Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1804/13

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1804/13


Судья Охотина М.М.
Докладчик Панас Л.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Панас Л.Ю., Рассошенко Н.П.,
при секретаре Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 01 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе руководителя государственного казенного учреждения Архангельской области "..." Х. на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 15 января 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Б. удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Архангельской области "..." в части исчисления и удержания суммы налога на доходы физических лиц в размере 13% со средств регионального материнского (семейного) капитала, выделенного Б. на основании Областного закона Архангельской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" N 55-4-03 от 22 июня 2005 года.
Обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области "..." устранить допущенные нарушения путем выплаты Б. удержанной суммы налога на доходы физических лиц со средств регионального материнского (семейного) капитала, предоставленного на основании Областного закона Архангельской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" N 55-4-03 от 22 июня 2005 года, в размере... рублей."
Заслушав доклад судьи Панас Л.Ю., судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконными решения и действия Государственного казенного учреждения Архангельской области..." (далее ГКУ Архангельской области...") в части исчисления и удержания суммы налога на доходы физических лиц (средств регионального материнского (семейного) капитала и устранении допущенных нарушений. В обоснование заявления указал, что в целях реализации права на выплату регионального материнского (семейного) капитала обратился в ГКУ Архангельской области "...", в соответствии с распоряжением N 7 от 07 ноября 2012 года ему был выдан сертификат, удостоверяющий его право на получение регионального материнского (семейного) капитала на сумму... рублей. Перечисление средств данного капитала на его лицевой счет было произведено ГКУ Архангельской области "..." 25 декабря 2012 года на сумму... рублей. По факту неполного перечисления средств регионального материнского (семейного) капитала ему пояснили, что с него удержан налог на доходы физических лиц в размере 13%, что составило... рублей. Считает, что действие и решение ГКУ Архангельской области "..." в части исчисления и удержания суммы налога на доходы физических лиц со средств регионального материнского (семейного) капитала нарушает его право на получение в полном объеме дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных областным законном "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области". Данное решение противоречит действующему законодательству, поскольку не предусматривает в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в том числе средства регионального материнского (семейного) капитала. Просил признать незаконным решение и действие Архангельской области "..." в части исчисления и удержания суммы налога на доходы физических лиц со средств регионального материнского (семейного) капитала, обязать ГКУ Архангельской области "..." устранить нарушение закона в полном объеме. В судебном заседании заявитель Б. на удовлетворении заявления настаивал, указал, что пунктом 34 ст. 217 НК РФ в редакции от 29 ноября 2012 года предусмотрено освобождение от налогообложения средств регионального материнского капитала, которые являются дополнительными мерами поддержки семей, имеющих детей, введенными законом Архангельской области N 55-4-03. Удержание налога с суммы регионального материнского капитала в размере... рублей является незаконным и нарушает его право на получение в полном объеме данной суммы.
Представители заинтересованного лица ГКУ Архангельской области "..." по доверенности П. и М. в судебном заседании не согласилась с заявлением Б., указав, что их действия по удержанию налога со средств регионального материнского капитала произведены на основании установленного порядка, предусмотренного в разъяснениях Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области и Налоговой службы Архангельской области. Положения п. 34 ст. 217 НК РФ не предусматривают освобождение от налогообложения средств регионального материнского капитала, поскольку данная единовременная выплата не относится к дополнительным мерам поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных Федеральным законом N 256-ФЗ, а носит иной характер. В связи с чем, считают, что действия ГКУ Архангельской области "..." от 24 декабря 2012 года по удержанию налога с суммы регионального материнского капитала, выделенного Б., являются законными. Просили отказать Б. в удовлетворении заявления.
Суд постановил решение, которое в апелляционной жалобе руководитель государственного казенного учреждения Архангельской области "..." Х. просит отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 205-ФЗ) пункт 34 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, а также действие его положений в редакции ФЗ N 205-ФЗ распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года (пункт 1 статьи 1 и пункт 4 статьи 3 Закона N 205-ФЗ).
В соответствии с пунктом 34 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 256-ФЗ установлено, что направление использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала осуществляется в соответствии с Законом N 256-ФЗ.
Следовательно, средства материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом N 256-ФЗ направляются на улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
Пунктом 3 статьи 7 областного закона от 22 июня 2005 года N 55-4-03 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" установлено, что региональный материнский (семейный) капитал выплачивается однократно в размере... рублей на личные нужды.
Из анализа указанных положений областного закона следует, что областным законом не установлено, что средства регионального (материнского) капитала направляются на улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
Истец, при рассмотрении данного гражданского дела, не представил доказательств, что средства регионального материнского (семейного) капитала были направлены на цели, установленные Законом N 256-ФЗ, т.е. на улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
В связи с этим полагают, что областным законом предусмотрены иные случаи и порядок предоставления средств регионального материнского (семейного) капитала, чем случаи и порядок предоставления материнского (семейного) капитала, предусмотренные Законом N 256-ФЗ.
Указывают, что налоговым законодательством установлен порядок урегулирования возврата налога на доходы физических лиц и трехмесячный срок для осуществления возврата излишне удержанного налога.
Судом не было установлено, обращался ли истец к ответчику с заявлением о возврате налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с суммы выплаченного истцу регионального материнского (семейного) капитала.
В возражениях на апелляционную жалобу Б. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, заслушав представителя заинтересованного лица Т.Т., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что сертификатом N 7 от 07 ноября 2012 года удостоверено право Б. на получение регионального материнского (семейного) капитала в соответствии с областным законом от 22 июня 2005 года N 55-4-03 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" в размере 50 000 рублей, что также подтверждается протоколом N 7 от 11.2012 года о назначении пособия на сумму 50 000 рублей.
Распоряжением ГКУ Архангельской области "..." N... от 07 ноября 2012 года принято решение выплатить Б. региональный материнский (семейный) капитал в размере... рублей.
03 декабря 2012 года ГКУ Архангельской области "..." перевело в ОАО Сбербанк РФ в лице Северодвинского отделения N... денежные средства в размере... рублей для зачисления на лицевой счет Б.
Перечисление указанных денежных средств было произведено 24 декабря 2012 года, что подтверждается платежным поручением N... от 24.12.2012 года и выпиской из лицевого счета Б.
На основании платежного поручения N... от 24.12.2012 года была исчислена и удержана сумма налога на доходы физических лиц в размере 13% со средств регионального материнского (семейного) капитала, выделенного Б., на сумму... рублей.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено удержание налога с доходов, полученных налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
С указанным выводом судебная коллегия согласна поскольку он соответствует материалам дела и закону.
Согласно подпункту "ж" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, исходя из вышеназванных норм Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать меры поддержки семей, имеющих детей, дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Такое право субъектов Российской Федерации предусмотрено и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 256-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 2 Закона N 256-ФЗ).
Дополнительно к мерам государственной поддержки, предусмотренным Законом N 256-ФЗ, Законом Архангельской области от 22.06.2005 года N 55-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" (далее Закон АО N 55-4-ОЗ) установлена такая дополнительная мера поддержки, как региональный материнский (семейный) капитал (единовременная денежная выплата за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей).
Статьей 7 Закона АО N 55-4-ОЗ предусмотрено право одного из родителей (усыновителей) по их выбору, единственного родителя (усыновителя), родившего (усыновившего) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года на получение материнского (семейного) капитала.
Пунктом 3 ст. 7 Закона АО N 55-4-ОЗ установлено, что материнский (семейный) капитал выплачивается однократно в размере... рублей на личные нужды.
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п. 3 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо предусматривает право Министерства финансов Российской Федерации давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Письмом Минфина России от 15.01.2013 N 03-04-06/6-9 дано разъяснение, что средства регионального материнского (семейного) капитала, предоставляемые на основании Закона Архангельской области от 22.06.2005 N 55-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" с 1 января 2009 г. и расходуемые физическими лицами по целевому назначению в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
При этом п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ установлено, что действие п. 34 ст. 217 Кодекса в редакции данного Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г., а сам Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ в отношении рассматриваемых положений вступил в силу со дня его официального опубликования.
Физические лица, получившие средства регионального материнского (семейного) капитала, с сумм которых до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ был удержан налог на доходы физических лиц, вправе обратиться в налоговый орган за возвратом сумм уплаченного налога в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Средства регионального материнского (семейного) капитала, израсходованные на иные цели, не предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Как установлено судом, налог с заявителя был удержан после вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ, в связи с чем вывод суда о необоснованном удержании суммы 6500 рублей является правомерным, а возврат налога должен осуществляться налоговым агентом.
Пунктом 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Б., как видно из его пояснений, обращался в... о неправомерности удержания с него НДФЛ со средств материнского капитала, что не опровергнуто заинтересованным лицом, после чего обратился с заявлением в суд.
Сумма НДФЛ в размере... рублей на день рассмотрения заявления Б. не возвращена, при таких обстоятельствах судебная коллегия считает выводы суда о взыскании ее с заинтересованного лица в пользу заявителя правильными.
Не влекут отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверено на какие цели были израсходованы средства материнского капитала.
Заинтересованное лицо доказательств нецелевого расходования этих средств, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представило.
Кроме того, предоставляя средства материнского капитала и удерживая НДФЛ с Б., ... никакие обстоятельства, в том числе связанные с расходованием средств, не выясняло.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, проанализировав положения ст. 38 Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", также учитывая социальную направленность использования средств материнского (семейного) капитала, суд правомерно удовлетворил заявление.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, а доводы подателя апелляционной жалобы сводятся к ошибочному их толкованию.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный и процессуальный закон, оснований для отмены решения суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 15 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя государственного казенного учреждения Архангельской области "..." Х. - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.П.РАССОШЕНКО
Л.Ю.ПАНАС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)