Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2013 N Ф09-6990/13 ПО ДЕЛУ N А47-13278/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. N Ф09-6990/13

Дело N А47-13278/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Кангина А.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" (ИНН 5609046032, ОГРН 105609045469, далее - общество "Коммунэнерго") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2013 по делу N А47-13278/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Коммунэнерго" - Нигматуллин Р.Р., (доверенность от 28.01.2013 б/н);
- Департамента по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области (далее - Департамент) - Линникова В.В. (доверенность от 09.01.2013 N 1).
Представители Прокуратуры Оренбургской области в судебное заседание не явились.

Общество "Коммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействующим приказа Департамента от 01.03.2012 N 11-т/э "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям закрытого акционерного общества "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" п. Новоорск" с приложением "Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую закрытым акционерным обществом "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" п. Новоорск" потребителям Оренбургской области", как не соответствующего положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109), Приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
К участию в деле привлечена Прокуратура Оренбургской области.
Решением суда от 13.03.2013 (судьи Цыпкина Е.Г., Калашникова А.В., Федорова С.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Коммунэнерго" просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что суд при принятии решения неправомерно руководствовался "Временным пособием по расчету и утверждению регулируемых тарифов на тепловую энергию и услуг по ее передаче на потребительском рынке Оренбургской области" (далее - Временное пособие) утвержденным решением Департамента от 29.04.2005 N 8.1, поскольку данный акт не был опубликован в официальных источниках.
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права, доводы общества "Коммунэнерго" направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ органом регулирования в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона N 190-ФЗ предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни могут быть установлены на срок более чем один финансовый год с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются системы теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования).
Согласно п. 54 Основ ценообразования расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Процедура рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами регламентирована Правилами регулирования, а также "Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент).
В соответствии с п. 1 Регламента рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе регулирующего органа.
Для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность, направляет на имя директора Департамента письменное заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, установлен п. 10 Правил регулирования.
Как установлено п. 13 Правил регулирования и п. 21 Регламента, по результатам рассмотрения заявления директор Департамента принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела.
Согласно п. 16 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный п. 12 Правил регулирования.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
- - величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
- - даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней может быть обжаловано в установленном порядке.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона N 190-ФЗ основными принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются:
- - обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
- - обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;
- - обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона N 190-ФЗ методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:
- 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
- 2) метод индексации установленных тарифов;
- 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
- 4) метод сравнения аналогов.
В процессе регулирования тарифов в сфере теплоснабжения может использоваться один из методов регулирования, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 190-ФЗ. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с п. 15 и п. п. 22 - 22.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, п. п. 16 - 21 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
- 1) на топливо;
- 2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
- 3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
- 4) на сырье и материалы;
- 5) на ремонт основных средств;
- 6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
- 7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
- 8) прочие расходы.
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
- 1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
- 2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;
- 3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
- 4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
В силу п. 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:
- 1) нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
- 2) цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- 3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;
- 4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года;
- 5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных, в частности, в пункте 22 Основ ценообразования, регулирующие органы используют:
- 1) регулируемые государством тарифы (цены);
- 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
- 3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Решением Департамента от 29.04.2005 N 8.1 утверждено "Временное пособие по расчету и утверждению регулируемых тарифов на тепловую энергию и услуг по ее передаче на потребительском рынке Оренбургской области" (далее - Временное пособие).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что согласно Положению о "Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов", утвержденному указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 N 141-ук Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию на территории Оренбургской области.
Общество "Коммунэнерго" 05.12.2011 обратилось в Департамент по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области с заявлением об установлении тарифа на выработку тепловой энергии и тарифа для конечного потребителя тепловой энергии на 2012 год для общества "Коммунэнерго" Новоорского участка в размере 1 523,05 руб./Гкал (без НДС) с приложением расчета тарифа (том. 2 л. д. 63 - 152, том 3 л. д. 1 - 32). На основании этого заявления Департаментом открыто дело об установлении тарифов.
Об открытии дела об установлении тарифов и о назначенном уполномоченном по делу общество извещено письмом Департамента от 19.12.2011 N 37/01-13/2138. Этим же письмом от общества запрошены дополнительные документы.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что в рамках дела об установлении тарифов в период с 19.12.2011 по 08.01.2012 проведена экспертиза расчетных материалов, результаты которой оформлены экспертным заключением от 08.01.2012 с приложением 1. В ходе проведенного заседания 24.02.2012 коллегией Департамента был предложен к утверждению тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом "Коммунэнерго", в размере 835,99 руб. Гкал (без НДС). Поскольку представитель общества "Коммунэнерго" не согласился с предлагаемым к утверждению тарифом, рассмотрение вопроса было отложено до 01.03.2012 для представления дополнительных материалов. 01.03.2012 состоялось повторное заседание комиссии Департамента по вопросу утверждения тарифа на тепловую энергию потребителям общества "Коммунэнерго". Вместе с тем материалы, обосновывающие расходы по тем статьям, по которым у общества имелись расхождения с расчетами Департамента, обществом не были представлены, в связи с чем, приказом Департамента от 01.03.2012 г. N 11-т/э был утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом "Коммунэнерго", в размере 835,99 руб. Гкал (без НДС) и официально опубликован в газете "Оренбуржье" от 08.03.2012 N 37.
Суд первой инстанции выявил, что порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую обществом "Коммунэнерго", проведен с соблюдением требований, установленных Правилами регулирования и Регламентом.
Поскольку при установлении тарифов обществом в регулирующий орган не были представлены результаты режимно-наладочных (балансовых) испытаний котлов (отчетно-технической документации), выполненных специализированной организацией (режимные карты котлов всех котельных, а также результаты оценки фактической работы котельного оборудования, проведенного сторонней организацией) и не был подтвержден заявленный удельный расход топлива в размере 168,59 кг у.т. / Гкал, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Департамент, не отказывая во включении в необходимую валовую выручку расходов на топливо на технологические цели, размер этих расходов определил самостоятельно, руководствуясь п. 5.1.1 Временного пособия на основании показателей нормативных удельных расходов топлива на производство тепла для различных котлов, содержащихся в таблице приложения п. 14 Временного пособия.
Кроме того, суд выявил, что поскольку при установлении тарифов обществом "Коммунэнерго" не был подтвержден (расчетами и (или) энергоаудитом, проведенным специализированной сторонней организацией) заявленный удельный расход электроэнергии в размере 76,75 кВт.ч/Гкал, регулирующим органом этот показатель обоснованно был определен на основании таблицы N 3 Временного пособия, исходя из расчетной тепловой нагрузки котельных общества "Коммунэнерго", определенной на основании выработки тепловой энергии (50,11 тыс. Гкал), продолжительности работы отопительной системы (24 часа) и отопительного сезона (204 дня). Это позволило отнести котельные общества "Коммунэнерго" к котельным малой мощности (менее 50 Гкал/час) и применить показатель удельного расхода электроэнергии на производство и транспортировку тепловой энергии в размере 18 кВтч/Гкал. При этом прогнозный тариф на электрическую энергию был принят департаментом в размере 3,95 руб./кВт.ч на основании расчетов самого общества с учетом прогнозного роста на 2012 год. Порядок отнесения расходов общества правомерно произведен Департаментом в соответствии с положениями Основ ценообразования и Временного пособия.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных и оцененных в совокупности в порядке, предусмотренном статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что тариф, утвержденный приказом Департамента от 01.03.2012 N 11-т/э "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям закрытого акционерного общества "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" п. Новоорск", является обоснованным, поскольку принят в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию, и в соответствии с положениями законодательства, регулирующего порядок установления таких тарифов.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя о неправомерности применения к спорным правоотношениям Временного пособия являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пунктом 9 "Положения о Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов", утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 N 141-ук установлено, что Департамент в целях реализации возложенных на него задач публикует принятые решения в бюллетене департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. Данное положение действует с 22.12.2005. В период его действия Временное пособие было опубликовано в Информационном бюллетене Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 6 (февраль - апрель 2006 г.). Подлинник указанного информационного бюллетеня исследовался судом первой инстанции.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2013 по делу N А47-13278/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Оренбургская теплоэнергетическая компания "Коммунэнерго" - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
А.В.КАНГИН
Е.А.ПОРОТНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)