Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9539/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу N А68-9539/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 14.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Новомосковского районного потребительского общества (Тульская область, г. Новомосковск, ИНН 7116007953, ОГРН 1027101418882) - Грачева Д.А. (доверенность от 22.05.2013), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области (Тульская область, г. Новомосковск, ИНН 7116144445, ОГРН 1047116002105) - Беляевой Н.В. (доверенность
от 27.12.2012 N 04-09/13062), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области и Новомосковского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2013 по делу N А68-9539/2012 (судья Петрухина Н.В.),

установил:

следующее.
Новомосковское районное потребительское общество (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тульской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, ответчик), выразившихся в выдаче заявителю справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания на то, что задолженность в сумме 250 762 рублей 78 копеек является невозможной к взысканию (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2013 требования Новомосковского районного потребительского общества удовлетворены в части признания незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области, выразившихся в выдаче Новомосковскому районному потребительскому обществу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания на то, что задолженность по пеням:
- по налогу на добавленную стоимость 18210301000010000110 в сумме 23 912 рублей 04 копеек;
- по налогу на добавленную стоимость 18210301000010000110 в сумме 21 рубля 64 копеек;
- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, 18210501012010000110 в сумме 25 302 рублей 54 копеек;
- по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 18210502010020000110 в сумме 391 рубля 72 копеек;
- по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 18210502020020000110 в сумме 84 506 рублей 92 копеек;
- по налогу на имущество 18210602010020000110 в сумме 3 622 рублей 27 копеек;
- по транспортному налогу организаций 18210604011020000110 в сумме 920 рублей 22 копеек;
- по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, 18210606022040000110 в сумме 32 875 рублей 60 копеек;
- по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года) 18210904052040000110 в сумме 2 104 рублей 32 копеек;
- по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции 18210907032040000110 в сумме 45 рублей 59 копеек.
- по прочим налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов, 18210907052040000110 в сумме 0,01 копейки;
- задолженность по недоимкам, пеням и штрафам по взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, 18210908040080000140 в сумме 87 копеек;
- задолженность по недоимкам, пеням и штрафам по взносам в государственный фонд занятости населения Российской Федерации 18210908060010000140 в сумме 02 рублей 75 копеек;
- задолженность по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 18210909010010000110 в сумме 397 рублей 96 копеек;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 18210909030080000110 в сумме 77 рублей 56 копеек;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 18210909040090000110 в сумме 136 рублей 43 копеек, является невозможной ко взысканию.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт в указанной части отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований полностью.
Считая, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований является незаконным и необоснованным, Межрайонная ИФНС России N 9 по Тульской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт в указанной части отменить и в удовлетворении требований обществу отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу общества Межрайонная ИФНС России N 9 по Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекции общество считает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 9 по Тульской области выдала Новомосковскому районному потребительскому обществу справку N 5067 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 01.09.2012, согласно которой за обществом числится задолженность по пеням - 1 434 495 рублей 74 копеек, по штрафам - 259 093 рублей 17 копеек, всего - 1 693 588 рублей 91 копейка.
Полагая, что действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области по выдаче указанной справки без указания того, что задолженность в сумме 250 762 рублей 78 копеек является невозможной ко взысканию, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, Новомосковское районное потребительское общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ (далее по тексту - Приказ).
Данный приказ не предусматривает указание в справке информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке. Однако это не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его права на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
По указанным мотивам судом апелляционной инстанции отклоняется довод инспекции о том, что в указанной форме справки не предусмотрена графа для задолженности, возможность взыскания которой утрачена.
Исходя из положений статей 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога и пеней состоит из нескольких обязательных этапов, начиная с выставления требования, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика путем направления в банк инкассового поручения и заканчивая взысканием налога за счет имущества налогоплательщика. При этом для каждого этапа НК РФ установлен соответствующий порядок и конкретные сроки, по истечении которых налоговые органы лишаются права на взыскание суммы задолженности в бесспорном порядке.
Помимо бесспорного порядка взыскания задолженности Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность взыскания задолженности по налоговым обязательствам в судебном порядке, которое также ограничено сроком. Так, пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено право налогового органа в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться за судебной защитой, если пропущены сроки на взыскание задолженности в бесспорном порядке.
Таким образом, налоговые органы, реализуя свои права на взыскание с налогоплательщиков задолженности по налогам (сборам) как в бесспорном, так и в судебном порядке должны соблюдать установленные НК РФ сроки.
Указанный порядок и сроки взыскания подлежат применению и в отношении задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату налогов (сборов).
Из материалов дела следует и судом установлено, что в справку N 5067 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.09.2012 Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области включена задолженность Новомосковского районного потребительского общества по пеням и штрафам, в том числе:
- - по пеням по налогу на добавленную стоимость 18210301000010000110 в сумме 23 912 рублей 04 копейки;
- - по пеням по налогу на добавленную стоимость 18210301000010000110 в сумме 21 рубля 64 копеек;
- - по пеням по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, 18210501012010000110 в сумме 25 302 рублей 54 копеек,
- по пеням по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 18210502010020000110 в сумме 391 рубля 72 копеек,
- по пеням по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 18210502020020000110 в сумме 84 506 рублей 92 копеек,
- по пеням по налогу на имущество 18210602010020000110 в сумме 3 622 рублей 27 копеек,
- - по пеням по транспортному налогу организаций 18210604011020000110 в сумме 920 рублей 22 копеек;
- - по пеням по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, 18210606022040000110 в сумме 32 875 рублей 60 копеек,
- по пеням по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года) 18210904052040000110 в сумме 2 104 рублей 32 копеек,
- по пеням по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции 18210907032040000110 в сумме 45 рублей 59 копеек,
- по пеням по прочим налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов, 18210907052040000110 в сумме 01 копейки,
- недоимка, задолженность по пеням и штрафам по взносам в федеральный фонд обязательно медицинского страхования Российской Федерации 18210908040080000140 в сумме 87 копеек,
- недоимка, задолженность по пеням и штрафам по взносам в государственный фонд занятости населения Российской Федерации 18210908060010000140 в сумме 2 рублей 75 копеек,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 18210909010010000110 в сумме 397 рублей 96 копеек,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 18210909030080000110 в сумме 77 рублей 56 копеек,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 18210909040090000110 в сумме 136 рублей 43 копеек.
В подтверждение факта наличия у Новомосковского районного потребительского общества недоимок по налогам, на которые начислены вышеуказанные суммы пеней, и штрафов Межрайонная ИФНС России N 9 по Тульской области представила только выписки из лицевого счета общества и требования об уплате налогов.
Доказательств применения в отношении указанной задолженности мер по принудительному взысканию инспекцией в материалы дела не представлено. При том, что сроки принудительного взыскания указанных сумм, установленные статьями 46, 47 НК РФ, в отношении указанной задолженности на момент составления оспариваемой справки истекли.
Оценив данные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в рассматриваемом случае налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности в сумме 174 318 рублей 44 копеек.
Принимая во внимание то, что отражение в справке о расчетах с бюджетом сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика, поскольку препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, искажает сведения о платежеспособности общества перед третьими лицами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания того, что задолженность по пеням по: налогу на добавленную стоимость 18210301000010000110 в сумме 23 912 рублей 04 копейки; налогу на добавленную стоимость 18210301000010000110 в сумме 21 рубля 64 копеек; налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, 18210501012010000110 в сумме 25 302 рублей 54 копеек, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 18210502010020000110 в сумме 391 рубля 72 копеек, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 18210502020020000110 в сумме 84 506 рублей 92 копеек, налогу на имущество 18210602010020000110 в сумме 3 622 рублей 27 копеек, транспортному налогу 18210604011020000110 в сумме 920 рублей 22 копеек; земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, 18210606022040000110 в сумме 32 875 рублей 60 копеек, земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года) 18210904052040000110 в сумме 2 104 рублей 32 копеек, целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции 18210907032040000110 в сумме 45 рублей 59 копеек, прочим налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов, 18210907052040000110 в сумме 01 копейки, недоимки, пеням и штрафам по взносам в федеральный фонд обязательно медицинского страхования Российской Федерации 18210908040080000140 в сумме 87 копеек, недоимки, пеням и штрафам по взносам в государственный фонд занятости населения Российской Федерации 18210908060010000140 в сумме 2 рублей 75 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 18210909010010000110 в сумме 397 рублей 96 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 18210909030080000110 в сумме 77 рублей 56 копеек, единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 18210909040090000110 в сумме 136 рублей 43 копеек, является невозможной ко взысканию.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам задолженности по пеням по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в сумме 76 444 рублей 34 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу о применении налоговым органом мер по взысканию указанной суммы задолженности, поскольку инспекция представила в материалы дела требования от 13.02.2013 N 222, N 224.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 47 НК РФ срок на принятие решения о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика как последнего этапа принудительного порядка взыскания задолженности по налогам и пеням исчисляется с момента истечения срока исполнения требования об его уплате.
При этом пропуск налоговым органом трехмесячного срока на направление указанного требования, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменение порядка определения начального момента исчисления и пролонгацию предусмотренных статьями 46 и 47 Кодекса сроков для принятия решений об обращении взыскания за счет денежных средств и за счет иного имущества налогоплательщика.
При рассмотрении вопроса о возможности взыскании пеней за просрочку уплаты налогов, в том числе земельного налога необходима проверка срока давности взыскания пеней, определяемого в отношении каждого дня просрочки с учетом установленной Налоговым кодексом Российской Федерации совокупности сроков: на предъявление требования, на вынесение решения за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и на вынесение решения за счет иного имущества налогоплательщика.
Данная позиция соответствует подходу, изложенному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07.
Как пояснено налоговым органом в суде апелляционной инстанции и следует из представленных в материалы дела расшифровок пени к требованию от 13.02.2013 N 222 и к требованию от 13.02.2013 N 224 пени по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в сумме 76 444 рублей 34 копеек начислены налоговым органом за нарушение обществом срока уплаты земельного налога за 2009 год в сумме 315 368 рублей, за 1 квартал 2010 года в сумме 366 125 рублей, за 2 квартал 2010 года в сумме 367 720 рублей, за 3 квартал 2010 года в сумме 724 172 рублей, за 2010 год в сумме 352 827 рублей за период с 12.04.2011 по 04.05.2011 (сумма пени - 61 228 рублей 24 копейки по требованию от 13.02.2013 N 222) и за период с 02.08.2011 по 08.08.2011 (сумма пени - 15 216 рублей 01 копейки по требованию от 13.02.2013 N 224).
Требования о взыскании данной задолженности по пеням N 222, 224 были выставлены в адрес общества только 13.02.2013, то есть с нарушением установленного статьей 70 НК РФ срока, поскольку требование о взыскании пени за период с 12.04.2011 по 04.05.2011 должно быть выставлено налоговым органом Новомосковскому районному потребительскому обществу не позднее 12.07.2011, а за период с 02.08.2011 по 08.08.2011 - не позднее 02.11.2011.
При этом меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ, налоговым органом в отношении указанной задолженности по пеням не применялись и сроки на принятие указанных решений, с учетом вышеприведенных нормативных положений, на момент формирования справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 5067 по состоянию на 01.09.2012 уже истекли.
При таких обстоятельствах включение налоговым органом в справку о состоянии расчетов Новомосковского районного потребительского общества с бюджетом по налогам, сборам, взносам N 5067 задолженности общества по пеням по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в сумме 76 444 рублей 34 копеек, без указания на то, что данная задолженность является невозможной ко взысканию, суд апелляционной инстанции считает неправомерным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, а требования общества - удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из материалов дела следует, что Новомосковское районное потребительское общество уплатило госпошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции по чеку-ордеру СБ8604/0051 от 02.04.2013-1 000 рублей.
С учетом положений статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результатов рассмотрения апелляционной жалобы с Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области в пользу Новомосковского районного потребительского общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2013 по делу N А68-9539/2012 отменить в части отказа в удовлетворении требования Новомосковского районного потребительского общества в отношении признания незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области, выразившихся в выдаче Новомосковскому районному потребительскому обществу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания того, что задолженность по пеням по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 76 444 рублей 34 копеек, является невозможной ко взысканию.
В указанной части требования Новомосковского районного потребительского общества удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области, выразившиеся в выдаче Новомосковскому районному потребительскому обществу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания того, что задолженность по пеням по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 76 444 рублей 34 копеек является невозможной ко взысканию.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области (Тульская область, г. Новомосковск, ИНН 7116144445, ОГРН 1047116002105) в пользу Новомосковского районного потребительского общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)