Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.
при участии в судебном заседании: представителя индивидуального предпринимателя Аскарова Р.М. - Астраханцевой Ю.И., действующей на основании доверенности от 14.10.2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича, г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2009 года
по делу N А06-3508/2009, принятое судьей Гущиной Т.С.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича, г. Астрахань,
к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани, г. Астрахань,
о признании недействительным ненормативного правового акта
установил:
В арбитражный суд Астраханской области обратился ИП Аскаров Р.М. с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) от 16.04.2009 года N 7043 о внесении исправлений в налоговую отчетность.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2009 года в удовлетворении требований ИП Аскарова Р.М. отказано.
ИП Аскаров Р.М., не согласившись с принятым решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 93056 3, имеющееся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Налоговый орган в нарушение требований статьи 262 АПК РФ и определения суда апелляционной инстанции от 20.08.2009 года письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение суда отмене в силу следующего.
ИП Аскаров Р.М., обращаясь с заявлением о признании недействительным принятого инспекций требования от 16.04.2009 года N 7043, указало на то обстоятельство, что на момент выставления оспариваемого требования постановление правительства Астраханской области от 30.06.2005 года N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области" (далее по тексту - постановление от 30.06.2005 года N 214-П), на которое ссылается налоговый орган, утратило законную силу ввиду вступления в действие 23.02.2008 года постановления правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" (далее по тексту - постановление от 31.01.2008 года N 25-П). В связи с чем, налоговым органом неправильно определена кадастровая стоимость земельных участков и, следовательно, доначисление земельного налога на эти участки за 2008 год произведено необоснованно.
Отказывая в удовлетворении заявленных ИП Аскаровым Р.М. требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление от 31.01.2008 года N 25-П вступило в законную силу 23.02.2008 года, однако, применяться в отношении налогового периода по земельному налогу будет с 01.01.2009 года.
Данный вывод суда апелляционная инстанция считает ошибочным, не основанным на нормах права.
Из материалов дела следует, что ИП Аскарову Р.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 14072,62 кв. м, с кадастровым номером 30:12:030052:0005, расположенный по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Брестская, д. 30.
ИП Аскаровым Р.М. 20.01.2009 года была представлена в ИФНС России по Советскому району г. Астрахани налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год с суммой налога, равной 52320 рублям.
По результатам проведенной камеральной проверки представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год инспекцией в адрес ИП Аскарова Р.М. было направлено требование от 16.04.2009 года N 7043, с предписанием внести исправления в налоговую декларацию, касающиеся суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Налоговый орган, руководствуясь постановлением от 30.06.2005 года N 214-П, посчитал, что кадастровая стоимость земельного участка по адресу улице Брестская, д. 30, составляет 30854219 рублей 35 копеек, вследствие чего, налогоплательщиком занижена сумма земельного налога.
Не согласившись с указанным требованием, ИП Аскаров Р.М., обжаловал его в управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области, решением, которого, от 20.05.2009 года N 148-Н, ему было отказано в удовлетворении жалобы.
Посчитав нарушенными свои права в предпринимательской деятельности, поскольку требование налогового органа возлагает на него обязанности по дополнительной уплате денежных средств в бюджет, предприниматель обратился в арбитражный суд Астраханской области за его обжалованием.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, в пункте 10 которых установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Такой порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ИП Аскарову Р.М., по состоянию на начало 2008 года была установлена постановлением правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" (лист дела 14).
Пунктом 2 названного постановления было признано утратившим силу, в том числе, постановление правительства Астраханской области от 30.06.2005 года N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области", которое считал применимым налоговый орган при исчислении кадастровой стоимости в 2008 году.
Пунктом 4 постановления правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П установлено, что оно вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Территориальным отделом управления Роснедвижимости 21 февраля 2008 года предпринимателю была дана выписка из государственного земельного кадастра N 53/08-0096 (лист дела 13), согласно разделу 13 которой, кадастровая стоимость была установлена с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на 2008 год и составила 17439775,78 рублей.
Следовательно, исчисляя земельный налог за 2008 год, исходя из результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на 2008 год, установленной постановлением правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П и основываясь на данных кадастрового учета, предприниматель действовал в соответствии с законодательством, подлежащим применению.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая правомерным исчисление земельного налога, исходил из положений того, что, несмотря на вступление постановления правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П в силу с 23.02.2008 г., применяться оно должно с 1 января 2009 года.
Однако данный вывод суда не основан на материалах дела, поскольку из пункта 4 названного постановления следует, что оно вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования и других данных о его применении не содержит.
Письмо вице-губернатора - председателя правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "О вступлении в силу постановлением правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области", (на которое ссылается инспекция в качестве своих доводов и возражений по делу), согласно которому постановление будет распространяться на отношения, возникшие с 01.01.2009 года, не принимается апелляционным судом.
Как указывалось ранее, указанное постановление вступает в силу в 2008 году, без каких-либо особых отметок о его применении с 01.01.2009 года.
Апелляционная инстанция считает данное письмо противоречащим нормам локального законодательства Астраханской области, поскольку ни Устав Астраханской области (принят Законом Астраханской области от 28 марта 1997 г. N 6), ни Закон Астраханской области от 2 февраля 2005 г. N 3/2005-ОЗ "О структуре и порядке формирования Правительства Астраханской области", не предоставляют право вице-губернатору - председателю правительства Астраханской области давать заключение о порядке введения в действие правовых актов, принимаемых губернатором Астраханской области.
Согласно положениям статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является, в том числе, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а жалоба удовлетворению.
Представителем ИП Аскарова в судебном заседании апелляционного суда заявлено о взыскании судебных расходов с налогового органа в сумме 26196,20 рублей, из которых: 20000 рублей оплаченных предпринимателем за оказание юридической помощи (договор от 20.04.09 г. N 5, платежное поручение об оплате данных услуг от 12.10.09. N 229), и 6196,20 рублей - проезд железнодорожным транспортом, что подтверждается проездными билетами N СВ2010416 874343 за проезд из Астрахани в Саратов и N СВ2010416 874342 за проезд из Саратова в Астрахань, и расходным ордером от 08.10.09 на 6196,20 рублей на получение денежных средств для приобретения проездных билетов. Подлинники всех названных документов обозревались судом, о чем в протоколе судебного заседания сделана отметка.
Согласно статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Апелляционная инстанция установила, что предпринимателем понесены фактические расходы на услуги своего представителя, подтвержденные материалами дела, и, исходя из обоснованности понесенных расходов, находит их разумными.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 20 июля 2009 года по делу N А06-3508/09 отменить, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные индивидуальным предпринимателем Аскаровым Рафаэлем Мансуровичем требования удовлетворить.
Признать недействительным требование от 16.04.2009 года N 7043 о внесении исправлений в налоговую отчетность, предъявленное инспекцией Федеральной налоговой службой по Советскому району г. Астрахани индивидуальному предпринимателю Аскарову Рафаэлю Мансуровичу в полном объеме с момента его принятия.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службой по Советскому району г. Астрахани в пользу индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича судебные расходы в сумме 26196,20 рублей (двадцати шести тысяч ста девяносто шести рублей).
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА
Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2009 ПО ДЕЛУ N А06-3508/09
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. по делу N А06-3508/09
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.
при участии в судебном заседании: представителя индивидуального предпринимателя Аскарова Р.М. - Астраханцевой Ю.И., действующей на основании доверенности от 14.10.2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича, г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2009 года
по делу N А06-3508/2009, принятое судьей Гущиной Т.С.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича, г. Астрахань,
к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани, г. Астрахань,
о признании недействительным ненормативного правового акта
установил:
В арбитражный суд Астраханской области обратился ИП Аскаров Р.М. с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) от 16.04.2009 года N 7043 о внесении исправлений в налоговую отчетность.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2009 года в удовлетворении требований ИП Аскарова Р.М. отказано.
ИП Аскаров Р.М., не согласившись с принятым решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 93056 3, имеющееся в материалах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Налоговый орган в нарушение требований статьи 262 АПК РФ и определения суда апелляционной инстанции от 20.08.2009 года письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение суда отмене в силу следующего.
ИП Аскаров Р.М., обращаясь с заявлением о признании недействительным принятого инспекций требования от 16.04.2009 года N 7043, указало на то обстоятельство, что на момент выставления оспариваемого требования постановление правительства Астраханской области от 30.06.2005 года N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области" (далее по тексту - постановление от 30.06.2005 года N 214-П), на которое ссылается налоговый орган, утратило законную силу ввиду вступления в действие 23.02.2008 года постановления правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" (далее по тексту - постановление от 31.01.2008 года N 25-П). В связи с чем, налоговым органом неправильно определена кадастровая стоимость земельных участков и, следовательно, доначисление земельного налога на эти участки за 2008 год произведено необоснованно.
Отказывая в удовлетворении заявленных ИП Аскаровым Р.М. требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление от 31.01.2008 года N 25-П вступило в законную силу 23.02.2008 года, однако, применяться в отношении налогового периода по земельному налогу будет с 01.01.2009 года.
Данный вывод суда апелляционная инстанция считает ошибочным, не основанным на нормах права.
Из материалов дела следует, что ИП Аскарову Р.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 14072,62 кв. м, с кадастровым номером 30:12:030052:0005, расположенный по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Брестская, д. 30.
ИП Аскаровым Р.М. 20.01.2009 года была представлена в ИФНС России по Советскому району г. Астрахани налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год с суммой налога, равной 52320 рублям.
По результатам проведенной камеральной проверки представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год инспекцией в адрес ИП Аскарова Р.М. было направлено требование от 16.04.2009 года N 7043, с предписанием внести исправления в налоговую декларацию, касающиеся суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Налоговый орган, руководствуясь постановлением от 30.06.2005 года N 214-П, посчитал, что кадастровая стоимость земельного участка по адресу улице Брестская, д. 30, составляет 30854219 рублей 35 копеек, вследствие чего, налогоплательщиком занижена сумма земельного налога.
Не согласившись с указанным требованием, ИП Аскаров Р.М., обжаловал его в управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области, решением, которого, от 20.05.2009 года N 148-Н, ему было отказано в удовлетворении жалобы.
Посчитав нарушенными свои права в предпринимательской деятельности, поскольку требование налогового органа возлагает на него обязанности по дополнительной уплате денежных средств в бюджет, предприниматель обратился в арбитражный суд Астраханской области за его обжалованием.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, в пункте 10 которых установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Такой порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ИП Аскарову Р.М., по состоянию на начало 2008 года была установлена постановлением правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" (лист дела 14).
Пунктом 2 названного постановления было признано утратившим силу, в том числе, постановление правительства Астраханской области от 30.06.2005 года N 214-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области", которое считал применимым налоговый орган при исчислении кадастровой стоимости в 2008 году.
Пунктом 4 постановления правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П установлено, что оно вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Территориальным отделом управления Роснедвижимости 21 февраля 2008 года предпринимателю была дана выписка из государственного земельного кадастра N 53/08-0096 (лист дела 13), согласно разделу 13 которой, кадастровая стоимость была установлена с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на 2008 год и составила 17439775,78 рублей.
Следовательно, исчисляя земельный налог за 2008 год, исходя из результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на 2008 год, установленной постановлением правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П и основываясь на данных кадастрового учета, предприниматель действовал в соответствии с законодательством, подлежащим применению.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая правомерным исчисление земельного налога, исходил из положений того, что, несмотря на вступление постановления правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П в силу с 23.02.2008 г., применяться оно должно с 1 января 2009 года.
Однако данный вывод суда не основан на материалах дела, поскольку из пункта 4 названного постановления следует, что оно вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования и других данных о его применении не содержит.
Письмо вице-губернатора - председателя правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "О вступлении в силу постановлением правительства Астраханской области от 31.01.2008 года N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области", (на которое ссылается инспекция в качестве своих доводов и возражений по делу), согласно которому постановление будет распространяться на отношения, возникшие с 01.01.2009 года, не принимается апелляционным судом.
Как указывалось ранее, указанное постановление вступает в силу в 2008 году, без каких-либо особых отметок о его применении с 01.01.2009 года.
Апелляционная инстанция считает данное письмо противоречащим нормам локального законодательства Астраханской области, поскольку ни Устав Астраханской области (принят Законом Астраханской области от 28 марта 1997 г. N 6), ни Закон Астраханской области от 2 февраля 2005 г. N 3/2005-ОЗ "О структуре и порядке формирования Правительства Астраханской области", не предоставляют право вице-губернатору - председателю правительства Астраханской области давать заключение о порядке введения в действие правовых актов, принимаемых губернатором Астраханской области.
Согласно положениям статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является, в том числе, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а жалоба удовлетворению.
Представителем ИП Аскарова в судебном заседании апелляционного суда заявлено о взыскании судебных расходов с налогового органа в сумме 26196,20 рублей, из которых: 20000 рублей оплаченных предпринимателем за оказание юридической помощи (договор от 20.04.09 г. N 5, платежное поручение об оплате данных услуг от 12.10.09. N 229), и 6196,20 рублей - проезд железнодорожным транспортом, что подтверждается проездными билетами N СВ2010416 874343 за проезд из Астрахани в Саратов и N СВ2010416 874342 за проезд из Саратова в Астрахань, и расходным ордером от 08.10.09 на 6196,20 рублей на получение денежных средств для приобретения проездных билетов. Подлинники всех названных документов обозревались судом, о чем в протоколе судебного заседания сделана отметка.
Согласно статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Апелляционная инстанция установила, что предпринимателем понесены фактические расходы на услуги своего представителя, подтвержденные материалами дела, и, исходя из обоснованности понесенных расходов, находит их разумными.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 20 июля 2009 года по делу N А06-3508/09 отменить, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные индивидуальным предпринимателем Аскаровым Рафаэлем Мансуровичем требования удовлетворить.
Признать недействительным требование от 16.04.2009 года N 7043 о внесении исправлений в налоговую отчетность, предъявленное инспекцией Федеральной налоговой службой по Советскому району г. Астрахани индивидуальному предпринимателю Аскарову Рафаэлю Мансуровичу в полном объеме с момента его принятия.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службой по Советскому району г. Астрахани в пользу индивидуального предпринимателя Аскарова Рафаэля Мансуровича судебные расходы в сумме 26196,20 рублей (двадцати шести тысяч ста девяносто шести рублей).
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА
Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)