Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N А40-90898/12-93-901

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N А40-90898/12-93-901


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" Родионовой А.Е. по доверенности N 118 от 09 августа 2012 года
от ответчика Федеральной службы по финансовым рынкам Авакяна А.Р. по доверенности от 12 апреля 2013 года N 13-ДП-05/13049
рассмотрев 16 июля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Федеральной службы по финансовым рынкам
на решение от 18 декабря 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 19 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.
по делу N А40-90898/12-93-901
по заявлению Открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОГРН 1067759884598) к Федеральной службе по финансовым рынкам (ОГРН 1047796341361) об оспаривании предписания, третье лицо Открытое акционерное общество "Ильюшин Финанс Ко."

установил:

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - ОАО "ОАК", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) о признании незаконным предписания от 26.03.2012 г. N 12-ЕК-04/11871.
При этом ОАО "ОАК" указывало, что оспариваемое предписание является необоснованным и незаконным, поскольку при вынесении ФСФР России вышла за пределы предоставленных законодательством полномочий. ФСФР России незаконно возлагает на Общество обязанность имущественного характера (направить обязательное предложение и приобрести акции у иных акционеров Открытого акционерного общества "Ильюшин Финанс Ко." (далее - ОАО "ИФК"), не предусмотренную действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013, проверенное на соответствие требованиям Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), предписание ФСФР России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 26.03.2012 г. N 12-ЕК-04/11871 признано недействительным.
В кассационной жалобе ФСФР России просит отменить принятые по делу судами первой и апелляционной инстанции незаконные и необоснованные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. При этом указывается, что судами не была дана надлежащая оценка основанным на положениях статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) доводам ФСФР России, о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Возникшие у лица обязательство не может быть прекращено принятием закона устраняющего правовое основание для возникновения данного обязательства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОАК", отмечая, что доводы ФСФР России относительно обязательств Общества совершить определенные действия (направить предложение и приобрести акции у акционеров ОАО "ИФК") в 2012 году, не основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, в связи правильным применением судами норм права.
В судебном заседании представитель ФСФР России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ОАО "ОАК" просил оставить жалобу без удовлетворения, указывая на несостоятельность ее доводов.
Извещенный в установленном законом порядке представитель ОАО "ИФК" в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения или постановления.
При рассмотрении дела судами было установлено, что ОАО "ОАК" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2006 N 140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация" в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники, путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО "ОАК" находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, включая акции ОАО "ИФК", с обеспечением доли Российской Федерации в уставном капитале учреждаемого акционерного общества в размере не менее 75 процентов акций. Положения Указа были реализованы Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2006 N 224.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 122 "О некоторых вопросах открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации и повышения конкурентоспособности отечественного самолетостроения находящиеся в федеральной собственности акции ОАО "ИФК" были внесены в качестве вклада в уставный капитал ОАО "ОАК" в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в связи с увеличением уставного капитала ОАО "ОАК". Положения Указа были реализованы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2007 N 119.
В соответствии с Договором о создании ОАО "ОАК" от 15.11.2006 (Приложение N 1), Отчетом об итогах выпуска акций (зарегистрирован ФСФР России 11.10.2007, Приложение N 2) Российской Федерации, в лице Росимущества, на момент передачи акций ОАО "ИФК" принадлежало 90,1% обыкновенных именных акций ОАО "ОАК", что составляло долю участия в уставном капитале ОАО "ОАК" 90,1%.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 122 "О некоторых вопросах открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОАК" включен в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. В настоящее время доля Российской Федерации в уставном капитале Заявителя составляет 84,33%.
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет данным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них этих ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
В соответствии с абзацем 12 пункта 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, требования о направлении обязательного предложения не применяются при приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Данная норма установлена в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 N 292-ФЗ "О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", вступившим в силу 18.11.2010.
Оспоренным предписанием от 26.03.2012 N 12-ЕК-04/11871, вынесенным ФСФР России в пределах его полномочий ОАО "ОАК" предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации предусмотренные пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, так как Общество с 20.02.2007 став владельцем 38% от общего количества голосующих акций ОАО "ИФК" в течение 35 дней не направило акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них этих ценных бумаг.
При этом ФСФР России в предписании указывалось, что в соответствии со статьей 4 ГК РФ требования пункта 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах применению не подлежат.
Удовлетворяя заявленные ОАО "ОАК" требования и признавая оспариваемое предписание недействительным, суды исходили из того, что оно не соответствует действующему закону и нарушает права заявителя.
ОАО "ОАК" было обязано после приобретении акций ОАО "ИФК" направить акционерам эмитента и в ФСФР в установленный Законом об акционерных обществах срок обязательное предложение о приобретении акций ОАО "ИФК" в порядке пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах.
При этом суды указали, что после приобретения 38% от общего количества акций ОАО "ИФК" у ОАО "ОАК" возникла обязанность по направлению обязательного предложения в течение 35 дней с 20.02.2007 года. ОАО "ОАК" было обязано направить обязательное предложение до 28.03.2007 года.
Однако предписание государственного органа должно быть законным и исполнимым. Поэтому суды отметили, что несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для принуждения заявителя исполнить обязанность по направлению обязательной оферты, которая на момент вынесения предписания ФСФР России, не возложена на заявителя, несмотря на тот факт, что ранее такая обязанность существовала. На момент вынесения оспариваемого предписания пункт 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах уже был дополнен абзацем двенадцатым, согласно которому требования ст. 84.2 Закона об акционерных обществах к заявителю не применяются. Таким образом, принуждение к исполнению недействующего закона не может свидетельствовать об обеспечении эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя.
Дополняя перечень изъятий из общего правила о направлении обязательного предложения пунктом 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах, законодатель, по мнению суда, четко определил свою позиции относительно того, что с момента вступления в силу соответствующего Федерального закона от 03.11.2010 N 292-ФЗ "О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" требование о направлении обязательного предложения не применяются при приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 3 статьи 96 ГК РФ, правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Таким образом, правовые отношения, связанные с направлением обязательного предложения (оферты), регулируются гражданским законодательством, на них распространяются общие нормы Гражданского кодекса.
Из оспариваемого предписания следует, что ОАО "ОАК" должно направить обязательное предложение до 28.03.2007 года.
Согласно абзацу 2 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 929-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Эстейт" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" возложение на приобретателя обязанности направить публичную оферту (обязательное предложение) остальным акционерам открытого акционерного общества - в силу самого факта перехода к нему прав на указанное количество акций, вне зависимости от каких-либо иных обстоятельств, в частности от его финансового состояния, наличия у него возможности приобрести банковскую гарантию и т.п., направлено на защиту прав миноритарных акционеров путем предоставления им возможности возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях, когда в акционерном обществе происходит нарастание возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров или группы аффилированных лиц, а также на обеспечение необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц (акционеров, кредиторов, органов управления и др.) в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества и, таким образом, публичного интереса в развитии акционерного общества в целом.
Цель нормы пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах заключается в предоставлении миноритарным акционерам правовой защиты в связи с передачей другому независимому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества.
Суд принял во внимание, что информация о приобретении акций могла и должна быть известна акционерам ОАО "ИФК", поскольку ОАО "ИФК" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации раскрывает годовые отчеты и списки аффилированных лиц, в которых обязано указывать сведения об основных акционерах и о размере принадлежащих им акций.
Оспариваемое предписание вынесено ФСФР России 26.03.2012 года, то есть спустя 5 лет с того момента как ОАО "ОАК" приобрело более 30 процентов акций ОАО "ИФК" и обязано направить предложение.
С учетом обстоятельств дела суды пришли к выводу, что переход акций от Российской Федерации заявителю, который в силу того, что Российская Федерация владеет более 80% его акций, является подконтрольным лицом Российской Федерации, не привел к распределению корпоративного контроля и нарастанию возможностей корпоративного контроля.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствующими установленным ими обстоятельствам по настоящему делу и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы ФСФР России, сводящиеся фактически к повторению проверенных и отклоненных судами доводов не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2013 года по делу N А40-90898/12-93-901 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
А.М.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)