Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2008 ПО ДЕЛУ N А29-1033/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2008 г. по делу N А29-1033/2008



11 июня 2008 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Черных Л.И.,
судей: Хоровой Т.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя: Пакшин А.Ю. - по доверенности от 01.01.2008,
от заинтересованного лица: Фролова Г.Д. - по доверенности от 22.10.2007, Маклакова Т.А. - по доверенности от 17.05.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.08 по делу N А29-1033/2008, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Шахта Воргашорская"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми
о признании недействительным требования N 64 от 25.01.2008,

установил:

Открытое акционерное общество "Шахта Воргашорская" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми N 64 от 25.01.2008.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2008 требования ОАО "Шахта Воргашорская" удовлетворены.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, не согласившись с решением суда, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права, а именно при неправильном применении статьи 124 Федерального закона N 173-ФЗ от 23.12.2004 "О федеральном бюджете на 2005 год", пунктов 1, 3, 4, 6, 7, 10, 12, 14 и 16 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, а также положений указанного постановления в их совокупности, что выразилось в выделении судом первой инстанции этапа списания задолженности в самостоятельный процесс, не относящийся к реструктуризации задолженности; при неприменении статьи 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"; без учета позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.02.2008 N 1973/08 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А29-2295/2007, и позиции Министерства финансов Республики Коми.
По мнению Инспекции, последствия досрочного погашения реструктуризированной задолженности распространяются только на суммы задолженности, реструктурируемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 и вошедшие в решение о реструктуризации задолженности и графики погашения задолженности; сумма пеней за период с 01.01.2005 по 27.11.2005 должна уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации после полного погашения суммы реструктуризированной задолженности, поскольку реструктуризации подлежала задолженность по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности, по состоянию на 01 января 2005 года.
ОАО "Шахта Воргашорская" в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами налогового органа, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Инспекцией заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с обращением Управления ФНС России по Республике Коми в Федеральную налоговую службу с запросом о сообщении позиции службы либо мнения Министерства финансов Российской Федерации по спорным пунктам постановления Правительства от 09.11.2005 N 672.
Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство отклонено, поскольку разъяснения Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации в силу статей 1 и 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01 января 2005 года" 28.11.2005 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми было принято решение N 6 о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам ОАО "Шахта Воргашорская", в том числе по платежам на добычу других полезных ископаемых в сумме 72 415 893 рублей 80 копеек, пеням и штрафам по платежам на добычу других полезных ископаемых в сумме 75 877 687 рублей 48 копеек.
В связи с тем, что Общество произвело досрочное погашение (в течение 4 лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности) всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам, решениями от 19.10.2007 и от 19.12.2007 Инспекция списала реструктурируемую задолженность по пеням и штрафам, в том числе по платежам на добычу других полезных ископаемых в сумме 75 877 687 рублей 48 копеек.
За период с 01.01.2005 по 30.04.2005 на сумму реструктуризированной задолженности по платежам на добычу других полезных ископаемых Инспекция начислила пени в сумме 3 475 962 рублей 89 копеек, об уплате которых выставила Обществу требование N 64 от 25.01.2008.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьей 124 Федерального закона N 173-ФЗ от 23.12.2004 "О федеральном бюджете на 2005 год", пунктами 1, 3, 4, 6, 7, 10, 12 и 14 постановления Правительства Российской Федерации N 672 от 09.11.2005 и пришел к выводу о том, что в случае погашения организацией всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение 4 лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности, вся задолженность по пеням, начисленным на реструктурированную задолженность, подлежит списанию.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3, 5 статьи 75 Кодекса).
В соответствии со статьей 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Статьей 124 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право провести в 2005 году реструктуризацию задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму вышеуказанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года. Установлено, что реструктуризация производится на основании решения налогового органа по месту постановки угледобывающей организации на налоговый учет на следующих условиях: в части задолженности по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) погашения задолженности - в течение пяти лет с даты принятия налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам - в течение двух последующих лет с возможностью списания начисленных пеней и штрафов в случае досрочного погашения задолженности по налогам и сборам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций. В пункте 1 данного постановления предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, образовавшейся на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.
В пункте 4 названного постановления установлено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение пяти лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам в течение двух последующих лет.
Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.
Таким образом, реструктуризация задолженности, осуществляемая на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая представляет собой изменение срока его уплаты.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 Инспекция в отношении ОАО "Шахта Воргашорская" приняла решение от 28.11.2005 N 6 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Сумма пеней, начисленных за период с 01.01.2005 по 30.04.2005, не подлежала включению в график реструктуризации, следовательно, должна была уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 75 Кодекса, то есть в рассматриваемом случае после полного погашения суммы реструктурированной задолженности, либо раньше при утрате налогоплательщиком права на реструктуризацию одновременно с уплатой (взысканием) недоимки либо после нее.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом в случае погашения организацией:
- - половины реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение не более двух лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание половины задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам;
- - всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание всей задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам;
- - половины реструктурированной задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 7,5 процента по начисленным пеням и штрафам в течение не более двух лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание 42,5 процента задолженности по начисленным пеням и штрафам;
- - всей реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности - налоговым органом производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Списание задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом в течение семи дней с даты погашения необходимой для осуществления списания задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, из анализа положений статьи 124 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2005 год, пунктов 1, 4, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 следует, что в случае погашения организацией всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации, пени, начисленные на реструктуризированную задолженность, подлежат списанию.
Как видно из материалов дела, Общество произвело погашение всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности; пени в сумме 3 475 962 рублей 89 копеек за период с 01.01.2005 по 30.04.2005 начислены на реструктурированную задолженность по платежам на добычу других полезных ископаемых.
С учетом изложенного, выставление Обществу требования об уплате подлежащих списанию пеней нарушает положения указанного постановления Правительства Российской Федерации и статей 69 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правильно признал недействительным требование Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 25.01.2008 N 64.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод Инспекции о том, что судом не учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 29.02.2008 N 1973/08 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А29-2295/2007 Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.10.2007 по указанному делу, так как вывод суда кассационной инстанции о том, что в случае зачета имеющейся у предприятия суммы переплаты по налогам в счет погашения пеней, положения пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 не будут соблюдены, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 29.02.2008 неправильным не признан.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо Министерства финансов Республики Коми от 28.02.2008 N 04-03/1277 (лист дела 126-127) не может быть принята во внимание, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, Министерство финансов Республики Коми не является органом, уполномоченным давать обязательные к применению разъяснения относительно порядка применения постановления Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя и подлежит взысканию с Инспекции в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2008 по делу N А29-1033/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины с апелляционной жалобы.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
Т.В.ХОРОВА
Т.В.ЛЫСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)