Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - представителя Валеевой Л.Д. (доверенность от 11.01.2012 N 2.4-07/00173),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2012 года по делу N А65-4265/2012 (судья Гасимов К.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот", г. Казань, (ОГРН 1041621004633, ИНН 1655063726),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании решения от 22 августа 2011 года N 2.13-11/2/2748а в части начисления налога на земельный участок общей площадью 7 070 кв. м незаконным,
установил:
Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" (далее -заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании решений от 22.08.2011 N 2.13-11/2/2748а, от 31.10.2011 N 681 незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан N 2.13-11/2/2748а от 22.08.2011 в части доначисления земельного налога на площадь земельного участка превышающего 1 639 кв. м. Производство по делу, в части признания незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 31.10.2011 N 681 прекращено по п. 4 ч. 1. ст. 150 АПК РФ, в связи с отказом от указанной части требований.
На Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот".
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в удовлетворенной части отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" просит решение суда первой инстанции в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот", Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Инспекцией в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка по представленным уточненным расчетам по авансовым платежам по земельному налогу за 1-3 кварталы 2010 года, уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 2.13-11/1/1722 от 07.06.2010 г., по результатам рассмотрения которого принято решение N 2.13-11/2/2748а от 22.08.2011 г.
Указанным решением отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и начислен земельный налог за 2010 год в общей сумме 287 720 руб.
Основанием для начисления суммы авансового платежа по налогу на земельный участок явилось, по мнению Инспекции, то обстоятельство, что заявитель является плательщиком земельного налога за земельный участок расположенный по адресу: г. Казань, ул. Портовая, общей площадью 7070 кв. м, поскольку данный земельный участок, согласно государственного акта N РТ-50-013128 от 26.10.1998 года, с внесенными в него изменениями, принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 31.10.2011 г. N 681 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа N 2.13-11/2/2748а от 22.08.2011 г. оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в арбитражный суд.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В оспариваемом решении ответчика содержится вывод о том, что заявитель является плательщиком земельного налога за земельный участок расположенный по адресу: г. Казань, ул. Портовая, общей площадью 7070 кв. м.
Однако, Постановлением Главы города Казани N 81 от 16.01.1998 "Об отводе Судоходной компании "Татфлот" территорий в Вахитовском районе города Казани" ГУП "СК "Татфлот" был отведен земельный участок общей площадью 0,860 га, что подтверждается государственным актом N Р1 50-013128 от 26.10.1998 г.
По мнению заявителя, указанный документ служит доказательством того, что земельный участок площадью 7070 кв. м судоходной компании "Татфлот" никогда не предоставлялся, до приватизации ГУП "СК "Татфлот" пользовалось земельным участком общей площадью 0.860 га.
В договоре о закреплении имущества в хозяйственное ведение за государственным предприятием N 7/103 от 10.04.1997 года, отражено, что на земельном участке, предоставленном ГУП "СК "Татфлот", располагалось вверенное в хозяйственное ведение имущество, согласно Приложения N 2 к договору, а именно:
- - профком, библиотека по ул. Портовая (п/п 696 стр. 18 Приложения N 2);
- - насосная станция по ул. Портовая (п/п 697 стр. 18 Приложения N 2);
- - жилой дом (общежитие) по ул. Портовая 2 (п/п 904 стр. 22 Приложения N 2);
- - жилой дом (общежитие) по ул. Портовая, 21 (п/п 960 стр. 23 Приложения N 2).
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2005 г. N 1155-р общежития по ул. Портовая д. 2, ул. Портовая д. 21, переданы из государственной собственности в собственность города Казани с последующим закреплением за специализированными организациями.
В 2006 году ОАО "СК "Татфлот", согласно распоряжения Главы администрации г. Казани N 1411 от 28.10.2005, во исполнение Распоряжения Кабинета Министров РТ от 01.08.2005 г. N 1155-р, передало, а МУП "Жилищно-коммунальное управление Вахитовского района" приняло общежития по ул. Портовая д. 21 ул. Портовая д. 2, что подтверждается актами приема-передачи зданий от 21.06.2006 г.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Главы администрации г. Казани от 29.12.2002 г. N 2298 у Судоходной компании "Татфлот" изъята часть земельного участка расположенного по адресу: ул. Портовая, отведенная Постановлением Главы города Казани N 81 от 16.01.1998 г., площадью 0,153 га, в связи с чем, в государственный акт N РТ-50-013128 от 26.10.1998 г. внесена соответствующая запись об изменении общей площади земельного участка на 0,707 га.
Суд первой инстанции, отклоняя довод ответчика о том, что заявитель пользовался земельным участком площадью 7070 кв. м, исходил из неподтвержденности данного обстоятельства материалами дела.
Кроме того, до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, в соответствии со ст. ст. 12 и 13 Земельного кодекса РСФСР, юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Юридические лица, получившие землю в постоянное (бессрочное) пользование в период действия Земельного кодекса РСФСР (до 30.10.2001), сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ, при этом ограничений срока указанного права не установлено.
В силу п. 1 ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к одному из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками данных земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам или юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли является земельный налог (до введения в действия налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые, в соответствии с законодательством, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в самках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно указал, что, в соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем, обязанность уплачивать земельный налог возникает у юридического лица с момента регистрации за ним одного из названных выше прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В пункте 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ установлено, что права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, то есть до 31.01.1998, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Кроме того из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в Действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В связи с чем, Пленум ВАС РФ в пункте 4 Постановления от 23.07.2009 г. N 54 указал, что плательщиком земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Таким образом, основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются не только документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения, но и акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправление о предоставлении земли.
В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 54 указано, что поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
В силу п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ одной из форм реорганизации юридического лица является преобразование. На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно плану приватизации, утвержденному постановлением Министерства земельных и имущественных отношений N 21 от 16.02.2004 г., земельный участок под общежитиями по ул. Портовая д. 2 и ул. Портовая д. 21, общей площадью 0,5454 га является государственной собственностью и ни на каком праве заявителю не передавался.
Судом первой инстанции установлено, что на момент реорганизации заявителя, в порядке приватизации, земельный участок общей площадью 0,1624 га под административными зданиями и земельный участок общей площадью 0,5454 га под общежитиями, как два самостоятельных земельных участка не сформированы.
В соответствии с планом приватизации ОАО "СК "Татфлот" был сформирован земельный участок под административным зданием, с кадастровым номером 16:50:012305:76, общей площадью - 1639 кв. м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.10.2011 года, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 1600/301/11-198079.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель фактически пользуется земельным участком общей площадью 1 639 кв. м.
Ответчиком, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлены доказательства того, что заявитель является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общей площадью 7 070 кв. м.
Заявителем, в свою очередь, не доказано отсутствие у него обязанности по уплате налога на земельный участок, общей площадью 1 639 кв. м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, судебное решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2012 года по делу N А65-4265/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2012 ПО ДЕЛУ N А65-4265/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу N А65-4265/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - представителя Валеевой Л.Д. (доверенность от 11.01.2012 N 2.4-07/00173),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2012 года по делу N А65-4265/2012 (судья Гасимов К.Г.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот", г. Казань, (ОГРН 1041621004633, ИНН 1655063726),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании решения от 22 августа 2011 года N 2.13-11/2/2748а в части начисления налога на земельный участок общей площадью 7 070 кв. м незаконным,
установил:
Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" (далее -заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании решений от 22.08.2011 N 2.13-11/2/2748а, от 31.10.2011 N 681 незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан N 2.13-11/2/2748а от 22.08.2011 в части доначисления земельного налога на площадь земельного участка превышающего 1 639 кв. м. Производство по делу, в части признания незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 31.10.2011 N 681 прекращено по п. 4 ч. 1. ст. 150 АПК РФ, в связи с отказом от указанной части требований.
На Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот".
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в удовлетворенной части отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" просит решение суда первой инстанции в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот", Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Инспекцией в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка по представленным уточненным расчетам по авансовым платежам по земельному налогу за 1-3 кварталы 2010 года, уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 2.13-11/1/1722 от 07.06.2010 г., по результатам рассмотрения которого принято решение N 2.13-11/2/2748а от 22.08.2011 г.
Указанным решением отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и начислен земельный налог за 2010 год в общей сумме 287 720 руб.
Основанием для начисления суммы авансового платежа по налогу на земельный участок явилось, по мнению Инспекции, то обстоятельство, что заявитель является плательщиком земельного налога за земельный участок расположенный по адресу: г. Казань, ул. Портовая, общей площадью 7070 кв. м, поскольку данный земельный участок, согласно государственного акта N РТ-50-013128 от 26.10.1998 года, с внесенными в него изменениями, принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 31.10.2011 г. N 681 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа N 2.13-11/2/2748а от 22.08.2011 г. оставлено без изменения и утверждено.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в арбитражный суд.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В оспариваемом решении ответчика содержится вывод о том, что заявитель является плательщиком земельного налога за земельный участок расположенный по адресу: г. Казань, ул. Портовая, общей площадью 7070 кв. м.
Однако, Постановлением Главы города Казани N 81 от 16.01.1998 "Об отводе Судоходной компании "Татфлот" территорий в Вахитовском районе города Казани" ГУП "СК "Татфлот" был отведен земельный участок общей площадью 0,860 га, что подтверждается государственным актом N Р1 50-013128 от 26.10.1998 г.
По мнению заявителя, указанный документ служит доказательством того, что земельный участок площадью 7070 кв. м судоходной компании "Татфлот" никогда не предоставлялся, до приватизации ГУП "СК "Татфлот" пользовалось земельным участком общей площадью 0.860 га.
В договоре о закреплении имущества в хозяйственное ведение за государственным предприятием N 7/103 от 10.04.1997 года, отражено, что на земельном участке, предоставленном ГУП "СК "Татфлот", располагалось вверенное в хозяйственное ведение имущество, согласно Приложения N 2 к договору, а именно:
- - профком, библиотека по ул. Портовая (п/п 696 стр. 18 Приложения N 2);
- - насосная станция по ул. Портовая (п/п 697 стр. 18 Приложения N 2);
- - жилой дом (общежитие) по ул. Портовая 2 (п/п 904 стр. 22 Приложения N 2);
- - жилой дом (общежитие) по ул. Портовая, 21 (п/п 960 стр. 23 Приложения N 2).
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2005 г. N 1155-р общежития по ул. Портовая д. 2, ул. Портовая д. 21, переданы из государственной собственности в собственность города Казани с последующим закреплением за специализированными организациями.
В 2006 году ОАО "СК "Татфлот", согласно распоряжения Главы администрации г. Казани N 1411 от 28.10.2005, во исполнение Распоряжения Кабинета Министров РТ от 01.08.2005 г. N 1155-р, передало, а МУП "Жилищно-коммунальное управление Вахитовского района" приняло общежития по ул. Портовая д. 21 ул. Портовая д. 2, что подтверждается актами приема-передачи зданий от 21.06.2006 г.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Главы администрации г. Казани от 29.12.2002 г. N 2298 у Судоходной компании "Татфлот" изъята часть земельного участка расположенного по адресу: ул. Портовая, отведенная Постановлением Главы города Казани N 81 от 16.01.1998 г., площадью 0,153 га, в связи с чем, в государственный акт N РТ-50-013128 от 26.10.1998 г. внесена соответствующая запись об изменении общей площади земельного участка на 0,707 га.
Суд первой инстанции, отклоняя довод ответчика о том, что заявитель пользовался земельным участком площадью 7070 кв. м, исходил из неподтвержденности данного обстоятельства материалами дела.
Кроме того, до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, в соответствии со ст. ст. 12 и 13 Земельного кодекса РСФСР, юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Юридические лица, получившие землю в постоянное (бессрочное) пользование в период действия Земельного кодекса РСФСР (до 30.10.2001), сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ, при этом ограничений срока указанного права не установлено.
В силу п. 1 ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к одному из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками данных земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам или юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли является земельный налог (до введения в действия налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые, в соответствии с законодательством, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в самках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно указал, что, в соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем, обязанность уплачивать земельный налог возникает у юридического лица с момента регистрации за ним одного из названных выше прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В пункте 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ установлено, что права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, то есть до 31.01.1998, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Кроме того из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в Действие Земельного кодекса Российской Федерации", следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В связи с чем, Пленум ВАС РФ в пункте 4 Постановления от 23.07.2009 г. N 54 указал, что плательщиком земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Таким образом, основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются не только документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения, но и акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправление о предоставлении земли.
В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 54 указано, что поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
В силу п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ одной из форм реорганизации юридического лица является преобразование. На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно плану приватизации, утвержденному постановлением Министерства земельных и имущественных отношений N 21 от 16.02.2004 г., земельный участок под общежитиями по ул. Портовая д. 2 и ул. Портовая д. 21, общей площадью 0,5454 га является государственной собственностью и ни на каком праве заявителю не передавался.
Судом первой инстанции установлено, что на момент реорганизации заявителя, в порядке приватизации, земельный участок общей площадью 0,1624 га под административными зданиями и земельный участок общей площадью 0,5454 га под общежитиями, как два самостоятельных земельных участка не сформированы.
В соответствии с планом приватизации ОАО "СК "Татфлот" был сформирован земельный участок под административным зданием, с кадастровым номером 16:50:012305:76, общей площадью - 1639 кв. м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.10.2011 года, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 1600/301/11-198079.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель фактически пользуется земельным участком общей площадью 1 639 кв. м.
Ответчиком, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлены доказательства того, что заявитель является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общей площадью 7 070 кв. м.
Заявителем, в свою очередь, не доказано отсутствие у него обязанности по уплате налога на земельный участок, общей площадью 1 639 кв. м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, судебное решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июля 2012 года по делу N А65-4265/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)