, порядок привлечения к налоговой ответственности применительно к составу правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен статьей 101.4 "производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях".
Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса (пункт 10 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом (пункт 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговую декларацию по налогу на имущество за 2011 год образовательное учреждение представило 04.07.2012, то есть с нарушением установленного пунктом 3 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации (до 30.03.2012), более чем на три месяца, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой обнаружения правонарушения является 04.07.2012.
При этом исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления заинтересованным лицом указанной декларации (04.07.2012), совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекли 26.03.2012: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (18.07.2012) + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (26.07.2012) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (09.08.2012) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (23.08.2012) + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (06.09.2012) + срок, установленный для исполнения требования от 30.11.2012 N 7617-20 календарных дней (26.09.2012). После истечения срока исполнения требования (26.09.2012) налоговый орган вправе был в течение 6 месяцев обратиться с заявлением в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (26.03.2012).
Налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год образовательное учреждение представило 04.07.2012, то есть с нарушением установленного пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации (до 01.02.2012) более чем на шесть месяцев, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой обнаружения правонарушения является 04.07.2012, а следовательно, совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа за несвоевременное представление указанной налоговой декларации истекли 26.03.2012.
С заявлением о взыскании штрафных санкций по налогу на имущество за 2011 год и земельному налогу за 2011 год налоговый орган обратился в Арбитражный суд Брянской области 05.04.2013.
Таким образом, совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на имущество за 2011 год и земельному налогу за 2011 год истекли 26.03.2012. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока налоговый орган в суд не обращался.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении декларации по налогу на прибыль за 2011 год. Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Образовательное учреждение представило декларацию по налогу на прибыль за 2011 год 11.09.2012, то есть с нарушением установленного пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (до 28.03.2012), более чем на пять месяцев, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой обнаружения правонарушения является 11.09.2012.
Исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления заинтересованным лицом указанной декларации (11.09.2012), совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекают 04.06.2013: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (25.09.2012) + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (03.10.2012) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (17.10.2012) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (31.10.2012) + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (14.11.2012) + срок, установленный для исполнения требования от 30.11.2012 N 7752-20 календарных дней (04.12.2012). После истечения срока исполнения требования (04.12.2012) налоговый орган вправе был в течение 6 месяцев обратиться с заявлением в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (04.06.2013).
Таким образом, совокупный срок обращения в суд с заявлением о взыскании штрафной санкции за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год на момент обращения инспекции в суд с соответствующим заявлением 05.04.2013 не пропущен.
Однако неправильный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения, поскольку в ходе рассмотрения дела и проверки оснований для взыскания финансовых санкций судом апелляционной инстанции выявлено нарушение порядка привлечения к налоговой ответственности, в связи с неправильным применением налоговым органом положений Налогового кодекса Российской Федерации в части, регламентирующих производство по делу о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае проведение камеральной налоговой проверки для привлечения образовательного учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не требовалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется налоговыми органами с целью соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом камеральная проверка осуществляется налоговым органом на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом не проверялась правильность исчисления ответчиком налога, не запрашивались подтверждающие документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах только в рамках проведения налоговых проверок.
При этом выявление налоговым органом лишь факта несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на имущество за 2011 год, земельному налогу за 2011 год, налогу на прибыль за 2011 год, обнаруженного непосредственно в день представления учреждением названных деклараций, не требовало проведения камеральной налоговой проверки в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах налоговый орган при выявлении совершенного налогоплательщиком правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении налоговых деклараций, неверно применил форму налогового контроля - камеральную проверку и, следовательно, нормы пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации о проведении проверки в течение трех месяцев.
Производство по делу о налоговом правонарушении проводилось налоговым органом в порядке применения процессуальных норм статьей 88, 100, 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По сути, применение данных норм налоговым органом направлено на неоправданное увеличение сроков проверки и соответственно увеличение всех процессуальных сроков, как для оформления результатов проверки, так и обращения с заявлением в суд.
В данном случае, как указано выше, заявитель должен был провести проверку в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела, о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, налоговый орган, установив факт несвоевременного представления налогоплательщиком деклараций по указанным налогам, обязан был в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения, составить акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Как установлено судом, датами обнаружения правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление декларации по налогу на имущество за 2011 год, является 04.07.2012, по земельному налогу за 2011 год - 04.07.2012, по налогу на прибыль за 2011 год - 11.09.2012.
На основании изложенного акты об обнаружении правонарушения налоговый орган должен был составить - 18.07.2012, 18.07.2012 и 25.09.2012 соответственно.
Из материалов дела следует, что акт камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество за 2011 год составлен 26.09.2012, то есть с нарушением установленного законодательством срока, более чем на 2 месяца и за пределами 10 дневного срока, со дня обнаружения события налогового правонарушения.
Акт камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2011 год составлен 11.10.2012, то есть с нарушением установленного законодательством срока более, чем на 2 месяца и за пределами 10 дневного срока, со дня обнаружения события налогового правонарушения.
Акт камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за 2011 год составлен 26.09.2012, то есть с нарушением установленного законодательством срока на 1 день и за пределами 10 дневного срока, со дня обнаружения события налогового правонарушения.
Образовательное учреждение для вручения акта камеральной проверки не приглашалось, поскольку доказательства, подтверждающие направление уведомлений о вызове налогоплательщика от 26.09.2012 N 10475 и от 11.10.2012 N 20334, в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что акты направлены заинтересованному лицу 27.09.2012 и 12.10.2012. Однако доказательств, подтверждающих факт отправки акта ответчику, в материалах дела не имеется. Реестры отправки корреспонденции от 27.09.2012 и 12.10.2012 не могут быть признаны доказательством, поскольку не содержат отождествляющих признаков.
Согласно пункту 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
Как следует из материалов дела, решения о привлечении ответчика к налоговой ответственности от 31.10.2012 N 1587, от 31.10.2012 N 1586, от 15.11.2012 N 1687 ответчику не вручались, а были направлены ему 01.11.2012 и 16.11.2012, что следует из отметки органов почтовой связи.
Как установлено пунктом 10 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Из изложенного следует, что требование подлежало направлению ответчику в течение 10 дней с даты вступления в силу указанных решений о привлечении к налоговой ответственности. Требования об уплате штрафа оформлены 30.11.2012 N 7617, N 7616 и от 20.12.2012 N 7752, а направлены налогоплательщику только 03.12.2012 и 21.12.2012 соответственно, то есть с нарушением требований пункта 10 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о нарушении порядка привлечения к налоговой ответственности при принятии решения по делу о налоговом правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося основанием для взыскания финансовых санкций, в связи с неправильным применением налоговым органом положений Налогового кодекса Российской Федерации в части, регламентирующих производство по делу о налоговых правонарушениях.
Согласно положениям пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налогового кодекса Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Материалами дела установлено, что производство по делу о налоговом правонарушении в отношении ответчика осуществлялось налоговым органом по иным правовым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующим правоотношения, возникшие в иных правовых ситуациях, является существенным нарушением, что, по мнению суда, делает нелегитимным основания взыскания штрафа в размере 500 рублей за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований заявителя, в связи с чем отказал во взыскании с образовательного учреждения штрафа в сумме 2 291 рубля 50 копеек.
Довод налогового органа о том, что срок для обращения в суд определяется только с учетом истечения срока на исполнение требования, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, как основанный на неправильном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации, которые устанавливают последовательную процедуру привлечения к ответственности и взыскания санкций. Каждый этап данной процедуры должен совершаться в установленные сроки.
Ссылка налогового органа на то, что ему необходимо было провести камеральную проверку, чтобы установить действительный размер налога, который влияет на размер штрафа, отклоняется судом апелляционной инстанции по указанным выше мотивам, а также суд апелляционной инстанции отмечает, что в актах проверок от 26.09.2012 N 19181, от 26.09.2012 N 19184, от 11.10.2012 N 19289 указано лишь на то, что в ходе этих проверок составлены протоколы об административном правонарушении, то есть камеральная проверка в том смысле, в котором она понимается в Налоговом кодексе Российской Федерации, места не имела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.04.2013 по делу N А09-2661/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)