Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей П.А. Порывкина, Н.В. Дегтяревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013
по делу N А40-48410/13, принятое судьей Л.А. Шевелевой
по заявлению ООО "АМТ БАНК"
к ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
(ОГРН 1027701022788, 101000, г. Москва, Златоустинский М. пер., д. 3, 1),
Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве
об обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, оформить заявление и направить его в УФК,
при участии в судебном заседании:
от ООО "АМТ БАНК": по дов. от 12.07.2013 - Плугин С.Б.,
от ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области: по дов. от 24.12.2012 - Давыдова Е.И.,
от Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве - не явился, извещен,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013 удовлетворено заявление ООО "АМТ БАНК" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) об обязании ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы в сумме 5 076 409,23 руб. (из которых 3 468 639,76 руб. - взносы зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, 1 607 769,47 руб. - зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии).
Производство по делу в части требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) прекращено.
Пенсионный фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения заявления общества отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что заявление общества от 17.12.2012 подано с нарушением процедуры обращения о возврате сумм переплаты, то есть не по установленной форме, принятой Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов" (форма 23-ПФР); решения о возврате, принятые на оснований заявлений плательщиков, не переданные отделением в территориальные управления и соответственно в налоговые органы на исполнение до конца 2012 г., не могут быть исполнены в 2013 г. по причине закрытия указанных кодов бюджетной классификации.
Инспекция представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие представителя инспекции.
Выслушав представителей общества и пенсионного фонда, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что 20.07.2011 Приказом Центрального Банка РФ от 20.07.2011 N ОД-534 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации ООО "АМТ БАНК".
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-59768/12-78-164Б от 21.06.2012 в отношении общества открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
21.07.2011 проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафа между обществом и налоговым органом.
В результате данной сверки был установлен факт излишней уплаты со стороны общества страхового взноса за 2009 г., зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 3 468 639,76 руб., а также страхового взноса, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 1 607 769,47 руб., и соответственно составлен акт совместной сверки расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам) N 1982 по состоянию на 21.07.2011 (л.д. 31 - 33).
Учитывая содержание акта сверки, заявитель 19.04.2012 обратился с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган с приложением акта сверки.
Заявитель обратился 17.12.2012 с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в пенсионный фонд.
На момент рассмотрения спора добровольно взносы не возвращены.
В связи с этим общество обратилось в суд.
Арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества в части обязания пенсионного фонда возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы в сумме 5 076 409,23 руб.
Как следует из материалов дела, указанная переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части образовалась в связи с тем, что инспекцией были приняты решения от 09.11.2009 N 3015, 3016, от 12.11.2009 N 3044 о зачете страховых взносов за счет излишне уплаченного налога на прибыль за 2009 г. При этом начисленные страховые взносы за октябрь - декабрь 2009 г. в бюджет не перечислялись, а зачитывались в счет переплаты по налогу на прибыль.
Согласно выпискам по балансовым счетам зачет переплаты по налогу на прибыль на страховую часть по решениям N 3016 и N 3044 - в размере 6 090 000 руб., начислены взносы за октябрь - декабрь 2009 г. - 3 039 208,89 руб., а переплата за 2009 г. отражена на счете N 60302 - 417 848,65 руб. Следовательно, остаток переплаты составил 3 468 698,76 руб.
Относительно зачета переплаты по налогу на прибыль на накопительную часть по решению N 3015 - в размере 3 226 000 руб. начислены взносы за октябрь - декабрь 2009 г. в размере 1 677 202,91 руб., а переплата за 2009 г., отраженная на счете N 60302 - 58 972,38 руб. Следовательно, остаток переплаты составил 1 607 769,47 руб.
Таким образом, переплата, учитываемая на балансовом счете N 60302, подтверждается высланным из налогового органа в адрес конкурсного управляющего общества актом сверки, выпиской по операциям на счете организации.
Кроме того, факт переплаты по страховым взносам подтверждается декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части за 2009 г., представленной заявителем в налоговый орган; картой расчетов с бюджетом по страховым взносам; указанными решениями налогового органа; отчетностью по форме АДВ-11 "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" за 2009 г., представленную в пенсионный фонд.
Из материалов дела следует, что 28.05.2013 по запросу представителя конкурсного управляющего общества из пенсионного фонда по факсу поступила копия ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11 (по состоянию на 07.05.2010) из которого видно, что сумма переплаты на страховую часть трудовой пенсии составляет 5 430 913 руб., а на накопительную 2 489 580 руб., что значительно превышает сумму исковых требований.
27.05.2013 в адрес пенсионного фонда было повторно направлено заявление о возврате переплаченных страховых взносов по форме, установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н, которое решением заместителя начальника заинтересованного лица N 17 оставлено без исполнения на основании п. 13 ст. 26 от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и п. 2 совместного Приказа ФНС и ПФР от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 и АД-30-24/8509.
Судом первой инстанции проверен срок на подачу заявления о возврате налога и правомерно признан соблюденным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30.03.2010 представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
После проведения налоговыми органами камеральных проверок на основе указанных в ч. 1 настоящей статьи деклараций информация о результатах таких проверок передается налоговыми органами в органы пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене в целях передачи контрольных функций, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и пенсионным фондом РФ.
Следовательно, именно на налоговые органы возложен первоначальный учет платежей за 2009 г. (к которому и относятся спорные суммы).
С учетом положений ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ налоговый орган после проведения проверки представленных заявителем сведений за 2009 г. в 2010 г. не выявил нарушений и не уведомил общество об имеющейся у него переплате.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Положениями ст. 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" закреплено право плательщика страховых взносов на своевременный возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Возврат производится органом контроля за уплатой страховых взносов по заявлению плательщика страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 13 ст. 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В то же время приведенная норма не препятствует плательщику страховых взносов обратиться в суд с иском о возврате из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Моментом, когда плательщик страховых взносов узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты страховых взносов, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, причины, по которой плательщик допустил переплату обязательного платежа, наличия возможности для его правильного исчисления, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого периода, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат страховых взносов непропущенным.
Для реализации плательщиком страховых взносов указанных положений и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется соответствующий акт, форма которого утверждается соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела подтверждается, что заявителем не пропущен срок, предусмотренный п. 13 ст. 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Из представленных ведомостей по уплате страховых взносов по форме АДВ-II, выписок по лицевому счету заявителя из налогового органа и выписок из банка подтверждается факт перечисления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда РФ в заявленном размере.
При этом с учетом обстоятельств зачета переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты страховых платежей ни пенсионным фондом, ни инспекцией не представлено доказательств уведомления заявителя об имеющейся переплате.
Таким образом, заявитель окончательно узнал о размере имеющейся у него переплаты из акта сверки расчетов от 21.07.2011, полученного от налогового органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о страховых взносах, плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30.03.2010 представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г.
Сведения могли быть составлены и представлены заявителем только в 2010 г. (поскольку представляются за календарный год), а заявление подано в пенсионный фонд и инспекцию в 2012 г., следовательно, трехлетний срок давности на подачу заявления о возврате платежей не пропущен заявителем и по этому основанию.
В настоящее время в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н все КБК по учету пенсионных взносов переданы в ведение пенсионного фонда и его подразделений, а следовательно, обязанность по возврату излишне уплаченных взносов лежит на пенсионном фонде.
Заявитель с учетом содержания ст. 65 АПК РФ представил все документы, подтверждающие наличие у него переплаты и обстоятельства извещения его об обнаружении образовавшейся у него переплаты, а пенсионный фонд по его доводам не возразил.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013 по делу N А40-48410/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2013 N 09АП-26998/2013 ПО ДЕЛУ N А40-48410/13
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. N 09АП-26998/2013
Дело N А40-48410/13
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей П.А. Порывкина, Н.В. Дегтяревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013
по делу N А40-48410/13, принятое судьей Л.А. Шевелевой
по заявлению ООО "АМТ БАНК"
к ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
(ОГРН 1027701022788, 101000, г. Москва, Златоустинский М. пер., д. 3, 1),
Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве
об обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, оформить заявление и направить его в УФК,
при участии в судебном заседании:
от ООО "АМТ БАНК": по дов. от 12.07.2013 - Плугин С.Б.,
от ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области: по дов. от 24.12.2012 - Давыдова Е.И.,
от Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве - не явился, извещен,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013 удовлетворено заявление ООО "АМТ БАНК" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) об обязании ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы в сумме 5 076 409,23 руб. (из которых 3 468 639,76 руб. - взносы зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, 1 607 769,47 руб. - зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии).
Производство по делу в части требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) прекращено.
Пенсионный фонд не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения заявления общества отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что заявление общества от 17.12.2012 подано с нарушением процедуры обращения о возврате сумм переплаты, то есть не по установленной форме, принятой Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов" (форма 23-ПФР); решения о возврате, принятые на оснований заявлений плательщиков, не переданные отделением в территориальные управления и соответственно в налоговые органы на исполнение до конца 2012 г., не могут быть исполнены в 2013 г. по причине закрытия указанных кодов бюджетной классификации.
Инспекция представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие представителя инспекции.
Выслушав представителей общества и пенсионного фонда, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что 20.07.2011 Приказом Центрального Банка РФ от 20.07.2011 N ОД-534 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации ООО "АМТ БАНК".
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-59768/12-78-164Б от 21.06.2012 в отношении общества открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
21.07.2011 проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафа между обществом и налоговым органом.
В результате данной сверки был установлен факт излишней уплаты со стороны общества страхового взноса за 2009 г., зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 3 468 639,76 руб., а также страхового взноса, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 1 607 769,47 руб., и соответственно составлен акт совместной сверки расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам) N 1982 по состоянию на 21.07.2011 (л.д. 31 - 33).
Учитывая содержание акта сверки, заявитель 19.04.2012 обратился с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган с приложением акта сверки.
Заявитель обратился 17.12.2012 с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в пенсионный фонд.
На момент рассмотрения спора добровольно взносы не возвращены.
В связи с этим общество обратилось в суд.
Арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества в части обязания пенсионного фонда возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы в сумме 5 076 409,23 руб.
Как следует из материалов дела, указанная переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части образовалась в связи с тем, что инспекцией были приняты решения от 09.11.2009 N 3015, 3016, от 12.11.2009 N 3044 о зачете страховых взносов за счет излишне уплаченного налога на прибыль за 2009 г. При этом начисленные страховые взносы за октябрь - декабрь 2009 г. в бюджет не перечислялись, а зачитывались в счет переплаты по налогу на прибыль.
Согласно выпискам по балансовым счетам зачет переплаты по налогу на прибыль на страховую часть по решениям N 3016 и N 3044 - в размере 6 090 000 руб., начислены взносы за октябрь - декабрь 2009 г. - 3 039 208,89 руб., а переплата за 2009 г. отражена на счете N 60302 - 417 848,65 руб. Следовательно, остаток переплаты составил 3 468 698,76 руб.
Относительно зачета переплаты по налогу на прибыль на накопительную часть по решению N 3015 - в размере 3 226 000 руб. начислены взносы за октябрь - декабрь 2009 г. в размере 1 677 202,91 руб., а переплата за 2009 г., отраженная на счете N 60302 - 58 972,38 руб. Следовательно, остаток переплаты составил 1 607 769,47 руб.
Таким образом, переплата, учитываемая на балансовом счете N 60302, подтверждается высланным из налогового органа в адрес конкурсного управляющего общества актом сверки, выпиской по операциям на счете организации.
Кроме того, факт переплаты по страховым взносам подтверждается декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части за 2009 г., представленной заявителем в налоговый орган; картой расчетов с бюджетом по страховым взносам; указанными решениями налогового органа; отчетностью по форме АДВ-11 "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" за 2009 г., представленную в пенсионный фонд.
Из материалов дела следует, что 28.05.2013 по запросу представителя конкурсного управляющего общества из пенсионного фонда по факсу поступила копия ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11 (по состоянию на 07.05.2010) из которого видно, что сумма переплаты на страховую часть трудовой пенсии составляет 5 430 913 руб., а на накопительную 2 489 580 руб., что значительно превышает сумму исковых требований.
27.05.2013 в адрес пенсионного фонда было повторно направлено заявление о возврате переплаченных страховых взносов по форме, установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н, которое решением заместителя начальника заинтересованного лица N 17 оставлено без исполнения на основании п. 13 ст. 26 от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и п. 2 совместного Приказа ФНС и ПФР от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 и АД-30-24/8509.
Судом первой инстанции проверен срок на подачу заявления о возврате налога и правомерно признан соблюденным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30.03.2010 представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
После проведения налоговыми органами камеральных проверок на основе указанных в ч. 1 настоящей статьи деклараций информация о результатах таких проверок передается налоговыми органами в органы пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене в целях передачи контрольных функций, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и пенсионным фондом РФ.
Следовательно, именно на налоговые органы возложен первоначальный учет платежей за 2009 г. (к которому и относятся спорные суммы).
С учетом положений ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ налоговый орган после проведения проверки представленных заявителем сведений за 2009 г. в 2010 г. не выявил нарушений и не уведомил общество об имеющейся у него переплате.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Положениями ст. 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" закреплено право плательщика страховых взносов на своевременный возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Возврат производится органом контроля за уплатой страховых взносов по заявлению плательщика страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 13 ст. 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В то же время приведенная норма не препятствует плательщику страховых взносов обратиться в суд с иском о возврате из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Моментом, когда плательщик страховых взносов узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты страховых взносов, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, причины, по которой плательщик допустил переплату обязательного платежа, наличия возможности для его правильного исчисления, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого периода, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат страховых взносов непропущенным.
Для реализации плательщиком страховых взносов указанных положений и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется соответствующий акт, форма которого утверждается соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела подтверждается, что заявителем не пропущен срок, предусмотренный п. 13 ст. 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Из представленных ведомостей по уплате страховых взносов по форме АДВ-II, выписок по лицевому счету заявителя из налогового органа и выписок из банка подтверждается факт перечисления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда РФ в заявленном размере.
При этом с учетом обстоятельств зачета переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты страховых платежей ни пенсионным фондом, ни инспекцией не представлено доказательств уведомления заявителя об имеющейся переплате.
Таким образом, заявитель окончательно узнал о размере имеющейся у него переплаты из акта сверки расчетов от 21.07.2011, полученного от налогового органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о страховых взносах, плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30.03.2010 представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г.
Сведения могли быть составлены и представлены заявителем только в 2010 г. (поскольку представляются за календарный год), а заявление подано в пенсионный фонд и инспекцию в 2012 г., следовательно, трехлетний срок давности на подачу заявления о возврате платежей не пропущен заявителем и по этому основанию.
В настоящее время в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н все КБК по учету пенсионных взносов переданы в ведение пенсионного фонда и его подразделений, а следовательно, обязанность по возврату излишне уплаченных взносов лежит на пенсионном фонде.
Заявитель с учетом содержания ст. 65 АПК РФ представил все документы, подтверждающие наличие у него переплаты и обстоятельства извещения его об обнаружении образовавшейся у него переплаты, а пенсионный фонд по его доводам не возразил.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2013 по делу N А40-48410/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.С.САФРОНОВА
М.С.САФРОНОВА
Судьи
П.А.ПОРЫВКИН
Н.В.ДЕГТЯРЕВА
П.А.ПОРЫВКИН
Н.В.ДЕГТЯРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)