Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2007 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.,
судей Гуденица Т.Г., Золотухиной С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.,
при участии:
от заявителя - ОО Выселковское станичное казачье общество - представитель не явился, конверт, телеграмма,
от государственного органа - ИФНС России по Выселковскому району Краснодарского края - специалиста 1 разряда юридического отдела Мурадовой Олеси Константиновны, паспорт серия 0303 N 096881, выдан Выселковским РОВД Краснодарского края 09.08.2002 г., доверенность от 22.10.2007 г. N 05-07/1238,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 4 октября 2007 года по делу N А32-2042/2007-19/57,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
по заявлению общественной организации - Выселковское станичное казачье общество
о признании незаконным в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края N 08-33/1375дсп от 23.11.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности,
установил:
Общественная организация - Выселковское станичное казачье общество (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) N 08-33/1375дсп от 23.11.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация уточнила заявленные требования и просила признать незаконным решение налоговой инспекции N 08-33/1375 от 23.11.2006 г. в части привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2003 год в виде штрафа в размере 19855 рублей, за неполную уплату налога на прибыль за 2003 год в размере 13210 рублей, а также в части доначисления к уплате НДС в размере 99277 рублей, налога на прибыль в размере 66048 рублей, взыскания пени за несвоевременную уплату НДС в размере 32350 рублей, а также налога на прибыль в размере 23156 рублей.
Решением суда от 04.10.2007 г. решение налоговой инспекции N 08-33/1375дсп от 23.11.2006 г. признано недействительным в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 1100 рублей 80 копеек, за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 13210 рублей, доначисления НДС в сумме 5504 рублей, налога на прибыль в сумме 66048 рублей, начисления пени за несвоевременную уплату НДС в размере 2092 рубля, налога на прибыль в размере 23156 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Признавая незаконным доначисление организации НДС в размере 5504 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что применение специального режима налогообложения контрагентами заявителя не влияет на право организации применить налоговый вычет по НДС, выставленный данными контрагентами в счетах-фактурах. Отказывая в признании незаконным доначисления НДС по счетам-фактурам, выставленным несуществующими контрагентами, суд указал, что данные счета-фактуры составлены с нарушением требований налогового законодательства. Признавая незаконным доначисление организации налога на прибыль в сумме 66048 рублей, суд первой инстанции указал, что налоговым органом не доказан факт неправомерного отнесения организацией к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, понесенных затрат в сумме 325000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 04.10.2007 г., ссылаясь на то, что контрагенты организации, применяющие специальные режимы налогообложения, не уплатили в бюджет НДС по спорным операциям. Кроме того, налоговая инспекция полагает, что представленные в подтверждение произведенных затрат первичные документы оформлены с нарушением требований действующего законодательства, поэтому не могут быть приняты в качестве надлежащих документов, подтверждающих понесенные организацией расходы.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Организация, извещенная о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежаще в порядке статей 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, что не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие представителя организации в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налоговой инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку организации по вопросам соблюдения налогового законодательства, в частности, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль, НДС за период с 01.01.2003 г. по 30.09.2005 г. В ходе проверки установлено занижение и неуплата НДС за 2003 год на общую сумму 99277 рублей, налога на прибыль в сумме 66048 рублей. Налоговая инспекция составила акт от 25.10.2006 г. N 08-33/1273дсп, на основании которого вынесла решение от 23.11.2006 г. N 08-33/1375дсп о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату в 2003 году налога на прибыль в виде штрафа в размере 13210 рублей, за неполную уплату в 2003 году НДС в виде штрафа в размере 19855 рублей. Указанным решением организации доначислены к уплате налог на прибыль в размере 66048 рублей, НДС в размере 99277 рублей, пеня за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 23156 рублей, за несвоевременную уплату НДС в сумме 32350 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением в указанной части, организация обжаловала его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные им при ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию РФ. Согласно статье 172 НК РФ, основаниями для применения вычета являются счета-фактуры, выставленные продавцом, а также первичные документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг) и их оплаты.
Статьей 169 НК РФ в качестве условия для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению предусмотрено соответствие счетов-фактур, выставляемых поставщиками, требованиям, предъявляемым законодательством к их оформлению. Исходя из пункта 2 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного законодательством, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 169 НК РФ и Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914, к числу обязательных элементов счета-фактуры относятся: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров и единица измерения, количество (объем) поставляемых по счету-фактуре товаров, цена (тариф) за единицу измерения по договору, стоимость товаров за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров, сумма акциза по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров, страна происхождения товара, номер грузовой таможенной декларации. Счет-фактура также должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации или доверенностью от имени организации.
В подтверждение правомерности применения налогового вычета по НДС за 2003 год по операциям с поставщиками КФХ "Карелина" и КФХ "Соболево" организация представила счета-фактуры N 1 от 25.09.2003 г., N 3 от 19.11.2003 г., N 1 от 23.07.2003 г., N 2 от 23.07.2003 г., где вышеуказанные поставщики выделили к оплате НДС на общую сумму 5504 рубля.
В ходе налоговой проверки установлено, что указанные поставщики в проверяемом периоде были освобождены от уплаты НДС, что подтверждается решением ИМНС России по Выселковскому району от 20.01.2003 г. N 5, справкой ИФНС России от 23.03.2007 г. N 05-0/834.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС в случае выставления ими покупателю счета-фактуры, в котором выделена сумма налога.
Следует также отметить, что в силу статьи 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС.
Таким образом, применение специального режима налогообложения КФХ "Карелина" и КФХ "Соболево" не влияет на право организации на применение налогового вычета по НДС, предъявленного названным поставщиком в счетах-фактурах.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налоговой инспекции об отсутствии у общества права на вычет по НДС, сославшись на то, что налоговое законодательство Российской Федерации не ставит данное право в зависимость от факта уплаты в бюджет НДС поставщиками и производителями продукции.
По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражные суды требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О).
Налоговая инспекция не представила в материалы дела доказательств нелегитимности поставщиков, пороков в оформлении ими документов, неоплаты организацией товара, неотражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, создания "схемы" уклонения от уплаты налогов и не доказала наличия обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности организации, а также (в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения в части отказа в применении вычета по НДС в сумме 5504 рублей. Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования организации в данной части.
В обоснование применения вычета НДС в 2003 году по операциям с контрагентами ООО "Опт-Маркет", ООО "Аврора", ООО "Лоран" организация представила счета-фактуры N 42 от 06.05.2003 г., N 21 от 12.03.2003 г., N 42 от 07.10.2003 г., N 47 от 27.11.2003 г., N 44 от 04.11.2003 г., N 19 от 14.04.2003 г., N 27 от 29.04.2003 г., N 34 от 30.05.2003 г. с выделением НДС на общую сумму 65000 рублей.
В ходе встречной проверки указанных контрагентов налоговой инспекцией установлено, что данные организации не состоят на налоговом учете.
Согласно статье 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридического лица. Обязательность постановки юридического лица на учет в качестве налогоплательщика для целей, связанных с уплатой и возмещением НДС, предусмотрена в статье 144 НК РФ. Понятие и правоспособность юридического лица определены в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Несуществующие юридические лица юридическими лицами в гражданско-правовом смысле не являются, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по сделкам с поставщиками, не имеющими статуса юридического лица, у организации отсутствовали основания для возмещения из бюджета НДС.
Кроме того, материалами дела подтверждается завышение организацией предъявленного к вычету НДС на сумму 28773 рубля по операциям с ООО "Каскад" и ООО "Агропромснаб".
На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статьей 252 НК РФ предусмотрено, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в подтверждение произведенных в проверяемый период расходов в размере 325000 рублей организация представила накладные, акты приемки-передачи, квитанции к приходному кассовому ордеру, счета-фактуры, книгу покупок и продаж. Данные документы подтверждают фактически произведенные организацией затраты по сделкам с несуществующими юридическими лицами ООО "Опт-Маркет", ООО "Аврора", ООО "Лоран".
Глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении (выданы в подтверждение хозяйственных операций от имени несуществующих юридических лиц). Недостоверность первичных документов является основанием для отказа в принятии к учету таких документов налогоплательщиком, однако не влечет признания отсутствия затрат как таковых. Законодательство не возлагает на покупателя-налогоплательщика обязанность при приобретении товаров (работ, услуг) проверять факт государственной регистрации и постановки на налоговый учет поставщиков (продавцов) и не увязывает отсутствие в государственном реестре юридических лиц - продавцов товара с невозможностью бухгалтерского учета произведенных расходов.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации контрагентов не может служить основанием для вывода о невозможности отнесения понесенных затрат по спорным сделкам на расходы налогоплательщика.
Отсутствие в накладных расшифровок подписей лиц, которое их подписали, а также сведений о лицах, отпустивших и выдавших груз, не является безусловным основанием для непринятия накладных в качестве доказательства понесенных расходов.
Следовательно, организацией правомерно отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, понесенные затраты по спорным операциям с указанными контрагентами на общую сумму 325000 рублей и оснований для начисления организации к уплате 66048 рублей налога на прибыль, соответствующих пени и штрафа у налоговой инспекции не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким дела относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Поскольку определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 16.11.2007 г. налоговой инспекции предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, которая не подлежит удовлетворению, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с налоговой инспекции надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 4 октября 2007 года по делу N А32-2042/2007-19/57 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.КОЛЕСОВ
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
С.И.ЗОЛОТУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2007 N 15АП-136/2007 ПО ДЕЛУ N А32-2042/2007-19/57
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2007 г. N 15АП-136/2007
Дело N А32-2042/2007-19/57
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2007 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.,
судей Гуденица Т.Г., Золотухиной С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.,
при участии:
от заявителя - ОО Выселковское станичное казачье общество - представитель не явился, конверт, телеграмма,
от государственного органа - ИФНС России по Выселковскому району Краснодарского края - специалиста 1 разряда юридического отдела Мурадовой Олеси Константиновны, паспорт серия 0303 N 096881, выдан Выселковским РОВД Краснодарского края 09.08.2002 г., доверенность от 22.10.2007 г. N 05-07/1238,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 4 октября 2007 года по делу N А32-2042/2007-19/57,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
по заявлению общественной организации - Выселковское станичное казачье общество
о признании незаконным в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края N 08-33/1375дсп от 23.11.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности,
установил:
Общественная организация - Выселковское станичное казачье общество (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) N 08-33/1375дсп от 23.11.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация уточнила заявленные требования и просила признать незаконным решение налоговой инспекции N 08-33/1375 от 23.11.2006 г. в части привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2003 год в виде штрафа в размере 19855 рублей, за неполную уплату налога на прибыль за 2003 год в размере 13210 рублей, а также в части доначисления к уплате НДС в размере 99277 рублей, налога на прибыль в размере 66048 рублей, взыскания пени за несвоевременную уплату НДС в размере 32350 рублей, а также налога на прибыль в размере 23156 рублей.
Решением суда от 04.10.2007 г. решение налоговой инспекции N 08-33/1375дсп от 23.11.2006 г. признано недействительным в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 1100 рублей 80 копеек, за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 13210 рублей, доначисления НДС в сумме 5504 рублей, налога на прибыль в сумме 66048 рублей, начисления пени за несвоевременную уплату НДС в размере 2092 рубля, налога на прибыль в размере 23156 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Признавая незаконным доначисление организации НДС в размере 5504 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что применение специального режима налогообложения контрагентами заявителя не влияет на право организации применить налоговый вычет по НДС, выставленный данными контрагентами в счетах-фактурах. Отказывая в признании незаконным доначисления НДС по счетам-фактурам, выставленным несуществующими контрагентами, суд указал, что данные счета-фактуры составлены с нарушением требований налогового законодательства. Признавая незаконным доначисление организации налога на прибыль в сумме 66048 рублей, суд первой инстанции указал, что налоговым органом не доказан факт неправомерного отнесения организацией к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, понесенных затрат в сумме 325000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 04.10.2007 г., ссылаясь на то, что контрагенты организации, применяющие специальные режимы налогообложения, не уплатили в бюджет НДС по спорным операциям. Кроме того, налоговая инспекция полагает, что представленные в подтверждение произведенных затрат первичные документы оформлены с нарушением требований действующего законодательства, поэтому не могут быть приняты в качестве надлежащих документов, подтверждающих понесенные организацией расходы.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Организация, извещенная о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежаще в порядке статей 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, что не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие представителя организации в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налоговой инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку организации по вопросам соблюдения налогового законодательства, в частности, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль, НДС за период с 01.01.2003 г. по 30.09.2005 г. В ходе проверки установлено занижение и неуплата НДС за 2003 год на общую сумму 99277 рублей, налога на прибыль в сумме 66048 рублей. Налоговая инспекция составила акт от 25.10.2006 г. N 08-33/1273дсп, на основании которого вынесла решение от 23.11.2006 г. N 08-33/1375дсп о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату в 2003 году налога на прибыль в виде штрафа в размере 13210 рублей, за неполную уплату в 2003 году НДС в виде штрафа в размере 19855 рублей. Указанным решением организации доначислены к уплате налог на прибыль в размере 66048 рублей, НДС в размере 99277 рублей, пеня за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 23156 рублей, за несвоевременную уплату НДС в сумме 32350 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением в указанной части, организация обжаловала его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные им при ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию РФ. Согласно статье 172 НК РФ, основаниями для применения вычета являются счета-фактуры, выставленные продавцом, а также первичные документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг) и их оплаты.
Статьей 169 НК РФ в качестве условия для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению предусмотрено соответствие счетов-фактур, выставляемых поставщиками, требованиям, предъявляемым законодательством к их оформлению. Исходя из пункта 2 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного законодательством, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 169 НК РФ и Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914, к числу обязательных элементов счета-фактуры относятся: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров и единица измерения, количество (объем) поставляемых по счету-фактуре товаров, цена (тариф) за единицу измерения по договору, стоимость товаров за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров, сумма акциза по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров, страна происхождения товара, номер грузовой таможенной декларации. Счет-фактура также должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации или доверенностью от имени организации.
В подтверждение правомерности применения налогового вычета по НДС за 2003 год по операциям с поставщиками КФХ "Карелина" и КФХ "Соболево" организация представила счета-фактуры N 1 от 25.09.2003 г., N 3 от 19.11.2003 г., N 1 от 23.07.2003 г., N 2 от 23.07.2003 г., где вышеуказанные поставщики выделили к оплате НДС на общую сумму 5504 рубля.
В ходе налоговой проверки установлено, что указанные поставщики в проверяемом периоде были освобождены от уплаты НДС, что подтверждается решением ИМНС России по Выселковскому району от 20.01.2003 г. N 5, справкой ИФНС России от 23.03.2007 г. N 05-0/834.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС в случае выставления ими покупателю счета-фактуры, в котором выделена сумма налога.
Следует также отметить, что в силу статьи 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС.
Таким образом, применение специального режима налогообложения КФХ "Карелина" и КФХ "Соболево" не влияет на право организации на применение налогового вычета по НДС, предъявленного названным поставщиком в счетах-фактурах.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налоговой инспекции об отсутствии у общества права на вычет по НДС, сославшись на то, что налоговое законодательство Российской Федерации не ставит данное право в зависимость от факта уплаты в бюджет НДС поставщиками и производителями продукции.
По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражные суды требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О).
Налоговая инспекция не представила в материалы дела доказательств нелегитимности поставщиков, пороков в оформлении ими документов, неоплаты организацией товара, неотражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, создания "схемы" уклонения от уплаты налогов и не доказала наличия обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности организации, а также (в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения в части отказа в применении вычета по НДС в сумме 5504 рублей. Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования организации в данной части.
В обоснование применения вычета НДС в 2003 году по операциям с контрагентами ООО "Опт-Маркет", ООО "Аврора", ООО "Лоран" организация представила счета-фактуры N 42 от 06.05.2003 г., N 21 от 12.03.2003 г., N 42 от 07.10.2003 г., N 47 от 27.11.2003 г., N 44 от 04.11.2003 г., N 19 от 14.04.2003 г., N 27 от 29.04.2003 г., N 34 от 30.05.2003 г. с выделением НДС на общую сумму 65000 рублей.
В ходе встречной проверки указанных контрагентов налоговой инспекцией установлено, что данные организации не состоят на налоговом учете.
Согласно статье 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридического лица. Обязательность постановки юридического лица на учет в качестве налогоплательщика для целей, связанных с уплатой и возмещением НДС, предусмотрена в статье 144 НК РФ. Понятие и правоспособность юридического лица определены в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Несуществующие юридические лица юридическими лицами в гражданско-правовом смысле не являются, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по сделкам с поставщиками, не имеющими статуса юридического лица, у организации отсутствовали основания для возмещения из бюджета НДС.
Кроме того, материалами дела подтверждается завышение организацией предъявленного к вычету НДС на сумму 28773 рубля по операциям с ООО "Каскад" и ООО "Агропромснаб".
На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а статьей 252 НК РФ предусмотрено, что затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в подтверждение произведенных в проверяемый период расходов в размере 325000 рублей организация представила накладные, акты приемки-передачи, квитанции к приходному кассовому ордеру, счета-фактуры, книгу покупок и продаж. Данные документы подтверждают фактически произведенные организацией затраты по сделкам с несуществующими юридическими лицами ООО "Опт-Маркет", ООО "Аврора", ООО "Лоран".
Глава 25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении (выданы в подтверждение хозяйственных операций от имени несуществующих юридических лиц). Недостоверность первичных документов является основанием для отказа в принятии к учету таких документов налогоплательщиком, однако не влечет признания отсутствия затрат как таковых. Законодательство не возлагает на покупателя-налогоплательщика обязанность при приобретении товаров (работ, услуг) проверять факт государственной регистрации и постановки на налоговый учет поставщиков (продавцов) и не увязывает отсутствие в государственном реестре юридических лиц - продавцов товара с невозможностью бухгалтерского учета произведенных расходов.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации контрагентов не может служить основанием для вывода о невозможности отнесения понесенных затрат по спорным сделкам на расходы налогоплательщика.
Отсутствие в накладных расшифровок подписей лиц, которое их подписали, а также сведений о лицах, отпустивших и выдавших груз, не является безусловным основанием для непринятия накладных в качестве доказательства понесенных расходов.
Следовательно, организацией правомерно отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, понесенные затраты по спорным операциям с указанными контрагентами на общую сумму 325000 рублей и оснований для начисления организации к уплате 66048 рублей налога на прибыль, соответствующих пени и штрафа у налоговой инспекции не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким дела относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Поскольку определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 16.11.2007 г. налоговой инспекции предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, которая не подлежит удовлетворению, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с налоговой инспекции надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 4 октября 2007 года по делу N А32-2042/2007-19/57 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району Краснодарского края 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.КОЛЕСОВ
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
С.И.ЗОЛОТУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)