Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-36732/12

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. по делу N А41-36732/12


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в заседании участвуют:
- от заявителя - Бондар Т.Р. по доверенности от 08.05.2012;
- от инспекции - Буракова Е.В. по доверенности от 09.01.2013 N 03/4;
- от УФНС России по Московской области - Буракова Е.В. по доверенности от 28.09.2012 N 06-17/1021Вн,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Дмитрову Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2013 года по делу N А41-36732/12, принятое судьей Козловой М.В., по заявлению ООО "ЦентрИнвест" к ИФНС России по г. Дмитрову Московской области о признании недействительным решения от 23.03.2012 N 643,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЦентрИнвест" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Дмитрову Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 643 от 23.03.2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 января 2013 года по делу N А41-36732/12 заявление ООО "ЦентрИнвест" удовлетворено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом при налогообложении земельных участков правомерно использована налоговая ставка 0,3% в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, поскольку в собственности ООО "ЦентрИнвест" находятся земельные участки, относящиеся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Также суд указал, что применение налоговым органом при расчете земельного налога за 2010 года ставки 1,5% незаконно, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Дмитрову Московской области, в которой инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба инспекции - удовлетворению.
Материалами дела установлено: 01.02.2011 ООО "ЦентрИнвест" представило в ИФНС России по г. Дмитров Московской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год (том 1 л.д. 6 - 62), в которой исчислило сумму земельного налога по ставке 0,3%.
По результатам проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки от 13.02.2012 N 270 (том 1 л.д. 63 - 65) и 23.03.2012 вынесено решение N 643 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 1 л.д. 66 - 68), которым обществу доначислен земельный налог в сумме 651 090 руб., а также общество привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 130 218 руб.
Решением Управления от 10.05.2012 N 07-12/035608 (том 1 л.д. 71 - 74) решение от 23.03.2012 N 643 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
ООО "ЦентрИнвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 643 от 23.03.2012.
Апелляционный суд считает, что требования общества не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Материалами дела установлено: ООО "ЦентрИнвест" в спорный период являлось собственником 55 (пятидесяти пяти) земельных участков общей площадью 113 944 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, находящихся по адресу: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, с. Ильинское.
Сумма земельного налога в налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год рассчитана обществом исходя из налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В рамках камеральной налоговой проверки инспекцией произведено доначисление земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2010 год в отношении указанных земельных участков исходя из налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Налоговый орган при вынесении оспариваемого решения исходил из следующего.
Согласно приложению N 1 к решению Совета депутатов городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 30.09.2009 N 83/33 ставка земельного налога в размере 0,3% за земельные участки, приобретенные (предоставленные) для дачного строительства не предусмотрена.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных: строений и сооружений, а также с правом выращивания сельскохозяйственных культур и картофеля).
По мнению инспекции, перечисленные положения законодательства допускают применение ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении вида разрешенного использования - для дачного строительства только тех земельных участков, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам и исключают применение данной ставки в отношении земельных участков, принадлежащих коммерческим организациям. Поскольку ООО "ЦентрИнвест" является коммерческой организацией, ставка земельного налога в размере 0,3% применяться не может, в связи с чем по данным земельным участкам должна быть применена ставка земельного налога в размере 1,5%.
Апелляционный суд находит указанные выводы налоговой инспекции обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - законами указанных субъектов Российской Федерации; вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами субъектов Российской Федерации Москвы и Санкт-Петербурга).
При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований и законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
Статьей 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок, которые не могут быть превышены налоговыми ставками, устанавливаемыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ органам местного самоуправления и законодательным органам субъектов Российской Федерации Москвы и Санкт-Петербурга предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ любое использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абз. 1 и 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Земельные участки, принадлежащие ООО "ЦентрИнвест" на праве собственности, расположены по адресу: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, с. Ильинское и относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для дачного строительства.
Данные земельные участки были приобретены у гр. Паленова В.А. с установленным видом разрешенного использования - для дачного строительства.
Согласно приложению N 1 к решению Совета депутатов городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области от 30.09.2009 N 83/33 "О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области" ставка земельного налога в размере 0,3% за земельные участки, предоставленные (приобретенные) для дачного строительства коммерческими организациями не предусмотрена.
Поскольку общество не относится к некоммерческим организациям, а основным видом деятельности, заявленным обществом по ОКВЭД, является финансовое посредничество, налогоплательщик не вправе применять ставку налога 0,3%.
Указанная правовая позиция находит свое отражение в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, от 21.01.2013 N ВАС-15663/12.
В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 исходя из порядка, установленного пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3% тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2013 N ВАС-15663/12 указано, что в силу абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то есть некоммерческое землепользование.
Устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что коммерческие организации - это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Общество является коммерческой организацией, учредителем некоммерческого объединения граждан не числится, доказательства использования земельных участков для целей, на которые они были выделены (дачное хозяйство) отсутствуют.
Между тем, основной вид деятельности ООО "ЦентрИнвест" по ОКВЭД 65.23 - финансовое посредничество, не включенное в другие группировки. Дополнительные виды деятельности: подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, сдача в наем собственного недвижимого имущества, представление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, управление недвижимым имуществом, исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Иные виды деятельности отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В налоговой отчетности по земельному налогу обществом указывался код по ОКВЭД 70.2 - "Сдача внаем собственного недвижимого имущества" (том 1 л.д. 6).
Таким образом, деятельность налогоплательщика не связана с сельскохозяйственным производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции также сослался на осуществление заявителем сельскохозяйственных работ на спорных земельных участках.
Заявителем в материалы дела представлен: копия договора от 20.03.2010 N 8-ЦИ, акт выполненных работ от 20.05.2010. Согласно договору N 8-ЦИ от 20.03.2010 ООО "СтройСервис" по заданию ООО "ЦентрИнвест" взяло на себя обязательства по высадке многолетних деревьев и кустарников (саженцев) по адресу: Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, с. Ильинское, по месту нахождения земельных участков, принадлежащих Заявителю. Указанные работы были осуществлены и приняты ООО "ЦентрИнвест", что подтверждается актом выполненных работ от 20.05.2010 (том 2 л.д. 55).
Между тем, указанный договор (заключен - 20.03.2010, работы завершены и приняты - 20.05.2010) не является доказательством систематического осуществления заявителем сельскохозяйственных работ на спорных земельных участках на протяжении всего спорного периода (2010 год).
Кроме того, заявителем в материалы дела также представлены: копия договора от 10.03.2010 N 8-2010, копия договора от 26.04.2010 N 107, копия договора от 29.03.2010 N 33/ш-10. Из указанных договоров усматривается, что заявителем в спорном периоде также привлекались подрядчики для выполнения работ по объединению и размежеванию объектов землеустройства (без выноса объектов в натуру), подготовке межевых планов; для выполнения комплекса работ для подготовки и оформления акта выбора земельного участка для прокладки кабельной линии электроснабжения 6 кВ; для выполнения работ по разработке градостроительной проработки размещения дачного строительства на спорных земельных участках. Из данных договоров усматривается коммерческий интерес заявителя в использовании спорных земельных участков.
Кроме того, как усматривается из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом Дмитровского муниципального района Московской области от 24.10.2012 N 2251 на запрос инспекции о проверке использования по целевому назначению земельных участков, принадлежащих ООО "ЦентрИнвест", весь массив указанных земельных участков по периметру огорожен общим забором из профлиста; внутри огороженного массива расположены три строения (дом и две хозяйственные постройки); с южной стороны участок вдоль забора захламлен мусором.
При указанных обстоятельствах, инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. обоснованно произведено доначисление обществу земельного налога по ставке 1,5%.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение ИФНС России по г. Дмитрову Московской области от 23.03.2012 N 643 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Оценка доказательств произведена судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2013 года по делу N А41-36732/12 - отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрИнвест" - отказать.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)