Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.01.2013 ПО ДЕЛУ N А33-7121/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. N А33-7121/2012


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска Сенашовой О.В. (доверенность от 10.01.2013), открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Рябкова М.В. (доверенность N 230 от 25.12.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2012 года по делу N А33-7121/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Данекина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - налоговый орган, налоговая инспекция, ОГРН 1042441780050) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество, ОГРН 1052460054327) о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 3 054 953 рубля 48 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов сделаны по неполно выясненным обстоятельствам по делу.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Акционерная Компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе при исчислении и уплате налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога на землю, транспортного налога, единого социального налога, налога на доходы физических лиц.
По результатам выездной налоговой проверки принято решение от 28.09.2007 N 05-11/9025дсп о привлечении открытого акционерного общества "Акционерная Компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" к налоговой ответственности, на основании которого обществу доначислены и предложены к уплате, в том числе: налог на прибыль в сумме 133 006 692 рубля (в том числе в местный бюджет - 11 083 891 рубль), пени в сумме 40 794 894 рубля (в том числе в местный бюджет - 3 725 250 рублей), налог на имущество в сумме 610 397 рублей, пени в сумме 130 133 рубля, налог на землю в сумме 21 407 404 рубля, пени в сумме 5 383 570 рублей, транспортный налог в сумме 23 799 рублей, пени в сумме 7 771 рубль, налог на добавленную стоимость в сумме 120 226 921 рубль, пени в сумме 55 659 904 рубля, единый социальный налог в сумме 2 045 763 рубля, пени в сумме 324 069 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 94 рубля.
Кроме того, данным решением общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю, транспортного налога, налога на добавленную стоимость, единого социального налога; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в общей сумме 35 449 876 рублей (в том числе по налогу на прибыль, зачислявшемуся в местный бюджет - 2 216 778 рублей).
Требованием N 64 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 26.10.2007 обществу предложено в добровольном порядке в срок до 05.11.2007 уплатить доначисленные по результатам выездной налоговой проверки штрафы в общей сумме 35 449 876 рублей, налоги в общей сумме 277 320 976 рублей, пени в общей сумме 109 329 697 рублей.
Решение от 28.09.2007 N 05-11/9025дсп и требование от 26.10.2007 N 64 оспорены обществом АК "Омскэнерго" в Арбитражный суд Омской области.
В Единый государственный реестр юридических лиц 31.03.2008 внесена запись о реорганизации открытого акционерного общества "Акционерная Компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
С учетом принятых судебных актов по делам N А46-14591/2007 от 08.07.2008, N А46-11692/2007 от 24.06.2010 Арбитражного суда Омской области к уплате в бюджет подлежало 43 405 370 рублей налогов, в том числе 3 457 063 рубля налога на прибыль, зачислявшегося в местный бюджет, 16 140 253 рубля пеней, в том числе 755 878 рублей 98 копеек пени по налогу на прибыль, зачислявшемуся в местный бюджет и 8 652 887 рублей штрафов, в том числе 689 455 рублей 50 копеек штрафа по налогу на прибыль, зачислявшемуся в местный бюджет.
18.09.2008 налоговым органом проведен зачет 23 477 рублей в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в местные бюджеты на основании решения N 21451 (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 18.09.2008 N 11693).
30.07.2010 ОАО "МРСК Сибири" по платежным поручениям N 15438, N 15439, N 15440 уплачено 1 170 000 рублей налога на прибыль, зачисляемого в местные бюджеты, 300 760 рублей пени, 235 821 рубль штрафа.
С учетом уплаты обществом сумм налога, пеней и штрафа и проведенного налоговым органом зачета, сумма налога, пеней и штрафа к уплате в бюджет составила 2 169 677 рублей налога на прибыль, зачисляемого в местные бюджеты, 455 118 рублей 98 копеек пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местные бюджеты, 430 157 рублей 50 копеек штрафа по налогу на прибыль, зачисляемому в местные бюджеты.
Администратором отмененных налоговых обязательств ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" является Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска.
Решение о взыскании названной суммы налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 в местный бюджет, пени и штрафа в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС по Железнодорожному району не принималось.
Поскольку до настоящего времени ОАО "МРСК Сибири" налог на прибыль, зачислявшийся в местный бюджет, пени и штраф в общей сумме 3 054 953 рубля 48 копеек в бюджет не уплачены, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании указанной суммы обязательных платежей.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что налоговым органом утрачено право на взыскание с налогоплательщика спорной задолженности по налогу на прибыль, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местный бюджет в сумме 2 169 677 рублей, по пени в сумме 455 118 рублей 98 копеек и по штрафу в сумме 430 157 рублей 50 копеек, в связи с пропуском сроков на взыскание.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судами установлено, что факт наличия у ОАО "МРСК Сибири" задолженности по налогу на прибыль, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местный бюджет, в сумме 2 169 677 рублей, по пени в сумме 455 118 рублей 98 копеек и по штрафу в сумме 430 157 рублей 50 копеек, начисленных решением по выездной проверке от 28.09.2007 N 05-11/9025, подтвержден представленными в материалы дела данными налогового обязательства общества и данный факт ответчиком не оспаривается. Между сторонами отсутствует спор относительно определения вида и размера взыскиваемой задолженности, периода ее возникновения и оснований начисления.
Поскольку взыскиваемая задолженность образовалась после 01.01.2007 (решение по выездной проверке принято 28.09.2007), взыскание данной задолженности осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона N 137-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу ему направляется требование об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей на момент начисления взыскиваемой задолженности, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Вместе с тем, пропуск такого срока не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога. Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71.
Из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение обязанности по уплате налога, пеней путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления инкассового поручения (распоряжения) в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, при определении срока взыскания задолженности, образовавшейся после 01.01.2007, судом учитывается совокупность следующих сроков: дата вступления в силу решения по налоговой проверке + 10 дней на выставление требования + 10 дней с даты получения требования на его исполнение в добровольном порядке + 2 месяца на процедуру бесспорного взыскания недоимки в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации либо 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке в случае нарушения срока взыскания за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Судами установлено, что требование N 64 об уплате налога выставлено 26.10.2007, срок его исполнения установлен до 05.11.2007.
Определением суда от 01.11.2007 по делу N А46-11692/2007 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия требования N 64. Данные обеспечительные меры отменены определением от 13.07.2010.
Принятие судом в рассматриваемом случае обеспечительных мер в виде приостановления действия требования исключило возможность совершения налоговым органом любых действий, направленных на взыскание налогов, пени, штрафов, предусмотренных статьями 69, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, период, в течение которого действовали обеспечительные меры (с 01.11.2007 по 13.07.2010), не включается в срок, установленный Кодексом для взыскания задолженности.
При таких обстоятельствах судами правильно установлен срок для принятия решения о взыскании налога на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2005 в местный бюджет, за счет денежных средств - 13.09.2010.
Из пояснений налогового органа следует, что мер по принудительному взысканию налога на прибыль в сумме 2 169 677 рублей, пени по налогу на прибыль в сумме 455 118 рублей 98 копеек, штрафа по налогу на прибыль в сумме 430 157 рублей 50 копеек в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации не принималось.
Таким образом, срок на взыскание названной суммы задолженности в судебном порядке истек 13.01.2011.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением 04.05.2012, что свидетельствует о пропуске срока на взыскание задолженности. Факт пропуска налоговым органом указанного срока не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации) предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного срока при наличии уважительных причин.
Налоговый орган обратился к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, ссылаясь на то, что до 27.12.2011 (дата получения от МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, в которой ОАО "МРСК Сибири" состоит на учете, письма от 26.12.2011 N 09-32/09333 о суммах, подлежащих взысканию по решению от 28.09.2007 N 05-11/9025) у налоговой инспекции отсутствовала информация о суммах, подлежащих уплате по решению N 05-11/9025 от 28.09.2007, общество 10.02.2012 представило в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю заявление о зачете излишне уплаченных сумм в счет оплаты недоимки по налогу на прибыль, зачислявшемуся до 01.01.2005 в местный бюджет.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приведенные налоговой инспекцией доводы в обоснование причин пропуска срока подачи заявления, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, поскольку налоговый орган не доказал отсутствие реальной возможности для своевременного обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2012 года по делу N А33-7121/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)