Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 30.07.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 06.08.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк Т.В., судей: О.Н. Бурковой, О.А. Куклина, при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Цыцыковой, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" на решение арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г. по иску Открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод"к Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности (судья Е.Ф.Капустенская).
ОАО "Усть-Илимский лесопильно - деревообрабатывающий завод" обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Департаменту недвижимости Администрации г. Усть-Илимска с требованием о признании договора аренды N 1600 от 28.05.03 г. недействительной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г. в иске заявителю было отказано.
Истец, не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на то, что оспариваемый договор не прошел процедуру обязательного согласования с Министерством имущественных отношений РФ в соответствии с п. 6 "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю" и п. 1 ст. 71 Закона "О местном самоуправлении", в связи с чем, нарушено имущественное право истца на "экономически обоснованный и законно установленный размер арендной платы". Заявитель апелляционной жалобы полагает, что необходимость согласования с Территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ обосновывается тем, что арендная плата ответчиком установлена с нарушением требований действующих на момент заключения спорного договора п. 2 ст. 3 Закона "О введении в действие земельного кодекса РФ", Закона "О плате за землю".
Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного ответчиком, усматривается, что Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, указывая на то, что при предоставлении земельного участка нормы действующего законодательства были соблюдены.
Представители сторон в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 00942 и 00943.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей сторон, в порядке, установленном ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции
установил:
следующее.
Постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от 14.05.02 N 649 "О департаменте недвижимости администрации г. Усть-Илимска" с 15.05.02 Комитет по управлению имуществом г. Усть-Илимска реорганизован в Департамент недвижимости администрации г. Усть-Илимска путем присоединения к нему отдела архитектуры и градостроительства, инспекции архитектурно-строительного надзора и отдела землепользования администрации города. Названным постановлением утверждено Положение о департаменте администрации г. Усть-Илимска, согласно п. 3.3.1. которого, департамент в установленном законодательством порядке распоряжается земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск.
Согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613, лесопильно-деревообрабатывающему заводу для размещения завода в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 114,6241 гектаров земель в границах, указанных на чертеже.
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 17.12.1992 г. N 149-р ГП "Лесопильно-деревообрабатывающий завод" преобразовано в ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод".
На основании заявления ОАО "Усть-Илимский ЛДЗ" от 29.10.02 N 400-18/1931 Постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от 13.05.03 N 657 "Об изъятии у открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование" у истца изъяты предоставленные государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613 земельные участки.
На основании договора от 28.05.03 N 1600 Департаментом недвижимости Администрации г. Усть-Илимска из земель поселений передан в аренду ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельный участок площадью 702 кв. м, с кадастровым номером 38:32:020102:0086, расположенный в г. Усть-Илимске, промплощадка УИ ЛПК, ОАО "УИ ЛДЗ", с разрешенным использованием - для размещения лесопильно-деревообрабатывающего завода.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка от 28.05.03 N 1600 зарегистрирован Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 15.09.03, о чем свидетельствует проставленная, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрационная надпись на договоре за N 38-01/17-8/2003-329.
В соответствии с п. 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Истец, ссылаясь на отсутствие согласования договора от 28.05.03 г. N 1600 Территориальным органом Министерства имущественных отношений, обратился в суд с настоящим иском.
Заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, учитывая следующее.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 10 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в соответствии с п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Как следует из государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613, лесопильно-деревообрабатывающему заводу для размещения завода в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 114,6241 гектаров земель в границах, указанных на чертеже.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
На основании заявления ОАО "Усть-Илимский ЛДЗ" от 29.10.02 N 400-18/1931 Постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от 13.05.03 N 657 "Об изъятии у открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование" у истца изъяты предоставленные государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613 земельные участки.
В силу ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
На основании договора от 28.05.03 N 1600 Департаментом недвижимости Администрации г. Усть-Илимска из земель поселений передан в аренду ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельный участок площадью 702 кв. м, с кадастровым номером 38:32:020102:0086, расположенный в г. Усть-Илимске, промплощадка УИ ЛПК, ОАО "УИ ЛДЗ".
Данный договор был в установленном порядке зарегистрирован.
В соответствии с п. 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 3-дневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды.
Данный пункт "Правил" регулирует отношения между органами местного самоуправления или органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) либо уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обращение истца в суд за признанием недействительным договора аренды N 1600 от 28.05.03 г., в связи с отсутствием согласования проекта договора, основано на неисполнении властными органами возложенных на них обязанностей.
Так, судом первой инстанции правильно определено, что данный спор вытекает из правоотношений, складывающихся в сфере взаимодействия между властными органами.
Бездействие лиц, обязанных произвести согласование земельного участка органов не является предметом спора, не признано незаконным.
Постановление Правительства от 07.08.02 г. N 576 в настоящее время отменено, от предусмотренной им административной процедуры собственник имущества в лице Российской Федерации отказался.
На основании п. 1 ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Договор аренды земельного участка от 28.05.03 N 1600 в соответствии с требованиями действующего законодательства, прошел государственную регистрацию.
Таким образом, государством признано и подтверждено возникновение у ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" с момента государственной регистрации право аренды на земельный участок.
Доводы истца о неправильном расчете арендной платы и нарушении тем самым интересов Российской Федерации, положенные в обоснование необходимости согласования территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ договора аренды от 28.05.03 г. не имеют отношения к предмету доказывания по делу, состоящему в доказательстве истцом недействительности сделки по основанию отсутствия согласования с Территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ.
Следует учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с п. 4 ст. 22 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 2.1. договора арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату в сумме 5610 руб. 38 коп.
Согласно ст. 8 Закона "О плате за землю", средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города.
Решением Городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.11.01 N 27/115 "О внесении дополнения в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.01 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв. м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" размер коэффициента к ставке земельного налога за земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности составляет 1.
В силу ст. 1 Закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со ст. 7 Закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Вступившим в законную силу решением суда от 01.04.04 по делу N А19-19237/03-21
Решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" признано соответствующим Закону РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Следовательно, указанный в п. 2.1. договора от 28.05.03 N 1600 размер арендной платы рассчитан на основании п. 4 ст. 22 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона "О плате за землю", ст. 1 Закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и ст. 7 Закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Суд не установил таких последствий заключения спорного договора, как недополучение бюджетом какого-либо уровня доходов от сдачи имущества в аренду.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о несоответствии договора аренды земельного участка от 28.05.03 N 1600 пункту 6 "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю".
Согласно ст. 14 Закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель, в связи с чем судом не принимается ссылка ответчика на то, что согласно приложению N 2 (таблица 1) к закону "О плате за землю" в редакции закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка налога на землю в размере 1,4.
В соответствии со ст. 8 Закона от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Ссылка истца на необоснованное применение ответчиком в расчете арендной платы ставки 2,22 судом отклоняется, т.к. Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города, согласно которой земельный участок истца находится в зоне, к которой применяется, в соответствии с названным решением городской Думы, ставка земельного налога 2,22.
В связи с тем, что невыполнение п. 6 Постановления Правительства РФ N 576 от 07.08.02 г., не влечет недействительности договора N 1600 от 28.05.03 г., указанный договор заключен в соответствии с вышеназванными нормами.
При указанных обстоятельствах, требование о признании договора аренды от 28.05.03 N 1600 недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем расторжения договора от 28.05.03 N 1600 судом первой инстанции было обоснованно оставлено без удовлетворения.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г. по делу N А19-3742/07-48 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.В.СТАСЮК
Судьи
О.Н.БУРКОВА
О.А.КУКЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2007 N 04АП-3167/2007 ПО ДЕЛУ N А19-3742/07-48
Разделы:Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2007 г. N 04АП-3167/2007
Дело N А19-3742/07-48
Резолютивная часть объявлена 30.07.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 06.08.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк Т.В., судей: О.Н. Бурковой, О.А. Куклина, при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Цыцыковой, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" на решение арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г. по иску Открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод"к Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности (судья Е.Ф.Капустенская).
ОАО "Усть-Илимский лесопильно - деревообрабатывающий завод" обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Департаменту недвижимости Администрации г. Усть-Илимска с требованием о признании договора аренды N 1600 от 28.05.03 г. недействительной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г. в иске заявителю было отказано.
Истец, не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на то, что оспариваемый договор не прошел процедуру обязательного согласования с Министерством имущественных отношений РФ в соответствии с п. 6 "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю" и п. 1 ст. 71 Закона "О местном самоуправлении", в связи с чем, нарушено имущественное право истца на "экономически обоснованный и законно установленный размер арендной платы". Заявитель апелляционной жалобы полагает, что необходимость согласования с Территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ обосновывается тем, что арендная плата ответчиком установлена с нарушением требований действующих на момент заключения спорного договора п. 2 ст. 3 Закона "О введении в действие земельного кодекса РФ", Закона "О плате за землю".
Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного ответчиком, усматривается, что Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, указывая на то, что при предоставлении земельного участка нормы действующего законодательства были соблюдены.
Представители сторон в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 00942 и 00943.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей сторон, в порядке, установленном ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции
установил:
следующее.
Постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от 14.05.02 N 649 "О департаменте недвижимости администрации г. Усть-Илимска" с 15.05.02 Комитет по управлению имуществом г. Усть-Илимска реорганизован в Департамент недвижимости администрации г. Усть-Илимска путем присоединения к нему отдела архитектуры и градостроительства, инспекции архитектурно-строительного надзора и отдела землепользования администрации города. Названным постановлением утверждено Положение о департаменте администрации г. Усть-Илимска, согласно п. 3.3.1. которого, департамент в установленном законодательством порядке распоряжается земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск.
Согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613, лесопильно-деревообрабатывающему заводу для размещения завода в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 114,6241 гектаров земель в границах, указанных на чертеже.
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 17.12.1992 г. N 149-р ГП "Лесопильно-деревообрабатывающий завод" преобразовано в ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод".
На основании заявления ОАО "Усть-Илимский ЛДЗ" от 29.10.02 N 400-18/1931 Постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от 13.05.03 N 657 "Об изъятии у открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование" у истца изъяты предоставленные государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613 земельные участки.
На основании договора от 28.05.03 N 1600 Департаментом недвижимости Администрации г. Усть-Илимска из земель поселений передан в аренду ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельный участок площадью 702 кв. м, с кадастровым номером 38:32:020102:0086, расположенный в г. Усть-Илимске, промплощадка УИ ЛПК, ОАО "УИ ЛДЗ", с разрешенным использованием - для размещения лесопильно-деревообрабатывающего завода.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка от 28.05.03 N 1600 зарегистрирован Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 15.09.03, о чем свидетельствует проставленная, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрационная надпись на договоре за N 38-01/17-8/2003-329.
В соответствии с п. 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Истец, ссылаясь на отсутствие согласования договора от 28.05.03 г. N 1600 Территориальным органом Министерства имущественных отношений, обратился в суд с настоящим иском.
Заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, учитывая следующее.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 10 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в соответствии с п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Как следует из государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613, лесопильно-деревообрабатывающему заводу для размещения завода в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 114,6241 гектаров земель в границах, указанных на чертеже.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
На основании заявления ОАО "Усть-Илимский ЛДЗ" от 29.10.02 N 400-18/1931 Постановлением Главы администрации г. Усть-Илимска от 13.05.03 N 657 "Об изъятии у открытого акционерного общества "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование" у истца изъяты предоставленные государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО N 75-42-00-613 земельные участки.
В силу ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
На основании договора от 28.05.03 N 1600 Департаментом недвижимости Администрации г. Усть-Илимска из земель поселений передан в аренду ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" земельный участок площадью 702 кв. м, с кадастровым номером 38:32:020102:0086, расположенный в г. Усть-Илимске, промплощадка УИ ЛПК, ОАО "УИ ЛДЗ".
Данный договор был в установленном порядке зарегистрирован.
В соответствии с п. 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 3-дневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды.
Данный пункт "Правил" регулирует отношения между органами местного самоуправления или органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) либо уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обращение истца в суд за признанием недействительным договора аренды N 1600 от 28.05.03 г., в связи с отсутствием согласования проекта договора, основано на неисполнении властными органами возложенных на них обязанностей.
Так, судом первой инстанции правильно определено, что данный спор вытекает из правоотношений, складывающихся в сфере взаимодействия между властными органами.
Бездействие лиц, обязанных произвести согласование земельного участка органов не является предметом спора, не признано незаконным.
Постановление Правительства от 07.08.02 г. N 576 в настоящее время отменено, от предусмотренной им административной процедуры собственник имущества в лице Российской Федерации отказался.
На основании п. 1 ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Договор аренды земельного участка от 28.05.03 N 1600 в соответствии с требованиями действующего законодательства, прошел государственную регистрацию.
Таким образом, государством признано и подтверждено возникновение у ОАО "Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод" с момента государственной регистрации право аренды на земельный участок.
Доводы истца о неправильном расчете арендной платы и нарушении тем самым интересов Российской Федерации, положенные в обоснование необходимости согласования территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ договора аренды от 28.05.03 г. не имеют отношения к предмету доказывания по делу, состоящему в доказательстве истцом недействительности сделки по основанию отсутствия согласования с Территориальным органом Министерства имущественных отношений РФ.
Следует учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с п. 4 ст. 22 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 2.1. договора арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату в сумме 5610 руб. 38 коп.
Согласно ст. 8 Закона "О плате за землю", средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города.
Решением Городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 21.11.01 N 27/115 "О внесении дополнения в решение городской Думы третьего созыва от 03.04.01 N 15/73 "Об утверждении коэффициента к ставке земельного налога за 1 кв. м земельного участка для исчисления арендной платы за землю в городе Усть-Илимске с 1 мая 2001 года" размер коэффициента к ставке земельного налога за земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности составляет 1.
В силу ст. 1 Закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со ст. 7 Закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Вступившим в законную силу решением суда от 01.04.04 по делу N А19-19237/03-21
Решение городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" признано соответствующим Закону РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Следовательно, указанный в п. 2.1. договора от 28.05.03 N 1600 размер арендной платы рассчитан на основании п. 4 ст. 22 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона "О плате за землю", ст. 1 Закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и ст. 7 Закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Суд не установил таких последствий заключения спорного договора, как недополучение бюджетом какого-либо уровня доходов от сдачи имущества в аренду.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о несоответствии договора аренды земельного участка от 28.05.03 N 1600 пункту 6 "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю".
Согласно ст. 14 Закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель, в связи с чем судом не принимается ссылка ответчика на то, что согласно приложению N 2 (таблица 1) к закону "О плате за землю" в редакции закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка налога на землю в размере 1,4.
В соответствии со ст. 8 Закона от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Ссылка истца на необоснованное применение ответчиком в расчете арендной платы ставки 2,22 судом отклоняется, т.к. Решением городской Думы третьего созыва г. Усть-Илимска от 17.10.01 N 25/105 "О зонировании территории города Усть-Илимска и утверждении ставок земельного налога" утверждена схема зонирования территории г. Усть-Илимска в границах генерального плана застройки города, согласно которой земельный участок истца находится в зоне, к которой применяется, в соответствии с названным решением городской Думы, ставка земельного налога 2,22.
В связи с тем, что невыполнение п. 6 Постановления Правительства РФ N 576 от 07.08.02 г., не влечет недействительности договора N 1600 от 28.05.03 г., указанный договор заключен в соответствии с вышеназванными нормами.
При указанных обстоятельствах, требование о признании договора аренды от 28.05.03 N 1600 недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем расторжения договора от 28.05.03 N 1600 судом первой инстанции было обоснованно оставлено без удовлетворения.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 28.05.2007 г. по делу N А19-3742/07-48 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.В.СТАСЮК
Судьи
О.Н.БУРКОВА
О.А.КУКЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)