Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2008 ПО ДЕЛУ N А12-18752/07-С36

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2008 г. по делу N А12-18752/07-С36


Резолютивная часть постановления объявлена "10" апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" апреля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
с участием:
представителя Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области Красикова В.В., действующего на основании доверенности N 24 от 09.01.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "07" февраля 2008 года по делу N А12-18752/07-С36, принятое судьей Селезневым И.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь", г. Волгоград,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области и требования об уплате налога,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерного общество "Металлургический завод "Красный Октябрь" (далее - ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", налогоплательщик, Общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области N 15-10/5503 от 19 октября 2007 года в части уплаты налога на прибыль в размере 10 004 158 рублей и соответствующих пени, а также требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области N 4192 об уплате налога на прибыль по состоянию на 07 декабря 2007 года в размере 9 872 917 рублей. В обоснование заявленных требований ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" указало, что в силу положений Закона Волгоградской области от 18 декабря 1998 года N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" юридические лица, зарегистрированные в отдельном реестре участников зоны экономического развития, освобождаются от уплаты налоговых платежей по налогу на прибыль, на имущество, на землю сроком на 10 лет в части, зачисляемой в областной и местный бюджеты. ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" предоставлен статус участника зоны экономического развития с 21 мая 1999 года. По мнению Общества, использование льготы по налогу относится к длящимся правоотношениям, к которым не могут быть применены новые законы, ухудшающие положение налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" требований отказано.
ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 07 февраля 2008 года и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества в полном объеме. Из апелляционной жалобы следует, что Закон Волгоградской области от 18 декабря 1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" регулирует длящиеся налоговые правоотношения, а потому в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Закон Волгоградской области от 14 мая 2005 N 1057-ОД не имеет обратной силы, так как ухудшает положение налогоплательщика. Кроме того, льгота, предоставленная Обществу, имеет индивидуальный характер, следовательно, она сохранена в силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 09 июля 1999 N 154-ФЗ.
О времени и месте судебного заседания ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" извещено надлежащим образом, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления N 94989 о вручении почтового отправления. Однако явку представителя в судебное заседание Общество не обеспечило, об уважительности причин неявки суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленной в налоговый орган ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" налоговой декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2007 года.
По результатам камеральной проверки налоговым органом составлен акт N 15-10/3853 дсп от 27 сентября 2007 года, на основании которого 19 октября 2007 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области Ермиловым М.Ю. принято решение N 15-10/5503.
Указанным решением Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области отказала ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" в привлечении к налоговой ответственности, Обществу предложено уплатить сумму налога на прибыль в размере 10 004 158 рублей, соответствующие пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для начисления налога на прибыль явился вывод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой при исчислении налога на прибыль за полугодие 2007 года, а именно налоговой ставкой 13,5%.
Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области выставлено ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" требование N 4192 об уплате налога на прибыль в сумме 9 872917 руб.
ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", считая незаконными решение налоговой инспекции N 15-10/5503 от 19 октября 2007 года в части уплаты налога на прибыль в размере 10 004 158,00 рублей и пени за несвоевременную уплату налога, а также требование N 4192 по состоянию на 07 декабря 2007 года об уплате недоимки по налогу на прибыль в размере 9 872 917,00 рублей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" в удовлетворении заявленных требований, указал, что у налогоплательщика с 01.01.2007 г. отсутствуют правовые основания для применения налоговой льготы при исчислении налога на прибыль.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" является плательщиком налога на прибыль.
Пунктом 2 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 06 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 25 "Налог на прибыль организаций", которая вступила в действие с 01 января 2002 года.
Налог на прибыль организаций в силу статьи 13 Налогового Кодекса Российской Федерации является федеральным налогом.
Согласно пункту 3 статьи 56 Налогового Кодекса Российской Федерации льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
На основании Закона Волгоградской области N 121-ОД от 03 июля 1997 года "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" и Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 06.11.1998 N 48/490/1395 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 18 декабря 1998 года N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
Пунктом 3 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 352-ОД (в редакции от 28 марта 2003 года) ставка налога на прибыль для организаций, являющихся участниками зоны экономического развития и получивших указанный статус в соответствии с Законом Волгоградской области от 3 июня 1997 года N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", уменьшается до минимального размера, предусмотренного налоговым законодательством Российской Федерации для субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 284 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может быть ниже 13,5%.
Решением Волгоградского областного суда от 02.02.2006 г Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03 июля 1997 года "О порядке создания зон экономического развития на территории Волгоградской области" признан недействующим с момента вступления решения в законную силу. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2006 г. решение Волгоградского областного суда от 02.02.2006 г оставлено без изменения.
16 октября 2006 года принят Закон Волгоградской области N 1281-ОД о признании утратившим силу Закона Волгоградской области N 121-ОД от 03 июня 1997 года "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", вступивший в силу 18 октября 2006 года (со дня официального опубликования).
Законом Волгоградской области от 17 октября 2006 года N 1292-ОД с 01 января 2007 года признан утратившим силу Закон Волгоградской области от 18 декабря 1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
Соответствующий пункт статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 352-ОД, устанавливавший налоговые льготы по налогу прибыль в отношении участников зон экономического развития, которым являлся и ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", исключен Законом Волгоградской области от 17 ноября 2006 года N 1296-ОД с 01 января 2007 года.
Следовательно, у Общества как юридического лица, производственная деятельность которого в 2007 году осуществлялась вне прекратившей существование экономической зоны, отсутствовали основания для освобождения от уплаты налога на прибыль, поскольку предоставление льготы напрямую зависело от наличия у налогоплательщика статуса участника действующей экономической зоны.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доводы ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" о наличии у него в 2007 году льготы по налогу на прибыль как участника зоны экономического развития необоснованны ввиду отсутствия в проверяемом периоде зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
Суд апелляционной инстанции также считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводу ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" как ошибочному о том, что предоставленная льгота, несмотря на отмену законодательного регулирования, продолжает действовать и в 2007 году, поскольку 10-летний срок с момента регистрации общества в реестре участников зоны экономического развития не истек, и льгота относится к длящимся налоговым правоотношениям.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 56 Налогового Кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаны предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В рассматриваемом случае нельзя принять довод налогоплательщика о длящемся характере налоговых правоотношений, поскольку Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03 июня 1997 года "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" признан недействующим решением Волгоградского областного суда от 02 февраля 2006 года с момента вступления решения суда в законную силу, Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03 июня 1997 года "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" признан утратившим силу Законом Волгоградской области N 1281-ОД от 16 октября 2006 года, Закон Волгоградской области от 18 декабря 1998 года N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" так же признан утратившим силу Законом Волгоградской области от 17 октября 2006 года N 1292-ОД с 01 января 2007 года, пункт 2 статьи 1 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 года N 352-ОД, устанавливавший налоговые льготы по налогу прибыль в отношении участников зон экономического развития, исключен Законом Волгоградской области от 17 октября 2006 года N 1296-ОД с 01 января 2007 года.
Необоснованным является довод Общества о том, что ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" предоставлена индивидуальная налоговая льгота, поскольку льгота, предоставленная такой категории налогоплательщиков, как участники зон экономического развития на территории области, не носила индивидуального характера в отношении заявителя.
Согласно статье 2 Федерального закона N 154-ФЗ от 09.07.1999 г. "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса РФ" индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены.
При этом следует учесть, что сохраняют свое действие только индивидуальные налоговые льготы.
Льгота по налогу на прибыль, установленная на основании Закона Волгоградской области от 18.12.1998 года N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод Красный Октябрь" не имела индивидуального характера, а подлежала применению независимо от субъекта, исключительно по территориальному признаку.
Кроме того, согласно Закону Волгоградской области от 18 декабря 1998 года N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" зона экономического развития на территории ОАО "Красный Октябрь" была создана с целью стимулирования экономического развития Краснооктябрьского района г. Волгограда, а не конкретного предприятия - ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", как указано в жалобе. Статьей 3 данного Закона налоговые льготы были предоставлены организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО "Красный Октябрь", в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития при соблюдении условий, предусмотренных в статье 4 Закона.
Ссылка Общества на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июля 1999 года N 111-О не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку в Определении проанализированы положения действующего Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", имеющих одинаковую юридическую силу в части обратной силы указанных законов.
Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 07 февраля 2002 N 37-О, "само по себе расширение законом состава плательщиков того или иного налога - при условии, что требование о его уплате не распространяется на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы".
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку заявителя на судебную практику по аналогичному делу А12-1747/07-С60, так как названный судебный акт касается предыдущих налоговых периодов (2006 год), в которых действовали нормы Закона Волгоградской области от 18 декабря 1998 года N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
То обстоятельство, что данный закон утратил силу с нового налогового периода (с 1 января 2007 года) имеет определяющее значение для разрешения спора о правомерности применения льготы по налогу на прибыль в 2007 году.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана обоснованная правовая оценка, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов суда первой инстанции, нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта не установлено, а, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют. Апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС N 9 по Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представитель налогового органа заявил ходатайство об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС N 9 по Волгоградской области от 19.10.2007 N 15-10/5503 и требования налогового органа N 4192 в части применения мер принудительного взыскания с ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" налога на прибыль в размере 9 872 917 руб., принятых определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2007 года по делу N А12-18752/07-С36.
Указанное ходатайство подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебном акте о прекращении производства по делу.
Решением суда первой инстанции от 07 февраля 2008 года по делу N А12-18752/07-С36 в удовлетворении заявленных ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" требований отказано. Учитывая, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а постановлением суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, апелляционная инстанция считает ходатайство Межрайонной ИФНС N 9 по Волгоградской области об отмене обеспечительных мер, принятых Арбитражным судом Волгоградской области от 13 декабря 2007 года, подлежащим удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на налогоплательщика. Государственная пошлина уплачена ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" при подаче апелляционной жалобы согласно платежному поручению от 13.02.2008 N 41.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 февраля 2008 года по делу N А12-18752/07-С36 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь" - без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от "13" декабря 2007 года по делу N А12-18752/07-С36, отменить.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
М.А.АКИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)