Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А06-4227/2013

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А06-4227/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "04" декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен "10" декабря 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (414041, г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23, ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2013 года по делу N А06-4227/2013 (судья Винник Ю.А.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (г. Москва, ул. Нов. Басманная, 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 8, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (414041, г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23, ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822)
о признании недействительным решения N 702 от 06.03.2013,
- при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Сусиков Е.С., представитель по доверенности N ОЦОн/365 от 04.12.2013, Суханов Д.В., представитель по доверенности N ОЦОн/364 от 04.12.2013, Бартенев Д.Ю., представитель по доверенности N 205 от 27.09.2012;
- без участия в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (ходатайство, вх. N 36527/2013 от 04.12.2013 о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Астраханской области о признании решения от 06.03.2013 года N 702 недействительным в части.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2013 года по делу N А06-4227/2013 требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" удовлетворены.
Решение МИФНС РФ N 1 по Астраханской области N 702 от 06.03.2013 года признано недействительным.
С Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области (414041, г. Астрахань, ул. Яблочкова, 23, ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822, дата регистрации 23.12.2004 года) в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (125373, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2, 410031, г. Саратов, ул. Московская, 8, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003 года) взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области, не согласившись с принятым решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представлены письменные пояснения по делу в порядке статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
ОАО "РЖД" в части деятельности филиала Астраханский территориальный общий центр обслуживания - структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности "Жедоручет" является плательщиком налога на имущество согласно пункту 1 статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации.
24.07.2012 ОАО "РЖД" в части деятельности Астраханский территориальный общий центр обслуживания - структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности "Жедоручет" представлен первичный налоговый расчет по налогу на имущество за 2 квартал 2012 года N 29722623, в котором применена пониженная налоговая ставка в размере 0,1% на основные средства, приобретенные в 2010 и 2011 годах, на сумму более 100 миллионов рублей, на основании пункта 6 статьи 2 Закона Астраханской области по налогу на имущество и организации N 92/2009-ОЗ от 26.11.2009 года (с изменениями и дополнениями от 30.03.2010 г. N 13/2010-ОЗ, от 29.11.2010 г. N 73/2010-ОЗ, от 14.12.2010 г. N 77/2010-ОЗ, от 31.10.2011 г. N 69/2011-ОЗ).
В ходе проведения камеральной проверки первичного налогового расчета по налогу на имущество за 2 квартал 2012 года, ОАО "РЖД" представлен уточненный налоговый расчет по налогу на имущество организации за 2 квартал 2012 года, согласно которому сумма авансового платежа за 2 квартал 2012 года по применению понижающей налоговой ставке составила 63 709, 00 рублей.
По мнению налогового органа, применению подлежала общая ставка налога 2,2%, поскольку примененная ОАО "РЖД" налоговая льгота прекратила свое действие с 01.01.2012. В связи с этим доначислению подлежал налог на имущество в размере 1 337 879, 00 рублей.
25.01.2013 составлен акт камеральной налоговой проверки N 6905.
06.03.2013 Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области принято решение N 702 об отказе в привлечении ОАО "РЖД" к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса РФ, которым Обществу доначислен налог на имущество в сумме 1 337 879, 00 рублей и исчислена пеня в сумме 73 819, 22 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области от 25.04.2013 N 70-Н, решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области N 702 от 06.03.2013 оставлено без изменения.
ОАО "РЖД" не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области, обратилось в арбитражной суд первой инстанции, указав на то, что при расчете суммы налога на имущество организаций за 2 квартал 2012 г. на основании пункта 3 части 6 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 г. N 92/2009-ОЗ им правомерно применена понижающая ставка налога.
Исходя из того, что условия для предоставления Обществу налоговой льготы выполнены им в 2010-2011 годах, то есть в период действия Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ, суд первой инстанции пришел к выводу, что введении с 01.01.2010 нового правового регулирования в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ не могло отменить ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и ухудшить правовое положение Общества, в связи с чем, удовлетворил требования ОАО "РЖД".
В порядке статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В силу пункта 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Закон Астраханской области от 26.11.2009 г. N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций" устанавливает на территории Астраханской области налог на имущество организаций, определяет ставку налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 г. N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций" была установлена налоговая ставка в отношении приобретенного (вновь созданного) и (или) введенного в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущества, учитываемого на балансе в качестве основных средств, в размере 0,1% в течение трех последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме составляет более 100 миллионов рублей, и если ранее оно не являлось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на территории Астраханской области.
Законом Астраханской области от 14.12.2010 г. N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" признаны утратившими силу части 6 и 7 статьи 2 Закон Астраханской области от 26.11.2009 г. N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 14.12.2010 г. N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Закон Астраханской области от 14.12.2010 г. N 77/2010-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Астраханской области "О налоге на имущество организаций" опубликован в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" N 54 от 16.12.2010 г.
В соответствии со статьей 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Пунктом 1 статьи 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
В связи с изложенным Закон Астраханской области N 77/2010-ОЗ вступил в законную силу с 01.01.2012 г.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" в лице Приволжской железной дороги исчисляло налог за 2 квартал 2012 года по имуществу стоимостью более 100 миллионов рублей, приобретенному в 2010 г. и 2011 г. по ставке 0,1%.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской применяя к обществу налоговую ставку 2,2%, исходила из того, что Законом Астраханской области N 77/2010-03 от 14.12.2010 г. не установлено, что возникшее до вступления в силу данного закона, у налогоплательщика право на применение пониженных ставок, не утрачивает свое действие до истечения срока их применения, право на применение пониженной ставки, установленной частью 6 статьи 2 Закона Астраханской области от 26.11.2009 г. N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций" прекращается с 01.01.2012 г.
Однако налоговым органом, не учтено, что Закон Астраханской области N 77/2010-03 от 14.12.2010 г. применяется только к отношениям, возникшим после 01.01.2012 г.
Как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-0, от 07.02.2002 N 37-0, от 04.12.2003 N 445-0 если налоговый закон вступил в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, то он не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщика, поскольку не устанавливает правило о повороте к худшему при регулировании отношений, возникших до дня официального введения нового налогового регулирования.
По смыслу Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций", нормативный акт был рассчитан на стимулирование привлечения крупных инвестиций в экономику области путем создания льготных условий налогообложения основных средств в течение определенного периода после их приобретения.
Устанавливаемые законом льготы учитывались в предпринимательской деятельности при расчете экономической окупаемости инвестиций и при принятии решений о приобретении основных средств. Гарантией стабильности указанных правоотношений, на которую при этом вправе были рассчитывать предприниматели, являются положения части 2 статьи 5 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Поскольку условия для предоставления Обществу налоговой льготы были выполнены им в 2010-2011 годах, то есть в период действия Закона Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций", суд апелляционной инстанции считает, что введение с 01.01.2010 нового правового регулирования в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ не могло отменить ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и ухудшить правовое положение общества.
Судебная коллегия находит, что указанное новое правовое регулирование не относится к спорным правоотношениям с участием Общества и применимо лишь к налоговым правоотношениям, которые будут возникать в связи с приобретением налогоплательщиками основных средств после 01.01.2010.
Доводы, содержащиеся в жалобе Инспекции, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Нормы материального права применены судом первой инстанции по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2013 года по делу N А06-4227/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)