Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А33-7956/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А33-7956/2011


Резолютивная часть постановления объявлена "23" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт"): Шпилевского И.Н., представителя по доверенности от 25.05.2012 N 94,
от ответчика (инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска): Гилевой Т.Б., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 04/03, Чайковской Н.В., представителя по доверенности от 23.01.2013 N 04/04,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2012 года по делу N А33-7956/2011, принятое судьей Смольниковой Е.Р.,

установил:

открытое акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" (далее - общество, заявитель, ИНН 2460002949, ОГРН 1022401784954) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик, ИНН 2465087248, ОГРН 1042442640206) о признании недействительным решения от 20.01.2011 N 36 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01 марта 2012 года решение Арбитражного суда Красноярского края суда от 29.08.2011 и постановление Третьего апелляционного суда от 15.11.2011 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении дела заявитель изменил предмет требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: просил признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 110 078 рублей. Заявление принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 ноября 2012 года заявленное открытым акционерным обществом "Красноярскнефтепродукт" требование удовлетворено, признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска от 20.01.2011 N 36 в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу с кадастровым номером 24:50:400130:70 в размере 110 078 рублей; суд обязал инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт"; с инспекции в пользу общества взыскано 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, 5000 рублей расходов на экспертизу.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 06.11.2012 не согласен по следующим основаниям:
- - в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными первым заместителем руководителя Росземкадастра 10.04.2001, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:70 является ранее учтенным, сформирован в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его формирования, в связи с чем в проверяемый период являлся объектом налогообложения;
- - вывод суда о наложении границ земельных участков является необоснованным, поскольку определение местоположения границ участка относится к действиям органов, уполномоченных на проведение кадастрового учета; границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:70 не определены; доказательств прекращения существования спорного земельного участка как объекта земельных правоотношений и как объекта налогообложения не представлено; землеустроительная экспертиза не заменяет процедуру межевания и согласование границ земельного участка.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Мэром г. Красноярска принято постановление 19.11.1992 N 441 "О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в г. Красноярске" во исполнение постановления администрации города от 22.01.1992 N 23 "О проведении земельной реформы в г. Красноярске". В пункте 94 постановления от 19.11.1992 N 441 предписано выдать свидетельство на право пользования землей администрации Красноярской нефтебазы на фактически занимаемую территорию автозаправочной станции N 4 на земельном участке площадью 10 809,35 кв. м по ул. Шахтеров-Березина в Центральном районе.
Красноярской нефтебазе 17.12.1992 выдано свидетельство N 716 на право пользования земельным участком площадью 1,08 га по ул. Шахтеров - Березина в Центральном районе для взимания налоговой платы за землю.
Согласно пункту 9 плана приватизации от 18.09.1995 Красноярская база являлась подразделением Красноярского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами (государственного предприятия "Красноярскнефтепродукт").
Постановлением Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 18.09.1995 N 08-06-1016п утвержден план приватизации государственного предприятия "Красноярскнефтепродукт". Согласно пункту 2 указанного постановления государственное предприятие "Красноярскнефтепродукт" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Красноярскнефтепродукт". Согласно уставу открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт", утвержденному протоколом общего собрания акционеров от 29.06.2007 N 1-2007, общество учреждено в соответствии с планом приватизации, утвержденным Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом от 18.09.1995, путем преобразования Красноярского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами (государственного предприятия "Красноярскнефтепродукт").
Согласно кадастровой выписке от 05.05.2009 N 24ЗУ/09-134332 кадастровый номер 24:50:0400130:70 земельного участка площадью 10 800 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, внесен в государственный кадастр недвижимости 24.02.2005 на основании свидетельства на право пользования землей от 17.12.1992 N 716.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения администрации города Красноярска от 21.03.2006 N 420-недв обществу с ограниченной ответственностью "Газсервис" предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок общей площадью 1952 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров; пунктом 3 указанного распоряжения в пункт 94 постановления администрации города Красноярска от 19.11.1992 N 441 внесены изменения, согласно которым площадь земельного участка уменьшена до 8854 кв. м.
Согласно кадастровой выписке от 06.06.2012 N 24/12-162604 кадастровый номер 24:50:0400130:625 земельного участка площадью 1 952 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18, внесен 28.09.2006 в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 1.4 распоряжения администрации города Красноярска N 440-ж от 05.05.2009 "Об утверждении градостроительных планов земельных участков в Советском районе" утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Шахтеров, 18, площадью 0,360 га.
7 сентября 2009 года общество обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением N 01-2426 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:666, площадью 3650 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18.
В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании, в том числе, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 09.07.2009, подготовлен межевой план от 16.07.2009 земельного участка площадью 3650 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18. Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400130:666 указанный участок площадью 3650 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18, поставлен на кадастровый учет 14.08.2009.
6 апреля 2010 года между обществом (покупателем) и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка, в соответствии с условиями которого продавец обязался предоставить в собственность, а покупатель принять и оплатить земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:666 для использования нежилого здания, расположенного на участке и принадлежащего покупателю на праве собственности.
11.05.2010 обществом получено свидетельство государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 3650 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, 18, с кадастровым номером 24:50:0400130:666.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 02.08.2010 N 3724-недв пункт 94 постановления Администрации города Красноярска от 19.11.1992 N 441 "О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в Красноярске" признан утратившим силу.
16.07.2010 открытым акционерным обществом "Красноярскнефтепродукт" представлен в инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2010 года, согласно которому исчислен налог в общей сумме 319 684 рубля, в том числе по земельному участку с кадастровым номером 24:50:0400130:666 - налог в размере 102 661 рубль.
В ходе камеральной налоговой проверки названного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2010 года налоговый орган установил факт неправомерного занижения налогоплательщиком авансового платежа по земельному налогу на сумму 272 120 рублей в результате невключения в расчет авансовых платежей земельного участка с кадастровым номером 24:50:400130:70, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование на основании свидетельства от 17.12.1992 N 716.
Результаты камеральной налоговой проверки отражены в акте N 5116 от 02.11.2010.
Не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в акте камеральной проверки от 02.11.2010 N 5116, общество представило в инспекцию возражения на акт проверки.
Уведомлениями от 25.11.2010, 14.12.2010, 12.01.2011 налоговый орган извещал общество о рассмотрении материалов проверки.
Рассмотрение материалов проверки 20.01.2011 проводилось в присутствии уполномоченных представителей налогоплательщика, что подтверждается протоколом рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки N 18.
20.01.2011 заместителем начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска принято решение N 36 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно резолютивной части которого обществу "Красноярскнефтепродукт" предложено уплатить 272 120 рублей земельного налога.
На указанное решение налогоплательщиком подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 17.02.2011 N 120082 жалоба открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска от 20.01.2011 N 36 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая недействительным решение инспекции от 20.01.2011 N 36 в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2010 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:400130:70 (далее - спорный земельный участок) в размере 110 078 рублей, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что общество не является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка, по следующим основаниям.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из оспариваемого решения инспекции от 20.01.2011 N 36, доначисляя обществу земельный налог за 2 квартал 2010 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:70, налоговый орган исходил из того, что общество является плательщиком земельного налога, так как спорный земельный участок принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства от 17.12.1992 N 716 (т. 1 л.д. 27-30); внесен в сведения государственного кадастра недвижимости 24.02.2005 на основании дополнения в перечень ранее учтенных земельных участков от 24.02.2005 N 1; согласно ответу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 23.12.2010 N 1-6/21587 (т. 2 л.д. 31); кадастровой выписке о земельном участке от 05.05.2009 N 24ЗУ/09-134332 (т. 1 л.д. 85-87) спорный земельный участок не исключен из сведений государственного кадастра недвижимости.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях проверки законности и обоснованности вышеуказанных выводов инспекции, судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении настоящего дела установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Красноярской нефтебазе, Автозаправочная станция N 4 на основании постановления администрации г. Красноярска от 19.11.1992 N 441 для взимания налоговой платы за землю выдано свидетельство от 17.12.1992 N 716 на право пользования землей, в соответствии с которым указанной организации предоставлен в пользование земельный участок площадью 1,08 га по ул. Шахтеров - Березина в Центральном районе.
В кадастровой выписке о земельном участке от 05.05.2009 N 24ЗУ/09-134332 (т. 1 л.д. 85-87) и кадастровой выписке от 25.05.2012 N 24/12-150840 (т. 1 л.д. 91) указано, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:70 является автозаправочная станция N 4; вид права - собственность; внесен в сведения государственного кадастра недвижимости 24.02.2005 на основании дополнения в перечень ранее учтенных земельных участков от 24.02.2005 N 1; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; разрешенное использование - для взимания налоговой платы за землю.
Согласно письму федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 23.12.2010 N 1-6/21587 (т. 2 л.д. 31) земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:70 внесен в сведения государственного кадастра недвижимости 24.02.2005 на основании дополнения в перечень ранее учтенных земельных участков от 24.02.2005 N 1, не исключен из сведений государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:70 внесен в сведения государственного кадастра недвижимости 24.02.2005 на основании дополнения в перечень ранее учтенных земельных участков от 24.02.2005 N 1, то есть является ранее учтенным земельным участком; не расформирован в установленном порядке и не исключен из сведений государственного кадастра недвижимости; на основании свидетельства от 17.12.1992 N 716 предоставлен в пользование Красноярской нефтебазе, Автозаправочная станция N 4.
С учетом изложенного, доводы инспекции о том, что в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными первым заместителем руководителя Росземкадастра 10.04.2001, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:70 является ранее учтенным, сформирован в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его формирования, являются обоснованными.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговым органом не доказано, что общество в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком земельного налога в рассматриваемом налоговом (отчетном) периоде (2 квартал 2010 года) как организация, обладающая спорным земельным участком с кадастровым номером 24:50:0400130:70 на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу следующего.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и пояснений заявителя, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:70 за обществом не зарегистрировано; в установленном порядке на право аренды либо право собственности не переоформлено.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", связано с наличием государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, подтверждающих возникновение, изменение или прекращение, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий земельный участок.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Согласно пункту 4 указанного постановления плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в период выдачи свидетельства от 17.12.1992 N 716 на право пользования землей, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса РСФСР к ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит, в том числе, предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РСФСР по поручению местных Советов народных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам; совет народных депутатов рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР к удостоверяющим право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком документам относился государственный акт, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов по форме, утвержденной Советом Министров РСФСР. Форма упомянутого выше государственного акта утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
В материалы дела не представлен правоустанавливающий акт уполномоченного органа государственной власти, выданный заявителю на право бессрочного (постоянного) пользования спорным земельным участком в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта. Постановление от 19.11.1992 N 441 правоустанавливающим документом на право бессрочного (постоянного) пользования спорным земельным участком не является, поскольку данное постановление принято в целях выдачи свидетельств землепользователям для взимания налоговой платы за землю. В пункте 94 указанного постановления от 19.11.1992 N 441 предписано выдать свидетельство на право пользования землей администрации Красноярской нефтебазы на фактически занимаемую территорию автозаправочной станции N 4 на земельном участке площадью 10 809,35 кв. м по ул. Шахтеров - Березина в Центральном районе. Указанное постановление не предоставляет заявителю спорный земельный участок на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Свидетельство от 17.12.1992 N 716 на право пользования землей не является правоудостоверяющим документом, подтверждающим наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, поскольку выдано на право пользования спорным земельным участком в целях взимания налоговой платы. Кроме того, в свидетельстве от 17.12.1992 N 716 указано, что данное свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей. Такого акта в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняется довод инспекции о соответствии формы свидетельства от 17.12.1992 N 716 на право пользования землей Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 и о подтверждении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком у заявителя на основании указанного свидетельства от 17.12.1992 N 716.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов о наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в спорном налоговом периоде, наличие в кадастровой выписке о земельном участке от 05.05.2009 N 24ЗУ/09-134332 (т. 1 л.д. 85-87) сведений о виде права - собственность; отсутствие доказательств регистрации соответствующего права за обществом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с учетом вышеизложенной позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основания для вывода о наличии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и соответственно статуса налогоплательщика земельного налога в отношении спорного земельного участка в спорном налоговом периоде (2 квартал 2010 года) у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Кроме того, признавая недействительным решение инспекции от 20.01.2011 N 36 в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 110 078 рублей, суд первой инстанции правомерно исходил из недопустимости двойного налогообложения с учетом установленного факта наложения границ спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400130:666 и 24:50:0400130:625 по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2005 году (периоде, в котором согласно сведениям уполномоченного органа спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет), объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в соответствии с федеральными законами. Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре), действовавшего в периоде постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона земельном кадастре сведения о правах на земельные участки и ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Как следует из материалов дела, при новом рассмотрении дела общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменило предмет заявленного требования (т. 3 л.д. 17-18) и просило признать недействительным решение инспекции от 20.01.2011 N 36 в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу в размере 110 078 рублей, приходящегося на общую площадь наложения 5218 кв. м (3640 кв. м + 1942 кв. м) земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 площадью 10 800 кв. м с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0400130:666 (площадь наложения 3640 кв. м) и с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0400130:625 (площадью наложения 1942 кв. м).
Факт наложения указанных земельных участков подтверждается заключением землеустроительной экспертизы от 09.08.2012 (т. 5 л.д. 53-55), назначенной судом первой инстанции при новом рассмотрении дела, проведение которой поручено судом эксперту - индивидуальному предпринимателю Бондаревой Надежде Викторовне. Согласно указанному заключению экспертом сделаны выводы о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400130:666 и 24:50:0400130:625.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.05.2012 N 24/12-150816 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:666 площадью 3650 кв. м поставлен на кадастровый учет 14.08.2009, принадлежит на праве собственности открытому акционерному обществу "Красноярскнефтепродукт" (т. 1 л.д. 96-99).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 06.06.2012 N 24/12-162604 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:625 площадью 1952 кв. м поставлен на кадастровый учет 28.09.2006, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью предприятие "Газсервис" (т. 1 л.д. 103-103).
Учитывая изложенные обстоятельства, недопустимость двойного налогообложения, которая вытекает из принципов равенства, справедливости и соразмерности налогообложения и означает недопущение обложения одного и того же объекта налогом одного вида, принадлежащему одному и тому же налогоплательщику, более одного раза за один и тот же налоговый период, и с учетом установленных в ходе проведения землеустроительной экспертизы выводов о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400130:666 и 24:50:0400130:625, земельный налог в отношении которых в спорном периоде должен быть уплачен соответствующими субъектами, а именно: заявителем - в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:666 и обществом "Газсервис" - в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:625, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доначисление инспекцией обществу земельного налога за 2 квартал 2010 года в отношении спорного земельного участка в размере 110 078 рублей является неправомерным.
Довод инспекции о том, что вывод суда о наложении границ земельных участков является необоснованным, поскольку определение местоположения границ земельного участка относится к действиям органов, уполномоченных на проведение кадастрового учета, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку в соответствии со статьями 82 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно для разъяснения возникшего при рассмотрении дела вопроса о наложении земельных участков, требующего специальных знаний, назначил землеустроительную экспертизу; заключение экспертизы является доказательством по делу и подлежит исследованию и оценке наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, инспекцией в материалы дела не представлено.
Доводы налогового органа о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 не установлены, так как в кадастровой выписке на указанный земельный участок содержится указание на неустановление его границ в соответствии с действующим законодательством; землеустроительная экспертиза не заменяет процедуру межевания и согласование границ земельного участка, в связи с чем невозможно установить наложение указанных земельных участков, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Сведения о спорном земельном участке в государственный земельный кадастр внесены в 2005 году на основании свидетельства N 716 от 17.12.1992. Согласно таблице координат точек поворота границ землепользования, представленной в материалы в виде приложения к свидетельству N 716 от 17.12.1992, границы участка площадью 1,08 га определены в виде каталога координат; представлен план землепользования (т. 1., л.д. 29-30). Аналогичные координаты указаны в описании поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 на листе N 3 кадастровой выписки о земельном участке (т. 1 л.д. 87). При этом, в материалах дела имеются письма федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю от 23.12.2010 N 1-6/21587, от 29.04.2011 N 1-6/9424, из содержания которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0070, декларированной площадью 10 800 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров, внесен в сведения государственного кадастра недвижимости 24.02.2005 на основании дополнения в перечень ранее учтенных земельных участков по г. Красноярску; документом - основанием является свидетельство на право пользования землей от 17.12.1992 N 716.
Кадастровые выписки о земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0400130:666 и 24:50:0400130:625 также содержат описание местоположения границ земельных участков и описание поворотных точек границ земельных участков.
Как следует из представленного экспертом Бондаревой Н.В. заключения, наложение границ указанных земельных участков установлено путем сопоставления аналитических данных документа из кадастрового дела, на основании которого сведения о земельном участке с номером 24:50:0400130:0070 внесены в государственный кадастр недвижимости - каталога координат, и описания поворотных точек границ из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400130:666 от 25.05.2012 N 24/12-150816 и из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400130:625 от 06.06.2012 N 24/12-162604.
Таким образом, наличие в кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:0070, являющийся ранее учтенным, отметки о том, что границы земельного участка с кадастровым номером не установлены в соответствии с законодательством, не свидетельствует о невозможности соотнесения координат указанного участка с координатами участков с номерами 24:50:0400130:666 и 24:50:0400130:625, установленными в единой системе, путем проведения землеустроительной экспертизы.
Довод инспекции о том, что доказательств прекращения существования спорного земельного участка как объекта земельных правоотношений и как объекта налогообложения не представлено, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства вывода об отсутствии у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования и соответственно статуса плательщика земельного налога в спорном периоде в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400130:0070 и факта наложения границ указанных земельных участков не изменяет.
Ссылка налогового органа на судебные акты по делу А33-9483/2011, в рассмотрении которого налоговый орган участия не принимал, подлежит отклонению, поскольку выводы суда по ранее рассмотренному делу не являются преюдициальными обстоятельствами при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного, доначисление обществу земельного налога за 2 квартал 2010 года в сумме 110 078 рублей является неправомерным, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение инспекции от 20.01.2011 N 36 в части доначисления земельного налога в размере 110 078 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" ноября 2012 года по делу N А33-7956/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)