Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области -Тихонов А.А. по доверенности N 15279 от 28.11.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области, г. Вольск Саратовской области,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "02" декабря 2008 года по делу N А57-8956/2008-41, принятое судьей Степура С.М.,
по заявлению муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Вольского муниципального района Саратовской области", г. Вольск Саратовской области,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области, г. Вольск Саратовской области,
Финансовому управлению администрации Вольского муниципального района, г. Вольск Саратовской области,
об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии и налога на доходы физических лиц в размере 176553,48 руб.,
установил:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 02.12.2008 г. удовлетворены требования муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Вольского муниципального района Саратовской области" (далее - МУ "ЦБУО", Учреждение) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663,48 руб., перечисленных по платежным поручениям N 313 от 11.01.2008 г., N 333 от 11.01.2008 г., N 2606 от 06.02.2008, N 2616 от 06.02.2008, N 3001 от 13.02.2008, N 5928 от 13.02.2008, N 5930 от 13.03.2008, и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб., перечисленного по платежным поручениям N 2384 от 04.02.2008, N 2999 от 13.02.2008, N 4940 от 04.03.2008, излишне уплаченных Финансовым управлением администрации Вольского муниципального района.
С Инспекции в пользу Учреждения взысканы понесенные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Учреждение с заявлением о зачете (возврате) в налоговую инспекцию не обращалось, следовательно, у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения о зачете (возврате) переплаты по налогу в счет погашения задолженности по налогам и страховым взносам.
МУ "ЦБУО" считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области) в отзыве на апелляционную жалобу просит судебное заседание по апелляционной жалобе Инспекции провести в отсутствие своего представителя, указало на отсутствие нарушений прав и законных интересов пенсионного органа принятым по делу судебным актом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Учреждения, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области, Финансового управления администрации Вольского муниципального района, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Как следует из материалов дела, МУ "ЦБУО" платежными поручениями N 313 от 11.01.2008, N 333 от 11.01.2008, N 2606 от 06.02.2008, от 06.02.2008 N 2616, N 2384 от 04.02.2008, N 2999 от 13.02.2008, N 3001 от 13.02.2008, N 4940 от 04.03.2008, N 5928 от 13.03.2008, N 5930 от 13.03.2008 произвело перечисление страховых взносов, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии и налога на доходы физических лиц в ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области на общую сумму 176553 руб. 48 коп.
Однако, при электронном обмене платежными поручениями в Финансовом управлении администрации Вольского муниципального района произошел технический сбой и денежные средства в сумме 176553 руб. 48 коп. были ошибочно зачислены как платежи, поступившие от финансового управления администрации Вольского муниципального района (ИНН 6441006254), вместо МУ "ЦБУО" (ИНН 6441017425).
Управление образования администрации Вольского муниципального района Саратовской области 22.04.2008 обратилось в Инспекцию с заявлением N 01-25/697 о переносе платежей по указанным платежным поручениям с ИНН 6441006254 на ИНН 6441017425 либо о возврате данных сумм.
Поскольку налоговым органом не произведен зачет платежей по указанным платежным поручениям с ИНН 6441006254 на ИНН 6441017425, а также не произведен возврат данных сумм Финансовому управлению администрации Вольского муниципального района МУ "ЦБУО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что факт уплаты Учреждением страховых взносов и налога на доходы физических лиц в сумме 176553,48 руб., ошибочно зачисленных как платежи, поступившие от Финансового управления администрации Вольского муниципального района, подтвержден документально. При этом суд первой инстанции посчитал заявление Управления образования Вольского муниципального района от 22.04.2008 г. N 01-25/697 о переносе платежей и письмо Финансового управления администрации Вольского муниципального района от 16.05.2008 г. N 150 о возврате ошибочно перечисленных платежей достаточными для зачета Учреждению спорной суммы страховых взносов и налога на доходы физических лиц в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В п. 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Таким образом, обращение налогоплательщика в суд с заявлением о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно при соблюдении им установленного ст. 78 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком - налоговым органом, поскольку на основании ст. 6 и п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом обязанность соблюдения указанного порядка возложена на налогоплательщика, то есть в данном случае МУ "ЦБУО".
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что обязанность налогового органа по зачету излишне уплаченной суммы налога в установленном ст. 78 НК РФ порядке возникает лишь в случае, если обращение с заявлением о зачете налога последовало в установленный названной нормой срок и оснований отказа в зачете налога у инспекции не имелось.
Между тем как установлено судом апелляционной инстанции Учреждение с заявлением о зачете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663, 48 руб. и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб. в Инспекцию не обращалось, следовательно, правовые условия для зачета указанных сумм страховых взносов и налога, предусмотренные ст. 78 НК РФ, отсутствуют.
При этом заявление Управления образования администрации Вольского муниципального района от 22.04.2008 г. N 01-25/697 (т. 1 л.д. 18-19) о переносе платежей по указанным платежным поручениям с ИНН 6441006254 на ИНН 6441017425 либо о возврате данных сумм, а также письмо Финансового управления Вольского муниципального района от 16.05.2008 г. N 150 о возврате ошибочно перечисленных платежей не может служить основанием для произведения зачета в порядке ст. 78 НК РФ, так как Управление образования администрации Вольского муниципального района и Финансовое управление Вольского муниципального района не являются плательщиком данных платежей.
Следовательно, требования п. п. 4, 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщиком должным образом исполнены не были, поскольку указанная норма предусматривает досудебный порядок урегулирования спора, т.е. досудебное обращение в налоговый орган с требованием о возврате излишне уплаченных налогов, сборов. При таких обстоятельствах в соответствии с п. 2 ст. 148 АПК РФ заявленные требования об обязании Инспекции зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663,48 руб. и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб. подлежали оставлению без рассмотрения. Учреждение при этом не лишается права повторно обратиться в суд с аналогичным требованием при условии соблюдения порядка, установленного ст. 78 НК РФ.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а заявленные требования следует оставить без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "02" декабря 2008 года по делу N А57-8956/2008-41 отменить.
Заявление муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Вольского муниципального района Саратовской области" об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663,48 руб., перечисленных по платежным поручениям N 313 от 11.01.2008 г., N 333 от 11.01.2008 г., N 2606 от 06.02.2008, N 2616 от 06.02.2008, N 3001 от 13.02.2008, N 5928 от 13.02.2008, N 5930 от 13.03.2008, и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб., перечисленного по платежным поручениям N 2384 от 04.02.2008, N 2999 от 13.02.2008, N 4940 от 04.03.2008 г. оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2009 ПО ДЕЛУ N А57-8956/2008-41
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2009 г. по делу N А57-8956/2008-41
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области -Тихонов А.А. по доверенности N 15279 от 28.11.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области, г. Вольск Саратовской области,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "02" декабря 2008 года по делу N А57-8956/2008-41, принятое судьей Степура С.М.,
по заявлению муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Вольского муниципального района Саратовской области", г. Вольск Саратовской области,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области, г. Вольск Саратовской области,
Финансовому управлению администрации Вольского муниципального района, г. Вольск Саратовской области,
об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии и налога на доходы физических лиц в размере 176553,48 руб.,
установил:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 02.12.2008 г. удовлетворены требования муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Вольского муниципального района Саратовской области" (далее - МУ "ЦБУО", Учреждение) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663,48 руб., перечисленных по платежным поручениям N 313 от 11.01.2008 г., N 333 от 11.01.2008 г., N 2606 от 06.02.2008, N 2616 от 06.02.2008, N 3001 от 13.02.2008, N 5928 от 13.02.2008, N 5930 от 13.03.2008, и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб., перечисленного по платежным поручениям N 2384 от 04.02.2008, N 2999 от 13.02.2008, N 4940 от 04.03.2008, излишне уплаченных Финансовым управлением администрации Вольского муниципального района.
С Инспекции в пользу Учреждения взысканы понесенные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Учреждение с заявлением о зачете (возврате) в налоговую инспекцию не обращалось, следовательно, у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения о зачете (возврате) переплаты по налогу в счет погашения задолженности по налогам и страховым взносам.
МУ "ЦБУО" считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области) в отзыве на апелляционную жалобу просит судебное заседание по апелляционной жалобе Инспекции провести в отсутствие своего представителя, указало на отсутствие нарушений прав и законных интересов пенсионного органа принятым по делу судебным актом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Учреждения, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области, Финансового управления администрации Вольского муниципального района, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Как следует из материалов дела, МУ "ЦБУО" платежными поручениями N 313 от 11.01.2008, N 333 от 11.01.2008, N 2606 от 06.02.2008, от 06.02.2008 N 2616, N 2384 от 04.02.2008, N 2999 от 13.02.2008, N 3001 от 13.02.2008, N 4940 от 04.03.2008, N 5928 от 13.03.2008, N 5930 от 13.03.2008 произвело перечисление страховых взносов, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии и налога на доходы физических лиц в ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области на общую сумму 176553 руб. 48 коп.
Однако, при электронном обмене платежными поручениями в Финансовом управлении администрации Вольского муниципального района произошел технический сбой и денежные средства в сумме 176553 руб. 48 коп. были ошибочно зачислены как платежи, поступившие от финансового управления администрации Вольского муниципального района (ИНН 6441006254), вместо МУ "ЦБУО" (ИНН 6441017425).
Управление образования администрации Вольского муниципального района Саратовской области 22.04.2008 обратилось в Инспекцию с заявлением N 01-25/697 о переносе платежей по указанным платежным поручениям с ИНН 6441006254 на ИНН 6441017425 либо о возврате данных сумм.
Поскольку налоговым органом не произведен зачет платежей по указанным платежным поручениям с ИНН 6441006254 на ИНН 6441017425, а также не произведен возврат данных сумм Финансовому управлению администрации Вольского муниципального района МУ "ЦБУО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что факт уплаты Учреждением страховых взносов и налога на доходы физических лиц в сумме 176553,48 руб., ошибочно зачисленных как платежи, поступившие от Финансового управления администрации Вольского муниципального района, подтвержден документально. При этом суд первой инстанции посчитал заявление Управления образования Вольского муниципального района от 22.04.2008 г. N 01-25/697 о переносе платежей и письмо Финансового управления администрации Вольского муниципального района от 16.05.2008 г. N 150 о возврате ошибочно перечисленных платежей достаточными для зачета Учреждению спорной суммы страховых взносов и налога на доходы физических лиц в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В п. 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Таким образом, обращение налогоплательщика в суд с заявлением о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно при соблюдении им установленного ст. 78 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком - налоговым органом, поскольку на основании ст. 6 и п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом обязанность соблюдения указанного порядка возложена на налогоплательщика, то есть в данном случае МУ "ЦБУО".
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что обязанность налогового органа по зачету излишне уплаченной суммы налога в установленном ст. 78 НК РФ порядке возникает лишь в случае, если обращение с заявлением о зачете налога последовало в установленный названной нормой срок и оснований отказа в зачете налога у инспекции не имелось.
Между тем как установлено судом апелляционной инстанции Учреждение с заявлением о зачете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663, 48 руб. и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб. в Инспекцию не обращалось, следовательно, правовые условия для зачета указанных сумм страховых взносов и налога, предусмотренные ст. 78 НК РФ, отсутствуют.
При этом заявление Управления образования администрации Вольского муниципального района от 22.04.2008 г. N 01-25/697 (т. 1 л.д. 18-19) о переносе платежей по указанным платежным поручениям с ИНН 6441006254 на ИНН 6441017425 либо о возврате данных сумм, а также письмо Финансового управления Вольского муниципального района от 16.05.2008 г. N 150 о возврате ошибочно перечисленных платежей не может служить основанием для произведения зачета в порядке ст. 78 НК РФ, так как Управление образования администрации Вольского муниципального района и Финансовое управление Вольского муниципального района не являются плательщиком данных платежей.
Следовательно, требования п. п. 4, 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщиком должным образом исполнены не были, поскольку указанная норма предусматривает досудебный порядок урегулирования спора, т.е. досудебное обращение в налоговый орган с требованием о возврате излишне уплаченных налогов, сборов. При таких обстоятельствах в соответствии с п. 2 ст. 148 АПК РФ заявленные требования об обязании Инспекции зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663,48 руб. и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб. подлежали оставлению без рассмотрения. Учреждение при этом не лишается права повторно обратиться в суд с аналогичным требованием при условии соблюдения порядка, установленного ст. 78 НК РФ.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а заявленные требования следует оставить без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "02" декабря 2008 года по делу N А57-8956/2008-41 отменить.
Заявление муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Вольского муниципального района Саратовской области" об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области зачесть страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 663,48 руб., перечисленных по платежным поручениям N 313 от 11.01.2008 г., N 333 от 11.01.2008 г., N 2606 от 06.02.2008, N 2616 от 06.02.2008, N 3001 от 13.02.2008, N 5928 от 13.02.2008, N 5930 от 13.03.2008, и налога на доходы физических лиц в сумме 61890 руб., перечисленного по платежным поручениям N 2384 от 04.02.2008, N 2999 от 13.02.2008, N 4940 от 04.03.2008 г. оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)