Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-58696/2012

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N А56-58696/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В., при участии от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Журавлевой Н.А. (доверенность от 29.12.2012 N 02-30/14-16372), рассмотрев 25.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2012 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-58696/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аптека "Родник Здоровья", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Большая Пороховская улица, дом 13, литера А, ОГРН 1089848037982 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, улица Большая Посадская, дом 10а, (далее - Отделение фонда) от 16.07.2012 N 2160.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2013, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Отделение фонда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить вынесенное ими решение и постановление и принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Податель жалобы утверждает, что плательщики страховых взносов - аптечные организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), применяют пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью. К таким лицам согласно статье 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) относятся лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих сертификат специалиста. Следовательно, плательщики страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений остальных работников не вправе применять пониженные тарифы, установленные в пункте 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В судебном заседании представитель Отделения фонда поддержал приведенные в жалобе доводы.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной проверки Отделение фонда составило акт от 14.06.2012 N 2160/0 и с учетом возражений Общества приняло решение от 16.07.2012 N 2160 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 43 153 руб. 07 коп., и оно привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания 8630 руб. 61 коп. штрафа.
Основанием принятия решения явился вывод Отделения фонда о занижении Обществом в I квартале 2012 года базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате применения пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат, осуществлявшихся в пользу работников, не имевших высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. Как указало Отделение фонда, согласно разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенному в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288, аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012 - 2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
Не согласившись с принятым Отделением фонда решением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, признав ошибочным вывод Отделения фонда о том, что аптечная организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность, имеет право на применение установленных пониженных тарифов только в отношении лиц, имеющих фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Статья 58 названного Закона закрепляет пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Так, согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих ЕНВД, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
На основании части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в 2012 году применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере - 0,0%.
Как указано в пункте 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 33 статьи 4 названного Закона определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям, указанным в пункте 2 части 1 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением организацией фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
Материалами дела подтверждается и Отделением фонда не оспаривается, что Общество является аптечной организацией и плательщиком ЕНВД, имеет лицензии на фармацевтическую деятельность, в I квартале 2012 года осуществляло только фармацевтическую деятельность.
Суды обеих инстанций обоснованно указали на то, что фармацевтическую деятельность осуществляет именно аптечная организация, а не лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. При этом с учетом приведенных выше положений законодательства фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации. Из материалов дела не следует и Отделением фонда на доказано, что выплаты спорным физическим лицам произведены не в связи с осуществлением Обществом фармацевтической деятельности.
Кроме того, льгота в виде пониженных тарифов страховых взносов законом предоставлена отдельным категориям плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов, каковым является заявитель, а не физическим лицам, в отношении которых страхователь производит эти страховые выплаты.
Положенное Отделением фонда в основу принятого решения разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, содержащееся в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271/2288, как правильно отметили суды, согласно письму Министерства юстиции России от 21.06.2012 N 01-48982/12 не может применяться в качестве нормативного правового акта.
Учитывая изложенное кассационная инстанция полагает, что суды обеих инстанций правомерно признали оспариваемое решение Отделение фонда недействительным.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций полно и объективно исследовали все обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права ими не допущено, то кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба Отделения фонда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А56-58696/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
М.В.ПАСТУХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)